Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа
Проблемы экономической безопасности рассматриваются рядом белорусских ученых. В. Пузиков ставит экономическую безопасность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. Баутцман Г.А. рассматривает методологические подходы и вопросы измерения экономической безопасности. В.И.Захаров и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3
Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического развития………………………………………………………………………………5
Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики ( 2-3 страны)…………………………………………………………...13
3. Обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь. Тенденции, проблемы и перспективы………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
В зависимости от пространственно-географических и природно-климатических, экономических и военно-политических условий можно выделить следующие уровни безопасности: международная глобальная безопасность, международная региональная безопасность и национально- государственная безопасность. В свою очередь национально- государственная безопасность подразделяется на государственную, локальную (региональную) и частную (интересы фирм и личности) безопасность. В содержательном плане в международной и национальной безопасности выделяют следующие ее сферы (области) проявления: политическая, экономическая, социальная, правовая, культурная и т.д.[2,с.179]
Важнейшей проблемой характеристики экономической безопасности на макроуровне является определение ее основных критериев.
В условиях глубокого кризиса, разнообразия переходных процессов таким критерием может быть "минимум совокупного ущерба, наносимого обществу, экономике, человеку". Вариантом или, точнее, конкретизацией такого подхода выступает принятие в качестве критерия безопасности особой пограничной "черты" как признака критического или порогового состояния социально-экономической системы, за пределами которого возникает угроза или даже фактически происходит деградация и разрушение этой системы. Для определения (в том числе и количественного выражения) таких пороговых значений необходимо: рассмотреть основные условия функционирования экономической системы и выделить наиболее важные показатели, характеризующие эти условия; определить факторы ее дестабилизации; оценить возможности наступления различных по характеру и последовательностям критических ситуаций; выявить пути предотвращения угрозы безопасности и поддержания стабильности.
Понятие безопасности тесно связано с категорией риска. Долгое время в теории и практике управления экономикой, особенно на макроуровне, ее развитие рассматривалось как жестко детерминированный процесс. При этом недостаточно учитывались непредсказуемость результатов хозяйственных решений, негативные последствия тех или иных нарушений воспроизводственного процесса, то есть неизбежные факторы экономического риска. Между тем использование категории риска позволяет значительно повысить эффективность управления, особенно в случае, когда на смену методам административно-командного хозяйствования приходит система преимущественно рыночных взаимосвязей в экономике, когда происходит резкая децентрализация управления хозяйственными и социальными процессами в обществе.
Следует различать оценку риска и управление риском. Оценка риска носит, как правило, экспертный, вероятностный характер в силу неопределенности многих негативных последствий как действия объективных факторов, так и принимаемых хозяйственных решений. Управление риском предполагает предвидение возможных чрезвычайных (критических) социально-экономических ситуаций с тем, чтобы предотвратить, ослабить и смягчить их последствия. Наряду с оценкой вероятности появления той или иной критической ситуации необходима и оценка потерь (ущерба), сопровождающих ее возникновение. Отсюда следует, что оценка уровня экономической безопасности предполагает наряду с анализом факторов риска также использование категорий потерь (ущерба) - фактических, ожидаемых, потенциальных, компенсируемых и некомпенсируемых. [3, с. 121]
В зависимости от характера возникновения потерь и ресурсов, требуемых для их возмещения, негативные последствия факторов риска или связанных с их действием критических социально-экономических ситуаций могут проявляться на: локальном уровне (в пределах отдельных территорий, групп населения, предприятий); мезоуровне (в пределах секторов народного хозяйства); общенациональном и традиционном (глобальном) уровнях.
Экспертные прогнозы издержек, необходимых для возмещения ущерба от тех или иных критических ситуаций, дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и обретение стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предупреждение последствий дестабилизации. В этих целях концепцией экономической безопасности вводятся принципиально новые для нашей системы экономического анализа, расчетов и информации показатели "компенсационные ресурсы" и "компенсационный потенциал". Между ними имеются определенные различия. Компенсационные ресурсы как более узкое понятие близки по своему значению к традиционному страхованию, резервному или "аварийному" запасу. Они корреспондируют с понятием потерь или ущерба (ожидаемого, фактического), который в каждом конкретном случае ограничен определенными рамками. Компенсационный потенциал - понятие более широкое, характеризует общую способность экономики страны реагировать на критические ситуации, предупреждать и преодолевать их, восстанавливать стабильность и устойчивость процессов хозяйственного, социального и экологического развития в случае их нарушения в том или ином ключевом секторе народного хозяйства, в том или ином крупном регионе.
Потенциал прямых компенсаций включает: материальные запасы и резервы производственного и непроизводственного характера; специальные запасы и резервы, их территориальное размещение; адекватные дополнительные транспортные возможности для доставки материальных ресурсов в места локализации критических ситуаций; резервные мощности, особенности в энергетических отраслях, а также технические средства для проведения крупных восстановительных работ; поддержание резервных возможностей оказания социальной помощи и адаптации населения.[3,с. 121]
Экономическая безопасность
– это такое экономическое
состояние общества, при котором
народ через посредство государства
может суверенно и без
Правовые гарантии осуществления экономической безопасности заключаются в признании принципов равноправия государств вне зависимости от социального и политического строя; свободы выбора пути и формы организации экономической жизни; суверенитета государств над природными ресурсами и экономическим потенциалом в своих целях; взаимовыгодного сотрудничества и свободного развития экономических, финансовых, научно-технических и иных мирных отношений между государствами; международного сотрудничества в целях экономического развития и социального прогресса; специальных льгот в отношении менее развитых стран – членов мирового сообщества; мирного урегулирования споров без применения силы или угрозы силой. [2, с.178]
Макроэкономическое равновесие
– это такое состояния
Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики. [18]
Экономическая безопасность государства также определяется как способность национальной экономики обеспечивать благосостояние нации и стабильность внутреннего рынка независимо от влияния внешних факторов и внутренних причин. Экономическая безопасность страны определяется так же, как и создаваемые государством условия, гарантирующие, что хозяйству страны не будет нанесен непоправимый ущерб от действий внутренних и внешних угроз.
Национальная безопасность государства - это система государственных и общественных гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие страны, защиту базовых ценностей и интересов, источников духовного и материального благополучия от внутренних и внешних угроз.
Экономическая безопасность государства также трактуется как состояние национальной экономики, обеспечивающей удовлетворение жизненно важных потребностей страны в материальных благах независимо от возникновения в мировой экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств социально-политического, экономического или экологического характера.
Форс-мажорные обстоятельства могут быть результатом обострения межгосударственных отношений, возникновения военных конфликтов, дестабилизации внутриполитической ситуации, усиление социальной напряженности, резкого изменения демографической ситуации в стране, истощение ресурсов жизнеобеспечения, появления стихийных бедствий и экологических катастроф в стране и за рубежом.
Чрезвычайные ситуации в экономической сфере могут быть вызваны и чисто экономическими или политическими факторами, например, решениями органов государственного управления. Своеобразие ситуации заключается в том, что относительно незначительное влияние способен инициировать цепь глубоких изменений в экономической системе, причем довольно часто с непредсказуемыми последствиями. Это обуславливает необходимость экспертизы принимаемых решений на предмет их экономической безопасности.
В основе планирования, организации и реализации мер обеспечения безопасности в различных сферах лежат анализ и оценка характера реальных и потенциальных внутренних и внешних угроз, кризисных ситуаций, а также других неблагоприятных факторов, препятствующих достижению поставленных целей и представляют опасность для жизненно важных интересов.
Цели и задачи обеспечения экономической безопасности государства могут выглядеть так.
1. Выявление и анализ
негативных экономических
2. Разработка нормативно-
3.Создание благоприятной мысли и климата в обществе, что способствует проведению экономических реформ. Главная роль при этом должна отводиться взвешенной стратегии экономической безопасности государства. [18]
Проблемы национальной безопасности – это одновременно проблемы внешней и внутренней политики государства. В системе национальной безопасности ведущую позицию занимает экономическая безопасность. Это связано с тем, что в условиях глобализации проблемы национальных интересов и национальной безопасности приобретают особое значение. Резко обостряются на современном этапе проблемы обеспечения природными ресурсами: они истощаются, а наиболее рациональные государства в этих условиях начинают проводить политику экономии и сбережения национальных природных ресурсов. Далее, в экономической сфере деятельности государств обостряется конкуренция с целью обеспечения более эффективного хозяйствования на международной арене.
Таким образом, в общей национальной безопасности приоритетное положение по праву занимает экономическая безопасность. [2,с. 180]
2. Факторы и условия экономической
безопасности трансформационной экономики
Сама экономическая безопасность трансформационной экономики имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента:
- экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно- техническими достижениями;
- стабильность и устойчивость
национальной экономики,
- способность к саморазвитию
и прогрессу, что особенно
Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. [3, с. 124]
Глубочайший кризис, охвативший белорусское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности.
Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно уяснить её связь с понятиями "развитие" и "устойчивость". Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. [17]
Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние "нагрузки". Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.