Предмет современной экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Внесение ясности в вопрос - что изучает экономическая теория - представляет большую сложность. При всех различиях в определениях предмета экономической теории не подлежит сомнению, что экономическая наука исследует вполне определенные аспекты деятельности людей (общества) во вполне определенной сфере (или сферах). Это общественная научная дисциплина, изучающая общество.

Файлы: 1 файл

предмет экономич теории.docx

— 374.77 Кб (Скачать файл)

В западных странах  используется вышеописанное деление  затрат (издержек) на постоянные и переменные, причем прямые и часть косвенных затрат относятся к переменным, а оставшаяся часть косвенных затрат (не зависящих от объема производства) - к постоянным. Нередко первая из вышеуказанных частей косвенных затрат выделяется в отдельную группу - частично переменные затраты, поскольку эти затраты изменяются по своей величине не в прямо пропорциональной зависимости от изменения объема производимой продукции. Деление затрат на прямые и переменные позволяет получить показатель - добавленную стоимость, определяемую вычитанием из общего дохода (выручки) предприятия переменных затрат. Добавленная стоимость состоит, таким образом, из постоянных затрат и чистой прибыли. Этот показатель позволяет оценить общую эффективность производства и реализации вне зависимости от прямо зависящих от величины объема производства переменных расходов.

В СНГ деление  затрат на условно-постоянные и условно-переменные, рассчитываемые по экономическим элементам, применяется при расчете экономии от влияния технико-экономических факторов. Подобные расчеты выполняются для определения будущей плановой себестоимости продукции на основе имеющейся фактической себестоимости. Такого рода расчеты не всегда целесообразны, поскольку позволяют всего лишь определить увеличение затрат в случае, если бы условно-постоянные расходы возрастали прямо пропорционально росту объема производимой продукции (практически невозможная ситуация).

Издержки производства имеют большое значение в формировании конечного результата деятельности предприятия - прибыли или убытка. Конечный результат деятельности слагается из финансового результата от реализации продукции и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Определяется конечный результат как разница между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию. Следовательно, для получения максимально возможной прибыли необходимо снижать затраты на производство и реализацию этой продукции. Основной путь снижения затрат производства - это экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных.

Следует подчеркнуть, что о разделении издержек на постоянные и переменные можно говорить только применительно к краткосрочному периоду функционирования фирмы. Другими  словами, исходя из анализа видов  издержек и их динамики, мы можем  провести различие между краткосрочным  и долгосрочным периодами функционирования фирмы.

Краткосрочный период - это период времени слишком  короткий для изменения производственных мощностей, но достаточно для того, чтобы изменить интенсивность использования  этих мощностей. Производственные мощности остаются неизменными в краткосрочном  периоде, а объем выпуска может  изменяться путем изменения количества рабочей силы, сырья и других ресурсов, применяемых на этих мощностях. Издержки производства, какого либо продукта зависит не только от цен на ресурсы, но и от технологий - от количества, ресурсов которое необходимо для производства.

В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, то есть это достаточно длительный временной интервал для того, чтобы фирма могла изменить свои производственные мощности. Так при наличии безработицы и нахождении на рынке труда работников соответствующей квалификации легко увеличить объем производства за счет массы живого труда. Аналогичная ситуация может иметь место при использовании дополнительных ресурсов сырья или энергии. Естественно, что при этом приходится учитывать специфику производства. Так, прирост объема продукции (например, в производстве мебели по индивидуальным заказам) можно легко получить путем привлечения дополнительных рабочих. Но совершенно иная ситуация складывается, когда необходимо расширить производственные мощности, площади производственных помещений и т.п. Здесь необходимое время измеряется месяцами, а иногда, скажем, в тяжелом машиностроении или металлургии - годами. Из этого следует, что просто необходимо при экономическом анализе различать краткосрочный и долгосрочный периоды. В рамках краткосрочного периода невозможно ввести в строй новые производственные мощности, но возможно повысить степень их использования. В пределах долгосрочного периода можно расширить производственные мощности. Конечно, рамки этих периодов для различных отраслей различны. Деление на два периода имеет большое значение при определении стратегии и тактики фирмы в максимилизации прибыли.

 

 

17. Основы теории производства. Производственная функция и функция 

затрат.

Производство включает три  разнородных фактора (лат. factor - делающий, производящий). Рассмотрим их в натурально-вещественном виде, который свойствен всякому обществу.

Первый фактор - человеческий. Для производства всегда нужны люди, имеющие необходимые знания и трудовые навыки.

Труд в материальном производстве - это целесообразная деятельность, в которой люди с помощью созданных  ими средств изменяют предметы природы, приспосабливая их для удовлетворения своих потребностей.

Второй фактор - вещественный - средства труда. К ним относятся те материальные вещи, с помощью которых люди создают полезные блага.

В состав средств труда  входят естественные условия производственного  процесса (например, вода, используемая, скажем, на гидроэлектростанциях или  в мелиоративных сооружениях  для хозяйственных целей) и техника - искусственные, созданные человеком  средства труда. В свою очередь, они  включают орудия труда (инструменты, машины, оборудование, аппараты химического производства и т. п.), благодаря которым исходное природное вещество преобразуется в полезные блага, а также общие материальные условия труда (производственные здания, каналы, дороги и т. д.).

Третий фактор - тоже вещественный - предмет труда. Это вещь или совокупность вещей, которые человек приспосабливает для своих нужд. Предметы труда также подразделяются на вещество природы, которое не подверглось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (сырые материалы), которое претерпело воздействие труда человека (отбитые из пласта уголь и руда, направляемые для дальнейшем переработки).

Все три фактора связываются  воедино с помощью технологии. Технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов.

Внутреннюю структуру  производства можно наглядно представить  на рис. 1.3.

Все указанные факторы (или  ресурсы производства) в каждый данный момент времени ограничены по отношению к потребностям. Эта ограниченность может быть: абсолютной (ресурсы вообще невозможно увеличить) и относительной (факторы можно умножить, но в меньшей степени по сравнению с ростом потребностей).

 
Рис. 1.3. Факторы производства

Первый фактор - число работников - нельзя или почти нельзя быстро увеличить. Пределами здесь являются общая численность населения каждой страны и особенно доля его в составе трудоспособных людей.

Второй фактор - средства труда - можно наращивать до необходимых размеров. Однако это можно сделать не сразу, поскольку несколько лет уходит на создание новых машин и зданий.

Третий фактор - прежде всего земля и полезные ископаемые - абсолютно ограничены. При этом различают разведанные запасы природных богатств и потенциальные ресурсы (которые еще недостаточно учтены). Обследования, проведенные во многих странах, показали, что разведанных запасов нефти, газа и угля может хватить только до середины XXI столетия.

В связи с этим практически  важно определить производственные возможности (применительно как  к стране, так и к отдельному предприятию). Под производственными  возможностями подразумевается  наибольший объем выпуска продукции, который достигается при полном использовании ресурсов.

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

Производственная функция  всегда конкретна, т.е. предназначается  для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.

С помощью производственной функции определяется минимальное  количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:

1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).

2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом:

,

где  - объем выпуска; K- капитал (оборудование); М- сырье, материалы; Т – технология; N – предпринимательские способности.

Наиболее простой является двухфакторная модель производственной функции Кобба – Дугласа, с  помощью которой раскрывается взаимосвязь  труда (L) и капитала (К). Эти факторы  взаимозаменяемы и взаимодополняемы

,

где А – производственный коэффициент, показывающий пропорциональность всех функций и изменяется при изменении базовой технологии (через 30-40 лет);K, L- капитал и труд;

 -коэффициенты эластичности объема  производства по затратам капитала  и труда.

Если  = 0,25, то рост затрат капитала на 1% увеличивает объем производства на 0,25%.

 

 

 

18. Инвестиции и стратегия  фирмы.

Под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью  которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы.

Стратегия экономического управления или экономическая стратегия  а) вырабатывает правила и приемы, обеспечивающие экономически эффективное достижение стратегических целей; б) вырабатывает  правила и приемы достижения стратегических целей, базирующиеся на возбуждении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегических программ в эффективными достижении этих целей.

Иначе говоря, экономическая  стратегия предполагает эффективное  достижение целей экономическими методами и средствами.

Рассмотрим первый аспект — проблему экономической эффективности  достижения целей. Общеизвестно понятие экономические эффективности как соизмерения затрат и результатов. Наиболее значительными в постановке и решении этой проблемы были исследования таких выдающихся отечественных ученых, как Л. В. Канторович, В. В. Новожилов и многих других. В основе концепции, в частности В. В. Новожилова, лежала идея оптимального, в масштабе народного хозяйства, плана. Идея народнохозяйственного подхода к определению экономической эффективности пронизывала все научные и методические разработки советских экономистов.

На уровне отдельного предприятия  проблема экономической эффективности  возникала лишь тогда, когда нужно было оценить преимущество того или иного варианта локального технического или организационного решения (выбора элемента конструкции, технологического процесса, вида материала, той или иной формы организации производства и т. п.). Стратегические цели задавались предприятию «сверху» в виде «плана-закона». Поэтому и не возникало необходимости оценивать предпочтительность достижения тех или иных долговременных целей — они были предопределены вышестоящим органом управления.

В условиях рынка применение «народнохозяйственного подхода» при  выборе предпочтительных стратегических целей и способов их достижения на уровне фирмы теряет всякий смысл, поскольку собственник средств производства, создавший фирму, руководствуется интересами выживания (процветания) фирмы.

При этом он понимает, естественно, что не удовлетворяя нужды, потребности  и запросы потенциальных покупателей своих товаров или услуг, выжить в условиях конкуренции нельзя.

Вместе с тем, выбирая  ту или иную стратегическую зону хозяйствования для удовлетворения потребностей множества входящих в нее субъектов рынка, предприниматель должен учитывать интересы всего множества потенциальных потребителей его продукции. Порой это множество может быть представлено целой отраслью народного хозяйства, либо отраслью промышленности, либо значительной социальной группой индивидуальных покупателей. Следовательно, принимая то или иное стратегическое решение, в частности выбирая ту или иную стратегического характера для своей фирмы, предприниматель должен оценить, не отразится ли его выбор отрицательно на других целях, отражающих интересы других субъектов рынка, и могущих принести ему в стратегической перспективе определенный эффект.

Выбор цели предполагает направление  на ее достижение определенной совокупности ресурсов, которыми располагает фирма. Поскольку эти ресурсы всегда ограничены, предприниматель должен определить, достижение каких целей обеспечит наибольшую продуктивность использования этих ресурсов, то есть обеспечит конкурентное преимущество фирмы.

Выбор стратегической цели всегда связан с определением ее альтернативной стоимости, то есть с оценкой того, чем нужно пожертвовать, чтобы достичь этой цели.

Это  означает, что экономическая  стратегия должна вырабатывать такие  правила и приемы выбора целей  и средств их достижения, чтобы  направление какого-либо ресурса  на реализацию той или иной цели не оказывало бы отрицательного влияния  на процесс достижения хотя бы одной  из других стратегических целей.

То есть экономическая  стратегия — это план поддержания  фирмы (отрасли, национальной экономики и целом) в состоянии, соответствующем критерию Парето- эффективности.

Однако следует при  этом иметь в виду, что цели, на достижение которых направляются ресурсы, должны быть равнозначными с точки зрения масштабов влияния на живучесть фирмы (отрасли национальной экономики или национальной экономики в целом) в долговременной перспективе. По этому поводу Э.Дж. Долан и Д. Е. Линдсей говорят следующее: «Инвестиция означает отказ от текущего потребления в пользу будущего потребления. Чтобы построить больше фабрик, дорог, компьютеров, мы вынуждены изымать ресурсы из производства хлеба, кинофильмов, услуг и других вещей, могущих удовлетворить наши сиюминутные желания. Но в то же время мы оказываемся в лучшем положении и с точки зрения удовлетворения завтрашних желаний».

Информация о работе Предмет современной экономической теории