Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:54, курсовая работа
Проблемы экономической безопасности рассматриваются рядом белорусских ученых. В. Пузиков ставит экономическую безопасность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. Баутцман Г.А. рассматривает методологические подходы и вопросы измерения экономической безопасности. В.И.Захаров и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой безопасности, являющейся составляющей экономической безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопасность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3
Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического развития………………………………………………………………………………5
Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики ( 2-3 страны)…………………………………………………………...13
3. Обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь. Тенденции, проблемы и перспективы………………………………………………………….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
Германия видит обеспечение
своей экономической
Опыт небольших стран Западной Европы (Нидерланды, Бельгия, Дания, Люксембург, Швейцария и др.) по обеспечению экономической безопасности показывает, что основной стратегической целью по защите национальных экономических интересов у них является обеспечение устойчивого экономического роста и модернизации экономики в соответствии с условиями конкурентной борьбы на мировом рынке.
Эти страны не имеют
Отличие используемых методологических подходов к обеспечению экономической безопасности в странах - членах ЕС и странах СНГ, на наш взгляд, объясняется тем, что первая группа стран ориентируется на стандарты и заимствует опыт ведущих стран Европейского Союза (Германии, Франции и др.), а вторая группа, находящаяся в зоне влияния России Молдова, Украина, Беларусь), - на российские разработки и стандарты. В свою очередь, Россия в своих разработках ориентируется больше на стандарты обеспечения экономической безопасности, которые были достигнуты в период существования СССР.
Чехия, Венгрия, Польша, Словакия
и страны Балтии в начале 90-х годов
избрали практически одинаковую модель
обеспечения экономической
В основу политики
безопасности этих стран был
положен курс на сближение
национальных интересов с
Фундаментальный принцип концепции политики безопасности Венгрии состоит в том, что безопасность не может быть сведена лишь к политической и военной; при этом повышается значимость экономических факторов. Основным элементом венгерской концепции является понятие интегральной природы безопасности, в том числе и ее экономической составляющей: ни одно государство не может усилить свою безопасность за счет другого государства; безопасность может быть осмыслена и обеспечена только в терминах сотрудничества. Исходя из этого, венгерская политика безопасности покоится на трех фундаментальных основах: политической, военной и экономической интеграции с Западной Европой.
Главными угрозами экономической безопасности Венгрии, как отмечается в концепции, являются: экономическая отсталость регионов Центральной и Восточной Европы от западноевропейских стран, трудности перехода к рыночной экономике, проблемы формирования демократических институтов [6, с. 50]
Украина, несмотря на особенности внешней политики, находится под определяющим влиянием российских разработок в области обеспечения экономической безопасности. В равной степени сказанное относится к Грузии и Казахстану.
Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.
Из этого можно сделать два вывода: Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, т.е. наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
3. Проблемы обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь
Беларусь относится к малым странам с открытой экономикой. В 1995 г. в Республике Беларусь принята экономическая модель социально ориентированной рыночной экономики, сочетающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защиты граждан.
Одной из главных
задач в условиях
Экономическая безопасность
государства – процесс
Следует подчеркнуть,
что понятие «экономическая
В условиях глобализации
мировой экономики каждое
Как показывает
опыт обеспечение
Положение Беларуси в мире, изменение ее внутреннего состояния объяснили необходимость разработки концепции национальной безопасности в целом и ее экономической составляющей.
Национальные экономические интересы Беларуси – это достижение стратегических целей, задач и приоритетов социально-экономического развития страны в долгосрочной перспективе. Такое понимание национальных экономических интересов учитывает экономические реалии и необходимость адаптации экономики к быстро меняющимся условиям в современном мире. [20]
Как считают многие белорусские ученые-экономисты, например А.Л. Подгайский, «для таких стран, как Республика Беларусь важно обладать адаптивностью; это даже важнее, чем темпы экономического роста или темпы роста доходов населения. Современная экономическая политика Беларуси заключается в том, что наше государство выстраивает заборы, но любое внешнее веяние – рассыплет эти заборы моментально». По образному выражению А.Л. Подгайского «не нужно бальзамировать труп; адаптивность это значит – не мешать развалить». Маленькое государство должно быть адаптивным, так как не может выстроить стены. Никто извне для малого государства условий не создаст. Это крупное государство может пытаться не перестроиться, а выставить барьеры и окружение подстроить под себя. Кроме того, Беларусь не обладает достаточным количеством внутренних сырьевых ресурсов, чтобы проводить политику выстраивания барьеров от внешнего мира. По мнению А.Л. Подгайского, «если бы в Беларуси кроме калийных удобрений было еще что-нибудь, что позволило бы наполнить госбюджет процентов на 70, то в Беларуси мог бы сформироваться такой авторитарный режим, что нынешний показался бы просто мечтой». Поэтому главное условие выживание белорусского государства и поддержания конкурентоспособности национальной экономики Беларуси – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней окружающей среды; своевременная реакция на внешние угрозы и вызовы, которые заключаются, прежде всего, в угрозе технологического и технического отставания от экономик соседних стран, от потери внешних рынков для сбыта белорусской продукции, в отставании от соседних стран в объемах привлечения иностранных инвестиций, в отставании от соседних стран в области образования и распространения современных знаний в белорусское общество. [12,с.72]
Согласно действующей Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы стратегической целью развития экономики является повышение благосостояния белорусских граждан и приближение его к уровню развитых европейских государств. На этом основании национальные экономические интересы Беларуси можно рассматривать как обеспечение развития экономики на уровне, приводящем к росту удовлетворения потребностей населения. Это предполагает поддержание макроэкономической стабильности национальной экономики Беларуси (стабильность национальной валюты, низкий уровень инфляции и безработицы), повышение конкурентоспособности белорусской экономики; отстаивание ее интересов в объективном процессе глобализации мировой экономики; обеспечение устойчивости экономики от воздействия внешних экономических кризисов. Экономическими интересами Беларуси также могут являться повышение эффективности экономики, улучшение финансового состояния субъектов хозяйствования, активизация инновационной и инвестиционной деятельности в стране. [20]
Большинство угроз для конкурентоспособности национальной экономики Беларуси обусловлены системным экономическим кризисом, издержками процессов рыночной трансформации экономики и проблемами ее интеграции в мировое хозяйство (примеч. многие белорусские экономисты, например, Л.К. Злотников, А.Л. Подгайский, и др., считают, что «до наступления мирового финансового кризиса белорусская экономика переживала кризис трансформационного характера, который обозначился еще с 1970-х гг., а мировой финансовый кризис – просто помог списать собственные ошибки на мировой финансовый кризис. Большинство отраслей экономики Беларуси перманентно переживают кризис, но не напрямую, не путем сокращения работников, а путем перегонки ресурсов из одних отраслей в другие». – В.А.). Угрозами национальным экономическим интересам Беларуси являются также – низкая инвестиционная активность, недостаточная конкурентоспособность продукции, большой износ производственных фондов.
Достижению стратегической цели развития экономики Беларуси к концу 2011 г. могут препятствовать следующие угрозы:
По мнению экспертов, главное условие выживания такого относительно небольшого государства в Европе, каким является Беларусь – это адаптивность и приспосабливаемость к изменениям внешней среды. Поскольку серьезно повлиять на какие-то глобальные и региональные тенденции в развитии экономики, Беларусь по определению не может.
С такой же проблемой выживаемости на разных этапах своего развития столкнулись такие сопоставимые по размерам с Беларусью страны, как Дания, Норвегия, Швейцария, Ирландия, Бельгия, Нидерланды. Каждая из этих стран нашла свою специализацию в своем регионе, удачно решила эту проблему и сохранилась как государство, в то время как многие страны в Европе исчезли с карты земли и их народы утратили государственность. Так, Дания в свое время выиграла конкуренцию у своих более крупных соседей – Германии, Великобритании и Швеции, точно так же, как Швейцария – у своих более крупных соседей – Италии, Франции, Германии.