Предприятие, как субъект хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:19, курс лекций

Описание работы

Первичным звеном материального производства, является предприятие. На предприятии производятся товары, выполняются работы, оказываются услуги, создаются рабочие места, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения. Предприятие также является основным налогоплательщиком, пополняет доходную часть государственного и местного бюджетов. Поэтому, эффективная работа предприятия – важнейшее условие благосостояния нации и процветания государства.

Файлы: 1 файл

эконом. отрасли.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)
  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов  (городов, поселков  городского типа и сельских населенных пунктов);
  • промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
  • лесного фонда;
  • водного фонда.

Ставки налога установлены в зависимости от качества и местоположения земельного участка в рублях за га.

Отчисления  в централизованные инновационные  фонды:

Плательщики: подведомственные министерствам и другим органам государственного управления, объединениям  предприятия и организации.

Налоговая база: затраты на производство продукции (работ, услуг)

Ставка отчислений – 0,25% от себестоимости продукции (работ, услуг).

Министерство связи  – до 17,5% (РУП «Белпочта» - до 4%)

 

7.9 Налоги, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налоги от прибыли)

 

Налог на недвижимость

Плательщики: юридические (кроме финансируемых из бюджета) и физические лица.

Объект: стоимость основных средств, объектов незавершенного строительства, принадлежащих физическим лицам зданий и строений

Ставка: юридическим лицам – 1% от остаточной стоимости основных средств, физическим лицам – 0,1% оценочной стоимости зданий и строений.

Налог на доходы и прибыль

Плательщики: юридические лица

Объекты налогообложения:

1. Объектом обложения  налогом на доходы являются дивиденды и приравненные к ним доходы.

2. Общая прибыль за  минусом налога на недвижимость (и прибыли, имеющей льготы  на налогообложению).

Ставка налога  – 24%

Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы  устанавливают областные и Минский  городской Советы депутатов, а также Советы депутатов базового территориального уровня.

 Включают:

  1. Сборы с пользователя;
  2. Налог на продажу товаров в розничной торговой сети и сбор за услуги (налог на услуги объектов сервиса);
  3. Целевые сборы:

- транспортный сбор  на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугороднего сообщения и содержание ведомственного городского электрического транспорта;

- сбор на содержание  и развитие инфраструктуры города (района)

  1. Другие сборы:

- сбор с заготовителей  (за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений, грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации);

- сборы с физических  лиц при пересечении ими Государственной границы РБ через пункты пропуска;

Отчисления  республиканскими унитарными предприятиями  в республиканский и местный бюджеты в зависимости от уровня рентабельности:

 - до 20% - 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

- 20-25% - 10%

- 25-30% - 15%

- 30-50% - 20%

- свыше 50% - 30%

Отчисления  в фонд стабилизации Министерства связи

 

Тема 8. ОЦЕНКА  КОНЕЧНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ СВЯЗИ

8.1 Экономическое содержание дохода и выручки

 

Выручка представляет собой поступление активов от реализации товаров, продукции, работ, услуг, реализация которых является предметом деятельности организации, а также дотации, причитающиеся к получению и (или) полученные из бюджета в связи с государственным регулированием цен и тарифов

Под доходами организации понимается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств или иного имущества), приводящее к увеличению капитала этой организации.

Доходами предприятия  не являются: займы, кредиты, авансы, суммы налогов по обязательным платежам и другие аналогичные платежи.

Доходы предприятия  принято подразделять на три группы:

- доходы от основной  деятельности;

- операционные доходы;

- внереализационные расходы

К первой группе относятся  доходы предприятия, получение которых носит регулярный характер и связано с производственной деятельностью предприятия. Для организации связи, основной вид деятельности которых оказание услуг связи, доходами от основной деятельности является выручка от оказания услуг связи и непрофильных видов деятельности.

В состав доходов от основной деятельности в почтовой связи включаются:

1) Доходы от оказания  услуг связи общего пользования:

  • Доходы от письменной корреспонденции
  • Доходы от денежных переводов
  • Доходы от выплаты пенсий
  • Доходы от пересылки посылок
  • Доходы от доставки периодических изданий
  • Др. доходы

2) Доходы от оказания услуг автобазы

3) Доходы от аренды

4) Доходы от непрофильных услуг

 

Операционные доходы предприятия – доходы и проценты по ценным бумагам, поступления от продажи основных средств и иных активов, проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации.

По своей природе  операционные доходы ничем не отличаются от доходов от основной деятельности, но они не являются предметом деятельности предприятия и их поступление, как правило, носят нерегулярный характер.

Внереализационные доходы – доходы предприятия, не связанные  с его производственной деятельностью (так называемые «незаработанные» доходы). К ним относятся штрафы, пени, неустойки и другие санкции за нарушение условий договорных отношений, прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году, курсовые разницы и др. доходы.

 

 

8.2 Прибыль предприятия: сущность, виды, функции, механизм формирования и использования

Прибыль – конечный результат деятельности организации, представляющий собой превышение полученной выручки над понесенными затратами.

 

Прибыль как экономическая  категория выступает как:

- целевой ориентир  деятельности предприятия;

- результативный оценочный  показатель деятельности предприятия;

- источник развития  предприятия и финансирования  его деятельности.

 

Функции прибыли:

- инвестиционная –  ожидаемая прибыль является основной  принятия инвестиционных решений;

- результативная –  фактически полученная прибыль  оценивает эффективность деятельности предприятия;

- финансирующая –  часть полученной или ожидаемой  прибыли определяется в качестве  источника самофинансирования предприятия;

- стимулирующая –  часть ожидаемой или полученной  прибыли может быть использована в качестве источника материального вознаграждения работников предприятия и выплат дивидендов владельцам капитала.

 

Прибыль предприятия до налогообложения (П) формируется как результат следующих слагаемых:

 

, (8.1)

 

где ПРЕАЛ - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

ПОПЕР -  прибыль от прочих операций (от реализации ценностей, имущественных прав, основных средств) – операционная прибыль;

ПВНЕРЕАЛ -  прибыль, полученная по внереализационным операциям.

 

Прибыль от реализации товаров (работ, услуг) определяется как разница между выручкой, полученной от их реализации и затратами по производству и реализации этих товаров (работ, услуг), а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

 

ПРЕАЛ = В – З - НК,  (8.2)

 

Операционная  прибыль образуется от реализации излишних и ненужных в производстве материальных ценностей.

Она определяется:

- по основным средствам  как разница между выручкой, полученной  от реализации основных средств,  уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и остаточной стоимостью основных средств, а также затратами по реализации основных средств.

- по различным ценностям  и имущественным правам – как  разница между выручкой, полученной  от их реализации, и затратами  по производству и реализации этих ценностей или имущественных прав, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых из выручки.

 

Прибыль, полученная по внереализационным операциям, - это прибыль, образуемая путем вычитания из доходов, полученных по данной операции расходов, связанных с осуществлением этих операций.

К ним относятся:

  • некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (пожаров, аварий и др.)
  • списание признанных и перечисленных штрафов, пени, неустоек в пользу поставщиков за нарушение условий договора поставок (кроме санкций по расчетам с бюджетом)
  • начисление износа по основным средствам, сданным в аренду
  • убытки от списания дебиторской задолженности, безнадежной к получению:
  • доходы от долевого участия в других предприятиях, дивиденды по акциям и др. ценным бумагам:
  • присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
  • прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году;
  • безвозмездное получение средств;
  • положительные (отрицательные) курсовые разницы.

 

В процессе распределения прибыли предприятия образуются следующие виды прибыли:

- прибыль налогооблагаемая  – ПН.О.:

 

ПН.О..=П – Нн – ПЛ  (8.3)

 

где Нн – налог на недвижимость;

 ПЛ – прибыль, имеющая льготу по налогу на прибыль.

 

- прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия – ПР.ПР.:

 

ПР.ПР.. = П – Нн – НПР, (8.4)

 

где НПР – сумма налога на прибыль. Определяется в процентах от налогооблагаемой прибыли.

 

- чистая прибыль – ПЧ.

 

ПЧ = ПР.ПР. – НМ.Б.  (8.5)

 

НМ.Б.– местные налоги и сборы, определяются в %-ах от Пр.пр.

 

 

8.3 Рентабельность: сущность, виды, показатели и методика расчета

 

Если показатели прибыли  сопоставить с затратами на другие виды услуг, то получим показатели эффективности  использования всех видов ресурсов предприятия, т.е. относительные показатели рентабельности. Показатели рентабельности дают возможность всесторонне рассмотреть эффективность использования всех  видов производственных ресурсов предприятия, его имущество.

 Основным показателями рентабельности являются:

 

 

Рентабельность производства – характеризует величину прибыли, полученную с одного рубля производственных фондов (среднегодовой стоимости основных фондов и нормируемых оборотных средств):

 

 (8.6)

 

Рентабельность продукции (услуг) – характеризует величину прибыли от реализации, полученную с одного рубля использованных затрат:

 

 (8.7)

Рентабельность продаж – характеризует прибыльность продаж и показывает величину прибыли на один рубль выручки:

 

 (8.8)

Кроме того, можно оценивать рентабельность и отдельных видов активов предприятия (основных и оборотных средств и др.)

 

Тема 9. ТАРИФЫ НА УСЛУГИ СВЯЗИ

9.1 Понятие, функции и виды цен

 

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Тариф – денежное выражение стоимости выполненных работ или оказанных услуг.

 

Цены выполняют следующие  функции:

    • уравновешивающая;
    • распределительная;
    • стимулирующая;
    • учетно-измерительная;
    • информационная;
    • размещения производства.

Уравновешивающая (балансирующая) функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением.

Распределительная функция цен состоит в распределении создаваемых национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами путем товарообмена.

Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом. Через цены стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, эффективное использование транспортных средств и т.д.

Учетно-измерительная функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. При помощи цен исчисляется большинство стоимостных показателей, используемых при оценке результатов деятельности отдельных трудовых коллективов, отраслей, регионов, государства в целом. Планирование и государственное регулирование производства, оперативный, бухгалтерский и статистический учет базируется именно на стоимостных показателях.

Информационная функция состоит в том, что цена доводит до всех участников экономики сведения о конъюнктуре рынка, ориентирующие их действия.

В настоящее время  в странах с переходной экономикой возрастает значение функции цены как  средства более рационального размещения производства. С помощью цен происходит перелив капитала в те сектора экономики, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под действием конкуренции и движения спроса. Однако в условиях переходной экономики при монополизме многих производителей, слабой конкуренции, наличии инфляции масштабы перелива капитала невелики. Более развита торгово-посредническая деятельность, где быстрее оборот капитала и выше норма прибыли.

Информация о работе Предприятие, как субъект хозяйствования