Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Роль свободных экономических зон в международной торговле в последнее время все больше возрастает. Они представляют собой определенные территории, где возможно создание особо благоприятного экономического режима для деятельности иностранного капитала. Обычно такие зоны создаются на приморских побережьях, в приграничных районах, реже - в других районах страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...……5
1 Свободные экономические зоны и их классификация…………………...……7
1.1 Понятие и сущность СЭЗ…………..…………….……….……………….....7
1.2Классификация СЭЗ….……..………………………………………….….....9
1.2.1 Основные критерии классификации СЭЗ…...………...…...………….9
1.2.2 Типы СЭЗ…...………………………………………………....……….11
1.3 Задачи и функции СЭЗ……...…………………………………..…………..16
1.4 Анализ факторов влияющих на функционирование СЭЗ….......………...17
2Анализ развития СЭЗ в Республике Беларусь…….…………………………...19
2.1Оценка современного состояния СЭЗ в Республике Беларусь….……….19
2.2Анализ деятельности предприятий СЭЗ в РБ…….……………………....22
3Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь………….....27
3.1 Проблемы развития СЭЗ в РБ.…………………………………………….27
3.2 Перспективы развития СЭЗ в РБ….………………………………….........28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая СЭЗ.docx

— 355.27 Кб (Скачать файл)

Первым из этого ряда можно  назвать фактор недоверия международных  деловых кругов к неизменности и  безусловному выполнению государственных  гарантий правового статуса СЭЗ, прежде всего льгот и преференций, предоставляемых иностранным инвесторам. Не направлена на оказание стимулирующего воздействия фискального фактора действующая система налоговых льгот [16, c. 75].

Недостаточно четко отработан  механизм взаимодействия СЭЗ с внутренним рынком, что порождает проблему нездоровой конкуренции между резидентами  и остальными национальными товаропроизводителями.

Не снижается острота  вопроса финансирования инженерной инфраструктуры на территории СЭЗ. Нехватка средств на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры препятствует обеспечению резидентов соответствующими коммуникациями. Еще одной насущной проблемой для СЭЗ является отсутствие свободных площадей для размещения  новых предприятий-резидентов, а их количество с каждым годом неуклонно растет. (Приложение Д)

Как следствие, в условиях льготного режима деятельности резидентов имеются лишь единичные случаи привлечения в СЭЗ стратегических инвесторов, реализующих масштабные инвестиционные проекты. Невысокий уровень инвестиционной активности в СЭЗ говорит и о необходимости концентрации усилий на создании для инвесторов оптимальных условий. Представляется необходимой разработка прогноза приоритетного развития СЭЗ, построенного как на соответствующих экономических показателях, так и на конкретных инвестиционных проектах и инвестиционных программах [16, c. 80].

Несмотря на определенные позитивные результаты финансово-хозяйственной  деятельности СЭЗ (стабильный рост объемов  производства, высокие финансовые результаты работы), их влияние на экономику Беларуси пока невелико. В связи с этим экономический механизм привлечения инвестиций в белорусские СЭЗ нуждается в совершенствовании, что придаст новый импульс их развитию в нашей стране, позволит в полной мере использовать имеющийся потенциал и существенно улучшить результаты их финансово-хозяйственной деятельности.

3.2 Перспективы развития СЭЗ в РБ

Наличие нерешенных проблем, нестабильность финансового состояния  требуют серьезных изменений  в организационно-управленческом механизме  функционирования СЭЗ РБ.

Новые взаимоотношения субъектов  хозяйствования, органов государственного управления, бизнеса, как свидетельствует  международная практика, на современном этапе развития экономики можно построить посредством образования кластеров, для создания которых в большей степени подходят СЭЗ [17, c. 75].

Применительно к СЭЗ под кластером понимают  группу комплементарных, построенных на отношениях сотрудничества предприятий и организаций (поставщиков, производителей, покупателей, научно-исследоватсльских и образовательных учреждений), связанных партнерскими отношениями с местными органами государственного управления с целью повышения конкурентоспособности входящих в состав кластера структурных единиц.

Кластер обеспечивает возможность  ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными организациями  и их поставщиками, с правительством, а также другими институтами. Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий  функционирования кластера, приносят пользу сразу многим фирмам [18, c. 46].

Предпосылки создания кластеров в СЭЗ Республики Беларусь.

Предпосылкой образования  кластеров в СЭЗ является наличие  льготного режима регулирований административных, валютных, налоговых, таможенных (до 2017 г.) отношений.

Важной предпосылкой создания кластеров в СЭЗ является их уже  сложившаяся отраслевая специализация  резидентов СЭЗ, позволяющая определить ядро кластеров.

Так, в Витебской области предлагается создать кластер легкой промышленности. Критериями выбора использованы: локализация предприятий, доля производства важнейших товаров легкой промышленности в регионе, его образовательный и инновационный потенциал. Эта область может выступать пилотным регионом для апробации кластерного механизма. В этот кластер войдут 4 резидента СЭЗ «Витебск»: 3 швейной и 1 текстильной промышленности [17, c. 75 ].

В Гомельской области имеются предпосылки создания металлургического кластера: размещение на территории области самого крупного предприятия металлургического комплекса страны - РУП «Белорусский металлургический завод» (ядро кластера);

• высокий уровень социальной и производственной инфраструктуры области, что особенно важно для металлургического кластера, развитые транспортные коммуникации;

• выгодное географическое расположение (близость границ России и Украины - основных поставщиков сырья);

• функционирование на территории области СЭЗ «Гомель-Ратон», на которой распространяется особый режим хозяйствования, привлекательный для предприятий - потенциальных участников кластера. Кроме того, СЭЗ будет способствовать привлечению в кластер необходимых инвестиционных ресурсов;

• наличие высших учебных заведений и техникумов технической направленности (УО «Гомельский государственный технический университет им. И.О. Сухого», УО «Жлобинский металлургический техникум» и др.), НИИ и проектных организаций (ГПУ «Институт механики металлополимерных систем им. В.А. Белого Национальной академии наук Беларуси»), что создает возможности для сотрудничества представителей науки и промышленности в сфере разработки и внедрения НИОКР [17].

Важной предпосылкой создания кластеров в СЭЗ является оптимизация  внешнеторгового оборота за счет увеличения производства импортозамещающей  продукции, а предприятия-резиденты имеют такую подстраховку, как устойчивость спроса на внутреннем рынке

Создание кластеров позволит снизить себестоимость продукции за счет близости поставщиков и сокращения времени поставок, а также транзакционные издержки.

 Кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка и освоения международного. Наличие целого кластера отраслей в РБ решит имеющиеся проблемы и ускорит процесс создания факторов конкурентных преимуществ за счет совместных инвестиций в развитие технологий, в информацию, инфраструктуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Процесс создания СЭЗ – процесс требующий тщательного продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.

2. Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи. Это объясняется привлекательностью для инвесторов, стремящихся к наиболее выгодному вложению своих капиталов, различных налоговых льгот, существующих на территории свободных экономических зон.

3. В настоящее время в РБ функционирует шесть СЭЗ: «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест». Рассмотрим, какой результат в связи с этим получила экономика РБ.

4. Для белорусских СЭЗ характерными являются следующие черты:

- положительное сальдо внешнеэкономического оборота (за второе полугодие 2012г.);

- значительный удельный  вес продукции предприятий СЭЗ в ВВП страны (9,6%);

- не достаточно высокие объемы экспорта (52%);

- реализация значительной части (около 48%) производимого резидентами СЭЗ объема продукции (работ, услуг) на внутреннем рынке республики;

- низкий удельный вес  высокотехнологичной продукции; 

- невысокая конкурентоспособность  выпускаемой продукции; 

- ориентация экспорта  в основном на российский рынок ( более 70%);

- рентабельность предприятий-резидентов СЭЗ превышает рентабельность предприятий в целом по стране.

Следовательно, деятельность шести белорусских СЭЗ оказывает положительное влияние на экономику РБ

5. Однако существуют определенные причины, которые с той или иной степенью значимости препятствуют динамичному развитию СЭЗ в Беларуси. Эти причины можно разделить на две группы: макроэкономические, связанные с общей сложившейся экономической ситуацией в стране, с проводящейся экономической политикой и микроэкономические, определяемые спецификой взаимоотношений СЭЗ с «остальной» частью Беларуси.

6. Для эффективного функционирования СЭЗ необходимо выполнение ряда условий:

- Утверждения государственными органами программы развития данной СЭЗ с определением задач, которые данная зона должна решить в интересах республики. Кроме того, в программе указывается объем государственных капитальных вложений и субсидий, которые могут быть выделены для развития зоны.

- Делегирования вышестоящими  органами управления региональному  и зональному руководству, а  также отдельным хозяйствующим  субъектам прав в области хозяйственно-экономической  и финансовой деятельности (включая  законодательное закрепление решений).

- Наличия: 1) крупного акционерного  общества (с участием государства), берущего на себя полную материальную  ответственность за выполнение  утвержденной программы по созданию  данной СЭЗ и формирующего  Совет зоны, 2) специального залогово-страхового  инвестиционного фонда, обеспечивающего  привлечение рублевых и валютных  инвестиций в объемах, достаточных  для решения задач по созданию  СЭЗ; 3) банка зоны, обеспечивающего  формирование бюджета зоны и  контролирующего использование  бюджетных и кредитных средств,  а также взаимоотношения с  республиканским бюджетом и др.

7. Перспективным направлением рзвития СЭЗ является образование кластера отраслей, которые повысят конкурентоспособность РБ.

Проанализировав опыт существования  СЭЗ в Беларуси, можно предположить, что, если будет изменено отношение  к свободным экономическим зонам, пересмотрены законодательные и  налоговые базы, инвесторы получат  все гарантии (например, возможность  вывоза доходов, гарантия ненационализации), то усиление потока инвестиций в национальную экономику не заставит долго себя ждать. Это обосновывается тем, что рынок Республики Беларусь – это большое поле нереализованной предпринимательской деятельности; во многих производственных сферах практически отсутствует конкуренция; страна обладает большим потенциалом высококвалифицированной рабочей силы и занимает выгодное географическое положение. В совокупности с благоприятным предпринимательским климатом функционирование СЭЗ станет активно способствовать решению многих экономических задач и развитию экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: учеб.  пособие / Я.С. Друзик. – Минск.: Книжный Дом, 2000. - 368 с.

2. Свободные экономические зоны : законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность / Министерство финансов Республики Беларусь, 2006. - 288 с.

3. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие / Р. И. Зименков. – Москва.: Юнити, 2005. - 223 с.

4. Борисевич В. И. Экономика региона : учеб. пособие / В. И. Борисевич. – Минск: БГЭУ, 2002.- 456 с.

5. Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса : учебное пособие / С.И. Мазоль. – Минск: Книжный Дом, 2004.- 273с.

6. Корр. БЕЛТА. В Беларуси и в дальнейшем будут создаваться удобные условия работы резидентов СЭЗ / Корр. БЕЛТА // Газета "Працоўная слава" [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://psl.by/p=1423. – Дата доступа: 30.11.2012.

7. Граник И.М. Системный экономический анализ деятельности свободных экономических зон / И. М. Граник // ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ : Ежеквартальный научный и производственно-практический журнал Минского института управления / Частное учреждение образования "Минский институт управления". - 2009. - N 2.- С.123-127.

8. Козловская, Зоя Николаевна. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь и Сирии: специфика функционирования и направления развития / З. Н. Козловская, М. Еид // НОВАЯ ЭКОНОМИКА. - 2011. - N 1.- С.35-40.

9. Лавникевич, Д. Белорусские СЭЗ: на весах целесообразности / Д. Лавникевич // Информационно-справочный портал Беларуси [Электронный ресурс].- 2012. – Режим доступа: http://www.interfax.by/article/94972.- Дата доступа: 21.09.2012.

10. Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь за январь-июнь  2012 года: стат. сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012.

11. Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь: стат. сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011.

12. Беларусь в цифрах: стат. сборник. – Минск: национальный  статистический комитет Республики  Беларусь, 2011.

13. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс].-2012.-Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/2012_1.php.- Дата доступа: 20.11.2012.

14. Влияние свободных экономических зон Республики Беларусь на показатели развития регионов / С. Г. Заливако [и др.] // ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ НИЭИ научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2011. - N 6.- С.56-63.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь