Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 09:06, курсовая работа
Роль свободных экономических зон в международной торговле в последнее время все больше возрастает. Они представляют собой определенные территории, где возможно создание особо благоприятного экономического режима для деятельности иностранного капитала. Обычно такие зоны создаются на приморских побережьях, в приграничных районах, реже - в других районах страны.
Введение………………………………………………………………………...……5
1 Свободные экономические зоны и их классификация…………………...……7
1.1 Понятие и сущность СЭЗ…………..…………….……….……………….....7
1.2Классификация СЭЗ….……..………………………………………….….....9
1.2.1 Основные критерии классификации СЭЗ…...………...…...………….9
1.2.2 Типы СЭЗ…...………………………………………………....……….11
1.3 Задачи и функции СЭЗ……...…………………………………..…………..16
1.4 Анализ факторов влияющих на функционирование СЭЗ….......………...17
2Анализ развития СЭЗ в Республике Беларусь…….…………………………...19
2.1Оценка современного состояния СЭЗ в Республике Беларусь….……….19
2.2Анализ деятельности предприятий СЭЗ в РБ…….……………………....22
3Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь………….....27
3.1 Проблемы развития СЭЗ в РБ.…………………………………………….27
3.2 Перспективы развития СЭЗ в РБ….………………………………….........28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников
По способу предоставления и объему предоставляемых льгот офшорные центры подразделяются на территории с льготным и умеренным налогообложением. К первому типу принадлежат офшорные зоны, которые предоставляют возможность полного освобождения от налогообложения доходов компаниям, зарегистрированным в данной стране. Офшорные зоны с льготным налогообложением часто называют «налоговыми гаванями», «налоговым раем», «налоговыми оазисами». К юрисдикциям с умеренными условиями налогообложения относятся офшорные зоны, в которых действуют соглашения об отмене двойного налогообложения. В этих юрисдикциях, как правило, взимается небольшой налог на прибыль.
Комплексные зоны – тип СЭЗ, которые сочетают торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции и стимулы, привлекающие соответствующие типы деловой активности [5, c. 252].
В последние двадцать лет
стали функционировать
Итак, можно сделать
вывод, что свободные
1.3 Задачи и функции СЭЗ
Создание свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами:
Функции СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Выделяют следующие функции СЭЗ: экономические, социальные и научно-технические.
К экономическим функциям относят:
Социальные функции:
Научно-технические функции:
1. Использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
2. Приобщение к новым формам управленческого труда;
3. Привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;
4. Повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов [5, c. 249].
Все эти и другие функции СЭЗ могут быть осуществлены при целой системе условий, создаваемых для зарубежных инвесторов принимающей страной.
Перечислим наиболее важные условия для успешного функционирования СЭЗ:
Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили широкое распространение в мире?
Важной причиной образования
свободных экономических зон
является то, что часто страна не
желает полностью открывать свою
экономику для притока
Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. Проанализировав задачи и функции СЭЗ можно сделать вывод о том, что функционирование СЭЗ приводит к экономическому, социальному и научно-техническому развитию отдельной территории, следовательно, стимулирует развитие экономики всей страны в целом.
1.4 Анализ факторов, влияющих на функционирование СЭЗ
История создания и функционирования СЭЗ наряду со значительными успехами отмечает и неудачные попытки. Основными причинами этого являются определенные просчеты, которые были допущены еще на стадии проектирования. Поэтому при создании СЭЗ нужно учитывать факторы, влияющие на их функционирование. К основным факторам относят следующее:
• наличие производственной и социальной инфраструктуры (создание путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного сообщения; уровень развития телекоммуникаций и электроснабжение);
• наличие институциональных связей между администрацией зоны и государственными учреждениями, причастными к созданию льготных режимов (министерством финансов, таможенным комитетом, министерством экономики);
• выбор месторасположения зоны (наличие природных и трудовых ресурсов, емкость рынка);
• рациональное определение размеров зоны. Странам, впервые создающим СЭЗ и не имеющим опыта в этом деле, достаточно сложно организовать управление большой зоной. Кроме того, большие СЭЗ требуют больших первоначальных капиталовложений;
• наличие четких требований к специализации СЭЗ;
• стабильность и прозрачность законодательного регулирования деятельности СЭЗ, что, как правило, приводит к высокому уровню инвестиций.
Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.
В отдельных случаях
создание СЭЗ оказывается
Таким образом, СЭЗ – это части национального экономического пространства, которые создаются для решения поставленных перед ними задач и выполнения определенных функций. При создании СЭЗ важно учесть как можно больше факторов, влияющих на их функционирование. В таком случае СЭЗ позволяет обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой рынок, а также способствует успешному социально-экономическому развитию регионов страны.
ГЛАВА 2
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка современного состояния СЭЗ в Республики Беларусь
Более чем десятилетний опыт
функционирования СЭЗ на территории
Республики Беларусь свидетельствует
о своевременности и
Об эффективности
В основу концепции
создания СЭЗ в Беларуси был
положен международный опыт
Правовые и организационные
основы создания, деятельности и
ликвидации СЭЗ на территории
Республики Беларусь
Государство как основной
элемент внешней среды
В целом государственное
регулирование свободных
Решение о создании СЭЗ
принимается Президентом
В настоящее время на территории
Республики Беларусь созданы и функционируют
следующие свободные
• "Брест" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114 сроком на 50 лет;
• "Гомель-Ратон" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93 сроком на 30 лет;
• "Минск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93 сроком на 30 лет;
• "Витебск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458 сроком на 30 лет;
• "Гродноинвест"
- создана Указом Президента
• "Могилев" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 66 сроком на 30 лет [1, с. 13].
Несмотря на широкий спектр СЭЗ в мире (свободной торговли, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные, комплексные), в Республике Беларусь основное распространение получили так называемые комплексные. Их создание связано с вполне определенными целями, среди которых можно выделить: увеличение притока инвестиций в страну; развитие промышленности; расширение объемов внешней торговли и экспорта, в том числе развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств; внедрение новейших технологий и передового управленческого опыта [7, с. 123].
Основными задачами СЭЗ в РБ являются:
• развитие промышленного производства и расширение объемов экспорта продукции (товаров, работ, услуг);
• производство и реализация импортозамещающей продукции согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь;
• внедрение передового управленческого опыта, комплексного использования государственного, частного отечественного и иностранного капитала;
• отработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата для структурной перестройки национальной экономики;
• развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена через Республику Беларусь;
Информация о работе Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь