Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение исследования приватизации и разгосударствления собственности в России и в мире. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и сущность приватизации,
2) изучить сущность и особенности разгосударствления собственности,
3) изучить итоги и перспективы развития приватизации в России,
4) провести анализ правовых основ приватизации в России,
5) проанализировать приватизацию государственного имущества,
6) изучить особенности приватизации в странах Центральной и Восточной Европы,
7) провести сравнение процессов и методов приватизации в России и в странах Восточной Европы.

Содержание работы

Введение 3
1. Приватизация и разгосударствление собственности: понятие и сущность 5
1.1 Понятие и сущность приватизации 5
1.2 Сущность и особенности разгосударствления собственности 8
2. Сущность и особенности развития приватизации в России 10
2.1 Приватизация в России: итоги и перспективы 10
2.2 Анализ правовых основ приватизации в России 17
3. Мировой опыт приватизации и разгосударствления собственности 20
3.1 Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы 20
3.2 Сравнение приватизации в России и Восточной Европе 25
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Приватизация, разгосударствление (1).doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального  образования 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финансовый  университет) 

Кафедра «Микроэкономика» 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 

на  тему: 
 

    «ПРИВАТИЗАЦИЯ, РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ: МИРОВОЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА» 
     
     
     
     

                    Выполнил: 

                    студент группы Э1- 1 Цымбалюк В.А. 
                     

                    Научный руководитель:

                    к.э.н., доцент     

                    Буевич  А.П.      
                     
                     
                     

Москва 2012

 

       План 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение 

     Приватизация  – широкомасштабная передача государственной или муниципальной собственности в собственность фирм или домохозяйств.

     В 1970-е в развитых странах Запада начался переход от кейнсианских методов государственного регулирования к неоклассическим. Это предполагало значительное сокращение размеров государственного сектора, переход от прямых к косвенным методам централизованного регулирования экономики. Когда в начале 1990-х разрушилась социалистическая система, то в постсоциалистических странах приватизация тоже призвано была стать главным звеном реформ.

     Приватизация  является одним из важнейших звеньев  политики разгосударствления. Приватизация в широком смысле слова – это преобразование государственной собственности в другие формы собственности. Строго говоря, приватизацией в узком смысле слова следовало бы называть только передачу собственности в частную (индивидуальную) собственность. Именно такое определение звучало в российском Законе о приватизации 1991: «Приватизация – это приобретение государственных предприятий и их имущества в частную собственность и частное управление». Однако исторически этот термин используют более широко, для обозначения любых изменений государственной формы собственности – даже для акционирования, когда новым коллективным собственником становится акционерное общество (корпорация), т.е. не одно лицо, а тысячи или десятки тысяч совладельцев.

     Целью данной курсовой работы является проведение исследования приватизации и разгосударствления собственности в России и в мире. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) дать понятие и сущность приватизации,

     2) изучить сущность и особенности разгосударствления собственности,

     3) изучить итоги и перспективы развития приватизации в России,

     4) провести анализ правовых основ  приватизации в России,

     5)  проанализировать приватизацию  государственного имущества,

     6) изучить особенности приватизации  в  странах Центральной и Восточной Европы,

     7) провести сравнение процессов и методов приватизации в России и в странах Восточной Европы.

     Для решения поставленных задач использовалась литература многих авторов и различные методы исследования, такие, как аналитический, классификационный, индуктивный, а также метод аналогии.

 

1. Приватизация и  разгосударствление собственности: понятие и сущность

      1.1 Понятие и сущность  приватизации 

      С начала радикальных экономических  реформ в России одной из главных  задач стало реформирование отношений собственности с целью получить наиболее эффективного собственника, хозяина на средства производства и другие объекты государственной собственности.

      Приватизация  государственного и муниципального имущества должна была ликвидировать  монополию государственной собственности на средства производства, создать условия для развития производства, основанного на частной собственности. Целями приватизации являлись создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение активности субъектов хозяйствования, развитие конкуренции между ними и, как следствие, повышение производительности труда, расширение и совершенствование производства [6, 84].

        Безусловно, в условиях развивающихся  рыночных отношений государство  оставит в своих руках предприятия, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности, а также, возможно, самые крупные предприятия, через которые возможно (помимо мер государственного регулирования) влияние на экономическое развитие страны. Однако тщательно подготовленная, неторопливая приватизация других потенциально конкурентоспособных государственных предприятий может благотворно сказаться на экономике в целом - повысить эффективность производства, а также уменьшить нагрузку на малочисленные, зачастую непрофессиональные, управленческие кадры государства и муниципальных образований. Однако успешное проведение преобразований собственности возможно только в рамках общей политики экономических преобразований как ее составная часть. Следует согласиться с исследовавшими процесс приватизации в развивающихся странах Мэри Шерли и Джоном Ниллисом, что в качестве условий для успешной приватизации "являются ориентированная на рынок макроэкономическая политика, способствующая увеличению эффективности как государственного, так и частного сектора, адекватный рынок капиталов и достаточный период времени для выявления фирм, которые можно было бы продать, не прибегая к значительным и неоправданным уступкам покупателю

      Понятие приватизации появилось сравнительно недавно. Сам термин "приватизация" был впервые введен американским исследователем Робертом У. Пулом в 1976 г. в одной из публикаций, подготовленных для периодического бюллетеня "Reason Foundation". Уэбстер в своем словаре понятие "приватизация" определяет как "преобразование общественной формы правления или собственности отдельного предприятия или отрасли в частную.

      В экономическом смысле под приватизацией  понимается "преобразование отношений  собственности путем передачи или  продажи на различных условиях государственной и муниципальной собственности частным и коллективным хозяйствующим субъектам". В.А. Виноградов, С.Я. Веселовский под приватизацией предприятия понимают инициированный государством и оформленный соответствующими законодательными органами процесс ограничения правомочий государства как субъекта собственности, хозяйствования и/или управления; под приватизацией экономики - происходящий в рамках национальной хозяйственной системы процесс сокращения масштабов государственного сектора, а также структурное перераспределение прав собственников в пользу частного капитала за счет уменьшения удельного веса государства в производстве валового национального продукта.

      Приватизация  — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки.

      Приватизацию  можно рассматривать в организационно-техническом  аспекте как особый вид управленческой деятельности, представляющей собой  совокупность взаимосвязанных и  целенаправленных действий субъектов  приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную собственность, осуществляемых по решению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах [5, 73]

      Разгосударствление  и приватизация — не однозначные, хотя и тесно связанные между  собой понятия.

      Под разгосударствлением следует понимать процесс упразднения государственного монополизма, формирование многоукладной  смешанной экономики, её децентрализации, освобождения государства от функций прямого хозяйственного управления. Таким образом, разгосударствление означает, с одной стороны, переход от командно-административных к экономическим методам руководства, а с другой — форм и содержание отношений собственности. В свою очередь разгосударствление непосредственных отношений собственности можно свести к трем основным взаимосвязанным объектам аспектам; во-первых, к созданию многообразных типов хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождение их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации, то есть передача в распоряжение коллективов и отдельных граждан части государственной в огосударствленной собственности. Следовательно, приватизацию следует рассматривать как одну из форм разгосударствления. Однако разгосударствление возможно и без приватизации. В этом случае смена собственника не происходит, а процесс децентрализации в пределах государственного управления собственностью.

      Обратный  процесс называется национализацией, или муниципализацией.

      Под приватизацией обычно понимается передача контролируемой теми или иными государственными органами общественной собственности  в частный сектор. Федеральный  закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.[13] Разгосударствление может принимать принципиально различные формы, которые можно классифицировать по ряду признаков: допуску к приобретению только сотрудников или всех желающих; осуществлению механизма перераспределения собственности в виде денег или специальных чеков; техники продаж; видоизменения организационных структур предприятий и степени участия тех или иных участников фондового рынка и институциональных инвесторов в приватизации и другим признакам. В реальности большинство этих вариантов применяются, как правило, в совокупности.

      Приватизация  сама по себе не может гарантировать  прогресс в экономике. Она лишь усиливает  конкурентность экономической сферы, которая включает в себя сочетание частной и государственной собственности на средства производства в широком смысле слова. Эффективность экономики — это, в конечном счете, степень удовлетворения потребностей населения. А предприятия представляют собой ценность сами по себе хотя бы потому, что производят материальные ценности для народа, поэтому неумно допускать их закрытие, что предполагает «шоковая терапия».

      В общем случае приватизация не связана  напрямую с проблемой формы собственности. Понятие собственности имеет  два значения. С юридической точки зрения собственность это владение имуществом или в обыденном смысле, само имущество. С другой стороны, в экономическом смысле понятие собственности включает в себя всю совокупность экономических отношений общества. Собственность как общественное отношение не только дает определенные права, но и накладывает обязательства на собственника по отношению к обществу и предполагаемому выразителю его интересов — государству. Отношения собственности никак не ограничиваются формальной передачей её из рук государства в руки негосударственных структур или частных лиц. Например, можно говорить о приватизации земли в условиях как наличия, так и отсутствия понятия юридической частной собственности на землю [9, 102]. 

      1.2 Сущность и особенности  разгосударствления собственности 

      Одной из характерных черт рыночной экономики  является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики  России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

      Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной  собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей  стране командно-административной системы  хозяйства государственная собственность  занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

      Процессы огосударствления и разгосударствления объектов собственности играют большую роль для экономического развития многих стран. Во многих странах эти процессы стали инструментом государственного регулирования экономики. Становление рыночных отношений в России также строилось на основе использования процессов разгосударствления и приватизации. Мгновенное становление рыночных отношений при переходе от административно-командной экономики к рыночной экономике невозможно. Такой переход требует преобразования экономических, политических, правовых и социальных отношений. Преобразование всех перечисленных отношений требует времени. Период, в течение которого происходит замена старых отношений новыми, называется переходным периодом. В России переходный период характеризуется постепенной заменой административно-командных форм хозяйствования рыночными.

      Первым  этапом создания новых экономических  отношений был процесс разгосударствления, начавшийся в 1985 году. Процесс разгосударствления предполагал создание альтернативных государственной форм собственности и форм хозяйствования. На первом этапе основной альтернативой государственной форме собственности стала кооперативная форма, а альтернативной формой хозяйствования выступила арендная форма. Наличие альтернативных форм собственности и хозяйствования не разрушило основ государственной формы собственности, но показало ее неэффективность.

      В таких условиях закономерным процессом  стало развитие приватизационных процессов  с целью повышения эффективности  производства.

      Разгосударствление  собственности  может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негосударственных формах собственности, так и путем приватизации государственных предприятий.

Информация о работе Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика