Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение исследования приватизации и разгосударствления собственности в России и в мире. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и сущность приватизации,
2) изучить сущность и особенности разгосударствления собственности,
3) изучить итоги и перспективы развития приватизации в России,
4) провести анализ правовых основ приватизации в России,
5) проанализировать приватизацию государственного имущества,
6) изучить особенности приватизации в странах Центральной и Восточной Европы,
7) провести сравнение процессов и методов приватизации в России и в странах Восточной Европы.
Введение 3
1. Приватизация и разгосударствление собственности: понятие и сущность 5
1.1 Понятие и сущность приватизации 5
1.2 Сущность и особенности разгосударствления собственности 8
2. Сущность и особенности развития приватизации в России 10
2.1 Приватизация в России: итоги и перспективы 10
2.2 Анализ правовых основ приватизации в России 17
3. Мировой опыт приватизации и разгосударствления собственности 20
3.1 Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы 20
3.2 Сравнение приватизации в России и Восточной Европе 25
Заключение 28
Список литературы 30
Так, польская программа регулирования экономики стала классическим примером удачной валютной политики в «посткоммунистических» преобразованиях. Она была применена и одобрена многими международными финансовыми организациями. Наиболее важные меры включают:
-
освобождение от
-
ослабление ограничений в
Благодаря этой политике в Польше в 1990 г. инфляция значительно снизилась, а польский злотый стал более твердой валютой.
С самого начала приватизация находилась под сильным политическим и социальным давлением. Большинство либерально настроенных экономистов и политиков требовали ее немедленного осуществления, тогда как активисты рабочих советов требовали организовать все так, чтобы не пострадало их влияние на экономическую систему. Сегодняшняя программа приватизации в Польше — это результат эволюции политики приватизации от упора на продажу через рынки до приватизации через свободную раздачу государственного имущества [8, 93].
Внедрение программы приватизации 1991 г. проходило при неблагоприятных условиях: нарастающая инфляция, спад производства и безработица.
Выбор способа приватизации зависел от размера предприятия, финансовой ситуации, а также от потенциального покупателя; скажем, приватизация через продажу акций польским и иностранным (а их вклад вследствие ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов был весьма значителен) инвесторам больше подходит крупным предприятиям.
Для приватизации через ликвидацию законом разрешено три способа продажи имущества ликвидированных компаний:
-
продажа части имущества
-
передача имущества такой
-
сдача имущества такой
Что касается результатов приватизации в Польше, то они положительны: в настоящее время находятся в частном владении транспорта и более 40 % строительных компаний, около 65 % крупных предприятий промышленности.
Следует также отметить, что, хотя в 1990—1993 гг. в странах Восточной Европы наблюдался так называемый «трансформационный спад», связанный с переходом к рыночной экономике, сейчас оживление платежеспособного спроса послужило тому, что ситуация более или менее стабилизировалась и начался экономический подъем, что означает завершение спада и его смену обычным рыночным циклом.
Единства и различия в практике массовой приватизации в России и Восточной Европы достаточно очевидны. Российский вариант в существенных своих чертах ближе к опыту Чехии и Словакии.
Однако российская ваучерная приватизация по многим пунктам проигрывает даже опыту Чехословакии. Различия в экономических структурах и географии этих стран, менталитете населения и многом другом, безусловно играют свою роль. И все же необходимо констатировать, что недостатки российской ваучерной приватизации были не продуктом специфики нашей страны, а результатом сознательного выбора.
Спекулятивные моменты ваучерной приватизации в России значительно более выражены, чем в Чехии и Словакии. Этому способствовали:
- выпуск чека на предъявителя;
-
фиксирование номинальной
-
отсутствие механизмов
- локальный характер аукционов;
-
отсутствие ограничений на
Польская модель всеобщей приватизации исходила из концепции, что контроль над предприятиями должен быть сконцентрирован в руках малого количества фондов. Расчет строился на сбросе населением акций предприятий и фондов [4, 56].
Достоинством чехословацкого подхода к приватизации является скорость преобразований. Однако за скорость приватизации пришлось платить ценой неполноты, половинчатости преобразований. В целом ряде случаев приватизация осуществлялась скорее по форме, чем по существу, а фактическими владельцами многих предприятий была и остается местная администрация. В России подобная практика приняла еще более уродливые формы.
Серьезным
отличием приватизации в странах
Восточной Европы является также
то, что Венгрия, Чехия и Польша,
в отличии от России, имели возможность
решать вопрос недостаточности инвестиций
путем привлечения иностранного капитала.
Заключение
В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.
Как отмечалось выше, в течение всего переходного периода доля государственных предприятий в производстве ВВП в странах с переходной экономикой объективно должна оставаться более высокой, чем в развитых странах. Это в полной мере относится и к России. Однако в принципе подавляющее большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.
Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь о создании новых мелких и средних предприятий.
Показателен в этой связи опыт китайских реформ. После их начала в 1978 г. в стране были созданы миллионы небольших частных предприятий (в том числе действующих в сельской местности волостных и поселковых предприятий), которые в настоящее время производят более 1/2 ВВП КНР.
К сожалению, как уже отмечалось выше, в России вновь созданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг потребительского назначения, сколько риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов.
Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.
В ходе написания курсовой были поставлены и решены такие задачи, как:
1) дать понятие и сущность приватизации,
2) изучить сущность и особенности разгосударствления собственности,
3) изучить итоги и перспективы развития приватизации в России,
4) провести
анализ правовых основ
5) проанализировать приватизацию государственного имущества,
6) изучить особенности приватизации в странах Центральной и Восточной Европы,
7) провести
сравнение процессов и методов приватизации
в России и в странах Восточной Европы.
Список литературы
Приложения
Удельный вес негосударственных предприятий в российской промышленности в 1996 году.
(Приложение №1)
Приватизационный чек (ваучер) образца 1992 года.
(Приложение №2)