Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа
Проблемы экономической безопасности рассматриваются рядом белорусских ученых. В. Пузиков ставит экономическую безопасность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. Баутцман Г.А. рассматривает методологические подходы и вопросы измерения экономической безопасности. В.И.Захаров и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3
Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического развития………………………………………………………………………………5
Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики ( 2-3 страны)…………………………………………………………...13
3. Обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь. Тенденции, проблемы и перспективы………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
В этой связи главной целью национальной безопасности (по сути сохранения государства на территории Беларуси) в долгосрочном периоде должно выступать – достижение Беларусью стандартов ЕС во всех сферах и по всем направлениям – уровня развития технологий, техники, производительности труда, затрат на производство продукции, уровня зарплат, и т.п., но без объявления такой цели как – вступление Беларуси в ЕС. В случае сближения Беларуси и ЕС по уровням развития экономики, по уровню и стандартам жизни, сближение между ЕС и Беларусью будет происходить само собой. Не будет нужды в выстраивании барьеров для передвижения людей, товаров, капиталов. Тоже самое касается и отношений с Россией. [1]
Другое дело, что Беларусь должна равняться и достигать уровень стандартов ЕС, а не России, поскольку стандарты ЕС – самые высокие в нашем регионе. А цель национальной безопасности Беларуси должна заключаться именно в том, чтобы достигнуть и не отставать далее от стандартов любого более крупного соседа, не важно это будет Россия, ЕС или просто Польша.
Иначе ничто не удержит со временем людей, субъекты хозяйствования, капиталы на территории Беларуси, так как они будут находить себе лучшее применение в других местах Европы (нашего региона) и мира. Потому что в современных условиях Беларусь не сможет отгородиться от мира, поскольку не является самодостаточной страной и в нашем регионе ей никто этого не позволит сделать. А значит, как государство не будет стараться, но ему не по силам будет удержать людей, предпринимателей, капиталы от перетекания из Беларуси в другие соседние страны. [1]
Только обеспечив стандарты жизни, возможность зарабатывать и получать доходы на уровне соседних в регионе странах, и выше (но точно не ниже), Беларусь может рассчитывать на необходимые людские ресурсы (квалифицированные кадры), финансовые ресурсы, которые позволят ей достигнуть и удерживать на достаточном уровне конкурентоспособность экономики Беларуси. Одно важное преимущество, которым располагает Беларусь на данный момент, и которое будет до конца оставлять шанс, даже при значительном отставании в уровне развитии экономики, – это наличие собственного государства. С другой стороны, если произойдет дефолт в экономике, то безвозмездно помочь Беларуси будет фактически некому. А значит наличие государственности – это еще и большая ответственность. [1]
С середины 1990-х годов обеспечение экономической безопасности Беларуси развивается в рамках концептуального подхода «нейтрализации угроз», методологически основанного на концепции национальной безопасности, заимствованной из теории международных отношений. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, на 2005-2010 гг., прогнозах на 2011-2015 гг. Национальной стратегии устойчивого развития до 2015 г. имеются разделы по обеспечению экономической безопасности. Для количественной оценки угроз в этих документах используются индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения. [20]
В программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы записано, что в сфере экономической безопасности страны будет обеспечено своевременное выявление негативных факторов и тенденций в социально-экономическом развитии, определение внешних и внутренних угроз национальным интересам и устойчивости экономики.
Главная задача — обеспечение динамичного развития экономики республики в коридоре, определенном пороговыми значениями показателей экономической безопасности страны.
Направления реализации:
в сфере социальной безопасности:
в сфере инновационно-инвестиционной безопасности:
в сфере внешнеэкономической безопасности:
в сфере финансовой безопасности:
в сфере энергетической безопасности:
в сфере продовольственной безопасности:
Концептуальный подход «нейтрализации угроз» юридически закреплен в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь до 2015 г. и окончательно получил законодательное оформление после принятия закона «О национальной безопасности Республики Беларусь».
Основные органы системы обеспечения безопасности Республики Беларусь, в том числе ее экономической составляющей: Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь (КГБ), Институт безопасности Республики Беларусь.
Несмотря на то, что система обеспечения экономической безопасности Беларуси в целом сформирована и функционирует, существует ряд нерешенных научно-методологических проблем. К ним относятся: повышение методологического статуса самой концепции национальной экономической безопасности, ее ключевых категорий (национальные экономические интересы, угрозы экономической безопасности), а также инструментария количественной оценки состояния экономической безопасности (индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения). [12,с.76]
Кроме того, реализация концепции «нейтрализации угроз» в области обеспечения экономической безопасности в Беларуси может столкнуться с рядом объективных противоречий. Во-первых, Беларусь, а также страны СНГ выбрали самый дорогой (в плане финансовых затрат) подход к обеспечению экономической безопасности из всех существующих. Во-вторых, и это главное, в обозримом будущем ученым-экономистам этих стран не под силу придать концепции экономической безопасности и ее ключевым категориям методологический статус, а мировое научное сообщество над этими проблемами в настоящий момент практически не работает. Это значит, что отдельные документы по экономической безопасности объективно будут носить умозрительный и декларативный характер.
Поэтому действующую систему обеспечения экономической безопасности в Беларуси целесообразно перестроить. Новую систему целесообразно выстроить на основе использования подходов, которых придерживаются страны Центральной Европы (Венгрия, Польша) и небольшие страны Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария). [12,с.75-76]
Пути обеспечения
Производственная
безопасность представляет
Энергетическая безопасность
является важнейшей слагаемой
Приоритетным направлением в обеспечении энергетической безопасности являются интенсификация проведения энергосберегающей политики [14, с.151], которая будет способствовать энергонезависимости страны и снижению энергоемкости ВВП в 2011-2015гг. на 20-25%, развитие альтернативных источников энергии, в том числе строительство атомной электростанции (в соответствии с принятыми Президентом и Парламентом решениями), что скажется как на геополитической так и на экономической безопасности Беларуси.
Наиболее важными интересами производственной безопасности Беларуси являются:
Основными угрозами,
препятствующими реализации
Механизм обеспечения
производственной безопасности, наряду
с мерами общеэкономического
характера, должен включать
Продовольственная безопасность связана с организацией системы хозяйства, обеспечивающей производство и заготовку достаточного количества продовольственных товаров, необходимых для поддержания в обществе, с учетом размера формируемого дохода домохозяйств, должного уровня населения. Необходимо здесь учитывать то, что обеспечение продовольственной безопасности должно базироваться на научно-обоснованных медицинских, биологических и экономических нормах потребления продовольственных продуктов. [2, с. 182]
Основными экономическими интересами продовольственной безопасности являются:
Особенность обеспечения продовольственной безопасности нашей страны на данном этапе состоит в том, что опасность в этой сфере представляют не внешние, а внутренние угрозы, наиболее существенные из которых — технологическая отсталость сельскохозяйственного производства и его высокая энерго- и материалоемкость; устаревшая инфраструктура АЦК; зависимость от импортных технологий; несовершеыство земельных отношений, сокращение площадей сельскохозяйственных земель, негативные последствия аварии на ЧАЭС; значительыое старение трудовых ресурсов [6, с. 34].