Проблемы и перспективы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с проблемами и перспективами развития внешней торговли России, проанализировав состояние внешней торговли России на современном этапе.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- раскрыть понятие международной торговли;
- описать современную внешнеторговую политику России;
- охарактеризовать место России в международной торговли;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внешнеторговая деятельность России
1.1. Основы международной торговли
1.2. Место и роль России в международной торговли
Глава 2. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России
2.1. Проблемы развития внешней торговли России
2.2. Перспективы развития внешней торговли России
Глава 3. Внешняя торговля России после вступления в ВТО
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

dasha3распечатать.docx

— 93.72 Кб (Скачать файл)

Введение  
Глава 1. Внешнеторговая деятельность России  
          1.1. Основы международной торговли  
          1.2. Место и роль России в международной торговли  
Глава 2. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России  
          2.1. Проблемы развития внешней торговли России  
          2.2. Перспективы развития внешней торговли России

Глава 3. Внешняя торговля России после вступления в ВТО 
Заключение  
Список литературы

 

                                                           Введение

 
  Тема моей работы  "Проблемы и перспективы развития внешней торговли России".  Актуальность данной темы обусловлена тем, что развитие внешней торговли играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешней торговли очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности. 

На долю торговли приходится около 80% всего объема международных  экономических отношений. Россия имеет экспортно-импортные связи более чем со 100 странами мира. Сегодня невозможно представить деятельность ни одного крупного предприятия без участия его во внешнеэкономической деятельности. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные лица, и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Объектом исследования является внешняя торговля России, предметом – экспорт и импорт России, характеризующие внешнюю торговлю России. 
  Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с проблемами и перспективами развития внешней торговли России, проанализировав состояние внешней торговли России на современном этапе. 
  В соответствии с целью задачами работы являются:

- раскрыть  понятие международной торговли; 
- описать современную внешнеторговую политику России; 
- охарактеризовать место России в международной торговли; 
- рассмотреть проблемы и перспективы развития внешней торговли России;

- проанализировать  влияние  ВТО на внешнюю торговлю России.

 

 

Глава 1. Внешнеторговая деятельность России

          1.1. Основы международной торговли  

Международная торговля является одной из главных форм экономических  отношений между странами. Внешний  торговый обмен является следствием международного разделения труда. Этот обмен прошел огромный исторический путь от мелких сделок до крупномасштабного  экономического сотрудничества. 
  Внешняя торговля занимает одно из первых мест в системе всемирных экономических отношений. В послевоенное время, объемы внешней торговли резко увеличились, в результате чего, международная торговля стала одним из мощнейших факторов экономического роста. Таким образом, зависимость стран от внешнего товарообмена резко увеличилась. 
  Для такого государства, как Россия, основной формой сотрудничества являются международные торговые операции. То есть привлекаются иностранные инвестиции, создаются совместные предприятия, развивается лицензионная торговля, международный лизинг, создаются свободные экономические зоны, развивается иностранный туризм и т.д. 
 Внешняя торговля - это главное звено в огромной системе экономических связей. Она объединяет все страны в одну единую экономическую систему. 
  Современная внешняя торговля - это торговые отношения между странами, предполагающие ввоз и вывоз товаров. В этих отношениях участвуют целые корпорации, государства. С помощью торговли все страны могут развивать свою специализацию, могут повышать производительность своих же ресурсов, а так же увеличить объем производства. Географические, аналитические и национальные факторы обуславливают экономические и политические риски во внешней торговле. Характер современной внешней торговли очень динамичен. 
  На устойчивый и стабильный рост внешней торговли влияние оказывает ряд факторов: 
- стабильность межгосударственных отношений в условиях мира; 
- обновление основного капитала (НТР); 
- деятельность корпораций на международной рынке; 
- возникновение коммерческой реальности; 
- принятие международных, торговых соглашений; 
- деятельность финансово - экономических организаций; 
- стабильность Мирового Банка в отношении международной экономики; 
- свобода внешней торговли; 
- получение политической независимости, ранее колониальными странами.

На международную торговлю влияют: 
-внешнеэкономическая политика национальных государств (таможенные тарифы, лицензии, нетарифные ограничения, прямые и косвенные экспортные субсидии) и международных организаций; 
-условия кредитования, расчетов и валютные оговорки; 
-особенности организации внешнеторговой деятельности в стране и практика продвижения продукции на внешние рынки; 
-уровень конкурентоспособности продаваемых товаров и услуг. 
  Международная торговля имеет форму экспорта и импорта, и ее объем равен их сумме, если речь идет об одной стране. 
  Общий объем мировой торговли в целом определяется путем суммирования объема экспорта различных стран мира, чтобы исключить повторный счет. 
  Под экспортом понимается продажа иностранному контрагенту товара с вывозом за границу. Экспортом является также вывоз капитала в форме кредитов или инвестиций, а также предоставление иностранным физическим и юридическим лицам различных услуг (туристических, транспортных).

Ассортимент товаров, которые  страна технически способна производить  и экспортировать, определяют: степень  доступности ресурсов и квалификация рабочей силы, относительные затраты, цены, дифференциация продуктов, т.е. факторы, по которым она имеет сравнительные  преимущества. 
  Развитие экспортной базы и облегчение продвижения товаров на внешние рынки во многих странах рассматриваются как одна из главных задач государства. Это предполагает: 
  во-первых, стимулирование экспорта и поощрение национальных предприятий-экспортеров. Основными средствами этого являются субсидирование, льготное кредитование, страхование экспорта и политических рисков, гарантии по коммерческим операциям, налоговые льготы, благоприятная валютная политика, позволяющие снизить цену па экспортную продукцию; 
  во-вторых, поддержка государством ввоза и вывоза капитала, создания каналов товародвижения за рубежом, сбытовых, сборочных, транспортно-экспедиторских, финансовых предприятий; 
  в-третьих, дипломатическое, информационное и консультационное обслуживание экспортеров, подготовка кадров для внешней торговли, помощь в деле развития экспортной базы; 
  в-четвертых, субсидирование экспорта путем прямых выплат за счет бюджета (это делают США на зерновых рынках), предоставления национальным фирмам налоговых льгот (в том числе полное освобождение от уплаты налогов) или льготных займов, возврата акцизных сборов, прямого финансирования НИОКР, экспортного производства. Это дает возможность снизить цены на экспортную продукцию, создать благоприятные ценовые условия для реализации товаров, но может послужить началом торговой войны; 
  в-пятых, выдача экспортных заказов — государственных заказов на производство и поставку за рубеж определенных видов товаров и услуг, исходя из правительственных обязательств. 
  Увеличение экспорта может стимулировать экономический рост только в определенных пределах и при условии, что заработанные средства будут вновь инвестироваться. 
  Импортом является приобретение у иностранных контрагентов товаров с вывозом их из-за границы. Импорт также включает в себя платное пользование производственными и потребительскими услугами иностранных физических и юридических лиц, ввоз капиталов в форме займов и инвестиций, товары, предназначенные для участия в аукционах, ярмарках, выставках. К импорту можно отнести и инжиниринг. 
 Экспорт и импорт товаров, которые можно увидеть и зарегистрировать при пересечении границы, называется видимым, а услуг, предоставляемых контрагентам как внутри, так и за рубежом, - невидимым. 
  Наряду с обычным экспортом и импортом используются реэкспорт и реимпорт. Реимпорт - это приобретение с ввозом из-за границы прежде экспортированного и не подвергшегося там обработке товара, ранее поставленного посредникам и не реализованного ими. В качестве реимпорта засчитывается также возврат из-за границы товара, от которого отказался покупатель. Реэкспорт - продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергшегося переработке товара.

В совокупности с экспортом  импорт формирует внешнеторговый баланс страны, под которым понимается ситуация, когда стоимость закупленных  данной страной товаров и услуг  равна стоимости товаров и  услуг, закупленных у нее другими  государствами. Таким образом, для  поддержания платежного равновесия импорт должен быть оплачен эквивалентной  стоимостью экспорта. 
  Баланс услуг как часть платежного баланса включает в себя платежи и поступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной и почтовой связи, международному туризму, обмену научно-техническим опытом, экспертными услугами, содержанию дипломатических и торговых представительств, культурным и научным обменам, комиссионным сборам, ярмаркам. 
  Несоответствие видимого импорта и экспорта образует дефицит (профицит) торгового баланса (торговый дефицит или профицит). 
  Торговый баланс, дополненный балансом движения услуг, инвестиций, текущих кредитов, образует платежный баланс государства. 
  Международная торговля может иметь положительное значение, как для производства, так и для потребления. Она дает возможность странам ввозить некоторые товары и услуги, если это будет дешевле, чем производить, а также получать те продукты, которые в противном случае были бы недоступны, так как внутренние производители не способны их предложить. 
  С другой стороны, международная торговля повышает средний уровень продуктивности национальной экономики посредством стимулирования перемещения ресурсов из тех отраслей, продукция которых наилучшим образом замещается импортом, в те отрасли, где страна имеет сравнительные преимущества. Это поддерживает рост производительности, даже если объем экспорта растет медленнее увеличения производства (в то же время может возникнуть и обратный эффект). Увеличение доли импорта во внутреннем потреблении и в ряде случаев вытеснение им одних видов отечественных товаров может быть благотворным, если сопровождается одновременно ростом экспорта других. Это наилучшим образом достигается в условиях свободной торговли. 
  Обеспечивая приобретение за рубежом более дешевых, а порой и отсутствующих в данной стране компонентов производственного назначения, а также предметов потребления, внешняя торговля способствует снижению производственных затрат, росту прибыли. 
  Международная торговля оказывает воздействие на валютный курс, а также способствует удлинению жизненного цикла продукции. 
  На практике выгоды от международной торговли распределяются между странами неравномерно, в результате чего возникает ситуация, когда национальные интересы оказываются предпочтительнее международных обязательств. Это приводит к односторонним протекционистским мерам и торговым войнам.

 

          1.2. Место и роль России в международной торговли

Значимость внешней  торговли трудно переоценить. Она стимулирует  экономический рост, так как с  ее помощью изменяется объем ресурсов, используемых в народном хозяйстве, и преобразуется их материально-вещественная форма. Внешняя торговля позволяет расширять производство в конкурентоспособных отраслях за пределы национальных потребностей, способствуя тем самым увеличению занятости. Она также дает возможность привлекать в экономику качественно новые ресурсы, прежде всего технику и технологии, подталкивая тем самым научно-технический прогресс. Кроме того, она влияет на формирование доходов бюджета страны, а также служит инструментом повышения жизненного уровня и важным механизмом сбалансирования предложения и спроса на внутреннем рынке.

Среди ведущих  экспортёров Россия находится на 13 месте и её доля в мировом  экспорте составляет 2,4%. В списке ведущих  импортёров Россия занимает 17 место, что  составляет 1,5% от мирового импорта (табл.1).

 

 

 

 

 

Таблица 1. Внешняя  торговля РФ в 2006-2011гг., млрд. долл. (по методологии  платёжного баланс)

 

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Оборот внешней торговли

468,5

577,8

763,3

495,1

648,8

845,8

Экспорт

303,9

354,4

471,5

303,3

400,1

522,0

Импорт

164,6

223,4

291,8

191,8

248,7

323,8

Сальдо торгового баланса

139,3

131,0

179,7

111,5

151,4

198,2


 

  

С 2006 по 2008 года наблюдался непрерывный  рост всех показателей. Существенному  росту экспорта товаров способствовала благоприятная ценовая конъюнктура  на внешних рынках, а именно цены на нефть. Значительному росту импорта  товаров способствовало повышение  внутреннего спроса на товары зарубежного  производства, связанное с ростом экономики и увеличением доходов  населения. Рост импорта был обусловлен главным образом увеличением  физических объемов ввозимой продукции. Объёмы экспорта и импорта в 2011 году были самыми большими за последние 6 лет и составляли 522 и 323,8 млрд. долл. соответственно. Стоимостной объем импорта увеличился за счет роста закупок механического оборудования, средств наземного транспорта, инструментов и аппаратов оптических, электрооборудования. Увеличился физический объем ввоза легковых автомобилей. Резкое увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть, нефтепродукты и природный газ. В2011 г. нефти было экспортировано 244,6 млн. т., а средняя экспортная цена была равна 101,74 долларов за баррель и стоимостной объём экспорта нефти был равен 181,8 млрд. долл., что значительно выше, чем в другие года (табл. 2).

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли России