Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:27, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение исследования приватизации и разгосударствления собственности в России и в мире. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и сущность приватизации,
2) изучить сущность и особенности разгосударствления собственности,
3) изучить итоги и перспективы развития приватизации в России,
4) провести анализ правовых основ приватизации в России,
5) проанализировать приватизацию государственного имущества,
6) изучить особенности приватизации в странах Центральной и Восточной Европы,
7) провести сравнение процессов и методов приватизации в России и в странах Восточной Европы.
Введение 3
1. Приватизация и разгосударствление собственности: понятие и сущность 5
1.1 Понятие и сущность приватизации 5
1.2 Сущность и особенности разгосударствления собственности 8
2. Сущность и особенности развития приватизации в России 10
2.1 Приватизация в России: итоги и перспективы 10
2.2 Анализ правовых основ приватизации в России 17
3. Мировой опыт приватизации и разгосударствления собственности 20
3.1 Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы 20
3.2 Сравнение приватизации в России и Восточной Европе 25
Заключение 28
Список литературы 30
Для всех постсоциалистических стран, которые стали на путь рыночных преобразований, характерны некоторые черты, которые отразились на ходе и темпах приватизации. Во-первых, приватизация проводилась как один из первых шагов в реформировании командно-административной экономики, в условиях государственного монополизма, который постепенно демонтировался, и полного отсутствия рыночных механизмов. Во-вторых, это отсутствие у большинства населения свободных средств для того, чтобы выкупить у государства основные фонды и средства производства.
Кроме
этого, низкий технический уровень
большинства предприятий
Характерной чертой приватизации в постсоциалистических странах было полное отсутствие правовой базы ее проведения, поэтому первые шаги в реформировании собственности происходили на фоне разработки и принятия многих законодательных и нормативных актов. Другой характерной чертой для стран Центральной и Восточной Европы является тот факт, что для проведения приватизации в них были созданы специальные органы государственного влияния на этот процесс: в Польше - Министерство по превращение форм собственности (Министерство приватизации); в Чехословакии - Федеральное министерство по делам национального имущества и приватизации и Министерства приватизации Чешской и Словацкой республик; в Венгрии - Агентство государственной собственности; в Болгарии - Агентство по приватизации; в Румынии - Национальное Агентство по приватизации. В Украине функции по приватизации государственного имущества выполняет Фонд государственного имущества Украины.
Практика приватизации государственных предприятий в бывших социалистических странах очень богата количеством, разнообразием возможных ситуаций и опытом их конкретной реализации. При всех различиях социально-экономических условий в различных странах их опыт весьма актуален и в некоторой степени поучителен и для нашего государства. Приватизация государственного имущества во многих постсоциалистических государствах начала зарождение такого весомого сектора экономики как рынки недвижимости. Процессы, происходившие на рынках недвижимости этих государств отражали общую экономическую ситуацию и курс на проведение рыночных реформ в этих государствах.
Концепция
приватизации в Венгрии складывалась
постепенно, ее формирование началось
еще в рамках прежней системы,
когда предусматривалось
Пришедшим к власти весной 1990 года коалиционным правительством Й.Антала (Венгерский Демократический Форум) была проявлена серьезная политическая решимость в отношении проведения приватизации. Она обосновывалась необходимостью решения ряда политических, экономических и социальных задач. К числу задач экономического характера относятся:
-
создание экономически
-
создание экономической среды,
способствующей более
-
погашение государственного
Концепция венгерской приватизационной модели состоит из мотивов необходимости приватизации, ее основных целей, обоснования ее темпов и масштабов, методов и форм осуществления; определение форм участия иностранного капитала в этом процессе, мер по созданию организационной инфраструктуры процесса приватизации и органов управления собственностью, как передаваемой в частные руки, так и остающейся временно и постоянно в руках государства [2, 57].
В Венгрии строго соблюдаются два основных принципа проведения приватизации.
1. Венгрия представляет собой исключение из всех постсоциалистических стран, охваченных идеями всеобщего и бесплатного раздела госимущества. Строго соблюдается закрепленный законодательным порядком принцип проведения приватизации только на основе платности.
В Венгрии считают, что смысл приватизации не просто в смене собственника, а в утверждении слоя новых владельцев, способных к ответственным и заинтересованным действиям ради приумножения капитала. В Венгрии изначально была отброшена, как несостоятельная модель создания нового слоя собственников на основе административного передела. Это коренное отличие венгерской модели приватизации от российской.
2.
Вторым принципом приватизации
в Венгрии является ее
В 1990 году из 600 млн. форинтов доходов 511 млн., т.е. 85%, были направлены на погашение государственного долга, в 1991 году от приватизации было уже получено 40 млрд. форинтов, из которых 20 млрд., т.е. 50%, поступило в госбюджет. В дальнейшем эта доля еще сокращалась.
Также следует указать на еще один важный момент венгерской приватизации - решение проблемы реституции [8, 95]
За предоставление компенсаций бывшим собственникам, пострадавшим в ходе коммунистического правления (коллективизация, национализация) выступала Независимая партия мелких хозяев (НПМХ) - т.н. “историческая” партия, член правящей коалиции. В результате острой политической борьбы Закон о компенсации был принят парламентом Венгрии в июне 1991 года. Право на компенсацию получили лица, лишившиеся своей собственности после 8 июня 1949 г. Затем этот Закон был дополнен другими законодательными актами - о компенсации лицам, понесшим материальный и моральный урон с мая 1939 года в связи с незаконым лишением собственности евреев (1939-1944гг.) и немцев (после 1945г.). Общая сумма компенсации составила около 100 млрд. форинтов. После рассмотрения правомерности заявок заявителям выдаются т.н. боны или купоны (без права обмена на деньги) для вложения в приватизируемое государственное имущество, жилье, а также земельные участки.
Приватизация в Польше основывается на Законе, принятом в июле 1990 года. В соответствии с этим законом было создано министерство по реформе собственности (МРС) и в кратчайшие сроки проведена “малая приватизация” в торговле и сфере бытового обслуживания. “Малая приватизация” охватывала 60 тыс. предприятий (ранее подчинявшихся в основном местным органам власти), которые были проданы или сданы в аренду частному сектору в 1990-1991 годах. Помимо этого в торговле и услугах было создано несколько сот тысяч новых, с самого начала частных предприятий.
В настоящее время в частных руках находится более 70% розничной торговли, процесс распространился и на оптовую торговлю. В значительной мере приватизированы грузовые автоперевозки (в частной собственности находится до 60% грузового автопарка страны). Быстрыми темпами идет разгосударствление внешней торговли и строительства. Приватизации экономики способствовало также создание зарубежными и польскими (в основном госудасрственными) фирмами 1312 совместных предприятий. Что касается сельского хозяйства, то примерно 75% его продукции давно уже давал частный сектор.
В промышленности, однако, положение совсем иное. В 1990-1994 гг. из 3107 предприятий, действующих в добывающих и обрабытывающих отраслях, приватизировано не больше 100-150. Главный метод приватизации средних предприятий (с числом занятых до 500) - это льготная продажа их трудовому коллективу путем т.н. “ликвидации” (этот термин используется потому, что существующие государственные предприятия формально ликвидируются и вместо них как бы заново создаются предприятия, принадлежащие трудовым коллективам - рабочим и администрации). Еще семь предприятий были приватизированы в конце 1991 года “традиционными” методами: пять крупных фирм - на открытых торгах, одна продана зарубежному инвестору и одна - ее прежней администрации. Несколько десятков госпредприятий были частично приватизированы, приобретя статус совместных (с зарубежными инвесторами) компаний. Однако большая часть крупных промышленных предприятий по-прежнему принадлежит государству. По имеющимся данным, в промышленности действуют теперь около 6400 фирм. Однако на их долю приходится лишь около 1/4 промышленной продукции, 3/4 все еще выпускаются государственными предприятиями [12, 46]
В
Восточной Германии прошла беспрецедентная
в мировой практике приватизация
самых различных видов
К особенностям восточногерманского варианта можно отнести:
-
определенность политического
-
возможность опереться на
В 70-80-ые годы технологический разрыв между Западом и Востоком казался основной проблемой. Но наше время высветило именно разрыв в законодательной сфере и институтах, организующих хозяйственную жизнь. Эти базовые основы нарабатываются годами, и такого рода отставание не может быть преодолено в короткие сроки.
Определенность параметров рыночной среды, важнейший среди которых цены, также можно отнести к числу благоприятных условий для проведения экономических преобразований. Бывшей ГДР не пришлось тратить время на определение верных уровней и структуры цен, проходить через период хаоса, связанного с поиском приемлемых для всех экономических субъектов цен.
Поведение
экономических субъектов
Различия
между странами, развивающимися в
рамках рыночной экономики, в силу этого
весьма существенны: от американского
капитлизма с наиболее выраженными принципами
свободы предпринимательства до шведской
и австрийской моделей социального государства,
со значительным вмешательством государства
в процесс перераспределения национального
дохода [11, 95]
3.2
Сравнение приватизации
в России и Восточной
Европе
Трансформация экономики бывших социалистических стран не имеет прецедентов в современной истории. Если в Англии, Франции, Канаде и других странах приватизация означает просто продажу государственной собственности частным лицам, то в бывших социалистических странах она имеет гораздо большее значение. Посткоммунистическая приватизация — это не только лишение государства прав собственности и продажа государственных компаний. Это также процесс восстановления экономики, разрушенной годами «коммунизма». В случае успеха приватизация способствует созданию среднего класса собственников.
Среди
особенностей приватизации стран переходной
экономики исследователи
- связь приватизации с изменением властных отношений в обществе;
- ее масштабы;
-
отсутствие рациональной
- технические сложности;
- необходимость идеологического выбора;
-отсутствие
на стартовом этапе
Если
мы рассматриваем приватизацию как
процесс, стимулирующий глубокие изменения
в национальной экономике и в
обществе, то возникает вопрос о
взаимоотношениях между приватизацией
и политикой регулирования