Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Роль свободных экономических зон в международной торговле в последнее время все больше возрастает. Они представляют собой определенные территории, где возможно создание особо благоприятного экономического режима для деятельности иностранного капитала. Обычно такие зоны создаются на приморских побережьях, в приграничных районах, реже - в других районах страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...……5
1 Свободные экономические зоны и их классификация…………………...……7
1.1 Понятие и сущность СЭЗ…………..…………….……….……………….....7
1.2Классификация СЭЗ….……..………………………………………….….....9
1.2.1 Основные критерии классификации СЭЗ…...………...…...………….9
1.2.2 Типы СЭЗ…...………………………………………………....……….11
1.3 Задачи и функции СЭЗ……...…………………………………..…………..16
1.4 Анализ факторов влияющих на функционирование СЭЗ….......………...17
2Анализ развития СЭЗ в Республике Беларусь…….…………………………...19
2.1Оценка современного состояния СЭЗ в Республике Беларусь….……….19
2.2Анализ деятельности предприятий СЭЗ в РБ…….……………………....22
3Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь………….....27
3.1 Проблемы развития СЭЗ в РБ.…………………………………………….27
3.2 Перспективы развития СЭЗ в РБ….………………………………….........28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая СЭЗ.docx

— 355.27 Кб (Скачать файл)

По способу предоставления и объему предоставляемых льгот  офшорные центры подразделяются на территории с льготным и умеренным налогообложением. К первому типу принадлежат офшорные зоны, которые предоставляют возможность полного освобождения от налогообложения доходов компаниям,  зарегистрированным в данной стране. Офшорные зоны с льготным налогообложением часто называют «налоговыми гаванями», «налоговым раем», «налоговыми оазисами». К юрисдикциям с умеренными условиями налогообложения относятся офшорные зоны, в которых действуют соглашения об отмене двойного налогообложения. В этих юрисдикциях, как правило, взимается небольшой налог на прибыль.

Комплексные зоны – тип СЭЗ, которые сочетают торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции и стимулы, привлекающие соответствующие типы деловой активности [5, c. 252].

В последние двадцать лет  стали функционировать разновидности  комплексных зон – «предпринимательские зоны». Они, как правило, ориентируется на оживление хозяйственной деятельности в экономически отсталых районах посредством предоставления частным предпринимателям финансово-кредитных и налоговых льгот.

 Итак, можно сделать  вывод, что свободные экономические  зоны прошли достаточно сложную и длительную эволюцию и, во всем своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается.

1.3 Задачи и функции СЭЗ

Создание свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами:

  • стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
  • рост занятости;
  • превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Функции СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие – с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Выделяют следующие функции СЭЗ: экономические, социальные и научно-технические.

К экономическим  функциям относят:

  1. Более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;
  2. Привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;
  3. Использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;
  4. Увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Социальные функции:

  1. Комплексное развитие остальных регионов;
  2. Увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;
  3. Обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;                             
  4. Насыщение национального рынка высококачественными товарами;

Научно-технические функции:

1. Использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

2. Приобщение к новым формам управленческого труда;

3. Привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

4. Повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов [5, c. 249].

Все эти и другие функции СЭЗ могут быть осуществлены при целой системе условий, создаваемых для зарубежных инвесторов принимающей страной.

Перечислим наиболее важные условия для успешного функционирования СЭЗ:

  • Политическая стабильность в стране;
  • Наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
  • Наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
  • Очень важным условием является природно-географическая среда;
  • Благоприятная экономическая конъюнктура – притягательная сила для любого инвестора [1, c. 15].

Для чего создаются свободные  экономические зоны? Почему они получили широкое распространение в мире?

Важной причиной образования  свободных экономических зон  является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще использовать особый инвестиционный климат и поэтому  использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

Создание СЭЗ - действенное  направление развития экономики  отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение  конкретных приоритетных экономических  задач, реализацию стратегических программ и проектов. Проанализировав задачи и функции СЭЗ можно сделать вывод о том, что функционирование СЭЗ приводит к экономическому, социальному и научно-техническому развитию отдельной территории, следовательно, стимулирует развитие экономики всей страны в целом.

1.4 Анализ факторов, влияющих на функционирование СЭЗ

История создания и функционирования СЭЗ наряду со значительными успехами отмечает и неудачные попытки. Основными  причинами этого являются определенные просчеты, которые были допущены еще  на стадии проектирования. Поэтому при создании СЭЗ нужно учитывать факторы, влияющие на их функционирование. К основным факторам относят следующее:

 • наличие производственной и социальной инфраструктуры (создание путей сообщения: автомобильных дорог, воздушного сообщения; уровень развития телекоммуникаций и электроснабжение);

• наличие  институциональных  связей между администрацией зоны и государственными учреждениями, причастными к созданию льготных режимов (министерством финансов, таможенным комитетом, министерством экономики);

 • выбор месторасположения зоны (наличие природных и трудовых ресурсов, емкость рынка);

 • рациональное определение размеров зоны. Странам, впервые создающим СЭЗ и не имеющим опыта в этом деле, достаточно сложно организовать управление большой зоной. Кроме того, большие СЭЗ требуют больших первоначальных капиталовложений;

 • наличие четких требований к специализации СЭЗ;

 • стабильность и прозрачность законодательного регулирования деятельности СЭЗ, что, как правило, приводит к высокому уровню инвестиций.

Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

  В отдельных случаях  создание СЭЗ оказывается целесообразным  в районах нового хозяйственного  освоения, не обладающих развитой  инфраструктурой, но располагающих  высокой концентрацией ценных  природных ресурсов, позволяющих  решать важные долгосрочные общегосударственные  задачи.

Таким образом, СЭЗ – это части национального экономического пространства, которые создаются для решения поставленных перед ними задач и выполнения определенных функций. При создании СЭЗ важно учесть как можно больше факторов, влияющих на их функционирование. В таком случае СЭЗ позволяет обеспечить производство высококачественной товарной продукции на мировой рынок, а также способствует успешному социально-экономическому развитию  регионов страны.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЭЗ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Оценка современного состояния СЭЗ в Республики Беларусь

Более чем десятилетний опыт функционирования СЭЗ на территории Республики Беларусь свидетельствует  о своевременности и необходимости  в составе национальной экономики  таких структур. Создание СЭЗ рассматривается в нашей республике как важное звено в реализации принципов открытой экономики государства. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности.

Об эффективности функционирования СЭЗ и их необходимости в составе экономики страны свидетельствуют слова главы государства А. Г. Лукашенко: «Я долго колебался: нужны, не нужны нам свободные экономические зоны. Но это как образец, и к этому примеру мы должны привести все предприятия в стране. Может сложиться ситуация, что вся Беларусь станет свободной экономической зоной по условиям ведения бизнеса» [6].

 В основу концепции  создания СЭЗ в Беларуси был  положен международный опыт организации  и развития этих территориальных  образований с особым налоговым  и таможенным режимом, а также  совместные разработки отечественных  и зарубежных специалистов.

 Правовые и организационные  основы создания, деятельности и  ликвидации СЭЗ на территории  Республики Беларусь установлены  Указом Президента Республики  Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О  свободных экономических зонах  на территории Республики Беларусь", Законом Республики Беларусь  от 07.12.1998 г. № 213-3 "О свободных  экономических зонах" с последующими  изменениями и дополнениями, а  также Указом Президента от 9.06.2005 г. № 262 "О некоторых вопросах  деятельности свободных экономических  зон на территории Республики Беларусь".

Государство как основной элемент внешней среды функционирования свободной экономической зоны формирует  социальный институт регулирования  ее деятельности, а также устанавливает социальные границы последней.

В целом государственное  регулирование свободных экономических  зон можно свести к двум основным формам - прямого и косвенного регулирования. «Прямое регулирование СЭЗ осуществляется преимущественно административными методами и предполагает определение условий регистрации предприятий, ввоза и вывоза товаров, квотирование, лицензирование и т.д. Косвенное регулирование включает в себя следующие методы: таможенное регулирование, валютное регулирование, налогообложение, кредитование, страхование и другие финансовые методы» [7, с. 125-126].

Решение о создании СЭЗ  принимается Президентом Республики Беларусь на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять  решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели ее создания не были достигнуты или ее дальнейшее существование  противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь [2, c. 10].

В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и функционируют  следующие свободные экономические  зоны:

• "Брест" - создана  Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114  сроком на 50 лет;

  • "Гомель-Ратон" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93 сроком на 30 лет;

 • "Минск" - создана  Указом Президента Республики  Беларусь от 2 марта 1998 г. №  93 сроком на 30 лет;

• "Витебск" - создана  Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458 сроком на 30 лет;

 • "Гродноинвест" - создана Указом Президента Республики  Беларусь от 16 апреля 2002 г. № 208 сроком на 30 лет;

• "Могилев" - создана  Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 66 сроком на 30 лет [1, с. 13].

Несмотря на широкий спектр СЭЗ в мире (свободной торговли, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные, комплексные), в Республике Беларусь основное распространение  получили так называемые комплексные. Их создание связано с вполне определенными  целями, среди которых можно выделить: увеличение притока инвестиций в  страну; развитие промышленности; расширение объемов внешней торговли и экспорта, в том числе развитие ориентированных  на экспорт и импортозамещающих  производств; внедрение новейших технологий и передового управленческого опыта [7, с. 123].

Основными задачами СЭЗ в РБ являются:

• развитие промышленного производства и расширение объемов экспорта продукции (товаров, работ, услуг);

• производство и реализация импортозамещающей продукции согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь;

• внедрение передового управленческого опыта, комплексного использования государственного, частного отечественного и иностранного капитала;

• отработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата для структурной перестройки национальной экономики;

• развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена через Республику Беларусь;

Информация о работе Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь