Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Проблемы экономической безопасности рассматриваются рядом белорусских ученых. В. Пузиков ставит экономическую безопасность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. Баутцман Г.А. рассматривает методологические подходы и вопросы измерения экономической безопасности. В.И.Захаров и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3

Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического развития………………………………………………………………………………5

Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики ( 2-3 страны)…………………………………………………………...13

3. Обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь. Тенденции, проблемы и перспективы………………………………………………………….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

Проблемы экономической безопасности.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

Германия видит обеспечение  своей экономической безопасности в поддержании экономического и  социального прогресса, демократизации в Европе и во всем мире, защите от экономического шантажа, обеспечении свободы торговли и доступа к сырьевым ресурсам и рынкам в рамках справедливой мировой экономической системы. Несмотря на то, что Германия является одним из крупнейших потребителей импортного сырья, этот факт не рассматривается в качестве угрозы экономической безопасности. При сохранении достигнутого уровня потребления энергоресурсов ставится задача достигнуть роста промышленного производства и повышения цен на немецкий экспорт [2, с. 54]

Опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария и др.) по обеспечению  экономической безопасности показывает, что основной стратегической целью  по защите национальных экономических  интересов у них является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.

 Эти страны не имеют возможности  существенно влиять на формирование  структуры мировой экономики.  Они вынуждены приспосабливаться к условиям развития мировой экономики, изменять сложившиеся структуры национальных экономик и пропорции их развития. Из этого вытекают стратегические цели формирования гибкой, эффективной структуры и специализации экономики. Своевременно проводимые структурные преобразования призваны способствовать повышению конкурентоспособности на внешних рынках и смягчению социальных последствий структурных сдвигов для населения этих стран [8, с. 24].

Отличие используемых методологических подходов к обеспечению экономической  безопасности в странах - членах ЕС и странах СНГ, на наш взгляд, объясняется  тем, что первая группа стран ориентируется  на стандарты и заимствует опыт ведущих  стран Европейского Союза (Германии, Франции и др.), а вторая группа, находящаяся в зоне влияния России Молдова, Украина, Беларусь), - на российские разработки и стандарты. В свою очередь, Россия в своих разработках ориентируется больше на стандарты обеспечения экономической безопасности, которые были достигнуты в период существования СССР.

Чехия, Венгрия, Польша, Словакия и страны Балтии в начале 90-х годов  избрали практи­чески одинаковую модель обеспечения экономической безопасности, которая включала следующие действия: оценку геополитической ситуации в регионе; определение вектора и стратегии развития; выстраивание и реализацию модели поведения, в том числе в сфере экономики, в соответствии с доминирующими тенденциями регионального и мирового эволюционного процесса; соотнесение базовых количественных и качественных показателей развития с общемировыми и региональными стандартами; корректировку курса экономических реформ [12, с. 20].

 В основу политики  безопасности этих стран был  положен курс на сближение  национальных интересов с общеевропейскими  интересами; политическую, экономическую,  институциональную, культурную трансформацию  в соответствии с западноевропейскими  стандартами.

Фундаментальный принцип концепции политики безопасности Венгрии состоит в том, что безопасность не может быть сведена лишь к политической и военной; при этом повышается значимость экономических факторов. Основным элементом венгерской концепции является понятие интегральной природы безопасности, в том числе и ее экономической составляющей: ни одно государство не может усилить свою безопасность за счет другого государства; безопасность может быть осмыслена и обеспечена только в терминах сотрудничества. Исходя из этого, венгерская политика безопасности покоится на трех фундаментальных основах: политической, военной и экономической интеграции с Западной Европой.

Главными угрозами экономической  безопасности Венгрии, как отмечается в концепции, являются: экономическая отсталость регионов Центральной и Восточной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических институтов [6, с. 50]

Украина, несмотря на особенности  внешней политики, находится под  определяющим влиянием российских разработок в области обеспечения экономической безопасности. В равной степени сказанное относится к Грузии и Казахстану.

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая  безопасность - это способность экономики  обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

Из этого можно сделать  два вывода: Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, т.е. наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь

 

 

 

Беларусь относится  к малым странам с открытой экономикой. В 1995 г. в Республике Беларусь принята экономическая модель социально  ориентированной рыночной экономики, сочетающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.

 Одной из главных  задач в условиях трансформации  экономики является обеспечение  экономической безопасности страны: эффективное развитие экономики,  интегрированность в международные союзы, создание механизмов защиты собственных экономических интересов.

 Экономическая безопасность  государства – процесс существования  и развития общественно-экономической  формации в экономической среде,  устойчивый, саморазвивающийся материальный и социально-экономический комплекс, в пределах которого при отражении угроз определенным способом происходит формирование структурных объектов, их взаимодействие для эффективного удовлетворения развивающихся материальных потребностей субъектов общества.

 Следует подчеркнуть,  что понятие «экономическая безопасность  страны» охватывает все сектора  экономики. Из этого можно сделать  вывод, что для обеспечения  экономической безопасности страны, необходимо обеспечить экономическую  безопасность выше самих секторов экономики.

 В условиях глобализации  мировой экономики каждое государство  вынуждено обеспечивать собственную  экономическую безопасность. Этого  особенно сложно достигнуть небольшим  государствам, не имеющим достаточного  количества природно-сырьевых ресурсов, необходимых для развития и устойчивого положения на мировой арене. К таким государствам относится и Республика Беларусь, в связи с чем проблемы национальной экономической безопасности приобретают для нашей страны важное значение в теоретическом и практическом аспектах.

 Как показывает  опыт обеспечение экономической  безопасности — это гарантия  независимости страны, условие стабильности  общества, путь к достижению успеха. Поэтому обеспечение ее — один  из национальных приоритетов. 

 Положение Беларуси в мире, изменение ее внутреннего состояния объяснили необходимость разработки концепции национальной безопасности в целом и ее экономической составляющей.

Национальные экономические интересы Беларуси – это достижение стратегических целей, задач и приоритетов социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Такое понимание национальных экономических интересов  учитывает экономические реалии и необходимость адаптации экономики к быстро меняющимся условиям в современном мире. [20]

Как считают многие белорусские ученые-экономисты, например А.Л. Подгайский, «для таких стран, как Республика Беларусь важно обладать адаптивностью; это даже важнее, чем темпы экономического роста или темпы роста доходов населения. Современная экономическая политика Беларуси заключается в том, что наше государство выстраивает заборы, но любое внешнее веяние – рассыплет эти заборы моментально». По образному выражению А.Л. Подгайского «не нужно бальзамировать труп; адаптивность это значит – не мешать развалить». Маленькое государство должно быть адаптивным, так как не может выстроить стены. Никто извне для малого государства условий не создаст. Это крупное государство может пытаться не перестроиться, а выставить барьеры и окружение подстроить под себя. Кроме того, Беларусь не обладает достаточным количеством внутренних сырьевых ресурсов, чтобы проводить политику выстраивания барьеров от внешнего мира. По мнению А.Л. Подгайского, «если бы в Беларуси кроме калийных удобрений было еще что-нибудь, что позволило бы наполнить госбюджет процентов на 70, то в Беларуси мог бы сформироваться такой авторитарный режим, что нынешний показался бы просто мечтой». Поэтому главное условие выживание белорусского государства и поддержания конкурентоспособности национальной экономики Беларуси – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней окружающей среды; своевременная реакция на внешние угрозы и вызовы, которые заключаются, прежде всего, в угрозе технологического и технического отставания от экономик соседних стран, от потери внешних рынков для сбыта белорусской продукции, в отставании от соседних стран в объемах привлечения иностранных инвестиций, в отставании от соседних стран в области образования и распространения современных знаний в белорусское общество. [12,с.72]

Согласно действующей Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы стратегической целью развития экономики является повышение благосостояния белорусских граждан и приближение его к уровню развитых европейских государств. На этом основании национальные экономические интересы Беларуси можно рассматривать как обеспечение развития экономики на уровне, приводящем к росту удовлетворения потребностей населения. Это предполагает поддержание макроэкономической стабильности национальной экономики Беларуси (стабильность национальной валюты, низкий уровень инфляции и безработицы), повышение конкурентоспособности белорусской экономики; отстаивание ее интересов в объективном процессе глобализации мировой экономики; обеспечение устойчивости экономики от воздействия внешних экономических кризисов. Экономическими интересами Беларуси также могут являться повышение эффективности экономики, улучшение финансового состояния субъектов хозяйствования, активизация инновационной и инвестиционной деятельности в стране. [20]

Большинство угроз для конкурентоспособности национальной экономики Беларуси обусловлены системным экономическим кризисом, издержками процессов рыночной трансформации экономики и проблемами ее интеграции в мировое хозяйство (примеч. многие белорусские экономисты, например, Л.К. Злотников, А.Л. Подгайский, и др., считают, что «до наступления мирового финансового кризиса белорусская экономика переживала кризис трансформационного характера, который обозначился еще с 1970-х гг., а мировой финансовый кризис – просто помог списать собственные ошибки на мировой финансовый кризис. Большинство отраслей экономики Беларуси перманентно переживают кризис, но не напрямую, не путем сокращения работников, а путем перегонки ресурсов из одних отраслей в другие». – В.А.). Угрозами национальным экономическим интересам Беларуси являются также – низкая инвестиционная активность, недостаточная конкурентоспособность продукции, большой износ производственных фондов.

Достижению стратегической цели развития экономики Беларуси к концу 2011 г. могут препятствовать следующие угрозы:

  • ухудшение финансового состояния предприятий и нехватка инвестиционных ресурсов для их технического перевооружения;
  • недостаточный уровень развития институциональной среды для привлечения иностранных инвестиций;
  • валютно-финансовая и ценовая нестабильность;
  • бюрократизация страны и отсутствие необходимых институциональных условий для развития частного предпринимательства;
  • замедление процесса реструктуризации экономики Беларуси, отдельных отраслей и предприятий; несоответствие схемы организации производства на большинстве белорусских предприятий принятым схемам организации производства в мире, основанных на субконтрактации, аутсорсинге, кластерах, развитом малом бизнесе;
  • экономическая и энергетическая зависимость от России, рост отрицательного внешнеторгового сальдо с Россией;
  • отсутствие диверсификации внешней торговли по ряду предприятий и отраслей. [12,с.73-74]

По мнению экспертов, главное условие выживания такого относительно небольшого государства в Европе, каким является Беларусь – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней среды. Поскольку серьезно повлиять на какие-то глобальные и региональные тенденции в развитии экономики, Беларусь по определению не может.

С такой же проблемой  выживаемости на разных этапах своего развития столкнулись такие сопоставимые по размерам с Беларусью страны, как Дания, Норвегия, Швейцария, Ирландия, Бельгия, Нидерланды. Каждая из этих стран  нашла свою специализацию в своем регионе, удачно решила эту проблему и сохранилась как государство, в то время как многие страны в Европе исчезли с карты земли и их народы утратили государственность. Так, Дания в свое время выиграла конкуренцию у своих более крупных соседей – Германии, Великобритании и Швеции, точно так же, как Швейцария – у своих более крупных соседей – Италии, Франции, Германии.

Информация о работе Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой