Правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Осуществляемый в России переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Переход к рынку не только заострил проблемы занятости, но и добавил к ним новые, связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновением новых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………….
1 Теоретические основы формирования социально-экономической занятости населения ……………….…………………...
1.1 Государственная политика в области занятости населения …....
1.2 Оценка кризисных ситуаций в сфере занятости населения муниципального образования……………………....…………………..…...
1.3 Безработица как социальный индикатор экономической безопасности муниципального образования…….…………………………
2 Анализ и оценка уровня социально-экономической безопасности муниципального образования (на примере БУ ЦЗН Русско-Полянского района).…………………………………………..…..
2.1 Общая характеристика БУ ЦЗН Русско-Полянского района..….
2.2 Анализ ситуации на рынке труда Русско-Полянского района ...
2.3 Динамика женской безработицы в Русско-Полянском районе...
3 Проблемы занятости населения муниципального образования и мероприятия по их совершенствованию………………
3.1 Потенциальные проблемы занятости населения……..…...…….
3.2 Мероприятия, направленные на содействие занятости населения и социальной поддержке безработных граждан……………….
4 Правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования……………………..……………………………………..……
4.1 Нормативно-правовое регулирование рынка труда Омской области ………………………………………………………………….……
4.2 Совершенствование нормативно-правовой базы………………..
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Занятость как фактов обеспечения ЭПБ.doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, надо учитывать, что ни в одной западной стране не было такого высокого уровня занятости женщин в народном хозяйстве, как в СССР. И лишение работы миллионов образованных, профессионально подготовленных женщин - специалистов (а их уровень образования в СССР был выше, чем у мужчин) в конце 90-х гг. сопровождается массовым снижением их социального и профессионального статусов.

Еще одна отличительная особенность: женская безработица в России - самая высокообразованная в мире. Нигде больше нет среди безработных такого количества женщин с дипломами высших и средне-специальных учебных заведений. Значительная часть женщин, вынужденно ставших безработными, снизила свой профессиональный статус и перешла на непрестижную и низкооплачиваемую работу. Не редкость, например, женщина-доцент, разносящая газеты по квартирам, или бывшая певица, поющая (точнее, зарабатывающая себе на жизнь) в метро. И именно в последнее время резко снизилась численность высокостатусных групп среди женщин [81, с. 113 – 116].

Следует заметить, что  среди лиц, признанных безработными, женщины составляют более 60%. Это значит, что идет процесс последовательной феминизации бедности в России. Женская безработица имеет двухуровневую структуру: существует безработица открытая (статусная) и скрытая.

Первый уровень - так  называемую статусную безработицу - образуют потерявшие работу женщины, официально зарегистрированные в службе занятости и получающие пособие по безработице.

Второй уровень - скрытая  женская безработица. Это самая  многочисленная группа. В ее состав входят работницы, лишившиеся работы, но не зарегистрированные в службе занятости. Они либо уволены и сами ищут работу, либо находятся в неоплачиваемом вынужденном отпуске. К этой же группе относятся и женщины, имеющие сокращенную рабочую неделю или неполный рабочий день. К ним нередко применяется определение – «формально занятые работники». Наиболее незащищенными на обоих уровнях безработицы являются именно женщины.

В эволюции российской безработицы 90-х годов можно выделить три  волны. Первая - начало 90-х годов - "выплеснула" на рынок труда преимущественно научно-техническую интеллигенцию, специалистов оборонно-промышленного комплекса, попавших под пресс конверсии, среди которых свыше 50 % составляли женщины.

Вторая волна прокатилась  в середине 90-х годов и выбросила на рынок труда представителей гуманитарной интеллигенции в результате резкого сокращения преподавательского состава в детских дошкольных учреждениях, школах, вузах. И опять большинство этой социально профессиональной группы составили женщины, ибо сфера образования в России традиционно сильно феминизирована.

И, наконец, третья волна  безработицы (конец 90-х годов) - волна "респектабельной" безработицы - обездолила около 400 тысяч специалистов, казалось, самой устойчивой и высокодоходной в последние годы сферы - финансово-банковской. Это специалисты банков, кредитных учреждений, страховых компаний, туристических и рекламных агентств - типичные представители вновь нарождавшегося среднего класса. Большинство среди безработных на этот раз составили мужчины достаточно высокого социального и профессионального статусов, ранее занимавшие высокие ступеньки в должностной иерархии и обладавшие до тех пор широкими служебными возможностями в условиях интенсивного развития российского финансового рынка.

Таким образом, в России конца 90-х гг. среди безработных  представлены все социально-профессиональные группы специалистов как постперестроечного, так и реформенного периодов. Неудивительно, что критическое отношение к безработице в России за прошедшие реформенные годы существенно усилилось.

Сегодня преобладающее  отношение россиян к безработице - осуждающее. Большинство считает  безработицу недопустимой. Особенно критичны в оценках "полезности" безработицы женщины и сами безработные. Менее критичны в оценках безработицы, скорее, даже лояльны по отношению к ней высокостатусные профессиональные группы: руководители предприятий, структурных подразделений.

 

 

 

 

 

Таблица 1 – Действия женщин, потерявших работу в Русско-Полянском районе Омской области в 2009 году1

Действия женщин, потерявших работу

Уд. вес, %

1.

Обращение в службу занятости

14

2.

Обращение в частные  агентства по трудоустройству

3

3.

Самостоятельный поиск  работы по объявлениям

12

4.

Личное обращение в  отделы кадров предприятия

9

5.

Пытаются заняться бизнесом

5


 

Поведение безработных  женщин, как правило, редко является предметом отдельного анализа, хотя оно представляет не только научный, но и практический интерес. На основании сравнительного анализа данных всероссийских опросов общественного мнения можно выделить несколько групп активного экономического поведения на рынке труда и занятости, представленных в таблице 1. Целевая установка - поиск работы для восстановления активной деятельности. Для этого женщины, оставшиеся без работы, обращаются в государственную службу занятости – 14 %; в частные агентства по трудоустройству – 3 %; ведут самостоятельный поиск работы по объявлениям в СМИ – 12 %; лично обращаются в отделы кадров предприятий – 9 %; пытаются заняться бизнесом – 5 %.

Предложенные в таблице данных можно представить в виде рисунка 1.

Рисунок 1 - Действия женщин, потерявших работу в Русско-Полянском районе Омской области в 2009 году

Иначе говоря, 43% безработных - женщины, активно пытающиеся восстановить свой трудовой статус.

Как ведут себя остальные женщины-безработные? 33% проявляют пассивно-выжидательную позицию, рассчитывая на помощь родственников, друзей, знакомых. Смысл ее заключается в уверенности, что "найти работу сейчас невозможно", что им "ничто уже не поможет", и поэтому они активных действий в поисках работы не предпринимают совсем. Больше всего сторонниц такой модели поведения среди 25-40-летних женщин, имеющих низкий уровень образования. Обращает на себя внимание то, что подавляющее большинство женщин ищет работу, прежде всего по найму и лишь 5% предполагают, что смогут найти форму индивидуально-трудовой деятельности или нишу для самостоятельного бизнеса.

Для того чтобы, потеряв  работу, продолжать поиски путей трудоустройства, необходимо на что-то жить. За счет чего в этот период времени выживают "новые" безработные?

В большинстве (32%) случаев - за счет случайных приработков (в  основном, это мужчины, женщин среди них мало). 12% - перешли на натуральное хозяйство (продают сельскохозяйственные продукты с собственного участка, подсобного хозяйства). В этой группе много женщин, особенно в малых городах. 15% - берут в долг, используют кредиты, займы. (женщин в этой группе очень мало, в основном - это городские рабочие.) 5% - продают вещи. (ранее это были руководители, квалифицированные рабочие.).

Таковы основные формы  социальной адаптации безработных  в современных условиях.

Семья и государство: союзники или противники женской  занятости.

Какую роль играет семья  в трудовой занятости женщины  сегодня? Актуальна постановка вопроса о полезности возврата женщины в семью, к мужу и детям?

Эта проблема еще несколько  лет назад не сходила со страниц  газет, обсуждалась в передачах  радио и телевидения. По данным всероссийских  опросов общественного мнения, оценки и взгляды женщин можно характеризовать  по пяти группам представленным на рисунке 2.2

 

Рисунок 2- Оценка и взгляды  женщин о полезности возврата женщины в семью

 

В первой группе, минимальной  по численности (всего 1%) преобладает  позиция: "Женщины должны работать и делать карьеру, не обращая внимания на семью".

Во второй группе (15%) считают, что "только постоянное сочетание  работы и семейных обязанностей дает женщине экономический самостоятельный  статус и возможность добиться равных с мужчиной успехов".

Третья группа (35%) исходит из того, что "идеальным вариантом для женщины является сочетание работы и семьи вплоть до рождения ребенка". Затем - при наличии маленького ребенка - "только дом, а позже - сочетание карьеры с домашними заботами".

В четвертой группе (до 15%) доминирует убеждение в том, что "после рождения ребенка с работой должно быть покончено".

В пятой группе (20%) фактически разделяют традиционную консервативную точку зрения: "Женщины должны всю сознательную жизнь посвятить  только семье и не работать вне  дома, ни на какой оплачиваемой работе".

Важная особенность  женской психологии: подавляющее  большинство россиянок (66%) считает, что лучший способ стать независимой - иметь работу. В нынешних условиях России вряд ли кто-либо будет доказывать обратное.

А какую позицию занимает государство в вопросах труда и занятости женщин? Какую социальную политику оно проводит?

На мой взгляд, государство у нас выступает в подавляющем большинстве случаев в роли стороннего наблюдателя. Правда, бумаг, документов по женскому вопросу предостаточно. Но решения либо вообще не финансируются, либо финансируются не в полной мере. Государству легче финансировать: пособие по безработице, пособия по уходу за ребенком, пенсии по инвалидности, чем создавать рабочие места и выплачивать заработную плату.

Инвестиции ограничены и осуществляются главным образом  по обязательным официальным каналам: биржи труда, ярмарки вакансий и др.

Несравненно более активную роль, нежели государство, сегодня играют женские неправительственные организации. Поле их деятельности поистине безгранично.

Общественные организации  должны быть крайне заинтересованы в  том, чтобы как можно больше женщин стали активными участниками их деятельности или по крайней мере надежными союзниками. Добиться этого можно различными способами, однако наиболее эффективный путь – действенная помощь в решении наиболее важных проблем, с которыми сталкиваются женщины в сложных условиях нынешней жизни. Среди них – проблема занятости.

Участие общественных организаций  в решении вопросов женской занятости должно реализоваться по моему мнению, на трех существенно различающихся уровнях.

Прежде всего, это моральная  поддержка, которая проявляется  в формировании общественного мнения, в сочувствии и готовности оказать  помощи безработным женщинам, в негативном настрое по отношению к процессам и движущим силам, формирующим сложную ситуацию на рынке труда, в экономике и обществе в целом.

Во-вторых, это участие в формировании нормативно – правовой базы для успешного решения вопросов женской занятости. Здесь речь может идти о подготовке и принятии новых и корректировке действующих законов, постановлений и решений федеральных, областных и местных представительных органов власти, о тройственных соглашениях администрации и т.д.

Основные показатели безработицы: уровень общей безработицы, уровень зарегистрированной безработицы и продолжительность безработицы [68, с. 146 – 214].

Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных  к числу занятых и безработных (в процентах) по следующей формуле:

УБ = Б /(З + Б) Ч 100%        (1),

где УБ – уровень безработицы;

З – число занятых;

Б – число безработных.

Уровень регистрируемой безработицы, определяемый отношением численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, к  численности экономически активного населения:

Урб = Чрб / Чзан x 100%     (2),

где Урб – уровень регистрируемой безработицы;

Чрб – численность зарегистрированных безработных;

Чэан – численность экономически активного населения;

Этот показатель носит  административный характер. Если человек пришел в службу занятости, его зарегистрировали, поставили на учет. Он приходит в службу занятости, отмечается, ему выплачивают пособие. Такие люди считаются безработными в рамках административной системы.

Длительность безработицы характеризуется временем нахождения без работы и определяется как средняя продолжительность пребывания без работы всех безработных или отдельных их категорий или безработных отдельных территорий и т.п. Когда длительность периода поиска работы превышает календарный год, безработица считается опасной, «застойной».

По карточкам персонального  учета обратившихся за помощью в  трудоустройстве может быть определена общая продолжительность трудоустройства  граждан (человеко-дней). Продолжительность  трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным в отчетном году, исходя из данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан за год, используя формулу:

(3).

Аналогично по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность  трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как "безработный" до снятия с учета по причине его трудоустройства.

Информация о работе Правовой режим обеспечения безопасности муниципального образования