Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Проблемы экономической безопасности рассматриваются рядом белорусских ученых. В. Пузиков ставит экономическую безопасность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. Баутцман Г.А. рассматривает методологические подходы и вопросы измерения экономической безопасности. В.И.Захаров и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3

Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического развития………………………………………………………………………………5

Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики ( 2-3 страны)…………………………………………………………...13

3. Обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь. Тенденции, проблемы и перспективы………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

В этой связи главной  целью национальной безопасности (по сути сохранения государства на территории Беларуси) в долгосрочном периоде должно выступать – достижение Беларусью стандартов ЕС во всех сферах и по всем направлениям – уровня развития технологий, техники, производительности труда, затрат на производство продукции, уровня зарплат, и т.п., но без объявления такой цели как – вступление Беларуси в ЕС. В случае сближения Беларуси и ЕС по уровням развития экономики, по уровню и стандартам жизни, сближение между ЕС и Беларусью будет происходить само собой. Не будет нужды в выстраивании барьеров для передвижения людей, товаров, капиталов. Тоже самое касается и отношений с Россией. [1]

Другое дело, что Беларусь должна равняться и достигать  уровень стандартов ЕС, а не России, поскольку стандарты ЕС – самые  высокие в нашем регионе. А  цель национальной безопасности Беларуси должна заключаться именно в том, чтобы достигнуть и не отставать далее от стандартов любого более крупного соседа, не важно это будет Россия, ЕС или просто Польша.

Иначе ничто не удержит  со временем людей, субъекты хозяйствования, капиталы на территории Беларуси, так как они будут находить себе лучшее применение в других местах Европы (нашего региона) и мира. Потому что в современных условиях Беларусь не сможет отгородиться от мира, поскольку не является самодостаточной страной и в нашем регионе ей никто этого не позволит сделать. А значит, как государство не будет стараться, но ему не по силам будет удержать людей, предпринимателей, капиталы от перетекания из Беларуси в другие соседние страны. [1]

Только обеспечив стандарты  жизни, возможность зарабатывать и получать доходы на уровне соседних в регионе странах, и выше (но точно не ниже), Беларусь может рассчитывать на необходимые людские  ресурсы (квалифицированные кадры), финансовые ресурсы, которые позволят ей достигнуть и удерживать на достаточном уровне конкурентоспособность экономики Беларуси. Одно важное преимущество, которым располагает Беларусь на данный момент, и которое будет до конца оставлять шанс,  даже при значительном отставании в уровне развитии экономики, –  это наличие собственного государства. С другой стороны, если произойдет дефолт в экономике, то безвозмездно помочь Беларуси будет фактически некому.  А значит наличие государственности – это еще и большая ответственность. [1]

С середины 1990-х годов обеспечение экономической безопасности Беларуси развивается в рамках концептуального подхода «нейтрализации угроз», методологически основанного на концепции национальной безопасности, заимствованной из теории международных отношений. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, на 2005-2010 гг., прогнозах на 2011-2015 гг. Национальной стратегии устойчивого развития до 2015 г. имеются разделы по обеспечению экономической безопасности. Для количественной оценки угроз в этих документах используются индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения. [20]

В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы записано, что в сфере экономической безопасности страны будет обеспечено своевременное выявление негативных факторов и тенденций в социально-экономическом развитии, определение внешних и внутренних угроз национальным интересам и устойчивости экономики.

Главная задача — обеспечение динамичного развития экономики республики в коридоре, определенном пороговыми значениями показателей экономической безопасности страны.

Направления реализации:

в сфере социальной безопасности:

  • достижение размера заработной платы, эквивалентного среднему уровню в сопредельных странах;
  • сохранение социально приемлемой величины безработицы;
  • обеспечение допустимой степени дифференциации доходов населения на основе поддержки социально уязвимых слоев населения;

в сфере инновационно-инвестиционной безопасности:

  • существенное повышение доли затрат на научные исследования и разработки в ВВП с одновременным ростом их эффективности;
  • увеличение вложений в технологические инновации;

в сфере внешнеэкономической безопасности:

  • выравнивание баланса внешней торговли товарами и услугами;
  • осуществление страновой и отраслевой диверсификации внешнеторговых отношений;
  • снижение импортоемкости производства и повышение в экспорте доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;

в сфере финансовой безопасности:

  • обеспечение финансовой стабильности во всех секторах экономики;
  • повышение рентабельности производства;
  • обеспечение эффективного использования средств государственного бюджета;
  • обеспечение эффективного прохождения пиковых значений по платежам по внешнему долгу;

в сфере энергетической безопасности:

  • внедрение современных энергосберегающих технологий;
  • диверсификация источников получения энергоресурсов;
  • реализация совместных проектов с Российской Федерацией и другими странами по транспортировке, переработке и добыче энергоносителей;
  • использование альтернативных энергоносителей с расширением местных источников энергии;

в сфере продовольственной безопасности:

  • кооперация и интеграция с целью повышения эффективности работы агропромышленного комплекса;
  • повышение качества и безопасности продуктов питания. [12,с.75]

Концептуальный подход «нейтрализации угроз» юридически закреплен в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь до 2015 г. и окончательно получил законодательное оформление после принятия закона «О национальной безопасности Республики Беларусь».

Основные органы системы обеспечения безопасности Республики Беларусь, в том числе ее экономической составляющей: Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь (КГБ), Институт безопасности Республики Беларусь.

Несмотря на то, что система обеспечения экономической безопасности Беларуси в целом сформирована и функционирует, существует ряд нерешенных научно-методологических проблем. К ним относятся: повышение методологического статуса самой концепции национальной экономической безопасности, ее ключевых категорий (национальные экономические интересы, угрозы экономической безопасности), а также инструментария количественной оценки состояния экономической безопасности (индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения). [12,с.76]

Кроме того, реализация концепции «нейтрализации угроз» в области обеспечения экономической безопасности в Беларуси может столкнуться с рядом объективных противоречий. Во-первых, Беларусь, а также страны СНГ выбрали самый дорогой (в плане финансовых затрат) подход к обеспечению экономической безопасности из всех существующих. Во-вторых, и это главное, в обозримом будущем ученым-экономистам этих стран не под силу придать концепции экономической безопасности и ее ключевым категориям методологический статус, а мировое научное сообщество над этими проблемами в настоящий момент практически не работает. Это значит, что отдельные документы по экономической безопасности объективно будут носить умозрительный и декларативный характер.

Поэтому действующую систему обеспечения экономической безопасности в Беларуси целесообразно перестроить. Новую систему целесообразно выстроить на  основе использования подходов, которых придерживаются страны Центральной Европы (Венгрия, Польша) и небольшие страны Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария). [12,с.75-76]

Пути обеспечения экономической  безопасности определяются множеством характеристик, которые зависят  от уровня экономического развития, принадлежности к тому или иному блоку или союзу, обеспеченности природными ресурсами, географического и геополитического положения государства, природно-климатических условий на территории страны и т.д. С учетом этих характеристик каждое государство определяет параметры своей национальной и экономической безопасности на определенный исторический промежуток времени. Вместе с тем можно вычленить и некоторые общие пути или направления обеспечения экономической безопасности, среди которых можно выделить такие, как производственная безопасность, продовольственная безопасность, внешнеэкономическая, финансовая и социальная безопасность. [2, с. 181]

 Производственная  безопасность представляет собой  уровень развития экономики, который  позволяет государству обеспечить политическую и экономическую независимость и гарантировать свободное функционирование субъектов хозяйствования и производить возможное количество благ и услуг. В качестве препятствий на пути обеспечения производственной безопасности в условия Республики Беларусь выступают: высокая энерго- и материалоемкость производства;  слабая инвестиционная активность предпринимателей, в особенности зарубежных инвесторов; интенсивный отток капиталов из национальной экономики и перелив их в прибыльные, но всегда стратегически важные сферы деятельности; низкий информационный и технологический базис производства, не всегда грамотная экономическая политика управленческих структур общества и др. отметим, что основными направлениями здесь должны выступать  разгосударствление и приватизация собственности, структурная перестройка, формирование конкурентной среды, обеспечение условий для проведения рациональной социальной политики и др.

