Применение линейного программирования для разработки оптимального рациона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является планирование рациона питания пациентов с целью снижения затрат с использованием оптимизационной экономико-математической модели.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести подбор и изучить литературу по теме исследования;
- провести расчеты показателей по формированию бюджетных средств на примере МУЗ «Коченевская центральная больница»;
- при помощи линейного программирования рассчитать рацион питания пациентов;
- дать рекомендации по снижению затрат на питание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ 5
1.1 Планирование здравоохранения 5
1.2 Особенности финансирования здравоохранения 8
1.3 Пути управления затратами 12
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТА МУЗ «КОЧЕНЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА» 14
2.1 Краткая характеристика МУЗ «Коченевская центральная больница» 14
2.2Анализ бюджетного финансирования больницы 15
2.3 Финансирование из средств ОМС 16
2.4 Доходы от оказания платных медицинских услуг 18
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ В МУЗ «КОЧЕНЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА» 20
3.1 Анализ расходов на питание 20
3.2 Планирование рациона питания на 2010 г. 24
3.3 Обработка исходной информации для построения модели 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Файлы: 1 файл

22.06.10 распределение бюджетных средств МУХ Коченевская центральная болница.docx

— 150.36 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

Введение 3

1 Особености Формирования бюджета медицинских учреждений 5

1.1 Планирование здравоохранения 5

1.2 Особенности финансирования здравоохранения 8

1.3 Пути управления затратами 12

2 Анализ формирования и расходования бюджета МУЗ «Коченевская центральная больница» 14

2.1 Краткая характеристика МУЗ «Коченевская центральная больница» 14

2.2Анализ  бюджетного финансирования больницы 15

2.3 Финансирование  из средств ОМС 16

2.4 Доходы  от оказания платных медицинских  услуг 18

3 Планирование затрат на организацию питания в МУЗ «Коченевская центральная больница» 20

3.1 Анализ расходов на питание 20

3.2 Планирование рациона питания на 2010 г. 24

3.3 Обработка исходной информации для построения модели 27

Заключение 33

Список использованных источников 35

Приложения 37

 

Введение

 

 

Планирование затрат на приобретение продуктов питания для пациентов в медицинских учреждений осуществляется с целью определения общей величины затрат на питание, а также расчета себестоимости рациона питания.

Планированию себестоимости рациона питания предшествует анализ уровня затрат на приобретение продуктов. Анализ делается для выявления возможных отклонений в организации питания и выявления резервов на закупку продуктов питания входящих в обычный рацион пациентов медицинских учреждений.

Исходными данными разработки плана  закупок являются:

- планируемые объемы продуктов питания;

- нормы расхода на один койка/день.

В зависимости от целей планирования, этапов и стадий разработки плановой закупки продуктов питания, необходимо учитывать нормативное потребление микроэлементов, белков, жиров и углеводов входящих в состав продуктов питания. Затраты определяются путем сметно-нормативных расчетов.

В связи с вышеизложенным актуальность темы обусловлена управлением затратами на питание пациентов МУЗ «Коченевская центральная больница».

Важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета.

При анализе данных о расходовании средств на питание необходимо учитывать и данные о полноте закладки продуктов в котел, нормы выхода готовых блюд и их калорийность. Такую  информацию можно получить в ходе ревизий работы  учреждений или  других  разовых (внезапных, контрольных) проверок.

Реализация этих мероприятий  несомненно будет способствовать качественному улучшению работы учреждений, финансируемых из бюджета.

В связи с выявленными недостатками необходимо строго контролировать свои расходы и искать пути оптимизации закупок, это можно сделать, более продуманно подходя к планированию расходов на содержание пациентов, в частности, расходов на питание.

Целью работы является планирование рациона питания пациентов с целью снижения затрат с использованием оптимизационной экономико-математической модели.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести подбор и изучить литературу по теме исследования;

- провести расчеты показателей по формированию бюджетных средств на примере МУЗ «Коченевская центральная больница»;

- при помощи линейного программирования рассчитать рацион питания пациентов;

- дать рекомендации по  снижению затрат на питание.

Предмет исследования планирование затрат на обеспечение питание пациентов больницы.

Объектом исследования являются МУЗ «Коченевская центральная больница».

 

1 Особености Формирования бюджета медицинских учреждений

1.1 Планирование здравоохранения

Планирование здравоохранения  — это обоснование и разработка определенного соотношения потребностей населения в медицинской помощи, лекарственном обеспечении и  санитарно-противоэпидемическом обслуживании с возможностями их удовлетворения.

Основные принципы планирования здравоохранения:

- научно-техническая обоснованность планов.

- выделение приоритетных проблем.

- сочетание текущего и перспективного планирования.

- сочетание отраслевого и территориального планирования.

- экономическая эффективность планов.

Основными задачами планирования являются:

- обеспечение населения гарантированными видами и объемами медицинской помощи.

- оптимизация бюджетных расходов.

- эффективное использование ресурсов.

Планирование здравоохранения  должно способствовать приведению темпов и уровней развития здравоохранения  в соответствие с целями укрепления здоровья населения.

В настоящее время планирование здравоохранения проводится на 3-х  уровнях:

- федеральном;

- региональном (в субъекте РФ);

- муниципальном.

С учетом решаемых целей и задач  в здравоохранении в настоящее  время могут использоваться следующие  виды планирования:

- стратегическое планирование и его разновидность — программно-целевое планирование;

- перспективное планирование;

- текущее планирование.

Стратегическое планирование, которое может включать долгочроное, среднесрочное, годовое, оперативное и функциональное планирование, характеризуется как система, охватывающая многообразие видов деятельности учреждений здравоохранения. Важной отличительной чертой стратегического планирования является гибкость, обусловленная широким диапазоном выбора плановых перспектив.

Принципы стратегического планирования:

- ситуационный анализ, включающий оценку состояния системы, характеристику внешней среды, изучение потребительского спроса;

- прогноз развития системы здравоохранения в зависимости от благоприятного и неблагоприятного стечения обстоятельств;

- определение направлений и целей развития;

- разработка конкретных мероприятий по срокам и исполнителям;

- ресурсное обеспечение достижения целей;

- контроль, оценка выполнения и оценка эффективности.

Одним из методов перспективного планирования при государственной системе  здравоохранения является стратегическое планирование на основе программно-целевого метода.

Программно-целевой метод стратегического  планирования имеет следующие преимущества в обеспечении:

- целевого распределения бюджетных средств;

- привлечения дополнительных источников для финансирования конкретных целей;

- комплексного решения проблем за счет создания условий для вертикального и горизонтального взаимодействия;

- мониторинга за процессом достижения целей, их своевременной корректировки и оценки эффективности;

- в использовании на всех уровнях управления.

Перспективное планирование предусматривает разработку планов и программ развития здравоохранения, как правило, на региональном и муниципальном уровнях на достаточно длительную перспективу (сроком до 3-5 лет).

Текущее планирование проводится в большинстве случаев на период до 1 года и используется при разработке планов и программ региональной и муниципальной систем здравоохранения или отдельных медицинских учреждений.

При планировании здравоохранения  используются следующие методы:

- аналитический метод, позволяющий оценить исходный и достигнутый уровни при составлении плана и анализе его выполнения;

- балансовый метод, обеспечивающий пропорции в разрабатываемых планах и позволяющий своевременно вскрыть намечающиеся диспропорции во время их реализации;

- в здравоохранении широко используется нормативный метод, применяемый для обеспечения пропорциональности развития отрасли;

- экономико-математические методы позволяет обосновать оптимальные варианты плана;

- бюджетный метод широко используется для изучения трудовых затрат медицинского персонала и бюджета времени населения для получения медицинской помощи;

Вышеперечисленные методы практически в полном объеме используются в экспериментальном методе, любое нововведение обязательно испытывается и оценивается в эксперименте.

При планировании здравоохранения, особенно на муниципальном и региональном уровнях, до настоящего времени не потерял  своей актуальности так называемый нормативный метод планирования, основанный на использовании соответствующих  норм и нормативов.

Под нормами понимаются научно обоснованные количественные показатели лечебно-профилактической помощи, а также регламентируемые показатели деятельности медицинских  учреждений, нагрузки медперсонала.

К ним относятся:

- нормы обеспечения населения лечебно-профилактической помощью (количество больничных коек на 1000 населения, число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений на 1 жителя);

- нормы нагрузки медицинского персонала, прежде всего врачей (в амбулаторно-поликлинических учреждениях - число больных на 1 час амбулаторного приема, функция врачебной должности; в стационарах - число больных на 1 врачебную должность);

- определение потребности в койках исходя из уровня госпитализации;

- норматив обеспеченности средствами малой механизации для всех учреждений здравоохранения и социальной защиты;

- норматив оснащенности оборудованием, инструментами, медицинскими изделиями, предметами ухода за больными по видам учреждений;

- норматив обеспеченности санитарным транспортом по видам учреждений;

- нормы потребности в медикаментах и перевязочных средствах;

- нормативы - расчетные показатели:

- нормативы организации лечебно-профилактического обслуживания по участкам (численность населения на участке взрослых, детей);

- нормативы среднегодовой занятости койки в стационаре;

- штатные нормативы медицинского персонала в различных медицинских учреждениях.

Основными элементами планирования лечебно-профилактической помощи являются планирование:

а) амбулаторно-поликлинической помощи,

б) стационарной медицинской помощи,

в) скорой медицинской помощи,

г) деятельности лечебно-диагностических служб.

1.2 Особенности финансирования здравоохранения

 

 

Обеспечение здравоохранения  необходимыми экономическими ресурсами  является сложной проблемой, решаемой в рамках макроэкономического регулирования. Сложность ее усугубляется объективными трудностями, с которыми столкнулась  экономика России в переходный период. Формирование финансов лечебных государственных учреждений возможно из бюджетного финансирования, и за счет страховых взносов.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при  возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать  профилактические мероприятия.

Оно осуществляется в двух формах:

- обязательное является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС;

- добровольное - расширяет перечень обязательных программ дополнительными медицинскими услугами, действуя на коммерческих началах»1.

Сравнительная характеристика представленных форм страхования представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Сравнительная  характеристика обязательного и  добровольного медицинского страхования2

Показатели

ОМС

ДМС

1.Количество застрахованных

Население.

Частные лица

2.Определение 

Один из видов социального  страхования

Страхование имущественных  интересов, медицинских расходов.

3.Вид деятельности

Финансовая некоммерческая деятельность

Финансовая коммерческая деятельность - получение прибыли.

4.Страховщики 

Страховая медицинская организация, имеющая лицензию или ТФОМС и  их филиалы

Страховая медицинская организация, имеющая лицензию

5.Страхователи

Работодатели Администрации 

Юридические и физические лица

6.Регулирование законами  РФ

«Основы здравоохранения», «О медицинском Страховании».

«О страховании», «О медицинском  страховании граждан».

7.Источники средств

Взносы работодателей  и платежи из бюджета

Личные доходы граждан, средства предприятий и организаций

8.Программа

Гарантирование объемов  медицинских услуг определенного  качества, утвержденных органами государственной  власти

Любой набор услуг, разработанный  страховой компанией

9.Правила страхования

Устанавливается государством

Разрабатывается страховщиком

10.Страховые тарифы

Утверждается законом; цены рассчитываются по единым методам и  утверждаются тарифной комиссией.

Определяется на акт расчетам; цены договорные.

11. Доходы 

Могут использоваться только на основную деятельность.

Используются для любой  коммерческой и некоммерческой деятельности.

12. Контроль оказанной  медицинской помощи

В соответствии с государственными нормативными документами.

Предается независимой экспертизе или в судебном порядке.

Информация о работе Применение линейного программирования для разработки оптимального рациона