Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа
Проблемы экономической безопасности рассматриваются рядом белорусских ученых. В. Пузиков ставит экономическую безопасность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. Баутцман Г.А. рассматривает методологические подходы и вопросы измерения экономической безопасности. В.И.Захаров и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3
Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического развития………………………………………………………………………………5
Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики ( 2-3 страны)…………………………………………………………...13
3. Обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь. Тенденции, проблемы и перспективы………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Основной задачей в
области транспорто-
Учитывая открытый
характер экономики Республики
Беларусь, обеспечение
Внешнеэкономическая безопасность тесно связана и вытекает из производственной и продовольственной безопасности, образующих основу экономической безопасности. Одновременно она предполагает сопоставимость экономической безопасности различных стран, особенно территориально близко расположенных по отношению друг к другу. Обеспечение внешнеэкономической безопасности должно базироваться на преимуществах международного разделения труда и глобализации производства.
С точки зрения экономической безопасности внешнеэкономические отношения должны:
Последнее особенно
важно, так как экономика
В этих условиях
к угрозам внешнеэкономической
безопасности страны можно
Усиление внешнеэкономических аспектов деятельности государства с открытой экономикой в переходный период требует, чтобы его национальные интересы были приоритетны по отношению к любым союзам с другими государствами и стратегиями их реализации.
Особое состояние
переходной экономики, в которо
Одним из направлений
внешнеэкономической
Поэтому во
Механизм привлечения
иностранных инвестиций должен
способствовать вложениям
Привлечение инвестиций должно гарантировать их эффективное использование, обеспечивающее не только возврат кредитов и процентных ставок за кредит, но и конкурентоспособность товара, его продвижение на внешний рынорк в течение продолжительного времени [13, с. 148].
Финансовая безопасность
обуславливает способность
Финансовая безопасность — это способность финансовой системы страны обеспечить защиту экономики от внутренних и внешних финансовых угроз, минимизировать появление экономического ущерба в стране.
Жизненно важные
интересы внутреннего
В связи с высокой степеныю открытости экономики республики особое значение приобретают внешние национальные финансовые интересы, основные из которых — сокращение внешней задолженности страны, конвертируемость белорусского рубля на мировом рынке, рост валютных активов банковской системы.
Понятие финансовой безопасности в определенной степени является интегрирующим, так как охватывает практически все аспекты функционирования экономики на микро-, макро- и интеруровнях. Именно финансовая безопасность нашей страны обеспечивает нормальное функционирование всей гаммы экономических отношений. Характеризуя финансовую безопасность Республики Беларусь, следует отметить, что во всем спектре финансовых угроз преобладают угрозы внутреннего характера. Это отсутствие конкурентного рынка финансовых посредников, субъективизм в проведении финансовой и денежно-кредитной политики и высокая степень государственного регулирования в данной сфере; отсутствие четкой законодательной базы, определяющей параметры финансово-посреднической деятельности, и, как следствие, использование финансового механизма для незаконного получения кредитов, хищений денежных средств и т.д. [14, с.150]
Обеспечение финансовой
безопасности предполагает
В долгосрочной
перспективе обеспечение
Социальная безопасность выступает следствием обеспечения экономической и национальной безопасности в целом. Конечно, есть свои, специфические особенности обеспечения и развития социальной безопасности, но они проявляются в условиях наличия стабильности в реализации производственной, продовольственной, внешнеэкономической и финансовой безопасности. Если наблюдаются сбои в реализации какой-либо из названных разновидностей безопасности, социальная безопасность деформируется. Обеспечение социальной безопасности имеет важный как социальный, так и экономический смысл, ибо в этой сфере осуществляется непосредственное мотивационное воздействие на интересы людей и всего общества, а поэтому должно опираться на долговременную стратегию деятельности государства. [2, с.182]
Проведенные исследования проблем социальной безопасности показали, что в Республике Беларусь наибольшую угрозу существованию безопасности страны в настоящее время представляют резкая дифференциация доходов и потребления населения, ухудшение структуры его питания, расширение границ бедности в результате абсолютного и относительного увеличения числа людей, доходы которых ниже прожиточного мшшмума, ухудшение здоровья населения, рост безработицы, преступности и др. [15, с. 271],
Обеспечение безопасности
в социальной сфере имеет
Стратегия обеспечения
социальной безопасности
Инфраструктурная безопасность — создание условий для бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, которое обеспечивает нормальное течение воспроизводственного процесса. Национальные интересы в этой сфере – это повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса и его опережающее развитие по сравнению с обслуживаемыми им сферами; опережающее развитие рыночной инфраструктуры; снижение ресурсоемкости функционирования инфраструктурного комплекса.
Среди угроз инфраструктурной безопасности Республики Беларусь можно назвать: изношенность и технологическую отсталость материально – технических объектов инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею комплексами, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры Кроме того, угрозу инфраструктурной безопасности представляет комплекс угроз, воздействующих на экономическую безопасность в целом. [3, с. 28].
Таким образом,
построение концепции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом,
в данной работе была изучена
экономической безопасности в
целом и экономической
Как уже говорилось, экономическая безопасность, является одной из важнейших подсистем национальной безопасности. Система обеспечения экономической безопасности включает в себя совокупность мер и деятельность по их реализации субъектов безопасности в целях надежного стабильного функционирования экономических отношений в республике и между хозяйствующими субъектами по предупреждению возникновения угроз и устранению их последствий. Построение модели обеспечения экономической безопасности должно базироваться на рассмотренных методологических подходах, учитывать структурный и функциональные аспекты и включать создание системы обеспечения экономической безопасности государства, общества и субъектов хозяйствования.
Задача обеспечения
экономической безопасности