Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:02, контрольная работа
Внесение ясности в вопрос - что изучает экономическая теория - представляет большую сложность. При всех различиях в определениях предмета экономической теории не подлежит сомнению, что экономическая наука исследует вполне определенные аспекты деятельности людей (общества) во вполне определенной сфере (или сферах). Это общественная научная дисциплина, изучающая общество.
При фиксированном личном бюджете и неизменных текущих ценах товаров потребитель руководствуется своеобразным правилом здравого смысла: при убывающей предельной полезности любого товара он стремится максимизировать суммарный потребительский эффект от всех осуществленных покупок.
Поскольку такая оценка неотделима от цен покупаемых товаров, то правило максимизации потребительского эффекта достигается при условии: равная предельная полезность товара - на равновеликую единицу денежных затрат. В случае, когда один из товаров имеет сравнительно большую предельную полезность на единицу денежных затрат, покупатель будет увеличивать его закупку, стремясь максимизировать суммарный потребительский эффект именно этими закупками. Одновременно будет сокращаться закупка товара с меньшей предельной полезностью на такую же единицу денежных затрат. Именно с этой целью покупатель осуществляет "перелив", или переключение, денежных затрат из личного бюджета. Однако в процессе этого "перелива" расходуемых на покупки денег покупатель может определить сначала среднюю арифметическую величину предельной полезности по каждому из покупаемых товаров.
14. Потребительское поведение и кривые безразличия.
Вид кривой с "набором безразличия" напоминает хорошо известную нам кривую спроса. Это не случайно: из индивидуальных "кривых безразличия" формируется общая кривая спроса покупателей на товары. Свойства "кривых безразличия" по существу и выявляют важнейшие тенденции рыночного спроса. К числу таких свойств и особенностей "кривых безразличия" относятся следующие.
Во-первых, "кривые безразличия" покупателей имеют отрицательный наклон, поскольку характеризуют соотношение равноценных и взаимно замещаемых товаров. Различные точки на одной и той же "кривой безразличия" - это товарные наборы одинаковой полезности и потребительских эффектов, которые могут быть ранжированы лишь по предпочтениям.
Во-вторых, наклон "кривой безразличия" достаточно определенно показывает соотношение предельной полезности "ассортимента" набора, из которого одни товары отмечены на горизонтальной, а другие - на вертикальной оси. Например, на нашем графике между точками С и Д) наклон кривой равен примерно 2. (Знак "минус" здесь существенного значения не имеет, сравниваем лишь абсолютные величины.) Это означает, что предельная полезность товара на горизонтальной оси примерно в 2 раза выше товара, отмеченного на вертикальной оси. Но суммарный объем полезности не выходит за пределы сопоставимых вариантов С и Д), следовательно, потребитель ничего не теряет и не выигрывает. Меньшее количество одного товара компенсируется большим количеством другого товара, уравновешивая общую полезность и потребительский эффект. Другими словами, отказ от 2 ед. одного товара ради 1 ед. другого товара - это уже известная нам предельная норма замещения, но здесь она выражена категориями безразличия.
В-третьих, наклон "кривой безразличия" в различных точках неодинаков. Каждая точка на кривой - это соотношение предельной полезности товаров в каждом варианте потребительских предпочтений. Соответственно предельная норма замещения одного товара другим определяет крутизну "кривой безразличия" на различных ее участках. Процесс замещения одного товара другим идет по убывающей.
В-четвертых, каждая "кривая безразличия" соответствует только одному уровню потребления, ранжированного в различных вариантах товарных наборов. Любая другая "кривая безразличия" может быть построена только в соответствии с каким-то другим уровнем потребления, хотя его можно ранжировать в сколько угодно многочисленных вариантах товарных наборов. Каждый вариант может представлять различную комбинацию товаров в наборе, но все они принадлежат одной "кривой безразличия". Так что потребители, переместившись на иной уровень потребления, будут находиться на новой "кривой безразличия", ранжируя различные варианты. Например, возросшему уровню потребления будет соответствовать новая "кривая безразличия - 2", сместившаяся вправо и вверх. Эта кривая представляет варианты наборов с большим количеством всех включенных в них товаров, что, с точки зрения предельной полезности и потребительского эффекта, возможно лишь при более высоком доходе и бюджете. Если уровень потребления еще возрастет, то его можно показать лишь с помощью еще более сместившейся вправо и вверх "кривой безразличия - 3". Это вариант с еще большим количеством товаров, сочетающихся так, чтобы иметь суммарную полезность и потребительский эффект, отвечающий возросшему покупательскому уровню дохода и бюджетных возможностей. Следовательно, "кривые безразличия - 1, 2, 3", отражающие возрастающий уровень потребления, представляют собой карту безразличия.
При снижающемся уровне потребления каждая кривая будет смещаться влево вниз, "представляя" принадлежащие ей точки с вариантами наборов одинаковых предельных полезностей более низкого уровня потребления
В-пятых, тот факт, что с помощью карты безразличия можно представить изменяющиеся уровни потребления, означает также, что "кривые безразличия" не пересекаются. Каждая "кривая безразличия" "описывает" какой-либо один уровень потребления. Изменение его, например, из-за роста или снижения доходов может быть изображено новыми, соответственно смещающимися (но не пересекающимися) "кривыми безразличия".
Равновесие потребителя нарушается, если изменяются на товары и услуги или меняется величина его дохода. Очевидно, при падении цен на товары при неизменной величине дохода потребителя он будет покупать больше этих товаров. И не только согласно его индивидуальным оценкам полезности товаров, на которые цены были снижены, равны, ему нет необходимости увеличивать их потребление, он может увеличить потребление других товаров, цены на которые остались прежними. За счет высвобождены части его доходов от снижения цен. Ведь данное снижение цен означает то же, что и увеличение его доходов, хотя доходы номинально и не выросли. Однако увеличение доходов столь же реально, как и в случае повышения заработной платы, например. Способность потребителя покупать больше товаров и услуг за счет снижения цен на них называется эффектом дохода.
С другой стороны, потребитель, если не хочет увеличения потребления подешевевших товаров, может перейти на потребление аналогичных, но более качественных и дорогих товаров. Эффект дохода вызывает в этом случае эффект замещения (субституции). Эффект замещения будет иметь место и тогда, когда потребитель начнет покупать больше товаров, на которые снизились цены, и заменять ими товар, на который цены постоянны или даже выросли. Особенно в последнем случае, когда качество потребления снижается, но бюджетные ограничения заставляют потребителя идти на это. Так, например, хотя за годы реформы цены на хлеб выросли многократно - почти в 8 тыс. раз,- потребление его растет постоянно, но в то же время значительно снизилось потребление хлебобулочных и кондитерских изделий, на которые цены выросли еще больше. Здесь работает эффект замещения.
Этот эффект впервые описал
английский экономист Гиффен обратил
внимание на странное, с точки зрения
теории рынка, падение кривой спроса на
хлеб. Чем больше росла цена на хлеб, больше
его покупали английские бедняки. Парадокс!
Но все объясняется просто. Поскольку
бюджет английских бедняков был скуден,
как и у большинства населения в современной
реформируемой России, они вынуждены были
покупать хлеб в больших количествах,
чтобы выжить. Естественно, при этом сокращалось
потребление других товаров. Указанное
явление получило название "эффекта
Гиффена", который весьма характерен
для бедных стран. А товары, для которых
данный эффект работает, называются "гиффеновскими"
товарами (хлеб, лекарства и т.д.).
15. Потребительское равновесие и кривая спроса.
Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.
Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной - это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена - это независимая переменная, а величина спроса - зависимая переменная. Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих пределах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.
16. Основные исторические
концепции издержек
Говоря об издержках производства и обращения, К. Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.
Современные концепции издержек, разработанные экономистами Запада, во многом учитывают оба вышеотмеченных момента. В центре классификации издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой продукции.
Информация о работе Предмет современной экономической теории