Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Работа в рыночной экономике выдвигает перед многочисленной армией предпринимателей и менеджеров требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса. Как подготовить и начать свое дело, каков механизм функционирования предприятий и фирм, в чем суть и движущая сила конкуренции, как построить взаимоотношения предпринимателя с хозяйствующими партнерами, в чем состоит ответственность предпринимателя - все это нужно рассматривать в единой взаимосвязанной совокупности. Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основ предпринимательства и бизнеса в России, проблем развития, а также государственного регулирования их деятельности.

Содержание работы

Введение 4
Глава1. Теоретические концепции предпринимательства 6
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы предприятий 6
1.2. Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности 9
1.3. Основные функции предпринимательства 11
Глава 2. Анализ состояния предпринимательской деятельности в России 2.1. Сущность предпринимательства и становление его в России 14
2.2. Анализ и оценка среды функционирования предприятия 18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 25
3.1 Становления государственно-общественной поддержки предпринимательства 25
3.2 Проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения 29
Заключение 36
Приложение 41
Таблица 3.1.1 41
Таблица 3.1.2 41
Поддержка предпринимательства в развитых странах и РФ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Сафонова 2012.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Зарубежный опыт поддержки  малого предпринимательства выявил Основные направления государственной  поддержки малого предпринимательства, которые могут успешно использоваться в России, являются: специальное финансирование (льготное кредитование); гарантирование займов; льготное налогообложение; особый порядок амортизации; повышение конкурентоспособности работников малого предпринимательства; консультирование и др. России необходимо учитывать зарубежный опыт. По оценкам экономистов, в России должно действовать не менее 10-12 млн. малых предприятий. Россия существенно отстает от развитых стран: если в США одно малое предприятие приходится на каждые 10-12 жителей страны, в Японии – на 18 человек, то в России – на 60 человек. Очевидно, в России целесообразно создавать новые механизмы стимулирования и поддержки малого предпринимательства. Система поддержки предпринимательского сектора экономики государства - представляет собой взаимосвязанные меры нормативного, исполнительного, стимулирующего и контролирующего назначения, осуществляемые государственными учреждениями и общественными организациями для обеспечения устойчивого развития предпринимательства.

 

  • 3.2 Проблемы развития  предпринимательства в России и пути их решения

  •  

    Ключевыми проблемами развития малого предпринимательства в России являются барьеры, препятствующие его  становлению. Их условно делят на внешние и внутренние2.

    Внешние барьеры связаны  с неразвитостью правовой системы, отношений собственности, слабой защитой предпринимателей, непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры (налогообложение малого предпринимательства и перманентное его изменение), монополизмом на рынках. Внутренние барьеры – низкий уровень предпринимательской культуры, наследие прошлого, недостаток в образовании, особенно по рыночно-ориентированным программам.

    По данным Росстата и  Федеральной налоговой службы России состояние предпринимательского сектора  экономики в ВВП на начало 2006 года оценивается по следующим показателям3:

    1. В Российской Федерации  на начало 2007 года действовало  около 1.0 млн. малых предприятий, на которых работало до 8.0 млн. чел., с учетом индивидуальных предпринимателей общая численность предпринимательского сектора экономики России составляет более 12.0. млн. чел., или около 16 % экономически активного населения. Вклад предпринимательского сектора в экономику России составляет 12% валового внутреннего продукта государства.

    В промышленной сфере  число малых предприятий составляло 150.0 тыс., в научно-технической - 35.0 тыс., в сельской местности действовало около 3.0 тыс. фермерских хозяйств. Развитие предпринимательства в России при сохранении существующей тенденции отстает от потребностей экономики, слабо решает экономические и социальные проблемы. Изменить ситуацию можно, если построить новую модель государственной поддержки предпринимательства.

    В Поволжском округе на конец 2007 года действовало 15.8 тыс. малых предприятий, на которых работает 133.0 тыс. человек.

    2. По итогам 2006 года  продолжилась тенденция роста  объема производства продукции  (услуг) на малых предприятиях. За 2006 г. Центральный округ вышел на 1 место по показателю производства продукции в расчете на душу населения. Наименьшее увеличение - в Северо-Западном ФО. Общий объем производства продукции (работ, услуг) на малых предприятиях РФ составил 2273878.0 млн. рубл.

    Объем продукции (работ, услуг) малых предприятий Поволжского  округа в 2007 году составил 184.6 миллиарда  рубл.

    3. Объем инвестиций в основной капитал, осуществленный на малых предприятиях России, сохранился, при этом темпы роста значительно увеличились: если в 2005 и 2006 гг. инвестиции в целом по стране выросли на 0,4 и 7,3% соответственно, то к 2007 г. рост составил уже 40,8 %.

    Наиболее значительно  объем инвестиций увеличился в Южном  ФО, заметное увеличение (более чем  на 50%) произошло также в Дальневосточном, Сибирском, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Наименьшее увеличение характерно для Центрального ФО. Общий объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях РФ составил 93969.0 млн. рубл.

    В 2007 году в Поволжье объем  инвестиций на малых предприятиях составил 5.1 млрд. рубл.

    4. Поступления единого  налога, взимаемого в связи с  применением упрощенной системы налогообложения, по итогам 2005 г. относительно 2004 г. по стране увеличились почти в 1,5 раза. Увеличение объемов налоговых поступлений наблюдалось во всех округах, причем в Центральном, Южном, Приволжском, Сибирском и Дальневосточном они выросли более, чем в 1,5 раза. В 2006 г. положительный прирост поступлений ЕНУС отмечается в 82 субъектах РФ, в то время как в 2005 г. таких регионов насчитывалось 63..

    Сумма поступлений единого  налога (ЕНУС и ЕНВД), взимаемого с  малых предприятий, в Республике Татарстан за 2007 год составила 1.858 миллиарда рубл.

    Предпринимательский сектор экономики Поволжья по своим показателям  достиг уровня ведущих отраслей региона,

    Одной из целью работы было определить, какие проблемы предпринимательства  являются сдерживающими организацию системы поддержки предпринимательского сектора экономики региона (ППСЭР). В процессе исследования выявлено, что большинство индикаторов, определяющих эффективность системы поддержки предпринимательского сектора экономики региона, не поддаются количественному измерению. Поэтому основным методом являлись экспертные оценки. В качестве экспертов выступали руководители и ведущие менеджеры малых предприятий. Большинство анкетируемых предприятий (57.8%) имеют опыт работы более 5 лет, среди них свыше 20% предприятий финансово неустойчивы, в критическом положении находится 10.9%, у остальных предприятий финансовое положение стабильное. Численность работающих на предприятиях колеблется от 1 до 100 человек. Доля предприятий, на которых занято от 1 до 10 человек, составляет 37 %, а от 11 до 30 человек – 34%, доля работников с высшим образованием составляет 37.9%.

    Постатейный анализ позволил получить основные сведения о наличии  проблем, сдерживающих развитие ППСЭР, и наиболее актуальных видах услуг, необходимых для развития малого предпринимательства в регионе,см. таблицы 3.2.1, 3.2.2.

     


    Таблица 3.2.2

     

     

     

     

     

     

    Наиболее значимыми  проблемами, выявленными в исследовании, сдерживающими развитие предпринимательского сектора экономики Республики Татарстан, являются:

    - низкие залоговые  возможности начинающих предпринимателей  для открытия своего дела и  получения кредитов (до 90% опрашиваемых);

    - незаинтересованность  банковской системы в развитии  малого предпринимательства: ее  громоздкая система кредитования не стимулирует предпринимателей (до 90% опрашиваемых);

    - отсутствие инфраструктуры  системы поддержки инновационной  (венчурной) деятельности предпринимателей (до 100% опрашиваемых);

    - отсутствие обоснованной  устойчивой системы тарифов, взимаемых монополистами с начинающих предпринимателей, ставящих под угрозу их функционирование (до 100% опрашиваемых);

    - отсутствие разграничения  полномочий между различными  организациями, осуществляющими  контроль за деятельностью предпринимателей, сбор налогов (налог на вмененный доход, социальный налог), их узкая, ведомственная направленность (до 100% опрашиваемых).

    Таким, образом для  успешного развития малого предпринимательства  в Поволжье требуется: поддержка  предприятий администрацией (46,4% опрошенных); организация доступа к источникам финансирования (30,2%); обеспечение информацией по спросу и предложению на рынках (21,9 %); помощь в организации выставок (21,4%); обеспечение доступа к информации. Исследования показали, что большинство предпринимателей работают по-старому, занимаются шлейфовым сопровождением среднего и крупного бизнеса, не занимаются инновациями (80,8% опрошенных).

    Прерогатива государства - обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

    Таким образом, экономика  в любой стране не может нормально  развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для  этого.

    Затянувшийся экономический  кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

    На государство возлагаются  следующие основные функции:

    1. Создание правовой  основы. При помощи правовой основы  государство обеспечивает законные "правила игры", регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

    2. Обеспечение надлежащего  правопорядка в стране и национальной  безопасности. Государство должно  обеспечить права и безопасность  каждого гражданина, общества в  целом и всех субъектов рыночной экономики.

    3. Стабилизация экономики,  т.е. устойчивое развитие экономики,  когда достигаются и поддерживаются  на оптимальном уровне основные  макроэкономические показатели: объем  валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции  и безработицы, дефицит бюджета. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово- кредитной, научно- технической и инвестиционной политики.

    Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом  и в негативном плане может  повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

    4. Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить активною социальную политику, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией.

    Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень  для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

    5. Защита конкуренции.  В рыночной экономике конкуренция  - один из основных регулирующих  инструментов. Конкуренция- основа  прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства - защита конкуренции.

    Для России проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку  среда для настоящей конкуренции в стране еще не создана и экономика в значительной степени монополизирована.

     

    Заключение

     

    В настоящее время  предпринимательский сектор обеспечивает лишь 12 % вклада в ВВП России, в  экономически развитых странах он достигает 60-70 %. Становится очевидным, что предпринимательский сектор экономики без системной государственной поддержки, сочетаемой с регулированием, не способен самостоятельно и устойчиво развиваться. В результате возникает проблема повышения эффективности функционирования предпринимательского сектора экономики как объекта государственной, промышленной и социальной политики.

    В современных условиях предпринимательство является функциональным, информационным и структурообразующим  компонентом несырьевого развития экономики регионов, стратегическим ресурсом России. Предпринимательство решает разнообразные социально-экономические задачи в обществе: эффективно использует ресурсы (материальные, финансовые, трудовые, интеллектуальные и др.); обеспечивает создание общественного продукта и распределение национального дохода; эффективно удовлетворяет платежеспособный спрос населения на товары и услуги; обеспечивает инновационность производства; инвестирует наукоемкие, прогрессивные технологии; решает социальные проблемы в обществе; оказывает влияние на экономику государства.

    Известно, что в странах  с развитой рыночной экономикой, в  частности, ЕС, насчитывается свыше 17 млн. малых предприятий, в которых  трудится свыше 100 млн. человек. Совокупный оборот малых предприятий в странах  ЕС составляет более 11 миллиардов €; половина этих предприятий относится к системе «Oneman business», где работает владелец и члены его семьи. Такие предприятия имеют число работающих до 10 человек и предоставляют треть новых рабочих мест, что обеспечивает четверть поступлений в местный бюджет. Мировой опыт показывает, что предпринимательство является субъектом экономической и социальной модернизации государства. Однако остается открытым, когда предпринимательство станет базой нового обустройства России. Нет полной ясности ни у теоретиков, ни у политиков, а практика, накапливая эмпирический опыт, развивается известным методом проб и ошибок.

    Многообразие мнений о возможности и целесообразности перехода нашей экономики к рыночным отношениям, наконец, сменилось единодушным пониманием неизбежности этого процесса. На разных управленческих уровнях обсуждаются лишь пути, способы этой трансформации. Основная трудность на данном этапе заключается в отсутствии современного опыта работы в условиях нормальной рыночной экономики, профессиональной достаточной основы для её развития. В этой связи необходимо четко представлять, что такое рыночная экономика, предпринимательство, капитал.

    Информация о работе Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика