Применение линейного программирования для разработки оптимального рациона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:22, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является планирование рациона питания пациентов с целью снижения затрат с использованием оптимизационной экономико-математической модели.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести подбор и изучить литературу по теме исследования;
- провести расчеты показателей по формированию бюджетных средств на примере МУЗ «Коченевская центральная больница»;
- при помощи линейного программирования рассчитать рацион питания пациентов;
- дать рекомендации по снижению затрат на питание.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ 5
1.1 Планирование здравоохранения 5
1.2 Особенности финансирования здравоохранения 8
1.3 Пути управления затратами 12
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТА МУЗ «КОЧЕНЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА» 14
2.1 Краткая характеристика МУЗ «Коченевская центральная больница» 14
2.2Анализ бюджетного финансирования больницы 15
2.3 Финансирование из средств ОМС 16
2.4 Доходы от оказания платных медицинских услуг 18
3 ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАТРАТ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ПИТАНИЯ В МУЗ «КОЧЕНЕВСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БОЛЬНИЦА» 20
3.1 Анализ расходов на питание 20
3.2 Планирование рациона питания на 2010 г. 24
3.3 Обработка исходной информации для построения модели 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37

Файлы: 1 файл

22.06.10 распределение бюджетных средств МУХ Коченевская центральная болница.docx

— 150.36 Кб (Скачать файл)

* Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. — 2-е изд., испр. — М.: Новое знание, 2003. — 409 с. — (Экономическое образование)

 

Метод медицинского страхования - это возмещение затрат по необходимым  расходам путем привлечения дополнительных средств (помимо бюджетных ассигнований) в фонды ОМС (федеральный и  территориальные) и фонды ДМС, страховых  медицинских организаций (СМО) и  страховщиков.

Субъектами медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, СМО или страховщик, медицинское учреждение.

1) Страхователи ОМС:

- для работающего населения - предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся ИТД, и лица свободных профессий;

- для неработающего населения - министерства финансов республик в составе РФ, органы государственного управления краев, областей, автономных округов (областей), местная администрация.

2) Страхователи ДМС:

- граждане, обладающие гражданской дееспособностью;

- предприятия, представляющие интересы граждан.

3) СМО - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие лицензию на право заниматься медицинским страхованием.

4) Медицинские учреждения - имеющие лицензию лечебно-профилактического учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также частные практики.

«Обязательное страхование  базируется на таких принципах, как  законодательная основа регламентации  страховых отношений, автоматичность, бессрочность, сплошной охват объектов страхования, нормирование страхового возмещения»3.

«Добровольное страхование  носит выборочный характер, так как  не все субъекты желают в нем участвовать, а для некоторых лиц могут  даже устанавливаться ограничения  или запрет на участие».

Финансирование здравоохранения  в условиях обязательного медицинского страхования находясь в различной экономической ситуации, выбирается та модель (смешанная или частичная) для реализации закона РФ, которая в большей степени соответствует сложившимся условиям. Ученые экономисты и организаторы здравоохранения - наиболее эффективной признают смешанную модель обязательного медицинского страхования, при которой до лечебно-профилактических учреждений доходит почти 99% средств обязательного медицинского страхования, что значительно больше, чем при использовании других моделей.

Такое положение дел объяснятся, прежде всего, тем, что в смешанной  модели обязательного медицинского страхования возможна потенциальная  конкуренция между страховыми медицинскими организациями и филиалами территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Однако Россия и по сей день остается единственной страной, где средства, направленные на финансирование здравоохранение, проходят сначала через фонды, а затем через страховые компании. В развитых странах административный аппарат имеет лишь одно из этих звеньев. В России в соответствии с Законом эти организации дублируют друг друга и во многом взаимозаменяемы.

С введением обязательного медицинского страхования вся система здравоохранения в РФ стала представлять собой совокупность двух систем: государственной (муниципальной) системы здравоохранения и государственной системы обязательного медицинского страхования. «Источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в РФ являются:

- средства федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов;

- средства организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов, независимо от формы собственности;

- личные средства граждан;

- доходы от ценных бумаг;

- безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;

- иные источники, не запрещенные законодательством РФ» 4.

При этом нужно отметить, что средства государственной и  муниципальной систем здравоохранения  практически полностью формируются  за счет средств бюджетов различных  уровней. За счет этих средств реализуется  государственная политика в области  охраны здоровья, которая включает в себя:

- разработку и реализацию целевых программ;

- обеспечение профессиональной подготовки кадров;

- финансирование научных исследований;

- развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;

- оплату особо дорогостоящих видов лечения;

- финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;

- оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий и катастроф.

Следующий элемент системы  обязательного медицинского страхования - страховая медицинская организация, выполняющая следующие основные функции5:

- организация и финансирование обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой и договорами обязательного медицинского страхования;

- осуществление контроля за объемом, сроками и качеством оказываемых медицинских услуг.

Основной элемент системы  здравоохранения - медицинские учреждения, являющиеся конечным получателем средств  и оказывающие непосредственно  медицинские услуги населению. Медицинскую  помощь в системе обязательного  медицинского страхования оказывают  учреждения с любой формой собственности, имеющие соответствующие лицензии. Порядок оказания медицинской помощи населению, финансируемой за счет средств  обязательного медицинского страхования, определяется совместно территориальными органами управления здравоохранения  и фондами обязательного медицинского страхования.

1.3 Пути управления затратами

 

 

При управлении затратами  важное значение имеет политика конкретной организации в области ценообразования, опирающаяся на критерии, от которых  зависит выбор способа маневра  уровнем цен с учетом действий конкурентов. Часто в медучреждении вследствие несогласованности подходов к ценообразованию и управлению затратами возникают конфликты целей развития учреждения, что отражается на величине затрат. Чрезвычайно важным в данной области является использование слаженного инструментария для управления затратами и постоянный контроль показателей расходов, так как для медучреждения важно, объем расходования бюджетных средств.

Поэтому в настоящее время  весьма актуален поиск рационального  механизма управления затратами, учитывающего взаимосвязи и взаимозависимости  отдельных составляющих статей затрат и позволяющего без сложных аналитических расчетов объективно диагностировать уровень формирующихся затрат, выявлять тенденции их изменения и эффективно управлять как уровнем затрат, так и тенденцией их формирования.

Таким образом, целесообразным управлением затратами возможно осуществлять путем целенаправленного воздействия как на отдельные составляющие статьи затрат - с одной стороны, так и на динамику их формирования, то есть на процесс формирования затрат.

Следовательно, управление затратами можно рассматривать  как двуединый процесс, а эффективный  механизм управления затратами должен включать органичное соединение элементов, обеспечивающих управление формированием  составляющих затрат, а также осуществлять контроль этапами этого процесса.

Взаимодействие элементов  механизма позволяет найти оптимальное  сочетание составляющих затрат и  результата. Сущность самого процесса управления затратами сводится к  тому, чтобы найти оптимальный минимум или хотя бы рациональное соотношение между всеми видами затрат, каждой его составляющей и получаемым результатом (закупка и т. п.).

 

2 Анализ формирования и расходования бюджета МУЗ «Коченевская центральная больница»

2.1 Краткая характеристика

МУЗ «Коченевская центральная больница»

 

 

Центральная больница района – одно из крупнейших, многопрофильных  лечебно-профилактических учреждений р.п. Коченево. В его состав входят:

- стационар на 385 коек, профили  которых представлены в табл. 2.1;

- поликлиника взрослая, обслуживающая  40 000 человек взрослого населения  и имеющей дневной многопрофильный  стационар на 15 коек (открыт с  01.07.2006 г.);

- поликлиника детская,  обслуживающая 10 000 человек взрослого  населения; в марте 2006 г. в  ней открывается дневной многопрофильный  стационар на 10 коек;

Таблица 2.1 - Профили стационара больницы

Профиль

Кол-во коек

В т.ч. дневного пребывания при стационаре.

Район обслуживания

Характер помощи

Гастроэнтерологический

Эндокринологический

Терапевтический

Кардиологический

Общехирургический

Гнойной хирургии

Акушерский

Акушерской патологии беременности

ИТОГО:

Кроме того:

Реанимационный

55

25

20

75

100

30

40

40

 

385

 

9

10

 

 

 

5

 

 

15

 

30

город

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Коченевский р-н

Плановая

Плановая

Плановая

Плановая

Экстренная

Экстренная

Экстренная

Экстренная


* Составлено автором по  данным бухгалтерской отчетности

 

Структура ее финансирования МУЗ «Коченевская центральная больница» представлена в табл. 2.3.

Таблица 2.3 - Структура финансирования МУЗ «Коченевская центральная больница»

Наименование

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Средства муниципального бюджета, руб.

17284314

19633720

28411898

Доля от общего объема финансирования, %

56,0

47,4

55,0

Средства ОМС, руб.

12110492

19643196

20075566,5

Доля от общего объема финансирования, %

39,2

47,4

38,8

Доходы от платных медицинских  услуг, хоздоговоров и ДМС

1475108

2133865

3202155

Доля от общего объема финансирования, %

4,8

5,2

6,2

ИТОГО:

30869914

41410781

51689620

Доля от общего объема финансирования, %

100,0

100,0

100,0


* Составлено автором по  данным бухгалтерской отчетности

Основными источниками финансирования больницы являются отчисления из муниципального бюджета здравоохранения г. Новосибирска и средства обязательного медицинского страхования. Доля финансирования из доходов от оказания платных медицинских услуг от общего объема финансирования невелика – 5-6%. С 1995 г. (год включения больницы в систему ОМС) по 2009 г. основная доля от общего объема финансирования приходилась на средства бюджета – 70% и лишь 30% составляли средства ОМС. За последние два года структура источников финансирования резко изменилась. В 2008 г. 50% составили бюджетные средства и 50% – средства ОМС. В 2009 г. 59% составили бюджетные средства и 41% – средства ОМС.

2.2Анализ бюджетного финансирования больницы

 

 

Средства муниципального бюджета являются одним из двух основных источников финансирования больницы. Утвержденные размеры заявляемой потребности  в бюджетных средствах и фактические  размеры ассигнований за последние  три года представлены в табл. 2.4.

Таблица 2.4 - Бюджетное финансирование больницы в 2007-2009 гг.

Информация о работе Применение линейного программирования для разработки оптимального рациона