Проблемы и перспективы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с проблемами и перспективами развития внешней торговли России, проанализировав состояние внешней торговли России на современном этапе.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- раскрыть понятие международной торговли;
- описать современную внешнеторговую политику России;
- охарактеризовать место России в международной торговли;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внешнеторговая деятельность России
1.1. Основы международной торговли
1.2. Место и роль России в международной торговли
Глава 2. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России
2.1. Проблемы развития внешней торговли России
2.2. Перспективы развития внешней торговли России
Глава 3. Внешняя торговля России после вступления в ВТО
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

dasha3распечатать.docx

— 93.72 Кб (Скачать файл)

Дополнительную  нагрузку на бюджет создают многочисленные имиджевые проекты, некоторые из которых были инициированы еще в предкризисный период. Расходы по этим проектам предсказуемо превышают первоначально утвержденные сметы. В частности, в августе 2011 г. Министерство регионального развития РФ предложило увеличить финансирование госкорпорации «Олимпстрой» более чем в 2 раза (с 144 до 304 млрд. руб.); при этом суммарные расходы на проведение Олимпиады могут превысить 1 трлн. руб. при изначально планировавшихся 316 млрд. долл. Расходы на подготовку к саммиту АТЭС в сентябре 2012 г. должны составить порядка 205 млрд. руб., причем существует реальная угроза, что один из ключевых объектов - мост на о.Русский - не будет завершен к началу саммита. Чемпионат мира по футболу в 2018 г., согласно обнародованному в июле 2011 г. обоснованию законопроекта «Об организации и проведении в РФ чемпионата мира по футболу - 2018», обойдется налогоплательщикам в 632,4 млрд. руб.   Таким образом, суммарное бремя расходов только по трем указанным проектам превысит 2,3 трлн. руб., или 5,2% от уровня ВВП в 2010 г. - не самая безобидная величина для бюджета страны, еще не преодолевшей последствия экономического кризиса.

В случае дальнейшего  развития кризисных тенденций в  мировой экономике и ухудшения  внешней конъюнктуры финансирование возрастающих бюджетных обязательств может столкнуться с серьезными трудностями. В предшествующие годы проблема финансирования бюджетного дефицита была в значительной мере смягчена благодаря ресурсам, накопленным  на протяжении докризисного периода  в Резервном фонде. Однако к концу 2011 г. возможности их использования  для решения бюджетных задач  существенно сократились. С начала сентября 2008 г. по начало ноября 2011 г. объем  средств Резервного фонда снизился в 4,5 раза - с 3,50 трлн. руб. до 0,79 трлн. руб. В этих условиях источниками экстренного  покрытия бюджетного дефицита могут  стать средства Фонда национального  благосостояния, повышение налоговой  нагрузки на экономику и внешние  заимствования.

Что касается Фонда  национального благосостояния, то его  средства, возросшие с 1 сентября 2008 г. по 1 ноября 2011 г. в 3,5 раз (с 0,78 трлн. руб. до 2,73 трлн. руб.), скорее, будут сохранены  на случай резкого обострения кризисных тенденций по сценарию 2008 г. (обвал на фондовых рынках, глубокое падение мировых цен на сырье, спад в реальном секторе российской экономики). Хотя шансы на реализацию данного сценария незначительны, полностью сбрасывать со счетов его все же нельзя (например, в случае обострения кризиса еврозоны с выходом из нее отдельных стран).

В свою очередь, дальнейшее повышение налогов может  стать барьером для посткризисного восстановления российской экономики. В конце ноября 2011 г. министр экономического развития Э.Набиуллина и и.о. министра финансов А.Силуанов заявили о том, что уровень налоговой нагрузки на экономику приблизился к критической величине, и у правительства отсутствуют планы увеличения налоговых ставок на ближайшие 5-6 лет. В этих условиях понятен интерес правительства к использованию долговых инструментов финансирования бюджетных расходов, отразившийся в одобрении «Основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.».

Данный документ предполагает достижение двух ключевых целей. С одной стороны, речь идет о повышении суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации. Сейчас он составляет ВВВ по шкале Standard & Poor's (со стабильным прогнозом) и Fitch (с позитивным прогнозом), а по шкале Moody's - Baa со стабильным прогнозом. По мнению Министерства финансов, эти показатели отражают существенную недооценку кредитного рейтинга страны, который должен быть повышен как минимум на одну ступень (до А и А2 по соответствующим шкалам). С другой стороны, на 2012-2014 гг. планируется резкий рост эмиссии государственных ценных бумаг, достаточный для того, чтобы профинансировать до 90% дефицита федерального бюджета. В результате размер государственного долга должен увеличиться с 11,2% ВВП в 2011 году до 17% в 2014 году. Хотя этот показатель существенно ниже предусмотренного «Основными направлениями» порогового значения, составляющего 25%, рост отношения государственного долга к ВВП за 3 года более чем в 1,5 раза не останется без внимания со стороны международных рейтинговых агентств, в последний год пристально следящих за показателями суверенного долга. Это тем более вероятно, что нынешние невысокие рейтинги России в первую очередь отражают ее высокую зависимость от конъюнктуры внешних сырьевых рынков. Резкое наращивание государственного долга на фоне сохраняющейся нестабильности мировой экономики и рынков сырья плохо совместимо с целью повышения кредитного рейтинга страны. Скорее, оно создает риски его пересмотра в сторону снижения.

Ситуацию дополнительно  усугубляет то обстоятельство, что  Министерство финансов планирует активно  вовлекать в процессы рыночного  кредитования субъекты федерации. По сути, это означает, что социальные расходы  федерального центра финансировались  за счет сокращения ресурсов, направляемых на финансирование бюджетных дефицитов  на региональном уровне.

С учетом неуклонного  расширения расходных обязательств регионов, оставление их без бюджетной  «подпитки» будет служить действенным  стимулом для их выхода на долговой рынок. В то же время такая стратегия  несет с собой дополнительные риски. Как показали события 2011 г., нарастание долгового бремени может создать  серьезные проблемы даже для экономически развитых стран. Нет никаких гарантий, что долговая политика субъектов  РФ будет более благоразумной, поэтому  крайне высока вероятность, что через  два-три года их самих придется спасать  от угрозы дефолта. Это, в свою очередь, может негативно повлиять на кредитный  рейтинг страны в целом.

С учетом сказанного, потенциал использования долговых механизмов финансирования бюджетных  обязательств является весьма ограниченным. Поэтому можно ожидать, что уже  после президентских выборов 2012 г. остро встанет вопрос о необходимости  либо выбирать между сокращением  соответствующих обязательств и  повышением налогового бремени, либо использовать определенную комбинацию обеих стратегий. Оптимальным с точки зрения перспектив экономического развития был бы сценарий повышения эффективности расходов, предусматривающий не столько снижение социальных расходов, сколько отказ от новых экономически неоправданных проектов (в т.ч. имиджевых), радикальный пересмотр расходов по уже анонсированным проектам и целенаправленные меры по повышению эффективности бюджетных расходов (в первую очередь за счет сокращения «коррупционной составляющей» проектов и перехода к рыночным механизмам оптимизации соотношения «цена/качество»). В социальной сфере, с учетом колоссального дефицита Пенсионного фонда (который в 2012 г. угрожает превысить уровень 1 трлн. руб.), императивом выглядит повышение пенсионного возраста. Что касается увеличения налогового бремени, то данный сценарий несет в себе риск дальнейшего снижения инвестиционной привлекательности российской экономики, оттока капиталов и в конечном итоге - замедления темпов экономического роста.

Состояние внешнеэкономического комплекса является одним из ключевых факторов, от которого зависит состояние  государственного бюджета, а в значительной мере - и динамика развития российской экономики в целом. В 2011 г. только на доходы от экспортных и импортных  пошлин приходилось 35,7% совокупных доходов федерального бюджета. Кроме того, прибыль компаний-экспортеров и доходы их сотрудников составляют значительную часть совокупной налоговой базы страны, а динамика внешнеэкономической конъюнктуры оказывает непосредственное влияние на расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В этих условиях совершенствование механизмов развития российского внешнеэкономического комплекса является одним из важнейших приоритетов экономической модернизации.

Глобальный экономический  кризис нанес серьезный удар по внешнеэкономическим  позициям страны. Во-первых, следствием кризиса стало фактическое свертывание  процессов диверсификации российского  экспорта. Доля трех основных товаров  российского экспорта (сырая нефть, нефтепродукты, природный газ) увеличилась  с 61,7% в 2007 г. до 65,5% в 2011 г. Таким образом, кризис еще более увеличил зависимость  страны от сырьевого (в первую очередь  топливно-энергетического) сектора. Во-вторых, нарастание кризисных тенденций  создало угрозу замедления темпов экономического роста в основных странах-партнерах  России, прежде всего в странах  ЕС. Сокращение темпов роста в ЕС с 1,8% в 2010 г. до 1,5% в 2011 г. и 0,7% в 2012 г. приведет к заметному сокращению спроса на товары российского экспорта, в первую очередь энергоносители. В- третьих, в условиях кризиса резко усилился отток частного капитала из страны. Как уже отмечалось, его масштабы в 2011 г. могут превысить 70 млрд. долл., существенно сокращая объем средств, доступных для финансирования инвестиций. Существенно, что эти тенденции  наблюдаются на фоне дальнейшего  роста реального валютного курса  рубля. За январь-октябрь он укрепился  на 4,6% по отношению к евро и на 10,1% по отношению к доллару США, что еще более подрывает внешнеторговую конкурентоспособность российской обрабатывающей промышленности и способствует дальнейшему закреплению сырьевой ориентации страны.

В то же время  в 2011 г. были сделаны важные шаги, способные  существенно усилить позиции  России в мировой экономике. Главное  достижение связано с завершением  продолжавшегося 18 лет переговорного  процесса по присоединению России к  ВТО. Принятые в конце 2011 г. решения  открывают для России перспективы  стать членом ВТО уже в первой половине 2012 г. (это произойдет через 30 дней после уведомления ВТО  о завершении процедур ратификации  Россией необходимого пакета документов, которое должно произойти в срок до 15 июня 2012 г.). В соответствии с  достигнутыми договоренностями, средневзвешенная ставка импортной пошлины в России будет снижена с 10% до 7,8%; при этом средневзвешенная ставка по сельскохозяйственным продуктам снизится по сравнению  с 13,2% в 2011 г. до 10,8%, а ставка по промышленным товарам - с 9,5% до 7,3%. Столь умеренное  снижение, с учетом переходного периода, не должно оказать существенного  влияния на конкурентные позиции  российских производителей импортозамещающих  товаров. В то же время доступ к  принятым в ВТО механизмам устранения торговых ограничений и разрешения торговых споров способен существенно  укрепить международные позиции  российских экспортеров. Ожидается, что  уже в 2012 г. ряд отраслей (в первую очередь металлургия) смогут почувствовать  позитивные изменения в данной сфере.   Кроме того, присоединение к ВТО будет служить важным фактором, повышающим инвестиционную привлекательность страны. До настоящего времени Россия была единственной крупной экономикой, остававшейся за пределами ВТО, что накладывало негативный отпечаток на ее восприятие в глобальном бизнес-сообществе. После присоединения на Россию будут распространяться принятые правила защиты прав участников внешнеэкономических операций (в т.ч. инвесторов), что позволит более полно использовать возможности международного экономического сотрудничества.

Кроме того, в 2011 г. наблюдалось дальнейшее усиление интеграционных процессов на постсоветском  пространстве. В октябре 2011 г. было подписано  соглашение о создании зоны свободной  торговли в рамках СНГ, членами которой  станут Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан. Режим свободной торговли будет  распространяться на большинство товаров  во взаимной торговле, за исключением  ряда «чувствительных» категорий (в  первую очередь к ним относятся  энергоносители и продукция металлургии). В рамках развития более глубоких форматов сотрудничества 18 ноября 2011 г. главами России, Беларуси и Казахстана были подписаны Декларация о евразийской  экономической интеграции и Договор  о Евразийской экономической  комиссии, которая будет представлять собой наднациональный орган  управления интеграционными процессами. На базе Таможенного союза (ТС) России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2012 г. будет создано Единое экономическое  пространство (ЕЭП). Ожидаемое присоединение России к ВТО должно способствовать усилению экономического потенциала данного интеграционного проекта. В частности, выполнение Россией обязательств перед ВТО по снижению импортных пошлин будет способствовать либерализации Единого таможенного тарифа ТС/ЕЭП, который в настоящее время носит излишне протекционистский характер и ограничивает стимулы к повышению конкурентоспособности компаний стран-членов.

В то же время, для  наиболее полного использования  возможностей, связанных с членством  в ВТО и ЕЭП, а также для  решения проблем развития внешнеэкономического комплекса, обострившихся под влиянием глобального кризиса, России необходимо в течение 2012-2014 гг. предпринять решительные меры по совершенствованию внешнеэкономической политики. Данные меры могут быть суммированы следующим образом.

В сфере таможенно-тарифной политики:снижение экспортных пошлин с постепенным переносом фискального бремени на внутренние налоги; разработка и реализация опережающих графиков снижения импортных пошлин до уровня или ниже связывающих значений (в контексте подготовки присоединения к ОЭСР и стимулирования импорта высокотехнологичной продукции инвестиционного назначения); либерализация таможенного администрирования при экспорте (особенно высокотехнологичной продукции), а также при импорте из стран ОЭСР и транзите; в первоочередном порядке - установление принудительно низкой доли досматриваемых грузов (проверка только при соответствии профилю повышенного риска) и целевых показателей для времени прохождения пунктов пропуска и таможенного оформления (до 1-3 часов); отмена целевых значений по фискальным доходам, собираемым таможенными органами.

В сфере поддержки  экспорта:расширение набора инструментов поддержки экспорта, постепенное увеличение объемов и облегчение условий ее получения; упорядочение полномочий министерств и ведомств в сфере поддержки экспортных операций и унификация критериев поддержки; укрепление (с увеличением расходов) инфраструктуры поддержки экспорта в регионах России и за рубежом, реорганизация торговых представительств исходя из структуры торговли и географических приоритетов; активизация использования дипломатических инструментов поддержки экспорта (в первую очередь высокотехнологичной продукции и продукции военного назначения).

В сфере стимулирования прямых инвестиций:сокращение перечня отраслей, в которых ограничивается или запрещается деятельность иностранных инвесторов; организационная и политическая поддержка формирования стратегических альянсов российских компаний с зарубежными компаниями - глобальными лидерами (в т.ч. через софинансирование расходов на подготовку промышленных площадок для совместных предприятий); поддержка создания совместных НИОКР-центров и центров развития компетенций (в первую очередь - компетенций в сфере коммерциализации технологий и управления продвижением на рынок новых продуктов) через освобождение расходов на создание соответствующих центров от налогообложения; дипломатическая поддержка российских компаний, осуществляющих проекты прямого инвестирования за рубежом.

В сфере развития регионального сотрудничества: заключение соглашения о безусловных гарантиях взаимных инвестиций и создание механизма защиты инвестиций (Арбитраж по инвестиционным вопросам) на пространстве СНГ; формирование интегрированной системы платежно-расчетных операций на пространстве СНГ с использованием российского рубля как основного расчетного средства торгово- инвестиционных отношений; подготовка российских предложений по проекту соглашения о создании зоны свободной торговли с ЕС и начало переговоров по соответствующему вопросу; активизация участия в региональных институтах развития (в т.ч. полноправное членство в Азиатском банке развития). Если проведение взвешенной бюджетной политики и борьба с инфляцией являются ключевыми макроэкономическими приоритетами в период проведения предвыборной кампании и непосредственно после ее завершения, то предлагаемые меры по развитию внешнеэкономического комплекса способны придать мощный импульс развитию реального сектора российской экономики, особенно в свете качественно новых возможностей, открывающихся благодаря присоединению к ВТО и формированию ЕЭП. Сочетание указанных приоритетов способно обеспечить условия для поступательного экономического развития национальной экономики в 2012 г.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли России