Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Работа в рыночной экономике выдвигает перед многочисленной армией предпринимателей и менеджеров требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса. Как подготовить и начать свое дело, каков механизм функционирования предприятий и фирм, в чем суть и движущая сила конкуренции, как построить взаимоотношения предпринимателя с хозяйствующими партнерами, в чем состоит ответственность предпринимателя - все это нужно рассматривать в единой взаимосвязанной совокупности. Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основ предпринимательства и бизнеса в России, проблем развития, а также государственного регулирования их деятельности.

Содержание работы

Введение 4
Глава1. Теоретические концепции предпринимательства 6
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы предприятий 6
1.2. Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности 9
1.3. Основные функции предпринимательства 11
Глава 2. Анализ состояния предпринимательской деятельности в России 2.1. Сущность предпринимательства и становление его в России 14
2.2. Анализ и оценка среды функционирования предприятия 18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 25
3.1 Становления государственно-общественной поддержки предпринимательства 25
3.2 Проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения 29
Заключение 36
Приложение 41
Таблица 3.1.1 41
Таблица 3.1.2 41
Поддержка предпринимательства в развитых странах и РФ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Сафонова 2012.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

2. Ресурсная функция.  Предприниматель берет на себя  инициативу соединения основных факторов производства (земли, капитала и труда) в единый производственный процесс. Поскольку используемые ресурсы являются ограниченными и приобретаются за определенную плату, они рассматриваются как затраты. Это побуждает предпринимателя бережливо к ним относиться, искать различные способы снижения потребности в них.

3.Инновационная (творческая  новаторская) функция. Современный  предприниматель, действующий в  условиях конкурентно- рыночной  среды, сознательно использует  инновацию в качество составной части своей деловой стратегии. Под инновацией понимается не само по себе научное открытие или приобретение, а сложный процесс взаимодействия науки, технологии и рынка, в результате которого научное открытие или приобретение доводится до коммерческого успеха, реализуется в виде нового продукта, производственной технологии, формы организации бизнеса.

Инновационная стратегия  предпринимательства используется как средство противостояния тенденции  снижения нормы прибыли. Это вынуждает  предпринимателя расширять объём продаж и прибыли, увеличивать производительность труда, ускоряя оборачиваемость капитала.

Независимо от степени  новизны продукта или уровня технологии, инновация может быть доведена до стадии коммерческого успеха по каналам  государственного сектора, внутреннего предпринимательства и собственно предпринимательства, когда под реализацию новой идеи создается новое предприятие.

Для сохранения предпринимательского духа и инновационного характера  деятельности крупные фирмы культивируют внутрифирменное предпринимательство, суть которого заключается в освобождении творческой предпринимательской активности на внутрифирменном уровне.5

Основным субъектом  предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель - не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как с основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской деятельности, как и наёмный работник, и партнеры по бизнесу.

При изучении теории и  практики предпринимательства важное значение имеет категория "объект предпринимательской деятельности", ибо именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея. Объект предпринимательской деятельности - товар, продукт, услуга, т.е. то, что, может удовлетворить чью - либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Целью предпринимательской деятельности является производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль - это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Глава 2. Анализ состояния предпринимательской деятельности в России 
    2.1. Сущность предпринимательства и становление его в России

  •  

    История предпринимательства  начинается со средних веков. Уже  в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своём заводе.

    В России предпринимательство существует с давних времён. Зародилось оно  ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми  предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689-1725). По всей России создаются мануфактуры, широко развиваются отрасли промышленности: горная, оружейная, суконная, полотняная.

    Дельнейшее развитие предпринимательства сдерживалось наличием крепостного права. Серьёзным  стимулом развития предпринимательства  стала реформа 1861 года. Началось строительство  железных дорог, реорганизуется тяжелая  промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства. В начале XX века предпринимательство становится массовым явлением в России, предприниматель формируется как собственник, хотя влияние иностранного капитала и государства остаётся значительным.

    В этот период формируется  рынок рабочей силы, развивается  акционерно-паевая форма предпринимательства, открываются частные акционерные  банки: коммерческий, земельный и  др. К началу XX века в российской экономике 2/3 всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь 1/3 приходилась на единоличные формы.

    Особо доходными были вложения средств в хлопчатобумажное производство, торговлю и кредит. Начался  процесс монополизации фирм.

    В России после окончания. Первой мировой войны и завершения двух революций - Февральской и Октябрьской - был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Были национализированы  все крупные предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

    Некоторое оживление  в предпринимательскую деятельность внесли годы новой экономической  политики - НЭПа (1921-1926). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается и лишь в 90- е годы началась его реанимация в России. B октябре 1990 года был принят Закон

    "О собственности  в РСФСР", в декабре 1990 года  Закон "О предприятиях и  предпринимательской деятельности". С этого времени, когда частная  собственность и предпринимательская  деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ, других форм деятельности предприятий.

    В настоящее время  в России насчитывается около 10 тысяч  акционерных предприятий, свыше  двух тысяч акционерных коммерческих банков, представлены также и другие предпринимательские структуры. Дальнейшее развитие рыночных отношений в России предполагает создание благоприятных социально-экономических условий для предпринимательства.

    Что же имеется в виду под понятиями "предприниматель" и "предпринимательство"?

    "Предпринимательство" (англ. enterprise) - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами.

    Предпринимательство является деятельностью, которая связана  с вложением средств в целях  получения прибыли на основе сочетания  личной выгоды с общественной пользой.

    3арождение и развитие  предпринимательства всегда обусловлено определенными историческими, социально- экономическими и политическими условиями. Формы, вида, функции и значение предпринимательской деятельности во многом зависят, от конкретного исторического этапа, развития общества, традиций, уклада и тех ценностей, которые столетиями складывались в сознании народа.

    Происходящие в настоящее  время радикальные экономические  преобразования создают предпосылки  для начала нового этапа предпринимательского дела в России, который базируется на качественно более совершенных  технологиях, методах и формах управления предприятием, достаточно образованном слое предприимчивых и деловых людей.

    Рассматривая предпринимательскую  деятельность в историческом аспекте, необходимо учитывать, что на каждом этапе она имела свои черты  и особенности, могла выступать в форме торговли, обмена, промыслов, ремесел и т. д. с последующей реализацией товара.

    В России можно выделить следующие основные этапы развития предпринимательства:

    1. Древнейший период

    2. Централизованное Русское  государство

    3. Эпоха Петра Великого I

    4. Послепетровский период

    5. Период общегосударственных  реформ и промышленного подъёма  с середины XIX в. до 1917 г.

    Эти этапы тесно взаимосвязаны  и переплетаются между собой. Каждый последующий опирается на опыт и достижения, предшествующего этапа.

     

     

  • 2.2. Анализ и оценка среды функционирования предприятия

  •  

    Анализ воздействия  внешней среды

    Среда внешнего воздействия  – совокупность двух относительно самостоятельных подсистем –  макроокружения (косвенные факторы) и непосредственного окружения (прямые факторы). Факторы прямого воздействия – факторы, которые влияют непосредственно на деятельность организации и оказывают наиболее сильное влияние (рис. 3 приложений).

    Анализ внешней среды  косвенного воздействия проведем с  помощью PESTE-анализа (таб. 25 приложений). Оценку произведем по следующим критериям:

    - оценка важности фактора  для отрасли и оценка влияния  на организацию (Х)/ (Y): 3 – большое значение, 2 – умеренное влияние; 1 – слабое значение.

    - оценка направленности  влияния (Z): 1 – позитивная направленность, -1 – негативная направленность (угроза). Для анализа выберем те факторы, которые оказывают наиболее существенное влияние: открывают дополнительные возможности или несут потенциальную угрозу.

    Области значения влияний  макросреды: (-441;-147) – неблагоприятное; (-147;147) – нейтральной; (147;441) – благоприятное.

    Политические факторы: несомненно предприятие ООО «Оберон» зависит от законодательства и экономической политики государства, особенно от социальной ориентированности – основными клиентами предприятия (больше 50%) являются студенты. Международные отношения – имеют опосредованное, незначительное влияние.

    Экономические факторы: предприятие ООО «Оберон» пользуется льготами по налогообложению и перешло на уплату Единого налога на вмененный доход, но уровень доходов студентов в области еще не достаточно высок, поэтому покупательная способность достаточно низкая, хотя продукции предприятие ООО «Оберон» отдается предпочтение по сравнению с другими продавцами (из-за наценочной категории).

    Социально- культурные факторы: в случае ООО «Оберон» на его деятельность оказывают влияние: культурные особенности страны; традиции, обычаи населения; демографическая обстановка в стране. Старшее поколение нашего города привыкло пользоваться отечественными продуктами, их привлекают качество и цена товаров. Для молодого поколения в ассортименте предприятия значительная часть отведена для импортных товаров.

    Научно- технический прогресс оказывает значительное влияние  на предприятие ООО «Оберон»: внедрение новых ресурсосберегающих технологий способствует снижению издержек; ужесточение требований безопасности способствует уменьшению травматизма на производстве (в т.ч. и страховых выплат); совершенствуются контрольно-кассовые машины (ККМ), автоматизируется процесс предоставления отчетности (например в налоговую инспекцию, которая распространяет среди плательщиков программное обеспечение «Налогоплательщик ЮЛ»)

    Экологические факторы  влияют на деятельность предприятия  достаточно опосредованно. Наиболее сильное  влияние оказывают климатические условия – от них в достаточной мере зависит спрос на те или иные товары, реализуемые предприятием. Ресурсы также достаточно сильно влияют на деятельность предприятия – если дорожает исходное сырье (как в случае с молокопродуктами), то естественно поднимается цена и на готовую продукцию (например сметану, йогурты).

    В целом влияние косвенного воздействия внешней среды попадает в область значений (-147;147), т.е. оказывает  нейтральное влияние.

    Анализ прямого воздействия  внешней среды характеризует отрасль (рынок), на котором позиционируется объект исследования и осуществляется посредством анализа конкурентов, потребителей, поставщиков, профсоюзов, имеющих прямые деловые контакты с изучаемым предприятием. Для анализа внешней среды ближнего окружения используем модель 5 сил Портера, которая включает следующие факторы:

    1. производители аналогичной  продукции (внутриотраслевая конкуренция).

    2. сила влияния поставщика.

    3. конкурентная сила  покупателей продукта.

    4. сила потенциальных  производителей аналогичной продукции.

    Информация о работе Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика