Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2013 в 09:06, курсовая работа
Роль свободных экономических зон в международной торговле в последнее время все больше возрастает. Они представляют собой определенные территории, где возможно создание особо благоприятного экономического режима для деятельности иностранного капитала. Обычно такие зоны создаются на приморских побережьях, в приграничных районах, реже - в других районах страны.
Введение………………………………………………………………………...……5
1 Свободные экономические зоны и их классификация…………………...……7
1.1 Понятие и сущность СЭЗ…………..…………….……….……………….....7
1.2Классификация СЭЗ….……..………………………………………….….....9
1.2.1 Основные критерии классификации СЭЗ…...………...…...………….9
1.2.2 Типы СЭЗ…...………………………………………………....……….11
1.3 Задачи и функции СЭЗ……...…………………………………..…………..16
1.4 Анализ факторов влияющих на функционирование СЭЗ….......………...17
2Анализ развития СЭЗ в Республике Беларусь…….…………………………...19
2.1Оценка современного состояния СЭЗ в Республике Беларусь….……….19
2.2Анализ деятельности предприятий СЭЗ в РБ…….……………………....22
3Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь………….....27
3.1 Проблемы развития СЭЗ в РБ.…………………………………………….27
3.2 Перспективы развития СЭЗ в РБ….………………………………….........28
Заключение………………………………………………………………………….31
Список использованных источников
Первым из этого ряда можно назвать фактор недоверия международных деловых кругов к неизменности и безусловному выполнению государственных гарантий правового статуса СЭЗ, прежде всего льгот и преференций, предоставляемых иностранным инвесторам. Не направлена на оказание стимулирующего воздействия фискального фактора действующая система налоговых льгот [16, c. 75].
Недостаточно четко отработан
механизм взаимодействия СЭЗ с внутренним
рынком, что порождает проблему нездоровой
конкуренции между резидентами
и остальными национальными
Не снижается острота вопроса финансирования инженерной инфраструктуры на территории СЭЗ. Нехватка средств на развитие транспортной и инженерной инфраструктуры препятствует обеспечению резидентов соответствующими коммуникациями. Еще одной насущной проблемой для СЭЗ является отсутствие свободных площадей для размещения новых предприятий-резидентов, а их количество с каждым годом неуклонно растет. (Приложение Д)
Как следствие, в условиях льготного режима деятельности резидентов имеются лишь единичные случаи привлечения в СЭЗ стратегических инвесторов, реализующих масштабные инвестиционные проекты. Невысокий уровень инвестиционной активности в СЭЗ говорит и о необходимости концентрации усилий на создании для инвесторов оптимальных условий. Представляется необходимой разработка прогноза приоритетного развития СЭЗ, построенного как на соответствующих экономических показателях, так и на конкретных инвестиционных проектах и инвестиционных программах [16, c. 80].
Несмотря на определенные позитивные результаты финансово-хозяйственной деятельности СЭЗ (стабильный рост объемов производства, высокие финансовые результаты работы), их влияние на экономику Беларуси пока невелико. В связи с этим экономический механизм привлечения инвестиций в белорусские СЭЗ нуждается в совершенствовании, что придаст новый импульс их развитию в нашей стране, позволит в полной мере использовать имеющийся потенциал и существенно улучшить результаты их финансово-хозяйственной деятельности.
3.2 Перспективы развития СЭЗ в РБ
Наличие нерешенных проблем,
нестабильность финансового состояния
требуют серьезных изменений
в организационно-
Новые взаимоотношения субъектов хозяйствования, органов государственного управления, бизнеса, как свидетельствует международная практика, на современном этапе развития экономики можно построить посредством образования кластеров, для создания которых в большей степени подходят СЭЗ [17, c. 75].
Применительно к СЭЗ под кластером понимают группу комплементарных, построенных на отношениях сотрудничества предприятий и организаций (поставщиков, производителей, покупателей, научно-исследоватсльских и образовательных учреждений), связанных партнерскими отношениями с местными органами государственного управления с целью повышения конкурентоспособности входящих в состав кластера структурных единиц.
Кластер обеспечивает возможность
ведения конструктивного и
Предпосылки создания кластеров в СЭЗ Республики Беларусь.
Предпосылкой образования кластеров в СЭЗ является наличие льготного режима регулирований административных, валютных, налоговых, таможенных (до 2017 г.) отношений.
Важной предпосылкой создания кластеров в СЭЗ является их уже сложившаяся отраслевая специализация резидентов СЭЗ, позволяющая определить ядро кластеров.
Так, в Витебской области предлагается создать кластер легкой промышленности. Критериями выбора использованы: локализация предприятий, доля производства важнейших товаров легкой промышленности в регионе, его образовательный и инновационный потенциал. Эта область может выступать пилотным регионом для апробации кластерного механизма. В этот кластер войдут 4 резидента СЭЗ «Витебск»: 3 швейной и 1 текстильной промышленности [17, c. 75 ].
В Гомельской области имеются предпосылки создания металлургического кластера: размещение на территории области самого крупного предприятия металлургического комплекса страны - РУП «Белорусский металлургический завод» (ядро кластера);
• высокий уровень социальной и производственной инфраструктуры области, что особенно важно для металлургического кластера, развитые транспортные коммуникации;
• выгодное географическое расположение (близость границ России и Украины - основных поставщиков сырья);
• функционирование на территории области СЭЗ «Гомель-Ратон», на которой распространяется особый режим хозяйствования, привлекательный для предприятий - потенциальных участников кластера. Кроме того, СЭЗ будет способствовать привлечению в кластер необходимых инвестиционных ресурсов;
• наличие высших учебных заведений и техникумов технической направленности (УО «Гомельский государственный технический университет им. И.О. Сухого», УО «Жлобинский металлургический техникум» и др.), НИИ и проектных организаций (ГПУ «Институт механики металлополимерных систем им. В.А. Белого Национальной академии наук Беларуси»), что создает возможности для сотрудничества представителей науки и промышленности в сфере разработки и внедрения НИОКР [17].
Важной предпосылкой создания кластеров в СЭЗ является оптимизация внешнеторгового оборота за счет увеличения производства импортозамещающей продукции, а предприятия-резиденты имеют такую подстраховку, как устойчивость спроса на внутреннем рынке
Создание кластеров позволит снизить себестоимость продукции за счет близости поставщиков и сокращения времени поставок, а также транзакционные издержки.
Кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка и освоения международного. Наличие целого кластера отраслей в РБ решит имеющиеся проблемы и ускорит процесс создания факторов конкурентных преимуществ за счет совместных инвестиций в развитие технологий, в информацию, инфраструктуру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Процесс создания СЭЗ – процесс требующий тщательного продумывания всех составляющих СЭЗ. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей, необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность инвестиционного законодательства, стабильность налогового законодательства, внешнеторговые связи страны и прочее. Только в этом случае функционирование СЭЗ будет эффективным.
2. Главная причина создания свободных экономических зон – привлечение иностранных инвестиций, с помощью которых государство надеется решить ряд экономических проблем. Свободные экономические зоны также позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, концентрируют экспорториентированное и импортозамещающее производство, способствуют сосредоточению технологических инноваций, улучшают имидж страны в глазах иностранных инвесторов. В идеальном варианте своего функционирования, свободные экономические зоны выполняют все эти задачи. Это объясняется привлекательностью для инвесторов, стремящихся к наиболее выгодному вложению своих капиталов, различных налоговых льгот, существующих на территории свободных экономических зон.
3. В настоящее время в РБ функционирует шесть СЭЗ: «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев», «Гродноинвест». Рассмотрим, какой результат в связи с этим получила экономика РБ.
4. Для белорусских СЭЗ характерными являются следующие черты:
- положительное сальдо внешнеэкономического оборота (за второе полугодие 2012г.);
- значительный удельный вес продукции предприятий СЭЗ в ВВП страны (9,6%);
- не достаточно высокие объемы экспорта (52%);
- реализация значительной части (около 48%) производимого резидентами СЭЗ объема продукции (работ, услуг) на внутреннем рынке республики;
- низкий удельный вес
высокотехнологичной продукции;
- невысокая
- ориентация экспорта в основном на российский рынок ( более 70%);
- рентабельность предприятий-резидентов СЭЗ превышает рентабельность предприятий в целом по стране.
Следовательно, деятельность шести белорусских СЭЗ оказывает положительное влияние на экономику РБ
5. Однако существуют определенные причины, которые с той или иной степенью значимости препятствуют динамичному развитию СЭЗ в Беларуси. Эти причины можно разделить на две группы: макроэкономические, связанные с общей сложившейся экономической ситуацией в стране, с проводящейся экономической политикой и микроэкономические, определяемые спецификой взаимоотношений СЭЗ с «остальной» частью Беларуси.
6. Для эффективного функционирования СЭЗ необходимо выполнение ряда условий:
- Утверждения государственными органами программы развития данной СЭЗ с определением задач, которые данная зона должна решить в интересах республики. Кроме того, в программе указывается объем государственных капитальных вложений и субсидий, которые могут быть выделены для развития зоны.
- Делегирования вышестоящими
органами управления
- Наличия: 1) крупного акционерного
общества (с участием государства),
берущего на себя полную
7. Перспективным направлением рзвития СЭЗ является образование кластера отраслей, которые повысят конкурентоспособность РБ.
Проанализировав опыт существования
СЭЗ в Беларуси, можно предположить,
что, если будет изменено отношение
к свободным экономическим
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: учеб. пособие / Я.С. Друзик. – Минск.: Книжный Дом, 2000. - 368 с.
2. Свободные экономические зоны : законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность / Министерство финансов Республики Беларусь, 2006. - 288 с.
3. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие / Р. И. Зименков. – Москва.: Юнити, 2005. - 223 с.
4. Борисевич В. И. Экономика региона : учеб. пособие / В. И. Борисевич. – Минск: БГЭУ, 2002.- 456 с.
5. Мазоль С. И. Экономика малого бизнеса : учебное пособие / С.И. Мазоль. – Минск: Книжный Дом, 2004.- 273с.
6. Корр. БЕЛТА. В Беларуси и в дальнейшем будут создаваться удобные условия работы резидентов СЭЗ / Корр. БЕЛТА // Газета "Працоўная слава" [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://psl.by/p=1423. – Дата доступа: 30.11.2012.
7. Граник И.М. Системный экономический анализ деятельности свободных экономических зон / И. М. Граник // ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ : Ежеквартальный научный и производственно-практический журнал Минского института управления / Частное учреждение образования "Минский институт управления". - 2009. - N 2.- С.123-127.
8. Козловская, Зоя Николаевна. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь и Сирии: специфика функционирования и направления развития / З. Н. Козловская, М. Еид // НОВАЯ ЭКОНОМИКА. - 2011. - N 1.- С.35-40.
9. Лавникевич, Д. Белорусские
СЭЗ: на весах целесообразности / Д. Лавникевич
// Информационно-справочный портал Беларуси
[Электронный ресурс].- 2012. – Режим доступа: http://www.interfax.by/
10. Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь за январь-июнь 2012 года: стат. сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2012.
11. Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь: стат. сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011.
12. Беларусь в цифрах: стат.
сборник. – Минск:
13. Национальный статистический
комитет Республики Беларусь [Электронный
ресурс].-2012.-Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/
14. Влияние свободных экономических зон Республики Беларусь на показатели развития регионов / С. Г. Заливако [и др.] // ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЮЛЛЕТЕНЬ НИЭИ научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь. - 2011. - N 6.- С.56-63.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь