Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проведение исследования приватизации и разгосударствления собственности в России и в мире. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и сущность приватизации,
2) изучить сущность и особенности разгосударствления собственности,
3) изучить итоги и перспективы развития приватизации в России,
4) провести анализ правовых основ приватизации в России,
5) проанализировать приватизацию государственного имущества,
6) изучить особенности приватизации в странах Центральной и Восточной Европы,
7) провести сравнение процессов и методов приватизации в России и в странах Восточной Европы.

Содержание работы

Введение 3
1. Приватизация и разгосударствление собственности: понятие и сущность 5
1.1 Понятие и сущность приватизации 5
1.2 Сущность и особенности разгосударствления собственности 8
2. Сущность и особенности развития приватизации в России 10
2.1 Приватизация в России: итоги и перспективы 10
2.2 Анализ правовых основ приватизации в России 17
3. Мировой опыт приватизации и разгосударствления собственности 20
3.1 Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы 20
3.2 Сравнение приватизации в России и Восточной Европе 25
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Приватизация, разгосударствление (1).doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

      Для всех постсоциалистических стран, которые  стали на путь рыночных преобразований, характерны некоторые черты, которые  отразились на ходе и темпах приватизации. Во-первых, приватизация проводилась как один из первых шагов в реформировании командно-административной экономики, в условиях государственного монополизма, который постепенно демонтировался, и полного отсутствия рыночных механизмов. Во-вторых, это отсутствие у большинства населения свободных средств для того, чтобы выкупить у государства основные фонды и средства производства.

      Кроме этого, низкий технический уровень  большинства предприятий требует  больших капитальных вложений в  приватизированные объекты. Главным является то, что приватизация носила тотальный характер, поскольку подавляющее большинство предприятий находилась в государственной собственности, и реформированию подлежали не отдельные из них, как в развитых странах с рыночной экономикой, а вся экономика страны.

      Характерной чертой приватизации в постсоциалистических странах было полное отсутствие правовой базы ее проведения, поэтому первые шаги в реформировании собственности  происходили на фоне разработки и  принятия многих законодательных и нормативных актов. Другой характерной чертой для стран Центральной и Восточной Европы является тот факт, что для проведения приватизации в них были созданы специальные органы государственного влияния на этот процесс: в Польше - Министерство по превращение форм собственности (Министерство приватизации); в Чехословакии - Федеральное министерство по делам национального имущества и приватизации и Министерства приватизации Чешской и Словацкой республик; в Венгрии - Агентство государственной собственности; в Болгарии - Агентство по приватизации; в Румынии - Национальное Агентство по приватизации. В Украине функции по приватизации государственного имущества выполняет Фонд государственного имущества Украины.

      Практика  приватизации государственных предприятий в бывших социалистических странах очень богата количеством, разнообразием возможных ситуаций и опытом их конкретной реализации. При всех различиях социально-экономических условий в различных странах их опыт весьма актуален и в некоторой степени поучителен и для нашего государства. Приватизация государственного имущества во многих постсоциалистических государствах начала зарождение такого весомого сектора экономики как рынки недвижимости. Процессы, происходившие на рынках недвижимости этих государств отражали общую экономическую ситуацию и курс на проведение рыночных реформ в этих государствах.

      Концепция приватизации в Венгрии складывалась постепенно, ее формирование началось еще в рамках прежней системы, когда предусматривалось развитие социального рыночного хозяйства, основанного на смешанной форме собственности, в том числе и частной. Со сменой власти основной акцент был сделан на развитие именно частной собственности.

      Пришедшим к власти весной 1990 года коалиционным правительством Й.Антала (Венгерский Демократический Форум) была проявлена серьезная политическая решимость в отношении проведения приватизации. Она обосновывалась необходимостью решения ряда политических, экономических и социальных задач. К числу задач экономического характера относятся:

      - создание экономически независимых  товаропроизводителей (частных предпринимателей, различных хозяйственных обществ,  товариществ и других необходимых  субъектов рыночного хозяйства);

      - создание экономической среды,  способствующей более эффективному  хозяйствованию сохраняющихся объектов государственной собственности;

      - погашение государственного долга  и модернизация имеющихся фондов  благодаря поступлению доходов  от продажи государственного  имущества в процессе приватизации.

      Концепция венгерской приватизационной модели состоит из мотивов необходимости приватизации, ее основных целей, обоснования ее темпов и масштабов, методов и форм осуществления; определение форм участия иностранного капитала в этом процессе, мер по созданию организационной инфраструктуры процесса приватизации и органов управления собственностью, как передаваемой в частные руки, так и остающейся временно и постоянно в руках государства [2, 57].

      В Венгрии строго соблюдаются два  основных принципа проведения приватизации.

      1. Венгрия представляет собой исключение из всех постсоциалистических стран, охваченных идеями всеобщего и бесплатного раздела госимущества. Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.

      В Венгрии считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых владельцев, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. В Венгрии изначально была отброшена, как несостоятельная модель создания нового слоя собственников на основе административного передела. Это коренное отличие венгерской модели приватизации от российской.

      2. Вторым принципом приватизации  в Венгрии является ее подчиненность  задачам повышения экономической  эффективности. Подчеркивается, что речь идет не просто о том, чтобы как можно скорее распродать все государственное имущество, а о том, чтобы провести этот процесс наиболее рационально. Если, согласно прежним представлениям, доходы от приватизации должны были пополнять доходы госбюджета и погашать государственный долг, то впоследствии этот подход изменился.

      В 1990 году из 600 млн. форинтов доходов 511 млн., т.е. 85%, были направлены на погашение  государственного долга, в 1991 году от приватизации было уже получено 40 млрд. форинтов, из которых 20 млрд., т.е. 50%, поступило в госбюджет. В дальнейшем эта доля еще сокращалась.

      Также следует указать на еще один важный момент венгерской приватизации - решение  проблемы реституции [8, 95]

      За  предоставление компенсаций бывшим собственникам, пострадавшим в ходе коммунистического правления (коллективизация, национализация) выступала Независимая партия мелких хозяев (НПМХ) - т.н. “историческая” партия, член правящей коалиции. В результате острой политической борьбы Закон о компенсации был принят парламентом Венгрии в июне 1991 года. Право на компенсацию получили лица, лишившиеся своей собственности после 8 июня 1949 г. Затем этот Закон был дополнен другими законодательными актами - о компенсации лицам, понесшим материальный и моральный урон с мая 1939 года в связи с незаконым лишением собственности евреев (1939-1944гг.) и немцев (после 1945г.). Общая сумма компенсации составила около 100 млрд. форинтов. После рассмотрения правомерности заявок заявителям выдаются т.н. боны или купоны (без права обмена на деньги) для вложения в приватизируемое государственное имущество, жилье, а также земельные участки.

      Приватизация  в Польше основывается на Законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с  этим законом было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. “Малая приватизация” охватывала 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990-1991 годах. Помимо этого в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых, с самого начала частных предприятий.

      В настоящее время в частных  руках находится более 70% розничной  торговли, процесс распространился  и на оптовую торговлю. В значительной мере приватизированы грузовые автоперевозки (в частной собственности находится до 60% грузового автопарка страны). Быстрыми темпами идет разгосударствление внешней торговли и строительства. Приватизации экономики способствовало также создание зарубежными и польскими (в основном госудасрственными) фирмами 1312 совместных предприятий. Что касается сельского хозяйства, то примерно 75% его продукции давно уже давал частный сектор.

      В промышленности, однако, положение  совсем иное. В 1990-1994 гг. из 3107 предприятий, действующих в добывающих и обрабытывающих отраслях, приватизировано не больше 100-150. Главный метод приватизации средних предприятий (с числом занятых до 500) - это льготная продажа их трудовому коллективу путем т.н. “ликвидации” (этот термин используется потому, что существующие государственные предприятия формально ликвидируются и вместо них как бы заново создаются предприятия, принадлежащие трудовым коллективам - рабочим и администрации). Еще семь предприятий были приватизированы в конце 1991 года “традиционными” методами: пять крупных фирм - на открытых торгах, одна продана зарубежному инвестору и одна - ее прежней администрации. Несколько десятков госпредприятий были частично приватизированы, приобретя статус совместных (с зарубежными инвесторами) компаний. Однако большая часть крупных промышленных предприятий по-прежнему принадлежит государству. По имеющимся данным, в промышленности действуют теперь около 6400 фирм. Однако на их долю приходится лишь около 1/4 промышленной продукции, 3/4 все еще выпускаются государственными предприятиями [12, 46]

      В Восточной Германии прошла беспрецедентная  в мировой практике приватизация самых различных видов собственности  и в самых разных отраслях хозяйства. Объединение Германии в 1990 году послужило катализатором преобразования экономики бывшей ГДР и обусловило некоторые принципиальные отличия от опыта восточноевропейских реформ. При всей уникальности стартовых условий и хода реформ отдельные подходы и моменты имеют универсальное значение, а некоторые прецеденты в решении спорных вопросов заслуживают внимание.

      К особенностям восточногерманского  варианта можно отнести:

      - определенность политического выбора  направления реформ - возврат к  капиталистическому варианту развития, решительная приватизация;

      - возможность опереться на сформированную  правовую базу и институциональные  структуры (в виде налоговых  служб, системы социального обеспечения,  ведемства по приватизации). При  всем при этом в новых восточных  землях Германии ощущается нехватка  квалифицированного персонала для соответствующих служб и институциональных структур, который мог бы компетентно действовать в рамках новых “правил игры”. Это замедляет процесс принятия решений, сопровождается нерешительностью и тем самым сдерживает преобразования.

      В 70-80-ые годы технологический разрыв между Западом и Востоком казался основной проблемой. Но наше время высветило именно разрыв в законодательной сфере и институтах, организующих хозяйственную жизнь. Эти базовые основы нарабатываются годами, и такого рода отставание не может быть преодолено в короткие сроки.

      Определенность  параметров рыночной среды, важнейший  среди которых цены, также можно  отнести к числу благоприятных  условий для проведения экономических  преобразований. Бывшей ГДР не пришлось тратить время на определение верных уровней и структуры цен, проходить через период хаоса, связанного с поиском приемлемых для всех экономических субъектов цен.

      Поведение экономических субъектов формируется  не только базовыми условиями (частная  собственность, свободные производители, свободное ценообразование), но и всей национальной экономической средой, которая складывается столетиями под влиянием национальной истории, культуры, системы ценностей.

      Различия  между странами, развивающимися в  рамках рыночной экономики, в силу этого весьма существенны: от американского капитлизма с наиболее выраженными принципами свободы предпринимательства до шведской и австрийской моделей социального государства, со значительным вмешательством государства в процесс перераспределения национального дохода [11, 95] 

      3.2 Сравнение приватизации  в России и Восточной  Европе 

      Трансформация экономики бывших социалистических стран не имеет прецедентов в  современной истории. Если в Англии, Франции, Канаде и других странах  приватизация означает просто продажу государственной собственности частным лицам, то в бывших социалистических странах она имеет гораздо большее значение. Посткоммунистическая приватизация — это не только лишение государства прав собственности и продажа государственных компаний. Это также процесс восстановления экономики, разрушенной годами «коммунизма». В случае успеха приватизация способствует созданию среднего класса собственников.

      Среди особенностей приватизации стран переходной экономики исследователи отмечают такие, как:

      - связь приватизации с изменением властных отношений в обществе;

      - ее масштабы;

      - отсутствие рациональной рыночно-конкурентной  среды

      - технические сложности;

      - необходимость идеологического  выбора;

      -отсутствие  на стартовом этапе необходимой  институциональной структуры.

      Если  мы рассматриваем приватизацию как  процесс, стимулирующий глубокие изменения  в национальной экономике и в  обществе, то возникает вопрос о  взаимоотношениях между приватизацией  и политикой регулирования экономики.

Информация о работе Приватизация, разгосударствление собственности: мировой опыт и российская практика