Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Проблемы экономической безопасности рассматриваются рядом белорусских ученых. В. Пузиков ставит экономическую безопасность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. Баутцман Г.А. рассматривает методологические подходы и вопросы измерения экономической безопасности. В.И.Захаров и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3

Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического развития………………………………………………………………………………5

Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики ( 2-3 страны)…………………………………………………………...13

3. Обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь. Тенденции, проблемы и перспективы………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые  значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья. [17]

Критерий экономической  безопасности - это оценка состояния  экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д. [17]

Следовательно, можно  сделать вывод, что за пределами  значений пороговых показателей  национальная экономика теряет способность  к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

  •   экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
  •   характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
  •   характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
  •   качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д). [17]

 Пороговые уровни  снижения безопасности можно  охарактеризовать системой показателей  общехозяйственного и социально-экономического  значения, отражающих, в частности: 

  • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;
  • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального "человеческого капитала" и нации как органичной части цивилизованной общности;
  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др. [17]

В переходный период государственная  стратегия экономической безопасности должна быть ориентирована в первую очередь на поддержание достаточного уровня жизни населения, обеспечение социально-политической безопасности общества, сохранение основ конституционного строя государства и формирование устойчивой системы национальных ценностей и интересов.

В условиях кризисных и крупномасштабных переходных процессов экономического и политического  характера механизмы стабилизации и обеспечения безопасности представляют собой достаточно противоречивую систему. Взаимосвязь экономической и политической безопасности видна, когда факторы политической и национально- этнической стабильности и безопасности могут достаточно долго "покупаться" за счет огромных экономических издержек (заведомо неэквивалентный обмен, потери в результате предоставления так называемых "технических" кредитов и пр.). Размеры этих издержек (особенно в условиях кризисной ситуации) уже сами по себе становятся фактором экономической дестабилизации и некомпенсируемых потерь национального хозяйственного и природно-экономического потенциала. [3, с. 128]

Обеспечение экономической безопасности входит в состав важнейших функций государства, оставаясь в целом составной частью национальной безопасности страны. Национальная безопасность государства - это состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно, к жизненно важным интересам принадлежит совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства - основных объектов безопасности.

Экономическая безопасность государства с трансформационной экономикой, учитывая ряд общих условий и специфических факторов формирует системные представления о современной жизни общества и государства. Совокупность этих факторов можно свести к следующему:

1) несмотря на развитие  интеграционных процессов, это  различия в национальных интересах,  стремление к более полному  выделения общих интересов. Специфика  их соблюдение требует определения  механизмов их реализации и  разработки соответствующей стратегии;

2) ограниченность природных  ресурсов, разная степень обеспеченности  ими регионов представляют собой  потенциальную угрозу, что может  повлечь обострение экономической  и политической борьбы;

3) возрастает значение  фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг.

В общем плане сущность экономической безопасности государства  можно определить как состояние  экономики и институтов власти, осуществляющим гарантированная защита национальных интересов, социальную направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. [18]

Например, экономическая безопасность России состоит из трех основных составляющих:

  • Безопасность занятости населения. Одна из основных обязанностей государства заключается в необходимости обеспечения населению своей страны возможности заниматься активной трудовой деятельностью в безопасных для жизни и здоровья условиях.
  • Сохранение платежеспособности. Основной золотой запас страны, как известно, сосредоточен в ее центральном банке, либо казначействе. Платежеспособность государства также зависит от уровня его ВВП, экспорта, ликвидности денежной валюты.
  • Планирование денежных потоков в будущем. Правильное планирование потоков денег обеспечивает стабильность экономики и ее развитие.

Экономическая безопасность России является частью общей системы  государственной безопасности и  рассматривается наряду с такими ее составляющими, как обеспечение  обороноспособности, защита от катастроф  и экологических бедствий, поддержание  мирной обстановки в социуме. При этом все составляющие взаимосвязаны. Высокая обороноспособность страны не может быть достигнута при слабой экономике, а государство, раздираемое изнутри конфликтами и войнами, не может иметь сильную и развивающуюся экономическую систему.

В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой понятие экономической безопасности страны часто является эквивалентом понятия экономической политики, функцией от избранного политического и экономического курса [11, с. 155-161].

Так, в Германии под  экономической безопасностью понимают скорее устойчивость экономического роста [2,с.98-101]. Закон «О поддержке устойчивости и роста экономики», согласно которому «государство должно проводить такую экономическую политику, чтобы в рамках выбранной модели рыночной экономики она содействовала одновременно стабильности цен, высокому уровню занятости и внешнеэкономическому равновесию при соразмерных постоянных темпах экономического роста», можно считать своеобразным законом об обеспечении экономической безопасности Германии. В этом документе прописаны меры, которые необходимо предпринимать в области экономической политики при наступлении внутренних и внешних и внешних инвестиций и устойчивому экономическому росту .

В Японии переход от традиционной трактовки безопасности в военно-политическом смысле к расширительному толкованию понятия безопасности произошел в начале 70-х годов, когда достаточно четко обозначились признаки окончания эры безраздельного экономического превосходства США на глобальном уровне и в отдельных регионах.Актуализация экономической безопасности для Японии была связана с еще одним важным аспектом - со стремлением к повышению роли страны в международных делах посредством использования ее мощи второй в мире экономической державы. Главным препятствием на пути к этой цели была экономическая уязвимость Японии, обусловленная высоким уровнем внешней ресурсозависимости, достигавшей на тот момент 80% . Исходя из этого приоритетным направлением в обеспечении национальной безопасности было принято опережающее экономическое развитие страны, торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество с другими государствами. С тех пор была выделена национальная экономическая безопасность, под которой стали понимать способность экономики страны противостоять любой внешней угрозе.

Таким образом, основной стратегической целью стран Западной Европы, США, Канады и Японии в области защиты национальных экономических интересов  является обеспечение устойчивого  экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

Первой национальной программой обеспечения экономической  безопасности в США можно назвать  меморандум, утвержденный в 1990 г. с целью  принятия соответствующих мер по обеспечению экономической безопасности. В этом документе в качестве приоритетных целей дополнительно введены приложения об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе с соперниками на мировой арене и о защите «лидирующих позиций США в технологических сферах», а «сохранение экономической мощи США» прямо связывается с проведением мер по обеспечению экономической безопасности.

В США так же, как  и в других европейских странах, нет общепринятого методологического  подхода к обеспечению экономической  безопасности. В этой стране  проблема экономической безопасности не формулируется по причине уверенности в собственном могуществе и рассмотрении вопросов экономической безопасности в составе общих национальных интересов» [14,с. 9].

В Стратегии национальной безопасности США указывается, что «интересы США в области экономики и безопасности становятся все более неразделимыми»; и там же: «данная Стратегия распространяется в том числе и на экономическую сферу» . Однако под этим понимается обеспечение процветания страны за счет такой экономической политики, которая должна способствовать наведению порядка в собственном доме, содействовать развитию свободных и открытых рынков, и устойчивому развитию, совершенствованию рыночных механизмов и структур». В то же время в Стратегии четко обозначаются три компонента укрепления американской национальной безопасности:

  • поддержание мощного оборонного потенциала и использование активной дипломатии для развития сотрудничества с другими странами в области безопасности;
  • деятельность, направленная на открытие иностранных рынков и ускорение глобального экономического роста путем приспособления и создания институтов, которые помогают обеспечить безопасность и ускорить экономический рост во всем мире;
  • содействовать ускорению демократии за рубежом» .

Во Франции основным государственным документом, в котором затрагиваются отдельные положения обеспечения экономической безопасности, является закон о национальной безопасности 1964 г. В Германии подобный закон отсутствует. Основные интересы страны в сфере национальной безопасности, в том числе и ее экономической составляющей, представлены в форме официальной директивы министерства обороны [2, с. 53].

Информация о работе Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой