Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:41, курс лекций
Цель изучения темы 1 – предмет и метод истории экономических учений и выявление истоков экономической науки в экономических учениях мыслителей и правителей в периоды Древнего мира и средневековья.
Задачи:
охарактеризовать особенности предмета и метода истории экономических учений;
ознакомиться с общими и отличительными чертами натурально-хозяйственных концепций авторов Древнего мира и средневековья;
выяснить, почему в ту эпоху доминировали положения о нецелесообразности расширения масштабов товарно-денежных отношений и искусственном характере возникновения денег;
раскрыть суть аристотелевской концепции об экономике и хрематистике;
В своей критике немецкие авторы единодушны в том, что классики чрезмерно увлекаются абстракциями и обобщениями и недооценивают значение фактов и наблюдений, связанных с прошлым и настоящим. Они также обвиняют классиков за абсолютизацию принципов экономического либерализма ( laissez faire ), приверженность некой универсальной экономической науке и узость индивидуалистских доктрин и настаивают на целесообразности исследования реального, а не мнимого изображения конкретной действительности.
О характерной особенности
исторической школы Германии свидетельствует
то обстоятельство, что ее главные
идеи были сформулированы теоретическими
предшественниками данного
Главная заслуга «Исторической школы Германии» заключается прежде всего в формировании альтернативных классической школе методологических положений, которые затем легли в основу методологии социально-институционального направления экономической мысли – американского институционализма. Немецкие авторы, поставив во главу угла проблему метода экономического исследования, по существу выдержали научный спор с классиками и внесли в методологию политической экономии новые позитивные элементы. Их методологические нововведения легли в основу методологических особенностей социально-исторического направления экономической мысли. Суть же этих особенностей методологии может быть сведена к следующим трем положениям: учет влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе «человеческого фактора»; выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов и категорий; определение места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общества.
Методы исследования при изучении данной темы:
каузальный (причинно-следственный) метод;
исторический метод;
функциональный метод;
классовый и реформаторский подходы.
Тема 6. Маржиналистская революция. Зарождение субъективно-психологического направления экономической мысли
Цель изучения темы 6 –
осмысление сущности маржинализма и
этапов «маржинальной революции»; выявление
субъективно-психологической
Задачи:
дать характеристику
общих теоретико-
раскрыть особенности
этапов «маржинальной
познакомиться с «законами Госсена» и их отражением в творчестве маржиналистов;
показать субъективно-
раскрыть сущность
«метода робинзонады», используемого
представителями «австрийской
познакомиться
с особенностями
проанализировать
содержание и значение
Содержание темы.
В течение последних 30 лет XIX в. классическую политическую экономию сменила маржинальная экономическая теория. В значительной степени эта смена стала следствием огромного прогресса в науке, особенно в ее естественных и гуманитарных отраслях, и экономике, которая все более обретала признаки монополистического типа хозяйствования. Основная идея маржинализма– исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли (микроэкономика), а также в масштабе всего народного хозяйства (макроэкономика). Поясняя суть произошедшей «революции», отметим, что маp-жинализм (от слова « marginа l е », которое в англо-французском переводе означает предел) базируется действительно на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях.
Еще одно «революционное»
отличие методологии
Далее, в сравнении с классической политической экономией маржинальная теория широко применяет математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.
«Революционны» подвижки обусловил маржинализм и в области количественной теории денег. Ведь классики в противовес примитивному инфляционизму своих предшественников, меркантилистов, еще со времен Д. Юма, т. е. более 100 лет, «доказывали» степень ненейтральности денег, хотя бы в краткосрочном периоде. «Маржинальная революция» дала «новые доказательства» для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рикардо–Милля. Первыми авторами указанных «подвижек» явились И. Фишер и А. Пигу.
Наконец, «революционным», пожалуй,
можно признать то обстоятельство,
что методологический инструментарий
маржинализма позволил, в конце концов,
снять вопрос о первичности и
вторичности экономических
Переоценку устоявшихся
почти за двухсотлетнюю историю
ценностей «классической школы»
На пером этапе среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер, ставший во главе «австрийской школы» маржинализма. Его школа, в которой активно сотрудничали также Ф. Визер, О. Бём-Баверк и другие ученые, объявляла центральной теорией теорию предельной полезности товара и считала ее главным условием определения его стоимости (ценности), а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективно-психологическим направлением» политической экономии.
Кроме того, главным элементом в методологическом инструментарии К. Менгера явился микроэкономический анализ или индивидуализм, позволивший, с одной стороны, противопоставить учению «классиков» об экономических отношениях между классами общества анализ экономических отношений и показателей на уровне отдельного хозяйствующего субъекта (по терминологии К. Менгера – «хозяйство Робинзона»), но, с другой, – увлечься предвзятым положением о том, что якобы выявить и решить экономические проблемы возможно, рассматривая их только на уровне индивида, на микроуровнe с учетом феномена собственности и обусловленного относительной редкостью благ человеческого эгоизма.
Методы исследования при изучении данной темы:
каузальный (причинно-следственный) метод;
методы дифференциальных и интегральных исчислений;
методы предельного экономического анализа;
субъективный подход («метод робинзонады»);
системный подход.
Тема
7. Возникновение неоклассического
направления экономической
Цель изучения темы 7 – анализ второго этапа «маржинальной революции» и особенностей возникновения неоклассического направления экономической мысли благодаря творческому наследию А. Маршалла, Дж.Б. Кларка и В. Парето.
Задачи:
показать, в чем
проявляют себя признаки
рассмотреть вклад
А. Маршалла в дальнейшее
понять смысл маршаллианского понятий «потребительский избыток» и «репрезентативная фирма»;
раскрыть суть концепции Дж.Б. Кларка о статике и динамике в экономике;
узнать, каково содержание теории (закона) предельной производительности Дж.Б. Кларка;
сравнить концепции
(модели) макроэкономического
узнать смысл
распространенного в
Содержание темы.
С 90-х гг. XIX в. маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на этом этапе – отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем, чтобы подтвердить, говоря словами Й. Шумпетера, что «целью чистой экономики... всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий». В результате представители «новых» маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве преемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название «неоклассической». Причем на втором этапе «маржинальной революции» – этапе формирования неоклассической политической экономии – наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж.Б. Кларк и итальянец В. Парето.
Неоклассики обосновали необходимость одновременного (системного) изучения обеих сфер, не выделяя ни одну из них и не противопоставляя их друг другу. В то же время родоначальники неоклассического направления экономической теории благодаря замене каузального подхода функциональным исключили из «поля зрения» экономической науки существовавшую почти 200 лет дилемму о первичности и вторичности по отношению друг к другу сфер производства и потребления, а соответственно и споры о том, что лежит в основе стоимости (цены).
Следует также отметить, что
на втором этапе «маржинальной революции»
наряду с функциональным методом
экономического анализа всемерно утвердился
и метод математического
Одна из значимых заслуг А.. Маршалла заключается в том, что он, образно говоря, «объединил» сферу производства и сферу потребления в объект целостного системного анализа, распространив характеристику предельных экономических величин еще и на сферы распределения и обмена. В результате произошло как бы естественное объединение обеих теорий стоимости (теории издержек «классиков» и теории полезности «субъективистов») в одну двухкритериальную теорию, базирующуюся на одновременном соизмерении и предельных издержек, и предельной полезности.
Суть введенного в научный оборот «закона предельной производительности» Дж.Б. Кларка сводится к следующему: фактор производства –труд или капитал – может приращиваться до тех пор, пока стоимость продукта, производимого этим фактором, не сравняется с его же ценой (например, численность работающих на предприятии возможно увеличивать лишь до определенного предела, т. е. пока данный фактор не вступил в «зону безразличия»). Действие этого «закона» в практике хозяйствования предполагает, что стимул увеличивать фактор производства исчерпывает себя, когда цена этого фактора начинает превышать возможные доходы предпринимателя. Следовательно, Дж.Б. Кларк является одновременно и предшественником современных теорий, связанных с проблематикой оптимизации структуры издержек производства.
Наконец, если в модели общего экономического равновесия Л. Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели В. Парето этот критерий заменен другим, а именно оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т. е., как говорят в математике, выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих ихочередность.
Методы исследования при изучении данной темы:
методы дифференциальных и интегральных исчислений;
методы предельного экономического анализа;
метод «чистой теории»;
функциональный метод;
системный подход.
Тема 8. Зарождение американского институционализма и теорий монополистической и несовершенной конкуренции