Предмет современной экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Внесение ясности в вопрос - что изучает экономическая теория - представляет большую сложность. При всех различиях в определениях предмета экономической теории не подлежит сомнению, что экономическая наука исследует вполне определенные аспекты деятельности людей (общества) во вполне определенной сфере (или сферах). Это общественная научная дисциплина, изучающая общество.

Файлы: 1 файл

предмет экономич теории.docx

— 374.77 Кб (Скачать файл)

Закон спроса. 
Так в чем же заключается столь важный закон - закон спроса? 
Фактически он звучит так: чем цены выше, тем спрос ниже и наоборот, чем цены ниже, тем спрос выше. Таким образом, главным фактором который оказывает влияние на спрос, является цена. 
     На спрос также оказывают влияние неценовые факторы: 
       1. Доходы 
       2. Наличие данного товара на рынке (дефицит). 
       3. Психология покупок и вкусы потребителей. 
       4. Эффекты ожидания: рост или снижение цен 
       5. Наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов). 
       6. Наличие на рынке дополняющих друг друга товаров 
          (комплиментарных). 
    Все неценовые факторы рассматриваются в экономике не в динамике, а в статике, т.е. постоянными. Это означает, что ни один из этих факторов не может оказать на спрос такого решающего влияния как цена. Поэтому употребляется термин "при прочих равных условиях". Однако спросу "противостоит"  такое понятие как "предложение". 
     "Предложение" - это обобщающий термин, характеризующий поведение фактических и потенциальных продавцов товара. 
    Объем предложения товара - это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объём предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий. 
    Термины "спрос" и "предложение" характеризуются теорией спроса и предложения. Суть этой теории сводится к следующему - стоимость, или цена товара определяется не затраченным на его производство трудом, а исключительно спросом и предложением. Согласно этой теории, если спрос превысит предложение, то стоимость товара повысится, а когда увеличится предложение при неизменном спросе, стоимость товара уменьшится.

Сторонниками теории спроса и предложения были: французский экономист Ж. Б.Сей и английский экономист Г.Д.Маклеод. Математическое выражение теории спроса и предложения встречается у Л.Вальраса. Этой теории придерживались также представители австрийской школы - К.Меигер, Э.Бём-Баверк, Ф.Визер. Английский экономист А.Маршалл пытался соединить теорию спроса и предложения с теорией предельной полезности и теорией издержек производства. Американский экономист П. Самуэльсон это соединение называл оптимистическим неоклассическим синтезом.

 
Закон денежного  обращения. 
      Закон денежного обращения выражает объективную связь между количеством бумажных денег, находящихся в обращении, и уровнем цен. Закон гласит, что покупательная способность денег прочна, если их количество соответствует потребностям рынка в определенной массе денег. Эта масса прямо пропорциональна сумме цен на товары и платные услуги и обратно пропорциональна скорости обращения денег. 
      Так же существует еще множество других экономических законов, например: закон падения эффективности дополнительных затрат факторов производства, закон накопления, и. т. д.

Итак, экономические законы выступают как господствующая тенденция социально-экономического развития общества. Они проявляются не в каждом отдельном  явлении или процессе, а во всей их совокупности на достаточно длинных отрезках времени. Они не являются демоническими повелителями, превращающими людей в покорных слуг, они определяют общую логику экономического развития. Люди не бессильны перед этими экономическими законами, не лишены  своих интересов и активной инициативности в их 
реализации. Законы не зависимы от воли и сознания людей, но не от их деятельности. Это законы производственно-хозяйственной деятельности людей, общественных действий, и они имеют место только в человеческом  обществе. 
Познав экономические законы  и осуществляя свою производственно-хозяйственную деятельность в их русле,  люди добиваются высоких результатов в своей деятельности, идущая же в разрез с ними деятельность приносит трудности. Учет  экономических законов -непременное условие успешной хозяйственной деятельности. 
Экономическая категория - это логическое понятие, отражающее в абстрактном  виде наиболее существенные стороны экономических явлений, процессов, механизмов. Абстракции, отражающие реальность, имеют свой жизненный цикл. Они могут уходить из научного обращения, могут возвращаться в зависимости от того ,насколько они актуальны, т.е. насколько интенсивно протекают процессы реальной действительности, которые они отражают . 
      Поскольку экономические явления, процессы и механизмы взаимосвязаны в пространстве и во времени, то и категории, их отражающие, также взаимосвязаны, что проявляется как взаимодействие ,противостояние, взаимодополнение и нейтральность .Всякая отрасль научных знаний осуществляет типизацию, классификацию множества изучаемых явлений. Результатом этих обобщений  в экономической науке и отражают экономические категории. Экономическая категория - научно собирательное понятие, абстрактно, обобщено характеризующее  сущность многих однородных, аналогичных экономических явлений. Инструмент научного познания производственно-хозяйственных явлений и процессов абстракция,  отражающая в научном сознании действительные экономические отношения. 
      Рассмотрим несколько примеров: 
                 Собственность как экономическая категория. 
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении  многих  веков  скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от  которых  порой  содрогается  весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить  сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели  крах. Бывало, что общество действительно  переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки  отношений  собственности общество  оказывалось  отброшенным  далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться. 
    В нашей стране на протяжении двадцатого века  дважды  происходила ломка отношений  собственности. Первая  началась  в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет оценивать с геометрически противоположных позиций  еще  не  одно  поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сколотить достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего режима. Так что же такое собственность? 
    Проще всего, собственность можно определить как отношение одного человека (коллектива) к принадлежащей ему (им) вещи, как  к  своей. 
Собственность покоится на различении "моего" и "твоего". Любой тип и любая форма собственности, как бы высок в том или ином конкретном  случае и был уровень обобществления или, что то же самое, уровень коллективизации собственности, могут существовать лишь при условии, что кто-то относится к условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то к чужим. Без этого вообще нет собственности. С этой точки зрения любая форма собственности является частной, какой бы идеологической мишурой, преследующей вполне прозаические цели, это ни прикрывалось.

Из элементарного  определения  собственности, которое  дано, следует, что собственность - это отношение  человека  к  вещи. К  этому, однако, содержание собственности не сводится. Поскольку собственность немыслима без того, чтобы другие лица, не  являющиеся  собственниками  данной вещи, относились к  ней  как  к  чужой, собственность означает отношение между людьми по поводу вещей. На одном полюсе этого отношения выступает 
собственник, который относится  к  вещи как в своей, на другом – не собственники, т.е. все третьи лица, которые обязаны относиться к ней  как к чужой. Это значит, что третьи лица обязаны воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на чужую вещь, а, следовательно, и  на  волю собственника, которая воплощена  в  этой  вещи. Из определения собственности следует, что она обладает материальным субстратом в  виде. Собственности присуще и  волевое  содержание, поскольку  именно суверенная воля собственника определяет бытие принадлежащей ему вещи. 
    Собственность -  это  общественное отношение. Без отношения других лиц к принадлежащей собственнику вещи как к чужой не было бы и отношения к ней самого собственника как к своей. Содержание собственности как общественного отношения раскрывается при посредстве тех связей и отношений, в которые собственник  необходимо  вступает  с другими людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления  материальных благ. 
    Итак, собственность - это общественное отношение, которому  присущи материальный субстрат  и  волевое  содержание. Собственность – это имущественное отношение, причем в ряду имущественных отношений она занимает главенствующее  место. Этого, однако, для характеристики собственности недостаточно. Необходимо показать, в каких конкретных формах могут выражаться волевые  акты  собственника  в  отношении принадлежащей ему вещи. Разумеется, речь не идет о том, чтобы выстроить в ряд перечень  таких актов. Это и  невозможно, ибо  в  принципе собственник может совершать в отношении своей вещи все, что не запрещено законом либо не противоречит социальной природе собственности. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается  во  владении, пользовании  и распоряжении оной. 
 К ним, в  конечном счете, сводятся конкретные акты собственника в отношении вещи. 
      Владение означает   хозяйственное   господство  собственника  над вещью. Во владении выражается статистика  отношений  собственности, закрепленость вещей  за  индивидами  и коллективами. 
      Пользование означает извлечение из вещи полезных свойств путем ее производительного и  личного потребления. 
      Распоряжение означает совершение в отношении вещи актов, определяющих ее судьбу, вплоть до уничтожения вещи. Это и отчуждение вещи, и сдача  ее внаем, и  залог  вещи, и многое другое. В пользовании и распоряжении выражается уже динамика отношений собственности. 
    С учетом сказанного конкретизируем данное ранее определение собственности. Собственность - это отношение лица к принадлежащей ему  вещи как к  своей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении вмешательства всех третьих лиц в ту сферу хозяйственного господства, на которую простирается власть собственника. 
    В социально-экономической  литературе, в  том  числе  и  юридической, широко распространено определение собственности как присвоения индивидом или коллективом средств и продуктов производства внутри и посредством определенной  общественной  формы  или как самой общественной формы, посредством которой совершается присвоение. Определение собственности с помощью категории присвоения восходит к работам К. Маркса, в которых категории собственности и присвоения  действительно  увязываются друг с другом. Особенно  рельефно эта связь прослеживается во введении "К критике политической экономии". Такой подход к определению собственности в принципе возможен. Следует, однако, учитывать, что понятие присвоения нуждается в конкретизации, а потому едва ли может быть использовано для раскрытия содержания собственности без определения его самого. К тому же в понятие присвоения исследователи, в том числе и К. Маркс, вкладывали различное содержание. С этой точки зрения владение, пользование и распоряжение, как более конкретные экономические категории, обладают несомненными 
преимуществами по сравнению с предельно абстрактной категорией присвоения. 
Коэффициент полезного действия указанных  категорий  в определении собственности неизмеримо выше, чем категории присвоения. 
    Собственность представлена как экономическая категория человеческому обществу на протяжении  всей  его  истории, за исключением, пожалуй, тех начальных  этапов, когда человек еще не выделился из  природы  и удовлетворял свои потребности с помощью таких более простых способов присвоения, как владение и пользование. Разумеется, на протяжении многовековой  истории человечества собственность  претерпевала существенные изменения, обусловленные, главным образом, развитием производительных  сил, иногда  довольно бурным, как, например, это имело место в период промышленной революции или имеет место сейчас в эпоху научно-технической революции. 
    Принято различать  первобытнообщинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в  качестве  особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах   по-прежнему   подвергались   эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности  не 
произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде  случаев  завуалированного)  в  этих странах утвердился, причудливо  сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности, как предшествующих эпох, так и ныне существующих. 
    Признание собственности особой и в то же время  исторически  изменчивой экономической  категорией, при всех различиях в подходах к ней, является господствующим как в политико-экономической, так и в юридической науке.

 

9. Рыночное равновесие спроса и предложения.

Для того, чтобы  установить, как определяется конкурентная рыночная цена, нужно объединить анализ спроса с анализом предложения, выйти  на взаимодействие решений домохозяйств о покупке продукта и решений  производителей о его продаже.

На рынке продавцов  и покупателей много. Каждый из них  имеет определенную кривую спроса или  предложения. При совершенной конкуренции  ни один из продавцов или покупателей  не способен оказать существенного  влияния на цену товара. Численность  и состав групп продавцов и  покупателей изменяется при изменении  цены. При высокой относительной  цене данного блага на рынке появится множество продавцов; напротив, при  падении относительной цены многие решат отказаться от продажи данного  блага и, возможно, станут покупателями. Рыночное равновесие устанавливается  тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене. Равновесной ценой и называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.

Способность конкурентных сил предложения и спроса устанавливать  цену на уровне, на котором решения  о продаже и купле синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей. Взаимодействие спроса и предложения представляет собой процесс взаимного приспособления. При изменении цен люди меняют свое поведение.

При достаточно большом  числе участников обмена рынок представляет собой на редкость стабильную систему, способную противостоять сильнейшим потрясениям. Важнейшим условием существования такого набора цен, который приводит к установлению состояния равновесия на всех рынках, является выпуклость множества производственных возможностей и множества потребительских предпочтений.

Если в отрасли  имеется только один производитель  товара или услуг, он может полностью  контролировать объем предложения  и очень влиять на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товарозаменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран нет чистой монополии, как и нет совершенной конкуренции. Наиболее наглядно монополизм проявился в экономике СССР, когда объемы производства и цены диктовались отраслью и находились под контролем государства. При полной негибкости цен колебания спроса и предложения вызывали здесь появление дефицита или затоваривания. У советских людей сложилась психология очередника. То, что за товаром необходимо стоять в очереди, означает, что для потребителя затраты на приобретение товара складываются из денежной цены, которая установлена продавцом, и потерь, связанных со стоянием в очереди. В целях ограничения всевластия монополий в ряде стран еще на рубеже XIX и XX столетий были приняты антитрестовские законы.

 

10. Эластичность спроса  и предложения.

Мера реакции одной  величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится  одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается -- величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак в минусв опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. 
Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Существует два крайних  случая. Первый случай - существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

Другой крайний случай - изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п. 
Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности: 
- спрос эластичен; 
- спрос неэластичен; 
- спрос с единичной эластичностью. 
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения.

Информация о работе Предмет современной экономической теории