Энергетическая безопасность является важнейшей слагаемой экономической  безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (13-14% общего объема потребления). В целях повышения энергетической безопасности предлагается дальнейший поиск путей и формирование механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, способствующих производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологической безопасности среды.

 Приоритетным направлением в обеспечении энергетической безопасности являются интенсификация проведения энергосберегающей политики [14, с.151], которая будет способствовать энергонезависимости страны и снижению энергоемкости ВВП в 2011-2015гг. на 20-25%, развитие альтернативных источников энергии, в том числе строительство атомной электростанции (в соответствии с принятыми Президентом и Парламентом решениями), что скажется как на геополитической так и на экономической безопасности Беларуси.

Наиболее важными интересами производственной безопасности Беларуси являются:

    • вьпуск высокотехнологичной, качественной, конкурентоспособыой продукции, имеющей спрос на внутреннем и внешнем рынках;
    • обеспеченность производства ресурсами, его ритмичная работа;
    • рост объемов производства, его высокая рентабельность;
    • перераспределение ресурсов производствам, использующим их наиболее эффективно.

 Основными угрозами, препятствующими реализации указанных  интересов, являются высокая энерго- и материалоемкость производства, снижение инвестиционыой активности и отток капитала из сферы производства в сферу обращения, низкий технологический уровень производственной сферы, старение основных производственыых фондов, потеря традиционных рынков сбыта многих видов продукции производственного сектора и др. [13, с.143].

 Механизм обеспечения  производственной безопасности, наряду  с мерами общеэкономического  характера, должен включать меры  по совершенствованию структуры  производства, реализация которых  осуществима поэтапно: на первом  этапе — освобождение экономики от предприятий, продукция которых не востребована потребителем; на втором — наращивание мощностей по производству конкурентоспособной продукции, производимой ранее, и создание мощностей для производства новой конкурентоспособной продукции. При этом необходимо сохранить жизненно важные отрасли и производства, удовлетворяющие минимальные потребности народного хозяйства и населения. Важными приоритетными направлениями оптимизации структурных изменений производственного сектора являются создание ФПГ, вхождение в ТНК и т.д. [9, с. 116].

Продовольственная безопасность  связана с организацией системы  хозяйства, обеспечивающей производство и заготовку достаточного количества продовольственных товаров, необходимых  для поддержания в обществе, с  учетом размера формируемого дохода домохозяйств, должного уровня населения. Необходимо здесь учитывать то, что обеспечение продовольственной безопасности должно базироваться на научно-обоснованных медицинских, биологических и экономических нормах потребления продовольственных продуктов. [2, с. 182]

Основными экономическими интересами продовольственной безопасности являются:

    • максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населения республики;
    • снижение материалов и энергоемкости сельскохозяйственного производства, повышение его технологического уровня;
    • преобразование аграрных отношений в развитии форм собственности, структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности;
    • сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель и др.

Особенность обеспечения  продовольственной безопасности нашей  страны на данном этапе состоит в  том, что опасность в этой сфере  представляют не внешние, а внутренние угрозы, наиболее существенные из которых  — технологическая отсталость сельскохозяйственного производства и его высокая энерго- и материалоемкость; устаревшая инфраструктура АЦК; зависимость от импортных технологий; несовершеыство земельных отношений, сокращение площадей сельскохозяйственных земель, негативные последствия аварии на ЧАЭС; значительыое старение трудовых ресурсов [6, с. 34].

Информация о работе Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой