Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Работа в рыночной экономике выдвигает перед многочисленной армией предпринимателей и менеджеров требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса. Как подготовить и начать свое дело, каков механизм функционирования предприятий и фирм, в чем суть и движущая сила конкуренции, как построить взаимоотношения предпринимателя с хозяйствующими партнерами, в чем состоит ответственность предпринимателя - все это нужно рассматривать в единой взаимосвязанной совокупности. Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основ предпринимательства и бизнеса в России, проблем развития, а также государственного регулирования их деятельности.

Содержание работы

Введение 4
Глава1. Теоретические концепции предпринимательства 6
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы предприятий 6
1.2. Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности 9
1.3. Основные функции предпринимательства 11
Глава 2. Анализ состояния предпринимательской деятельности в России 2.1. Сущность предпринимательства и становление его в России 14
2.2. Анализ и оценка среды функционирования предприятия 18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 25
3.1 Становления государственно-общественной поддержки предпринимательства 25
3.2 Проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения 29
Заключение 36
Приложение 41
Таблица 3.1.1 41
Таблица 3.1.2 41
Поддержка предпринимательства в развитых странах и РФ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Сафонова 2012.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Российский  экономический университет им. Г.В. Плеханова»

 

 

Факультет «Экономики торговли и товароведения»

 

Кафедра экономической  теории

Курсовая работа

 

 

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика.»

 

 

 

Выполнила: студентка  группы  613

Сафонова Анастасия

Проверил: к.э.н., профессор

кафедры экономической  теории

Карраск. А.М.

 

 

Москва, 2012 год

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Российский  экономический университет им. Г.В. Плеханова»

 

Факультет «Экономики торговли и товароведения»

 

Кафедра экономической  теории

Курсовая работа

 

 

по дисциплине: «Макроэкономика»

на тему: «Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика»

 

 

 

Выполнила: студентка  группы 613

Сафонова Анастасия

Проверила: ассистент

кафедры экономической  теории

Шавина Е.В.

 

 

 

Москва, 2012 год

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Юридическое признание  собственности в России вызвало  к жизни активную предпринимательскую  деятельность. Развитие бизнеса предопределяет потребность его участников в  освоении новых профессий и новых  подходов к людям и их деятельности, новых знаний.

За словами "предпринимательство" и "предприниматель" стоит "дело", предприятие - сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную  систему, задача которой производить  продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жесткой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия экономического развития, как отдельного предприятия, так и общества в целом, является движущей силой социального и экономического прогресса. Рыночная среда заставляет предприятие работать в режиме рентабельности, если оно хочет остаться на экономическом поле.

Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и  главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только на товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности.

Работа в рыночной экономике выдвигает перед многочисленной армией предпринимателей и менеджеров требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса. Как подготовить и начать свое дело, каков механизм функционирования предприятий и фирм, в чем суть и движущая сила конкуренции, как построить взаимоотношения предпринимателя с хозяйствующими партнерами, в чем состоит ответственность предпринимателя - все это нужно рассматривать в единой взаимосвязанной совокупности. Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основ предпринимательства и бизнеса в России, проблем развития, а также государственного регулирования их деятельности.

 

Задачей исследования является:

1.Изучение теоретических  основ предпринимательства.

Здесь я рассмотрела историю возникновения предпринимательства; виды и формы предпринимательства; основные функции предпринимательства.

2. Проблемы и перспективы развития предпринимательской деятельности в России. Здесь были рассмотрены основные этапы развития предпринимательства; масштабы и уровни развития предпринимательства; государственное предпринимательство; проблемы развития предпринимательской деятельности.

В настоящее время  Россия находится на переломном этапе  своего развития. Судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на который  во многом зависят от состояния и  тенденций развития предпринимательства.

 

Глава1. Теоретические концепции предпринимательства

  •  
    1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы предприятий

  • Предприятие (или фирма) - это хозяйственная  единица обладающая обособленным имуществом и оформленными правами, позволяющими ей осуществлять коммерческую деятельность под свою имущественную ответственность.

    В экономической теории сложилось  несколько подходов к определению фирмы:

    ♦ неоклассическая теория фирмы  рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, деятельность которой описывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли;

    ♦ институциональная теория фирмы  исходит из того, что фирма является сложной иерархической структурой, действующей в условиях рыночной неопределенности;

    ♦ поведенческая (бихевиористская) теория фирмы исходит из неприемлемости предпосылок о рациональности и максимизации в отношении анализа деятельности фирмы. Фирма представляется механизмом самореализации работников, а ее поведение является результатом взаимодействия уровней управления;

    ♦ эволюционная теория фирмы сводится к тому, что фирма - это саморазвивающаяся  организация, которая руководствуется  накопленным опытом, и решения  принимаются исходя из потребностей развития.

    Основные типы предприятий, распространенных в современной рыночной экономике, представлены частными коммерческими (прибыльными) предприятиями, государственными (общественными) предприятиями и частными некоммерческими (неприбыльными) организациями.

    Частные коммерческие предприятия  — это предприятия, которые созданы для извлечения экономических выгод (прибыли) и в своей деятельности преследуют эту цель. Деятельность таких предприятий направляется на удовлетворение потребности населения рыночным спросом, а не чьими-либо командами.

    Частные некоммерческие организации—это организации, созданные для удовлетворения каких-либо общественных нужд и которые по закону не могут распределять между своими собственниками или управляющими полученные после возмещения затрат прибыли или излишки денежных поступлений. Такие организации финансируются обычно за счет пожертвований, государственных дотаций и, возможно, за счет взимания платы за свои услуги или членских взносов. Обычно законом предоставляются налоговые льготы для этих организаций.

    Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Обычно сфера и объем их деятельности определяются посредством политического процесса (т. е. через выборы в представительные органы власти, назначение правительства и т. п.), а не рыночного.

    Существуют три основные правовые формы, в которых может быть организовано деловое предприятие: индивидуальное предприятие, партнерство (товарищество) и акционерное общество (корпорация).

    Индивидуальное предприятие —  это предприятие, принадлежащее одному человеку, который полностью отвечает по обязательствам фирмы. Вдобавок к своей ответственности собственника предприниматель чаще всего сам непосредственно работает на своем предприятии, выполняя и управленческие, и трудовые функции.

    Партнерство (товарищество) образуется из двух или более лиц, действующих как совладельцы предприятия. Партнеры делят между собою риск и ответственность заранее установленным образом. Между партнерством и индивидуальным предприятием нет разницы в том, в какой степени собственники отвечают по обязательствам.

    Акционерное общество (корпорация) представляет собой наиболее важную форму организации деловых предприятий, если иметь в виду долю акционерных обществ в производстве и выручке, во всех развитых странах с рыночной экономикой. Акционеры корпорации являются ее законными владельцами, всякая прибыль фирмы принадлежит им. Вместе с тем их экономическая ответственность ограничена, акционеры отвечают по долгам корпорации только в размере своих вложений в дело. Ограниченная ответственность позволяет корпорациям привлекать финансовые ресурсы большого числа собственников, которые не участвуют изо дня в день в управлении предприятием.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 1.2. Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности

  •  

    Все многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно- правовым и организационно- экономическим формам, степени использования наёмного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.

    По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную - все эти виды могут функционировать  раздельно или вместе.

    По формам собственности  имущество предприятия может  быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности  общественных объединений (организаций).

    По количеству собственников  предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность - это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них или без определения долей.

    Предприятие, созданное  группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным в кооперативе является личное трудовое и иное участие его членов в  деятельности кооператива, а также объединение его участниками имущественных паевых взносов.

    К основным организационно- экономическим формам предпринимательства  можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово- промышленные группы.

    Концерн - это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятие через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними.

    Ассоциации - мягкая форма  добровольного объединения экономически самостоятельных предприятии, организации, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определённой территории. Основная цель создания ассоциаций совместные решения научно- технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

    Консорциум - это объединение  предпринимателей с целью совместного  проведения крупной финансовой операции. Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников.

    Синдикат - объединение  сбыта продукции предпринимателями  одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

    Картель - это соглашение между предприятиями одной отрасли  о ценах на продукцию, услуги, о  разделе рынков сбыта, долях в  общем, объёме производства и др.

    Новой организационно- экономической  формой предпринимательства служат финансово - промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

  • 1.3. Основные функции предпринимательства

  •  

    Предпринимательство всегда развивается в рамках конкретной экономической системы, базирующейся на той или иной совокупности ценностей и приоритетов. В странах с рыночной ориентированной экономикой для развития предпринимательства создаются наиболее благоприятные условия, закрепляемые законодательством и гарантируемые государством.

    Государство сохраняет  за собой ряд экономических функций, направленных на поддерживание и  координацию функционирования рыночной системы: обеспечение правовой базы и защиту конкуренции; перераспределение доходов и поддержание оптимальной структуры национального продукта; контроль за уровнем занятости и инфляции; стимулирование экономического роста. Свобода предпринимательства и выбор понимается как принятие субъектами хозяйствования на себя всей полноты ответственности за выбор определённых решений, право приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства и реализации, вступать в ту или иную отрасль или выйти из неё.

    Свобода предпринимательства  направлена на всемирную активизацию важнейшего экономического ресурса - предпринимательской способности, в лице её конкретных носителей - предпринимателей.

    Роль предпринимательства  может быть раскрыта через систему  взаимосвязанных функций, проявляющихся  как на уровне конкретного предприятия, так и на уровне национальной экономики в целом. Как правило, эти функции не осознаются действующими в реальной жизни предпринимателями, однако в целях исследования роли значения предпринимательства как экономического и социально- психологического явления целесообразно произвести анализ его основных функций, к числу которых относятся следующие:

    1.Функция принятия  основных решений в процессе  ведения бизнеса. Экономическая  власть рассредоточена внутри  составляющих экономику большого числа участников рыночных сделок - субъектов хозяйствования, что составляет основу конкуренции. Механизм конкуренции регулирует пределы для реализации покупателями и продавцами их личных интересов. Успех или неуспех в конкурентной борьбе определяется обоснованностью решений, принимаемых конкретными предпринимателями на всех этапах деятельности; от поиска и фиксации рыночных потребностей до производства и реализации готового продукта.

    Информация о работе Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика