Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:40, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение организации финансового отдела коммерческого предприятия.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- теоретическая характеристика принципов организации финансов, структуры финансовых ресурсов коммерческих предприятий, организацию финансовой работы на предприятии;
- проанализировать организацию финансового отдела на предприятии ОАО «Челябторгтехника»;
- составить Краткая характеристика организационной структуры предприятия ОАО «Челябторгтехника»;
- провести оценку и анализ показателей, характеризующих финансовое состояние в отделе предприятия ОАО «Челябторгтехника».

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Принципы организации финансов предприятий, их развитие в
рыночных условиях………………………………………………………………6
1.1 Финансовые ресурсы предприятия, их состав и структура………………..9
1.2 Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии……………………………………………………………………...14
2.. Анализ организации финансового отдела на предприятии ОАО «Челябторгтехника»……………………………………………………………..19
2.1. Краткая характеристика организационной структуры предприятия ОАО «Челябторгтехника»……………………………………………………………..19
2.2. Организация системы финансового отдела……………………………….22
2.3. Оценка и анализ показателей, характеризующих финансовое состояние в отделе предприятия ОАО «Челябторгтехника»……………………………….26
3. Разработка рекомендаций по совершенствованию эффективности деятельности организации и повышению ее финансового состояния ………43
Заключение………………………………………………………………………50
Список используемой литературы……………………………………………..53

Файлы: 1 файл

Организация работы и особенности управления финансовым отделом предприятия2.docx

— 171.40 Кб (Скачать файл)

ОАО «Челябторгтехника» входит в состав ЗАО "Холодмашхолдинг", крупнейшей российской компании, объединяющей ведущие предприятия по производству оборудования.

ОАО «Челябторгтехника» известен также как один из ведущих производителей холодильного и торгового оборудования.

Авторитет ОАО «Челябторгтехника» и широкое признание продукции завода обеспечиваются современными конструкторскими, техническими решениями, внедрением прогрессивных технологий, использованием специального, уникального оборудования.

Виды продукции и деятельность ОАО «Челябторгтехника»:

- холодильные витрины;

- Горки холодильные для магазинов;

- Запасные части к торговому и холодильному оборудованию, изделиям по кооперации по заказам других производителей;

- морозильные лари;

- холодильные шкафы;

- бонеты холодильные.

Потребители продукции ОАО «Челябторгтехника» - преимущественно предприятия России и стран СНГ.

На рынок России приходится 90% продаж продукции предприятия 1 173 984 млрд. руб.

На экспорт осуществлялись поставки холодильного и торгового оборудования и запасных частей, сумма выручки от экспорта составила 136 965 млн. руб.

В 2010 году ключевым партнером ОАО «Челябторгтехника» оставалось ОАО "Российский холод".

Около 75 % продукции было изготовлено по заказу других российских компаний - независимых и промышленных предприятий, в адрес которых  отгружалась производимая продукция.

Крупнейшие потребители  продукции - (основные потребители продукции, например: супермаркеты, магазины, гипермаркеты и другие торговые предприятия.

Порядка 10 % продукции ОАО «Челябторгтехника» в 2010 году направляло на экспорт.

Целевыми клиентами в  различных сегментах рынка для  ОАО «Челябторгтехника» являются:

- ОАО "РХП", а также уполномоченные компании.

- Прочие российские потребители:

- Промышленные предприятия;

- Зарубежные потребители:

Казахстан холдинг;

Белорусхолдмаш;

Потребители в странах  Балтии;

Потребители в Польше.

Потребители в странах  Восточной Европы.

География экспортных поставок ОАО «Челябторгтехника» за 2010г. (см. табл.1 и рис.1).

Рис.1. Удельные доли внешней  реализации ОАО «Челябторгтехника» (без кооперации) в 2010 г.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1- География экспортных поставок ОАО «Челябторгтехника» за 2010г.

Наименование продукции

Страны

Морозильные лари

Украина (14%)

Морозильные лари

 Казахстан (33%)

Морозильные лари

Беларусь (5%)

Морозильные лари

Польша (13%)

Морозильные лари

Эстония (9%)

Морозильные лари

Узбекистан (2%)

Морозильные лари

Монголия (16%)

Морозильные лари

Гвинея (5%)

Морозильные лари

Азербайджан (3%)


 

По итогам года объем производства товарной продукции составил 1236,924 млн. руб.

В частности по основным видам выпускаемой продукции:

- холодильные витрины - 111 штук;

- морозильные лари - 679 штук;

- запасные части - 345,6 млн. руб.

 

 

          2.2. Организация системы финансового отдела

 

Для повышения эффективности  финансового менеджмента на предприятии  создан финансовый отдел.

Финансовый отдел является самостоятельным структурным подразделением ОАО «Челябторгтехника», создается и ликвидируется приказом Генерального директора.

Отдел подчиняется непосредственно  Директору по финансам и экономике. Финансовый отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом Генерального директора по представлению  Директора по финансам и экономике.

В своей деятельности отдел  руководствуется:

- Уставом ОАО «Челябторгтехника».

- Положением о финансовом отделе.

- Стандартами финансового учета и отчетности, "Положением о безналичных расчетах в РФ" (утв. ЦБ РФ от 03.10.02г. № 2-П), Инструкциями ЦБ РФ, Нормативными актами Банка России, инструкциями, стандартами, регламентами ЗАО "Холодмашхолдинг", стандартами, инструкциями, приказами, регламентами ОАО «Челябторгтехника».

Структуру и штатную численность  отдела утверждает Генеральный директор исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению  начальника финансового отдела и  по согласованию с Директором по финансам и экономике, и с ОК и ОТиЗ. Распределение  обязанностей между работниками  подразделений осуществляется на основании  должностных инструкций.

Основными задачами финансового  отдела ОАО «Челябторгтехника» являются:

- Осуществление единой политики предприятия в области финансов.

- Организация финансовой деятельности предприятия с целью наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и получения максимальной прибыли.

- Контроль использования оборотных средств предприятия, кредитов, займов.

- Управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью.

- Обеспечение своевременности налоговых платежей в бюджет, расчет с кредиторами и поставщиками.

Функции, осуществляемые финансовым отделом предприятия, включают:

- Управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами, в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.

- Составление проектов перспективных и текущих финансовых планов с приложением всех необходимых расчетов.

- Подготовка материалов для составления бизнес-плана предприятия.

- Разработка бюджетов движения денежных средств.

- Участие в подготовке проектов планов реализации продукции (работ, услуг), капитальных вложений, научных исследований и разработок, текущих и капитальных ремонтов, оплаты ТМЦ.

- Работа по изысканию собственных средств и привлечению заемных средств.

- Взаимодействие с кредитными учреждениями по вопросам предоставления кредитных ресурсов.

- Составление и предоставление кредитных заявок и квартальных кассовых планов в банки и кредитные учреждения.

- Организация работы по заключению договоров о предоставлении кредитов и займов, их финансовое оформление.

- Работа по своевременному погашению займов и возврату полученных кредитных средств в установленные сроки.

- Обеспечение выполнения кредитных планов, включая выплату процентов за кредит и заемные средства.

- Оформление финансово-расчетных и банковских операций в установленные сроки, включая, предъявление в банки платежных требований, поручений и других расчетных документов.

- Ведение оперативного учета финансовых, расчетных и кредитных операций, выполняемых предприятием по счетам в банках и кредитных учреждениях.

- Соблюдение установленного обслуживающим банком лимита остатка наличных денег в кассах предприятия в соответствии с расчетом на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу.

Составление и предоставление руководству предприятия:

- сведений о поступлении и расходовании денежных средств;

- отчетов о ходе выполнения финансовых, кредитных планов о состоянии расчетов с контрагентами, о величине дебиторской и кредиторской задолженности.

Осуществляет контроль за:

- выполнением финансовых планов, планов реализации продукции, кредитных и кассовых планов;

- правильным и эффективным расходованием денежных средств;

- целевым использованием собственных и заемных оборотных средств по структурным подразделениям и по предприятию в целом;

- соблюдению кассовой  дисциплины и другие.

Для выполнения функций и  реализации прав финансовый отдел взаимодействует  с такими подразделениями как:

- главная бухгалтерия;

- планово-экономический отдел;

- отдел материально-технического снабжения;

- отдел маркетинга;

- отдел продаж;

- юридический отдел;

- прочие службы предприятия.

С главной бухгалтерией финансовый отдел взаимодействует по вопросам получения:

- списков кредиторов и дебиторов;

- бухгалтерской информации о деятельности предприятия;

- управленческого баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета;

- планов проведения инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;

- расчетов заработной платы

по вопросам предоставления:

- финансовых, кредитных планов;

- отчетов о выполнении финансовых планов;

- результатов финансового анализа;

- отчетов по погашению займов, уплате процентов по кредитам;

- взаимозачетов с контрагентами;

- акты по инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

С планово-экономическим  отделом взаимодействие заключается в предоставлении:

- финансовых и кредитных планов;

- отчетов о выполнении финансовых планов;

- результатов финансового анализа:

- отчетов по БДДС в виде таблиц и аналитических записок, расчет норматива дебиторской задолженности.

и получении:

- планов Бюджета доходов и расходов, Планового Баланса для размещения в 1С "ТМХ-Бюджетировинии";

- сводный план текущих и капитальных ремонтов;

- сводный план затрат на НИОКР;

- сводный план капитальных вложений;

- план поступления денежных средств от выполнения наряд-заказов.

Сотрудничество с отделом  маркетинга и продаж основывается на совместной разработке и утверждении:

- плана поступления денежных средств от реализации готовой продукции;

- плана расходования средств на реализацию готовой продукции;

- данных о состоянии запасов готовой продукции;

- планов и графиков отгрузки продукции;

- данных об остатках продукции на складах;

- данных по заключенным экспортно-импортным контрактам;

             2.3. Оценка и анализ показателей, характеризующих финансовое состояние в отделе предприятия ОАО «Челябторгтехника»

          По данным годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2) общий объем выручки от продаж продукции ОАО «Челябторгтехника» за 2010 г. составил 1 332 014 млрд. руб. Объем продаж основных видов торгового и холодильного оборудования за 2010 г. составил 928 870 млрд. руб. или 70 % от общей выручки ОАО «Челябторгтехника». Остальная часть выручки ОАО «Челябторгтехника» образовывалась, главным образом, за счет реализации запасных частей, комплектующих, а также реализации услуг и прочей продукции.

При товарном выпуске 1236,924 млн. руб. себестоимость фактически произведенной  продукции составила 1209,928 млн. руб. В целом убыток выпущенной товарной продукции составил 2,2 %

Затраты на производство в  отчетном 2010 году (см. табл.2).

 

Таблица 2 - Структура затрат на производство в отчетном 2010 году

 

Наименование статьи и  затрат

Уд. вес, %

Сырье и материалы, %

19,67

Приобретенные комплектующие  изделия, полуфабрикаты, %

28,91

Работы и услуги производственного  характера, выполненные сторонними организациями, %

3,65

Топливо, %

1,36

Энергия, %

8,43

Затраты на оплату труда, %

21,50

Арендная плата, %

0,9

Проценты по кредитам

2,07

Отчисления на социальные нужды, %

5,53

Амортизация основных средств, %

2,11

Налоги, включаемые в себестоимость  продукции, %

0,47

Прочие затраты (в том  числе НИОКР, резерв, лизинг, командировочные, вознаграждения за рационализаторские предложения, обязательные страховые  платежи), %

5,37

Итого: затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) (себестоимость),%

100

Справочно: выручка от продажи продукции (работ, услуг)

1332014

Информация о работе Принципы организации финансов предприятий, их развитие в рыночных условиях