Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:41, курс лекций
Цель изучения темы 1 – предмет и метод истории экономических учений и выявление истоков экономической науки в экономических учениях мыслителей и правителей в периоды Древнего мира и средневековья.
Задачи:
охарактеризовать особенности предмета и метода истории экономических учений;
ознакомиться с общими и отличительными чертами натурально-хозяйственных концепций авторов Древнего мира и средневековья;
выяснить, почему в ту эпоху доминировали положения о нецелесообразности расширения масштабов товарно-денежных отношений и искусственном характере возникновения денег;
раскрыть суть аристотелевской концепции об экономике и хрематистике;
Тема
1. Предмет и метод истории
Цель изучения темы 1 –
предмет и метод истории
Задачи:
охарактеризовать особенности предмета и метода истории экономических учений;
ознакомиться с
общими и отличительными
выяснить, почему
в ту эпоху доминировали
раскрыть суть аристотелевской концепции об экономике и хрематистике;
сравнить модели идеального государственного и хозяйственного устройства в трудах Платона и Аристотеля;
проанализировать
теоретико-методологические
получить представление
о трактовках основных
Содержание темы.
Предметом изучения дисциплины «История экономических учений» является исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и воззрений, который по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и социальной сфере находит свое отражение в теориях отдельных экономистов, теоретических школах, течениях и направлениях.
Свое начало история экономических
учений берет со времен древнего мира,
т. е. появления первых государств. С
тех пор и до настоящего времени
предпринимаются постоянные попытки
систематизировать
При изучении истории экономических
учений необходимо обратить внимание
на то обстоятельство, почти семь десятилетий
рыночная экономика советским
В нынешних условиях характерные, прежде всего для советского периода, понятия «буржуазная западная» или «современная западная» экономическая теория, являются несостоятельными. Во-первых, едва ли вообще кому-либо известна, скажем, «северная» или «южная» экономическая наука или теория. Во-вторых, если предположить, что «незападная» экономическая мысль «дислоцируется» в России или в странах бывшего СССР, то вряд ли удастся обозначить хоть какие-то критерии в пользу такого обозначения границ «восточной» экономической теории. Наконец, допустим, что «восточная» экономическая мысль – это все же теории российской экономической науки. Тогда справедливым будет возражение о том, что практически все «первые звезды» в области экономической теории и особенно те, с чьими именами связывают становление и развитие науки о рыночных экономических отношениях, загорелись, увы, не на «восточном», а на «западном» небосклоне.
Преодолеть тенденциозный подход анализа эволюции экономических доктрин – означает, прежде всего, признать ошибочными идеи классификации экономической теории по классоформационному принципу. Ведь именно этот принцип позволял в советской литературе соотносить теории на «буржуазные» или «мелкобуржуазные»; «пролетарские», «капиталистические» либо «социалистические». На его же основе имела место надуманная идея противопоставлять экономическую теорию по географическому принципу («отечественная теория» и «западная теория»). В данном контексте речь идет о том, что структуризацию экономической мысли по основным направлениям и этапам ее эволюции целесообразно осуществлять с учетом лучших социально-экономических достижений мировой цивилизации и совокупности обусловливающих обновление и изменение экономической теории факторов исторического, экономического и социального свойства.
В структуре курса истории
экономических учений во избежание
критерия классовых общественно-
Познакомиться с особенностями натурально-хозяйственной (дорыночной) экономической мысли в странах Древнего Востока и античности, студентам предстоит, получив представление о ее апологетике в законах древневавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), суждениях древнекитайского императора и мыслителя Конфуция (V в до н.э.), в древнекитайском трактате «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.). Тому же призвано содействовать знакомство с экономическими взглядами древнегреческих философов IV в. до н.э. Ксенофонта , Платона, Аристотеля, а в период V – XIV в. н.э. с э кономической мыслью средневековья как частью богословия (на примере взглядов Августина, Аквината, Ибн-Хальдуна).
Методы исследования при изучении данной темы:
каузальный (причинно-следственный) метод;
эмпирический метод;
морально-этический и описательный подходы.
Тема 2. Меркантилизм – первая концепция рыночной экономической теории
Цель изучения темы 2 – осмысление сущности меркантилизма и теоретико-методологических положений меркантилистического учения, явивших собой зарождение экономической науки.
Задачи:
раскрыть сущность
предпосылок формирования
уяснить предмет и метод учения меркантилистов;
изучить особенности
меркантилистской трактовки
выяснить, почему
меркантилисты (ранние и
проанализировать особенности меркантилизма в Англии и во Франции;
обосновать позитивное
историческое значение
Содержание темы.
Эпоху дорыночной экономики завершает особый этап в эволюции и экономики и экономической мысли. Этот этап в марксистской экономической литературе называют периодом первоначального накопления капитала и зарождения капитализма; по неклассоформационной позиции – это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. А с точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трактуется также двояко; в марксистском варианте – как период зарождения первой школы экономической теории капитализма (буржуазной политической экономии), а по неклассоформационному варианту – как период первой теоретической концепции рыночной экономики.
Зародившийся в недрах
натурального хозяйства меркантилизм
стал этапом широкомасштабной (общенациональной)
апробации протекционистских
В частности, на заре своего
исторического восхождения
Определенные аспекты проблематики раннего и особенно позднего меркантилизма, проявившего себя в трудах Т. Мена (Англия) и экономической программе Ж.Б. Кольбера, сохраняют свою теоретическую и практическую актуальность и в наши дни. Что же касается появившегося в 1615 г. «Трактата политической экономии» А. Монкретьена (Франция), то он, по меньшей мере, предвосхитил закрепление этого названия за экономической наукой как единственного вплоть до начала XX в.
Методы исследования при изучении данной темы:
эмпирический метод;
каузальный (причинно-следственный) метод;
морально-этический и описательный подходы.
Тема 3. Зарождение и становление классической политической экономии
Цель изучения темы 3 –
освещение историко-
Задачи:
изложить суть
предпосылок возникновения
раскрыть нововведения в области предмета и метода изучения;
познакомиться
с творческим наследием
показать на примере работ Ф. Кенэ и А.Р. Тюрго место и роль в рамках классической политической экономии такого ее течения, как физиократия;
обосновать, почему
именно автора знаменитых
изучить особенности смитовских трактовок стоимости, доходов, капитала и воспроизводства.
Содержание темы.
Временные рамки эпохи
нерегулируемой рыночной экономики
охватывают период примерно с конца
X V II до 30-х гг. XX века. В течение
этого периода в теориях
В данную эпоху экономика
благодаря промышленному
Ее лидеры, преимущественно
анализируя проблемы сферы производства
(хотя и в отрыве в отрыве от сферы
обращения) во многом правомерно осудили
протекционизм меркантилистов и
упрощенное видение ими сущности
и механизма создания и приумножения
в стране богатства. Но одновременно
они же противостояли вновь возникшим
альтернативным концепциям первой половины
XIX века в трудах своих современников
– идейных противников. Это были,
во-первых, экономисты-романтики –
сторонники перехода к обществу социальной
справедливости на базе воссоздания
ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного
производства (малого бизнеса). Во-вторых,
идеологи утопического социализма, призывавшие
к всеобщему одобрению
Между тем изучение данной темы предполагает, прежде всего, осмысление исторических условий возникновения классической политической экономии, основных этапов ее развития и возникновения концепцииэкономического либерализма, основанной на принципах полного невмешательства государства в экономику. Следует также учитывать особенности методологии классической политической экономии: признание, как представлялось ее представителям (от У. Петти и П. Буагильбера на рубеже XVII – XVIII столетий и до Дж.С. Милля и К. Маркса – во второй половине XIX в.) действия объективных экономических законов, использование причинно-следственного метода, методов логической абстракции, индукции, дедукции. Кроме того, классики, опираясь на каузальный анализ, пытались выявить механизм формирования стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с «естественной природой» денег и их количеством в стране, как это имело место у меркантилистов, а в связи с издержками производства или, по другой трактовке, количеством затраченного труда.
Что касается того, что деньги
издавна и традиционно