Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:04, дипломная работа
Целью дипломной работы является разработка предложений по совершенствованию системы управления финансами муниципального образования (на примере Икрянинского района Астраханской области). В соответствии с этой целью в процессе подготовки дипломной работы поставлены и решены следующие задачи:
- систематизировать и обобщить сложившиеся в экономической науке представления об управлении муниципальными (территориальными) финансами;
- рассмотреть на концептуальном уровне основополагающие условия, на которых базируется современное управление муниципальными финансами: финансово-бюджетное равновесие, финансовые стабилизаторы, финансово-экономический потенциал, финансовая база муниципального образования;
Введение
Глава 1. Основы управления финансами муниципальных образований
1.1. Общее понятие об управлении финансами
1.2. Сущность и принципы формирования муниципальных финансов
1.3. Теоретические аспекты управления доходной базой бюджетов муниципальных образований в Российской Федерации
1.4. Организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по расходам
Глава 2. Организация управления финансами на примере муниципального образования Икрянинский район Астраханской области
2.1. Правая база управления бюджетом муниципального образования Икрянинский район
2.2. Характеристика деятельности органов управления финансами муниципального образования Икрянинский район.
2.3. Общая информация об исполнении консолидированного бюджета муниципального образования Икрянинский район в 2008 и расходы на 2009, 2010-2011 гг.
Глава 3 Предложения по совершенствованию системы управления финансами муниципального образования Икрянинский район.
Совершенствование методов программно-целевого управления бюджетными расходами.
Пути совершенствования межбюджетных отношений.
Заключение
Список литературы
Для уяснения роли и значения
многообразных бюджетных
1. По роли в общественном производстве;
2. Общественному назначению;
3. Отраслям производства;
4. Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
- расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
- расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
- расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:
- расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
- расходы на социально-культурные нужды;
- военные расходы;
- расходы на управление.
Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
В производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др. В непроизводственной по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.
Такое деление государственных
расходов (также как и по роли
в воспроизводстве) помогает выявлять
пропорции в распределении
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, ГСМ, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Для целей формирования и исполнения бюджетов по расходам применяется утвержденная бюджетная классификация, согласно которой формируется. В настоящее время её определяет Приказ Минфина РФ от 30 декабря 2009г. №150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». Перечень разделов и подразделов по которым формируется бюджет Лебедянского района приводится во второй главе. (Здесь целесообразно лишь отметить, что разделы 0200 «Национальная оборона» и 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» в рамках бюджета Лебедянского муниципального района не формируются и присутствуют только в бюджетах поселений).
Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов.
Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.).
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- средства на оплату товаров,
работ и услуг, выполняемых
физическими и юридическими
- трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
- ассигнования на осуществление
отдельных государственных
- ассигнования на компенсацию
дополнительных расходов, возникших
в результате решений,
- бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
- инвестиции в уставные капитал
действующих или вновь
- бюджетные ссуды, дотации,
- кредиты иностранным
- средства на обслуживание и
погашение долговых
Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели. Расходы федерального бюджета утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов.
Государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение противопожарной безопасности; научно-исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений; обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации; финансовая помощь другим бюджетам; прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Расходы районного бюджета осуществляются в формах, предусмотренных БК РФ. Органы местного самоуправления района ведут реестры расходных обязательств в соответствии с требованиями БК РФ в порядке, установленном администрацией района. В расходной части районного бюджета предусматривается создание резервного фонда администрации района.
Размер резервного фонда администрации района устанавливается решением сессии районного Совета депутатов о районном бюджете и не может превышать 3-х процентов утвержденного указанным решением общего объеме расходов.
Средства резервного фонда администрации района направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на:
- проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место е текущем финансовом году;
- поддержку общественных организаций и объединений;
- проведение мероприятий местного значения;
- проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения;
- выплату разовых премий и оказание разовой материальной помощи гражданам;
- оказание финансовой помощи учреждениям, организациям;
- иные непредвиденные мероприятия.
Бюджетные ассигнования резервного фонда администрации района, предусмотренные в составе районного бюджета, используются по решению администрации района. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации района, предусмотренных в составе районного бюджета, устанавливается администрацией района. При распределении предварительных проектировок предельных объемов финансирования на очередной финансовый год и на плановый период, субъекты бюджетного планирования должны соблюдать следующие принципы:
- формирование бюджетных расходов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией расходов бюджетов РФ,
- приведение расходов в соответствие с бюджетным законодательством;
- упорядочение системы социальных гарантий и компенсационных выплат;
- принятие мер по оптимизации бюджетных расходов и внедрению современных методов бюджетного планирования, ориентированных на конечные результаты работы бюджетного учреждения;
- достижение высокой эффективности государственных расходов;
- восстановление расходов
от использования
При определении объема ассигнований для исполнения расходных обязательств (консолидированной части расходного обязательства) в очередном финансовом году планового периода могут применяться следующие методики:
- метод индексации
расходов, под которым понимается
расчет ассигнование путем
- нормативный метод, под которым понимается расчет ассигнований на основе нормативов, утвержденных соответствующим нормативным правовым актом;
- плановый метод, под которым понимается установление объема ассигнований в соответствии с показателями, указанными в нормативном правовом акте (договоре, бюджетной целевой программе), либо со сметной стоимостью объекта;
- иные методы, под которыми понимается определение объема ассигнований методами, не попадающими под определение нормативного метода, планового метода и метода индексации (например, сохранён, либо снижен уровень отдельных затрат текущего, либо отчётного периода в результате пересмотра приоритетов в направлении средств, а также в результате оптимизации расходов или замены финансирования на другой источник).
В соответствии с требованиями федерального законодательства основу планирования должен составлять нормативный метод, ориентированный на финансирование услуги. При формировании проектировок на очередной финансовый год и плановый период субъекты бюджетного планирования в первую очередь обязаны обеспечить удовлетворение потребностей в соответствии с установленными нормами по расходам на оплату труда, начисления на оплату труда, питание, стипендии, медикаменты, социальные гарантии (публичные обязательства), оплату услуг по содержанию.
Увеличение единиц штатного персонала без обоснованного увеличения сетевых показателей (учреждений, групп, коек и др.) не допускается. Планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам осуществляется с учётом государственного задания на очередной финансовый год и плановый период, а также его выполнения в отчётном финансовом году и текущем финансовом году.
Орган, исполняющий бюджет, регистрирует все операции связанные с поступлением в районный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита районного бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов районного бюджета в главной книге. Данные Главной книги являются основой для формирования отчетов об исполнении районного бюджета.
Операции по исполнению районного бюджета завершаются 31 декабря. Завершение операций по исполнению районного бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном отделом финансов администрации района в соответствии с требованиями БК РФ. Отдел финансов администрации района устанавливает порядок обеспечения получателей бюджетных средств при завершении текущего финансового года наличными деньгами, необходимыми для осуществления их деятельности в нерабочие праздничные дни в Российской Федерации в январе очередного финансового года.