Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Работа в рыночной экономике выдвигает перед многочисленной армией предпринимателей и менеджеров требование высокой компетентности в осуществлении бизнеса. Как подготовить и начать свое дело, каков механизм функционирования предприятий и фирм, в чем суть и движущая сила конкуренции, как построить взаимоотношения предпринимателя с хозяйствующими партнерами, в чем состоит ответственность предпринимателя - все это нужно рассматривать в единой взаимосвязанной совокупности. Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основ предпринимательства и бизнеса в России, проблем развития, а также государственного регулирования их деятельности.

Содержание работы

Введение 4
Глава1. Теоретические концепции предпринимательства 6
1.1. Предприятие как хозяйствующий субъект в рыночной экономике. Организационно-правовые формы предприятий 6
1.2. Классификационные признаки и характеристика основных форм предпринимательской деятельности 9
1.3. Основные функции предпринимательства 11
Глава 2. Анализ состояния предпринимательской деятельности в России 2.1. Сущность предпринимательства и становление его в России 14
2.2. Анализ и оценка среды функционирования предприятия 18
Глава 3. Проблемы и перспективы развития предпринимательства 25
3.1 Становления государственно-общественной поддержки предпринимательства 25
3.2 Проблемы развития предпринимательства в России и пути их решения 29
Заключение 36
Приложение 41
Таблица 3.1.1 41
Таблица 3.1.2 41
Поддержка предпринимательства в развитых странах и РФ 41

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Сафонова 2012.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

5. сила производителей товаров-заменителей.

Для обобщения результатов анализа  составим таблицу 26 приложений.

Главный конкурент ООО «Оберон» - продовольственный магазин «Луна», осуществляющий реализации также на территории студенческого городка. Но за счет того, что магазин «Луна» располагается дальше от студенческих общежитий и не реализует продукцию собственного производства, то ООО «Оберон» за счет более налаженной сбытовой политики и более широкого ассортимента занимает достаточно большее устойчивое положение. Кроме того, через свои розничные точки ООО «Оберон» реализует хлебо-булочную продукцию АО «Каравай», которой покупатели отдают заметное предпочтение по сравнению с аналогичной продукцией других (частных) пекарен. Также за счет низкой наценочной категории на товары, реализуемые ООО «Оберон», покупатели отдают предпочтение именно им.

Профсоюзы выполняют различные  функции, но главная из них – борьба за повышение уровня заработной платы, профессиональную безопасность, улучшение  условий труда. Наиболее важный аспект деятельности профсоюзов – дать работнику право голоса и возможность высказаться по поводу организации и эксплуатации каждого рабочего места. Роль профсоюзов внутри предприятия – это отражение задач предприятия в рыночной экономике. Профсоюзы выступают от имени трудовых коллективов не только при заключении коллективных договоров и в разрешении различных ситуаций по правам работников на предприятии, но и на более представительном уровне при заключении соглашений. На уровне предприятия регламентация вопросов оплаты труда осуществляется в коллективных договорах, заключённых между работниками, в лице профсоюза, и работодателем. В договор включаются взаимные обязательства работников и работодателя по различным вопросам условий труда, в том числе о форме, системе и размере оплаты труда, денежных вознаграждениях, пособиях, компенсациях, доплатах, о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции и другие вопросы.

Трудовые отношения между работником и ООО «Оберон» строятся на основе трудового договора в соответствии с КЗОТом РФ. Это соглашение между трудящимися и предприятием, по которому трудящиеся обязуются выполнять работу по определённой специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

В связи с тем, что ООО «Оберон» является малым предприятием, профсоюзного комитета на нем не создано. Тем не менее, в случае трудовых разногласий между руководством, владельцами с одной стороны и сотрудниками с другой, на предприятии может быть создана комиссия по трудовым спорам, т.к. численность персонала больше 15 человек.

Для обобщения результатов анализа  внешней среды ближнего окружения  составим таблицу 27 приложений.

Основные конкуренты ООО «Оберон» – магазин «Луна»; ООО «Компания  базис», ООО «Прометей»; ООО «Авента»; ООО «Серафима». Цены на товары в этих фирмах выше, не все из них являются производственными предприятиями и реализуют продукцию такого широкого ассортимента как ООО «Оберон», но у многих из них хорошо развитая сбытовая сеть, свои розничные отделы и магазины.

Основными поставщиками ООО «Оберон» являются: АО «Каравай», АО «Брянский молочный комбинат», ЗАО «Брянскспиртпром», ОАО «Тамошь», ООО ТД «Тим», ООО «Полимеринвест» (пластиковая посуда, пакеты), ООО «Рустек», ТП компании «Кока-Кола» г. Брянск. Также поставляют воду ОАО «Брянский Горводоканал», тепло - ООО «Тепловые сети», свет - ООО «Брянская Сбытовая компания», связь - ОАО «Центртелеком».

Потребители – студенты, население, организации и фирмы:

В целом влияние прямого  воздействия внешней среды попадает в область значений (15;45), т.е. оказывает благоприятное влияние.

Внутреннюю среду ООО  «Оберон» исследуем с использованием SNW-анализа – усовершенствованного анализа сильных и слабых сторон по сравнению со средневзвешенным рыночным состоянием:

Основным технико-экономическими показателем организации ООО «Оберон» является реализация продуктов питания. Проанализировав эти показатели можно сказать, что с каждым годом наблюдается их рост. Следует отметить, что предприятие ООО «Оберон» достаточно уникально на рынке продовольственных товаров:

- реализация товаров  по 3 наценочной категории дает  льготы по налогообложению и  организации хозяйственной деятельности;

- реализуемые товары  должны постоянно контролироваться (как продавцами, так и руководством) на предмет соответствия сроков  годности и хранения, а также должны иметь обязательные сертификаты соответствия и качества.

- ассортимент реализуемой  продукции носит широкий потребительский  характер (хлебобулочные, молочные, мясные и бакалейные товары, алкогольная  продукция);

- отпускные цены на продукцию ООО «Оберон» не высокие по сравнению с другими продавцами из-за низкой себестоимости (большую часть товаров предприятие закупает непосредственно у производителей, не пользуясь услугами поставщиков).

Как отрицательный факт стоит отметить некомпетентность руководства предприятия. Практически не развита реклама товаров, хотя торговые представители (наиболее известных фирм производителей) должны обеспечивать продавцов средствами рекламы: установка фирменного холодильного оборудования «Кока-кола», различные стеллажи и постеры, информация о различных акциях и т.д.

Некомпетентность руководства  проявляется и в отсутствии на предприятии инвестиционной и финансовой деятельности, свободные денежные средства не приносят дополнительный доход (получаемый при вложении их в различные проекты, ценные бумаги и т.д.), а наоборот изымаются из оборота в виде сверхнормативных запасов сырья и товаров для реализации.

Реклама должна работать, это такое же вложение денег, как  и на депозит. Маркетинговой службы по объективным причинам на предприятии ООО «Оберон» нет, поэтому ее функции должен выполнять руководитель. И здесь проявляются следующие негативные моменты, присущие деятельности малых предприятий:

- отсутствие квалифицированных  специалистов для повышения эффективности торговой и производственной деятельности (маркетологов, финансовых менеджеров, менеджеров по управлению человеческими ресурсами и т.д.), а один руководитель не в состоянии рационально сочетать все эти профессии и качества;

- наемному руководству  малых предприятий (как и в случае ООО «Оберон») часто не хватает достаточной квалификации для управления предприятием, а времени и средств на ее повышение не хватает;

- слабая информированность  о текущих изменениях в законодательстве, на крупных предприятиях существуют юридические, экономические и плановые отделы, отслеживающие информацию, специалисты этих отделов могут правильно проанализировать и проинформировать руководство о необходимости определенных изменений в связи с изменением в НПА;

- представители государственной власти (работники администраций, торгово-промышленная палата, налоговые инспекции) охотнее и интенсивнее работают с крупными и средними предприятиями, «забывая» про малые.

Низкий уровень образования  работников, в т.ч. и руководства, отсутствие возможности повышения квалификации, приводят к тому, что продукция покупается только за счет низких цен, а между тем все показатели эффективности хозяйственно-экономической деятельности предприятия (глава 1 настоящей работы) имеют тенденцию к уменьшению. Неспособность быстро реагировать на меняющиеся условия рынка, считаю основным недостатком руководства ООО «Оберон». В то же время, как положительный факт, следует отметить, что предприятие сохраняет свое место на рынке, обеспечивает высокую социальную защищенность своим работникам, вполне кредитоспособно и, самое главное, у предприятия ООО «Оберон» есть резервы роста и повышения эффективности хозяйственно-экономической деятельности.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы  развития предпринимательства

  • 3.1 Становления государственно-общественной поддержки предпринимательства

  •  

    Принятие законодательных  актов, декларирующих многоукладность  российской экономики, и главное - признание  права частной собственности  граждан на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику, создало юридическую базу для становления предпринимательства. При осуществлении предпринимательской деятельности собственник получил право заключать договоры с гражданами об использовании их труда. Указанные нормы были сформулированы в законе “О собственности в РСФСР”, принятом в декабре 1990 г. Там же подчеркивалась недопустимость установления государством ограничений и преимуществ в какой бы то ни было форме при осуществлении права собственности в зависимости от формы собственности. Позднее признание различных форм собственности и их равенства перед законом было закреплено в Конституции РФ.

    В соответствии с нормами  закона о собственности закон  РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” (принят в декабре 1990 г.) определил общие правовые, экономические и социальные основы создания предприятий в условиях многообразия форм собственности. Гражданам гарантировалось право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия для осуществления всех видов деятельности, не запрещенных законодательством, приобретать необходимое имущество.

    Для всех субъектов предпринимательской  деятельности декларировалось равное право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам независимо от вида собственности и организационно-правовой формы предприятия. Монопольное положение на рынке отдельных предприятий и их объединений, недобросовестная конкуренция не допускались.

    В первую очередь и быстрее всего предпринимательство стало развиваться в малых формах, опираясь на предпринимательскую активность самых широких слоев населения. В немалой степени этому способствовало кризисное состояние экономики, всеобщий дефицит, делавший прибыльным практически любой вид деятельности. К тому же инфляция еще не обесценила сбережения, доходы потребителей, которые формировали устойчивый платежеспособный спрос на самый широкий круг товаров и услуг.

    В настоящее время  содержание понятия «предпринимательство»  не имеет однозначного трактования и зависит от многих обстоятельств и условий при решении задач реальной практики. Большинство авторов трактует содержание понятия «предпринимательство» как процесс, явление, феномен и др. со своими критериями и показателями. Вероятно, единого подхода не должно быть. В работе предпринята попытка рассмотреть содержание социально-экономической категории предпринимательства как сложную систему, которая требует исследования ее как сектора реальной экономики.

    Различные теоретические  подходы к основам предпринимательства в историческом контексте по-разному описывали пути его развития и становления. Мной рассмотрены концептуальные модели, появившиеся в период XVIII-XIX вв. и ранее. Первыми, кто исследовал деятельность предпринимателей в условиях риска и неопределенности, были экономисты А. Смит и Р. Кантильон. В начале XX в. развитие учения о предпринимательстве связано с трудами Ж. Сэйя, И. Тюнена, Г. Мангольта и др. Они рассматривали предпринимательство и как явление, и как процесс. Проблемам расчета риска в предпринимательстве посвящены работы Ф. Найта. Большой вклад в развитие теории предпринимательства внесли работы Г. Гинса. Инновационные свойства предпринимательства описаны Й. Шумпетером, Ф. Хайеком, П. Друкером, И. Кирцнером и др. В работе показано, что в конце XX – начале XXI в. появляются фрагменты разрозненных частей системы государственной поддержки предпринимательства, которые в настоящее время становятся приоритетными в любом государстве.

    Краткая периодизация становления  предпринимательства в современной России начинается с 1985 года, с появлением законов СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации в СССР», и продолжается по настоящее время, с выходом проекта закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Сформированная законодательная база организационно-правовых форм предпринимательской деятельности предопределяет проведение единой государственной политики в предпринимательском секторе экономики и обеспечивает ее организационно-методическими рекомендациями.

    Зарубежный опыт стран  «Большой семерки» показывает разнообразие форм, механизмов и вариантов (систем) поддержки предпринимательства. Каждое государство имеет долгосрочную стратегию для достижения целей  социально-экономического развития общества.

    Анализ зарубежного  опыта, приведенный в таблицах 3.1.1, 3.1.21(см.приложение), показывает вклад предпринимательского сектора в экономику развитых стран и описывает организацию этого процесса. В государствах с развитой экономикой имеет место циклическое функционирование предпринимательства, от рыночного конкурентного механизма до жесткого государственного регулирования. Отсюда можно сделать вывод, что экономическая стратегия государства строится либо по концепциям, усиливающим роль государства, либо по концепциям рыночных механизмов. В случае взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования, предпринимательство становится самостоятельным сектором экономики, у государства возникает необходимость формирования новой концепции – государственной системы поддержки предпринимательского сектора экономики.

    Информация о работе Предпринимательская деятельность: общие черты и российская специфика