Предложения по совершенствованию системы управления финансами муниципального образования Икрянинский район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:04, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию системы управления финансами муниципального образования (на примере Икрянинского района Астраханской области). В соответствии с этой целью в процессе подготовки дипломной работы поставлены и решены следующие задачи:
- систематизировать и обобщить сложившиеся в экономической науке представления об управлении муниципальными (территориальными) финансами;
- рассмотреть на концептуальном уровне основополагающие условия, на которых базируется современное управление муниципальными финансами: финансово-бюджетное равновесие, финансовые стабилизаторы, финансово-экономический потенциал, финансовая база муниципального образования;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы управления финансами муниципальных образований
1.1. Общее понятие об управлении финансами
1.2. Сущность и принципы формирования муниципальных финансов
1.3. Теоретические аспекты управления доходной базой бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации
1.4. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по расходам
Глава 2. Организация управления финансами на примере муниципального образования Икрянинский район Астраханской области
2.1. Правая база управления бюджетом муниципального образования Икрянинский район
2.2. Характеристика деятельности органов управления финансами муниципального образования Икрянинский район.
2.3. Общая информация об исполнении консолидированного бюджета муниципального образования Икрянинский район в 2008 и расходы на 2009, 2010-2011 гг.
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы управления финансами муниципального образования Икрянинский район.
Совершенствование методов программно-целевого управления бюджетными расходами.
Пути совершенствования межбюджетных отношений.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление финансами муниципальных образований.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

Общими недостатками являются:

- отсутствие управления условными обязательствами, не входящими в состав регионального и (или) муниципального долга в трактовке БК РФ, и процедур управления рисками;

- низкий уровень аналитических возможностей информационных систем;

- неполный учет обязательств, отсутствие формализованных процедур принятия решений о новых заимствованиях или их реструктуризации;

- отсутствие связи информационных систем с системами бюджетного учета и планирования;

- применение разнообразных форм неформального учета и отчетности.

Необходим переход к  управлению долгом как к совокупности всех долговых обязательств, включающих наряду с традиционными долговыми инструментами также обязательства по просроченной кредиторской задолженности. В связи с этим предполагается определить формы бюджетных обязательств, внедрить новые правила их учета, развивать системы планирования и управления долговыми обязательствами. Предстоит усовершенствовать учет прямых и условных обязательств, управление рисками, соответствующую отчетность, а также систему принятия решений о заимствованиях.

Для совершенствования  системы управления долгом на региональном и муниципальном уровнях Министерство финансов РФ подготовит методические рекомендации, которые, в частности, будут содержать описание основных процедур управления заимствованиями и учета обязательств, конкретные предложения по управлению долгом.

Осуществление мер по предупреждению возникновения фактов неплатежеспособности субъектов РФ. В соответствии с Федеральным  законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ "О  внесении изменений в БК РФ в части  регулирования межбюджетных отношений" для субъектов РФ и муниципальных образований, имеющих значительную просроченную задолженность по расходным обязательствам, предусматривается возможность введения временной финансовой администрации, целью которой является обеспечение сбалансированности бюджета и осуществление работы по минимизации долгового бремени.

Внедрение в практику бюджетной деятельности муниципальных  образований методов бюджетирования ориентированного на результат (БОР) предполагает 2 основных этапа:

- внедрение методов программно-целевого управления, предполагающих, что деятельность главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) планируется в рамках разрабатываемых ими ведомственных целевых программ (ВЦП), позволяющих, прежде всего, контролировать эффективность использования бюджетных средств через контроль достижения целевых индикаторов ВЦП;

- внедрение в практику деятельности бюджетных учреждений финансирования на основе выполнения муниципальных заданий на оказание бюджетных услуг, позволяющих более полно оценивать как качество выполнения функций бюджетных учреждений с точки зрения потребителя, так и экономическую эффективность расходования средств путем поэлементного анализа затрат на оказание услуги (Приложения Ж и З).

Несомненным плюсом такого подхода, также является то, что для исполнения государственных функций и решения вопросов местного значения можно активнее привлекать негосударственные (небюджетные) учреждения, что может позволить снизить затраты при оказании услуг и повысить их доступность (прежде всего, в ситуации, когда бюджетные учреждения перегружены).

Вместе с тем, внедрение  методов программно-целевого управления на данном этапе сталкивается с рядом  проблем. Разработка, корректировка  и контроль исполнения ВЦП не воспринимается руководителями и специалистами  главных распорядителей бюджетных средств как необходимый элемент планирования бюджета и контроля его исполнения.

Наконец, на муниципальном  уровне ощущается существенный недостаток методических разработок по данной проблеме. В настоящий момент на федеральном  уровне не существует общих методических рекомендаций, которые могли бы использоваться всеми муниципальными образованиями при внедрении БОР. Очевидно, что такие методические разработки необходимы и должны осуществляться под общим руководством Министерства финансов РФ. В случае их наличия можно было бы говорить о единых «правилах игры» необходимых для обеспечения единого экономического пространства.

 

Заключение

В процессе работы над  темой дипломной работы «Управление финансами муниципальных образований» я сделала ряд следующих выводов:

Во-первых, в настоящее  время российское законодательство в области бюджетной политики претерпевает значительные изменения, и адаптация муниципалитетов  к новым условиям осуществляется по-разному. Между муниципальными образованиями наблюдаются настолько существенные различия в качественном уровне управления муниципальными финансами (в используемых процедурах, инструментах и технологиях управления), что было бы нецелесообразным установить единый законодательный набор правил и стандартов, способных единовременно обеспечить создание юридической среды, адекватной для всех муниципальных образований. Поэтому нормативно-правовая база в области бюджетной политики устанавливает лишь общие принципы управления муниципальными финансами.

Представляется разумным в дополнение к законодательным требованиям, обязательным и реальным для выполнения всеми, без исключения, муниципальными образованиями и достаточным для обеспечения единства бюджетной системы и базовых принципов организации бюджетного процесса, внедрить стандарты более высокого уровня. Муниципалитеты, которые в своей деятельности руководствуются стандартами, превышающими «законодательную основу», для дальнейшего прогресса нуждаются в более высоких стандартах.

Во-вторых, для более  эффективного регулирования управления общественными финансами необходимо ввести:

- обязательные для исполнения минимальные требования, установленные в федеральном законодательстве.

- рекомендуемые нормативы и параметры, соблюдение которых будет учитываться при предоставлении целевой обусловленной финансовой помощи (субсидий).

- дополнительные, более высокие стандарты управления общественными финансами, принимаемые и выполняемые органами власти добровольно.

В условиях развития бюджетного федерализма статус органов местного самоуправления повышается, и муниципальные власти наделяются все большей самостоятельностью. Соответственно, возрастает и их ответственность за последствия принимаемых решений. Поэтому органы местного самоуправления наряду с государственными органами власти заинтересованы в внедрении более эффективных стандартов в сфере управления общественными финансами и выборе наиболее оптимальных вариантов.

В-третьих, представляется необходимым информировать органы местного самоуправления о наиболее современных методах управления муниципальными финансами. Многолетнее сотрудничество государства с органами местного самоуправления подтверждает, что муниципалитеты проявляют живой интерес к изучению и внедрению передовых технологий управления, пользующихся признанием российских и зарубежных муниципалитетов.

В процессе написания  данного дипломного проекта я  сделала следующее заключение:

Во-первых, в России отсутствуют  как достоверная статистика муниципальных  финансов, так и общепризнанные методики, способные рассчитать расходные обязательства органов власти в новых условиях, в первую очередь - муниципалитетов, а тем более разделенных на поселенческие, районные и окружные.

Во-вторых, по объективным  причинам (большое количество субъектов  межбюджетных отношений, многообразие форм и инструментов отношений, отсутствие прежде аналогичной практики) не возможно спрогнозировать, как сложится распределение расходных полномочий между районами и поселениями, какие при этом образуются объективные потребности в финансовых ресурсах.

Несмотря на детальную регламентацию многих вопросов собственности в регионе, явным недостатком является отсутствие закона, с помощью которого все действующие нормативно-правовые акты составили бы единый механизм, "работающий" в направлении упорядочения и систематизации отношений собственности.

Нельзя обойти вниманием  органы местного самоуправления. Им как  органам публичной власти отводится  в регулировании экономической  деятельности в регионе значительная роль. При этом наиболее сложная  проблема - разграничение полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти. Сложность заключается в том, что экономические отношения включают в себя целый комплекс вопросов производственного, финансового, административного, социального порядка, регулируемых на всех уровнях власти. Выделить те проблемы, которые должны решаться только на уровне муниципальных образований, достаточно трудно. Поэтому наряду с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в регионах приняты свои законы.

Развитие экономики  в регионе регулируется целым  комплексом средств экономического и государственно-правового характера. Региональное законодательство в этой сфере развивается в соответствии с федеральными актами применительно  к различным отраслям региональной экономики.

В этой связи предстоит  решить ряд актуальных проблем. Лучше  отладить взаимодействие областных, окружных и федеральных структур. Привести региональные акты в соответствие с  федеральным законодательством. Создать  более эффективные механизмы согласованного правотворчества РФ с ее субъектами. Усилить внимание региональных органов к реализации федеральных законов и иных актов.

Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что я достигла поставленной цели, т.е. проанализировала, выявила недостатки в системе управления муниципальными финансами, а также предложила ряд рекомендаций по их устранению.

Несмотря на то, что  тема дипломной работы связана с совершенствованием межбюджетных отношений ряд предлагаемы к реализации мер направлен на совершенствование работы отдела финансов администрации Икрянинского района. Это объясняется тем, что существует необходимость гармонизировать бюджетную работу на уровне района с проводимой на федеральном региональном уровне политикой внедрения БОР. В связи с этим можно внести следующие предложения, актуальные, по нашему мнению на 2010 г. и на плановый период 2011 - 2013 годов:

1. Конкретизировать ответственность  руководителей за своевременное  формирование проектов ведомственных  программ их корректировку и контроль исполнения; если главным распорядителем является администрация Икрянинского района - руководителя профильного подразделения администрации, ответственного за программу.

2. Ввести норму, согласно которой оказание платных услуг, возможно только при отражении данной деятельности в рамках ВЦП.

3. Увязать применение поощрительных мер к сотрудникам подведомственных учреждений с достижением запланированных программных показателей.

4. При разработке ВЦП предусматривать источники финансирования как за счет бюджета Икрянинского района, так и за счет средств регионального бюджета.

5. Учитывая, что как финансирование из местного бюджета, так и финансирование из регионального бюджета в форме субвенций (а для здравоохранения еще и финансирование через ФОМС) осуществляется из разных источников, но, по сути, для финансирования одних и тех же муниципальных услуг, необходимо увязать планирование из разных источников в рамках выполнения программ ВЦП.

6. Необходимо конкретизировать процедуру определения финансовых ресурсов при планировании оказания муниципальных услуг согласно Постановлению главы администрации Икрянинского района с учетом получения субвенций.

Наконец, следует обратить внимание на то, что в настоящий  момент финансирование переданных полномочий из областного бюджета не увязано с достигнутыми результатами. Т. е. в настоящий момент сложилась ситуация, когда выделение средств из регионального бюджета не увязано с внедрением БОР на муниципальном уровне.

Таким образом, можно  сделать вывод, что в настоящий момент главным направлением работы по совершенствованию межбюджетных отношений для Икрянинского района Астраханской области является гармонизация введения БОР на региональном и муниципальном уровне и увязка финансирования переданных полномочий за счет регионального бюджета с мероприятиями по внедрению БОР и их результатами.

Неэффективность бюджетной  системы России отчетливо проявляется  в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население  гарантированными благами, а бюджетные  учреждения - достаточным финансированием, чтобы своевременно погашать собственные заимствования на открытом рынке. Непомерные объемы кредиторской задолженности, непрозрачность и неполная подконтрольность финансовых операций исполнительных органов власти законодательным органам обусловливают необходимость разработки мер по укреплению финансовых основ местных бюджетов, закреплению в действующем законодательстве механизмов обеспечения устойчивых, стабильных источников пополнения в местный бюджет.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. М., 2000.
  2. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 24 сентября 2003г
  3. Федеральный Закон от 20.06.2003 № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».
  4. Земельный кодекс Российской Федерации, 2003
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998.
  7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина. -М., Издат: «Право и закон»; 2002, 348с.
  8. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», от 21.06.95
  9. Аболонин Е.С. Муниципальное право. Учебник для вузов. -М., 2005г.
  10. Белозеров, С.А., Горбушина С.Г. и др. Финансы: учебник, - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 512 с.
  11. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы. Учебник. -М., 2005г
  12. Выдрин И.В. Муниципальное право. -М., 2004г
  13. Горин А.М. , Максимова Н.С. Бюджетная система РФ. -М., 2006г
  14. Глущенко Г.Г., Пылин В.В., Муниципальное право. 2004г.
  15. Дорофеев Б.Ю. Валютное право России. Учеб для вузов, 2005г
  16. Игнатюк Н.А., Замотаев А.А. Муниципальное право, Учебник, 2004г.
  17. Ковешников Е.М. Муниципальное право. М., Норма, 2000.
  18. Кудилинский М.Н. Муниципальное право. Учебное пособие для вузов. -М., 2005г
  19. Литовченко А.М. Финансы. -М., 2004г.
  20. Чернова Е.Г., Иванов В.В. Финансы, Деньги, Кредит. -М.,2005г
  21. Парыгина В.А. Государственные и муниципальные финансы. -М., 2005г
  22. Шуляк.П.И. Финансы. Учеб.пособие.- М.,2002г
  23. Циммерман Х. Муниципальные финансы. Учеб для вузов. 2003г.
  24. Финансовое право в вопросах и ответах. Учеб пособие для вузов / Под ред. Грачева Е.Ю., Ивлева М.Ф., Соколова Э.Ю., 2004г.
  25. Муниципальное право.Учебник./ Под ред Игнатюк Н.А.,2005г
  26. Муниципальное право. Учебник. / Под ред. Дмитриев Ю.А., -М., 2005г
  27. Финансы.Учебник / Под. ред. Бабич А.М., Павлова Л.М., -М., 2000г.
  28. Финансы. Учебник. / Под ред. Ковалева В.В. -М.,2005г
  29. Финансовое право. Учебник./ Под ред. В.А.Парыгина.- 2-е изд., -М., 2005
  30. Финансы, деньги, кредит: Учеб. для вузов / Под ред. О.В.Соколовой, 2000, с.307
  31. Бюджетная система России: Учеб.пособие / отв.ред. А.А.Тадеев, В.А.Парыгина, -М.,2005г.
  32. Финансовое право: Учебник для вузов/ Отв. ред. Н.И.Химичева, -М, 2000г., с.321
  33. Финансовое право. Словарь основных понятий / Под ред Химичевой Н.И., 2005 г.
  34. Банковское право. Учеб для вузов / Под ред Эриашвили Н.Ю., 4-е изд., 2005г
  35. Елена Бреслав. Риски финансирования в теории и практике.// Экономика. №15, октябрь, 2005.
  36. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.
  37. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: Изд-во МГУ, 1996. -352 с.
  38. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Учебное пособие. - Москва-Ростов, 1999. -224 с.
  39. Социально ориентированное местное самоуправление: Опыт городов Германии для России. СПб.: Наука, 1999. -388 с.
  40. Миронова Н.И. Институт местного самоуправления в Польше // Федерализм, региональное управление и местное самоуправление. Проблемно-тематический сборник. - М. 2000. - С.105.
  41. Л.Ю. Рокецкий. Журнал «Управа» №9 (22) 2003 (стр.7-10).
  42. Российский статистический сборник.-М.: Госкомстат России, 1998. -790 с.
  43. Уткин Э.А. Государственное и муниципальное управление учебник для вузов, 2001.

Информация о работе Предложения по совершенствованию системы управления финансами муниципального образования Икрянинский район