Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Проблемы экономической безопасности рассматриваются рядом белорусских ученых. В. Пузиков ставит экономическую безопасность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. Баутцман Г.А. рассматривает методологические подходы и вопросы измерения экономической безопасности. В.И.Захаров и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3

Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического развития………………………………………………………………………………5

Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики ( 2-3 страны)…………………………………………………………...13

3. Обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь. Тенденции, проблемы и перспективы………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Основной задачей в  области транспорто-коммуникационной безопасности является сохранение и  укрепление конкурентных преимуществ  страны, обусловленных ее геополитическим  и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией необходимо максимально сохранить за Республикой Беларусь долю собственности и экономическую самостоятельность в части транспортно-коммуникационной инфраструктуры, активнее привлекать к вложению в нее средств других зарубежных инвесторов. Способствовать этому будет осуществление гибкой тарифной политики, взаимосвязанной с комплексом налогово-финансовых и структурных мероприятий [14, с.153].

 Учитывая открытый  характер экономики Республики  Беларусь, обеспечение внешнеэкономической  безопасности страны должно стать  одним из приоритетов проводимой  социально-экономической политики.

Внешнеэкономическая безопасность тесно связана и вытекает из производственной и продовольственной безопасности, образующих основу экономической безопасности.  Одновременно она предполагает сопоставимость экономической безопасности различных стран, особенно территориально близко расположенных по отношению друг к другу. Обеспечение внешнеэкономической безопасности должно базироваться на преимуществах международного разделения труда и глобализации производства.

С точки зрения экономической  безопасности внешнеэкономические  отношения должны:

    • обеспечить использование преимуществ международыых интеграционных процессов для развития национальной экономики, встраивание ее в мировое хозяйство;
    • защитить ее от негативных внешних воздействий.

 Последнее особенно  важно, так как экономика Беларуси  носит открытый характер, и любые негативвые явления, происходящие в мировом хозяйстве, расширяют для нее зону риска.

 В этих условиях  к угрозам внешнеэкономической  безопасности страны можно отнести:  резкий рост цен на импортируемые  ресурсы и падение на экспортируемые; введение ограничений, вплоть до эмбарго на торговлю при импорте или экспорте продукции и сырья; высокую зависимость от поставок энергоресурсов и комплектующих на определенные виды продукции; финансовую зависимость от других государств.

 Усиление внешнеэкономических  аспектов деятельности государства с открытой экономикой в переходный период требует, чтобы его национальные интересы были приоритетны по отношению к любым союзам с другими государствами и стратегиями их реализации.

 Особое состояние  переходной экономики, в котором находится Республика Беларусь, незрелость рыночных отношений делают необходимым постепенное осуществление мер во внешнеэкономической деятельности, направленных на укрепление ее экономической безопасности, поиск оптимального соотношения между открытостью национальной экономики и защитой национальных интересов. Обеспечение экономической безопасности в этой сфере связано с проведением соответствующей политики по стимулированию создания конкурентоспособной продукции, более эффективной структуры экспорта и импорта, защите интересов отечественных производителей продукции.

 Одним из направлений  внешнеэкономической безопасности  является привлечение иностранных  инвестиций, что позволяет разработать  новые технологии, обеспечить повышение  конкурентоспособности отечественной продукции. Однако, принимая меры к увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности. Мировой опыт свидетельствует, что в настоящее время в большинстве стран с открытой экономикой существует перечень отраслей, в которые не допускается иностранный капитал. Так, в Японии иностранным инвесторам не разрешена покупка акций компаний, работающих в оборотных отраслях, области связи и других.

 Поэтому во внешнеэкономической  деятельности необходимо устанавливать допустимые ограничения в процессе привлечения иностранных инвестиций. Нецелесообразно с точки зрения национальной безопасности страны допускать контроль за иностранным капиталом в стратегических отраслях народного хозяйства, а также в отрасли, обеспечивающей ее оборону.

 Механизм привлечения  иностранных инвестиций должен  способствовать вложениям иностранного  капитала в реальный сектор  экономики и препятствовать скупке  по низким ценам объектов, составляющих  национальное достояние республики.

 Привлечение инвестиций должно гарантировать их эффективное использование, обеспечивающее не только возврат кредитов и процентных ставок за кредит, но и конкурентоспособность товара, его продвижение на внешний рынорк в течение продолжительного времени [13, с. 148].

Финансовая безопасность обуславливает способность финансовой системы того или иного государства  выдерживать попытки иностранных  финансовых институтов оказать воздействие  на экономическую политику государства  с целью дестабилизации производства и проводимой в обществе  социальной политики.  Финансовая безопасность может иметь акценты и на внутренние факторы. Они обычно связаны с отсутствием конкурентной среды, инвестиционного климата в обществе, инфляцией, чрезмерной безработицы и т.д. [2, с. 183]

Финансовая безопасность — это способность финансовой системы страны обеспечить защиту экономики от внутренних и внешних финансовых угроз, минимизировать появление экономического ущерба в стране.

 Жизненно важные  интересы внутреннего характера  Республики Беларусь в финансовой сфере включают умеренные темпы инфляции, стабильную фискальную и денежно-кредитную системы, ориентацию финансовой деятельности на обслуживание реального сектора экономики.

 В связи с высокой  степеныю открытости экономики  республики особое значение приобретают внешние национальные финансовые интересы, основные из которых — сокращение внешней задолженности страны, конвертируемость белорусского рубля на мировом рынке, рост валютных активов банковской системы.

 Понятие финансовой  безопасности в определенной степени является интегрирующим, так как охватывает практически все аспекты функционирования экономики на микро-, макро- и интеруровнях. Именно финансовая безопасность нашей страны обеспечивает нормальное функционирование всей гаммы экономических отношений. Характеризуя финансовую безопасность Республики Беларусь, следует отметить, что во всем спектре финансовых угроз преобладают угрозы внутреннего характера. Это отсутствие конкурентного рынка финансовых посредников, субъективизм в проведении финансовой и денежно-кредитной политики и высокая степень государственного регулирования в данной сфере; отсутствие четкой законодательной базы, определяющей параметры финансово-посреднической деятельности, и, как следствие, использование финансового механизма для незаконного получения кредитов, хищений денежных средств и т.д. [14, с.150]

 Обеспечение финансовой  безопасности предполагает реализацию  следующего комплекса мер [3, с.25]:

    • совершенствование механизмов регулирования транзитивной экономики;
    • улучшение системы финансовой политики страны: бюджетно-кредитной, платежно-расчетной, валютной, ценовой, таможенной;
    • создание конкурентной среды для субъектов хозяйствования;
    • совершенствование системы межгосударственных торговых и платежнорасчетных отношений, расширение международной торговли.

 В долгосрочной  перспективе обеспечение финансовой  безопасности связано с улучшением финансового состояния реального сектора экономики за счет проведения микроэкономической либерализации и стабилизации, институциональных преобразований.

Социальная безопасность выступает следствием обеспечения  экономической и национальной безопасности в целом. Конечно, есть свои, специфические особенности обеспечения и развития  социальной безопасности, но они проявляются в условиях наличия стабильности в реализации производственной, продовольственной, внешнеэкономической и финансовой безопасности. Если наблюдаются сбои в реализации какой-либо из названных разновидностей безопасности, социальная безопасность деформируется. Обеспечение социальной безопасности имеет важный как социальный, так и экономический смысл, ибо в этой сфере осуществляется непосредственное мотивационное воздействие на интересы людей и всего общества, а поэтому должно опираться на долговременную стратегию деятельности государства. [2, с.182]

Проведенные исследования проблем социальной безопасности показали, что в Республике Беларусь наибольшую угрозу существованию безопасности страны в настоящее время представляют резкая дифференциация доходов и потребления населения, ухудшение структуры его питания, расширение границ бедности в результате абсолютного и относительного увеличения числа людей, доходы которых ниже прожиточного мшшмума, ухудшение здоровья населения, рост безработицы, преступности и др. [15, с. 271],

 Обеспечение безопасности  в социальной сфере имеет большое  значение, так как именно в  ней осуществляется воздействие  на интересы людей, несовпадение которых создает механизм реализации угроз социальной и экономической безопасности страны и должно опираться на долговременные стратегические интересы личности, общества, государства. В свою очередь государство должно создать механизмы, способствующие деполитизации социальной сферы, придающие ей чисто экономический характер.  [12, с. 129].

 Стратегия обеспечения  социальной безопасности включает, с одной стороны, соответствующую  политику доходов, цен, занятости,  реализацию системы социальной защиты с целью смягчения социального неравенства, поддержания баланса интересов и достижения всеобщего согласия, а с другой — стимулирование экономической активности различных трудоспособных групп населения [9, с. 24].

 Инфраструктурная  безопасность — создание условий для бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, которое обеспечивает нормальное течение воспроизводственного процесса. Национальные интересы в этой сфере – это повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса и его опережающее развитие по сравнению с обслуживаемыми им сферами; опережающее развитие рыночной инфраструктуры; снижение ресурсоемкости функционирования инфраструктурного комплекса.

 Среди угроз инфраструктурной  безопасности Республики Беларусь можно назвать: изношенность и технологическую отсталость материально – технических объектов инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею комплексами, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры Кроме того, угрозу инфраструктурной безопасности представляет комплекс угроз, воздействующих на экономическую безопасность в целом. [3, с. 28].

 Таким образом,  построение концепции экономической  безопасности должно основываться  на вычленении и учете интересов  каждого из участников экономических  отношений. Только в этом случае возможно соблюдение в деятельности государственных органов по обеспечению экономической безопасности оптимального сочетания и реализации экономических интересов личности, общества и государства, а также разрешение существующих противоречий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 Таким образом,  в данной работе была изучена  экономической безопасности в  целом и экономической безопасности  Республики Беларусь в частности.  Было дано понятие экономической  безопасности, а также определены факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики; выявлены проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, а также предложены некоторые направления решения этих проблем.

 Как уже говорилось, экономическая безопасность, является  одной из важнейших подсистем национальной безопасности. Система обеспечения экономической безопасности включает в себя совокупность мер и деятельность по их реализации субъектов безопасности в целях надежного стабильного функционирования экономических отношений в республике и между хозяйствующими субъектами по предупреждению возникновения угроз и устранению их последствий. Построение модели обеспечения экономической безопасности должно базироваться на рассмотренных методологических подходах, учитывать структурный и функциональные аспекты и включать создание системы обеспечения экономической безопасности государства, общества и субъектов хозяйствования.

 Задача обеспечения  экономической безопасности страны  и субъектов экономической деятельности  реализовывается в экономической политике государства, которая, как представляется, должна быть ориентирована:

    • на обеспечение такого уровня развития, который был бы достаточен для нормального существования как населения (потребителя), так и субъектов хозяйствования;
    • на использование такого механизма, который бы способствовал прогрессивному развитию, позволяющему как минимум не отставать от уровня экономически развитых государств;
    • на создание системы мер противодействия потенциальным внутренним и внешним угрозам и воздействиям (факторам), обеспечивающим неуязвимость и независимость экономических интересов субъектов хозяйствования и государства.

Информация о работе Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой