Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 09:59, курсовая работа
Целью исследования является изучение процесса приватизации в РФ.
Задачи исследования:
• рассмотреть приватизацию как процесс;
• рассмотреть проблемы, риски разгосударствления и его особенности;
• охарактеризовать процесс и итоги приватизации в РФ;
• определить последствия приватизации в РФ.
Введение 4
1. Теоретические основы процесса приватизации 6
2. Процесс приватизации в России 12
2.1. Проблемы, риски разгосударствления и её основные черты в РФ 12
2.2. Итоги приватизации в РФ и её особенности 22
2.3. Приватизация в РФ: оценка последствий 30
Заключение 39
Список литературы 41
Приложения………………………………………………………………...4
К чему привела бюрократическая приватизация?
Реальными же последствиями приватизации были:
Вывод. Таким образом, самая большая беда России заключается в готовности наших элит на любые жертвы ради стремления к постоянно меняющимся «идеалам». Пренебрежение к собственности как к чужому праву странным образом уживается у нас с фетишизацией собственности как «отношения к средствам производства». И верные российские последователи Маркса, и его непримиримые оппоненты сходятся в главном. Форма собственности по-прежнему воспринимается и теми
и другими как несущая конструкция, определяющая все иные отношения между экономическими агентами.
Проблема не в том, что после 70 лет воспевания коллективной собственности на средства производства мы с тем же энтузиазмом возлагаем все свои надежды на развитие частной собственности, а в том, что фетишизация отношений собственности совмещается у нас с полным пренебрежением к содержанию этих отношений.
Под общественной собственностью мы понимаем коллективное владение, под государственной – монополию на средства производства и природные ресурсы, под частной – фиктивную (акционерную) собственность.
Но как при советской власти у нас была другая общественная собственность, так сейчас – другая частная. Основными особенностями этой другой частной собственности являются ограниченность и опосредованность полномочий собственников, а также неравенство экономических агентов.
Если в классическом, римском понимании право собственности есть наиболее полное и исключительное господство над вещью, то у нас право собственности представляет собой не более чем набор возможностей, не подкрепленных реальными ограничениями на действия в отношении объекта собственности со стороны третьих лиц. В терминах римского права собственность – это бастион, защищающий интересы собственника от всех посягательств извне. Собственность в России – это нечто, нуждающееся в защите от недобросовестных чиновников, менеджеров, кредиторов, других акционеров и т.д.
Постоянные призывы к усилению роли государства в экономике основаны на ущербной логике. Необходимость защиты интересов государства как собственника не является основанием для ущемления прав других экономических агентов. Наш рынок отвратителен не потому, что государство отстранилось от вмешательства в экономику, а потому, что вмешательство это осуществляется в интересах не государства, а его уполномоченных лиц. В этих условиях любые попытки «наведения порядка» приводят в итоге к сведению счетов с нелояльными к тому или иному чиновнику предпринимателями.
И последнее замечание. Обществу отвратительны нувориши, сделавшие себе состояние на близости к власти, трубе, СМИ и т.д. Но вдвойне отвратительно спекулирование на чувствах люмпенизированного населения для очередного передела собственности. Мы постоянно пытаемся «вернуть время», начать с чистого листа. Мы готовы защищать права собственности, но не сего- дня, а завтра. Мы хотим «других собственников». Мы хотим еще раз переделить все по-честному. По-честному не получится.
Приватизация в РФ не дала значимого экономического эффекта. Цели и сам процесс приватизации были политизированы. Доминировала политическая цель: форсированно создать слой собственников, чтобы сделать процесс перераспределения общественных благ в пользу узкого слоя населения необратимым. Эта политическая цель определила важнейшие особенности приватизации. Она была проведена молниеносно, в крайне сжатые сроки. Отсутствовала необходимая юридическая чистота приватизационного процесса. Государственная собственность уходила в частные руки по беспрецедентно низким ценам. Какой-либо системный контроль за структурами, проводившими приватизацию, контроль за сделками, правилами и процедурами приватизации отсутствовал. Очень часто приватизационные сделки носили нерыночный характер административного и экономического сговора Но главная цель все же была достигнута. Институт частной собственности в России был восстановлен.
В результате приватизации в России
работники приватизируемых
По данным всероссийского исследования, более чем 71 % жителей страны в 1997 г. относились к беднейшим слоям населения и владели лишь 3,3 % всех денежных накоплений. Тогда как около 5 % населения относились к категории очень богатых и богатых, владели более чем 72,5 % сбережений, причем на долю «очень богатых» приходилось более 52,9 % всех накоплений населения России. При этом надо помнить, что в исследовании не учитывались значительные суммы средств, которые переведены на зарубежные счета, кроме того, данные многомиллиардные суммы существенно превышают суммы накоплений в российских банках.1
Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась достаточно низкой. Не учитывались интересы и права большинства слоев населения, не был соблюден и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Опыт показал, что приватизация резко усилила расслоение общества. Был создан узкий круг богатых собственников.
В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля.
При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и во взаимосвязи с общеэкономическими реформами. Приватизация призвана способствовать росту конкурентоспособности страны в целом.
Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, играет важную роль в формировании конкурентного рынка.
Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательными при ее проведении являются эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение среднего класса. Должны учитываться национальная безопасность и влияние на будущее страны. Надо иметь в виду, что рыночная экономика не может быть полностью социально ориентированной, особенно в период первоначального накопления капитала, поэтому часть средств, поступающих от приватизации, должна направляться на социальные нужды.
Приложение 1
* В масштабе
цен, действующих с 01.01.1998 г.;
** в масштабе цен, действующих
с 01.01.1998 г.; с 2006 г. –
расходы на обслуживание
государственного и муниципального
долга. Источники: Росстат, законы
о федеральных бюджетах; *** расчет
по среднегодовому курсу
Приложение 2
Рис. 1. - Доходы государства от приватизации предприятий, млрд. руб.
Приложение 3
* одновременно с залоговым аукционом проведен и инвестиционный конкурс с пакетом 33% уставного капитала; таким образом, группа «Менатеп» получила 78% акций ЮКОСа;
** в апреле 2003 г., до возбуждения уголовных дел против руководителей ЮКОСа, капитализация компании составляла около 35 млрд. долларов;
*** по данным, приведенным на сайте компании (nornik.ru), за 38% (51% голосующих) акций государству заплачено 270 млн. долларов;
**** капитализация
в 2004 году по данным рейтингового
агентства ЭкспертРА (www.
Приложение 4
Информация о работе Приватизация в России: анализ ошибок и результаты