Проблемы и перспективы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с проблемами и перспективами развития внешней торговли России, проанализировав состояние внешней торговли России на современном этапе.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- раскрыть понятие международной торговли;
- описать современную внешнеторговую политику России;
- охарактеризовать место России в международной торговли;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внешнеторговая деятельность России
1.1. Основы международной торговли
1.2. Место и роль России в международной торговли
Глава 2. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России
2.1. Проблемы развития внешней торговли России
2.2. Перспективы развития внешней торговли России
Глава 3. Внешняя торговля России после вступления в ВТО
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

dasha3распечатать.docx

— 93.72 Кб (Скачать файл)

 

Её особенность  заключается в том, что удельный вес машин, оборудования и транспортных средств по-прежнему занимает первое место в списке импортируемых  товаров. Доля этой группы в общем  импорте составляет практически  половину – 49,6 % и имеет тенденцию  к увеличению.

Спад наблюдался в 2009, но в настоящее время закупки  реабилитируются. Россия импортирует, например, средства наземного транспорта, механическое оборудование, оптические аппараты, бытовую технику, компьютеры. Соответствующие отрасли промышленности оказались неконкурентоспособными и сократили до минимума своё производство, в значительной степени не приспособившись  к условиям открытой экономики.

По-прежнему в российском импорте велика доля продукции химической промышленности – 15,5%. Несмотря на кризис, по итогам 2010г. ввоз товаров этой группы в стоимостном выражении был  больше чем в докризисный период и имеет тенденции к увеличению. Из основных товаров этой группы можно  выделить фармацевтическую продукцию, продукты органической и неорганической химии, полимеры, каучук, товары парфюмерно-косметические  и бытовой химии.

Третья по значимости группа товаров в российском импорте  – продовольственные товары и  сельскохозяйственное сырье. Импорту  продукции этой группы характерна тенденция  роста. В 2009г был спад ввоза, а  с 2010г. снова рост. В 2011г. доля данной группы во всём импорте составила 13,8 %. Основные ввозимые товары – растительное масло, овощи, сахар, молочные продукты, зерновые культуры, фрукты, орехи, алкогольные  и безалкогольные напитки, мясо, табак.

Россия занимает не последнее  место в производстве товаров  группы «Металлы, драгоценные камни  и изделия из них», поэтому импорт по данным на 2011г. равен только 7,2%, однако в стоимостном выражении просматривается  тенденция роста.

Группа «Текстиль, текстильные  изделия и обувь» занимает 5,5 % всего  импорта. С 2007 – 2011 гг. стоимостной объём данной группы увеличился практически в 2 раза. Увеличение происходило за счет роста поставок хлопка, обуви, химических волокон и трикотажной одежды, текстильных материалов, текстильной одежды, трикотажного полотна, готовых текстильных изделий.

Удельный вес остальных  товарных групп невелик, в сумме  на них приходится 8,5% всего импорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы и перспективы  развития внешней торговли России

 
          2.1. Проблемы  развития внешней торговли России

Имея почти 150-миллионное население, обладая значительными  энергетическими ресурсами, достаточно высококвалифицированными трудовыми  ресурсами при пониженной стоимости  рабочей силы, Россия представляет собой огромный рынок товаров, услуг  и капиталов. Однако степень реализации этого потенциала во внешнеэкономической  сфере весьма скромна. На состоянии российской внешней торговли до сих пор болезненно отражаются резкое сокращение хозяйственных связей с другими бывшими советскими республиками в результате распада СССР и свертывание торговли с бывшими социалистическими странами - членами СЭВ, которые до начала 90-х гг. были главными потребителями отечественной машиностроительной продукции.

Структура российской внешней торговли и ранее была не характерной для развитой страны. В настоящее время это в  основном топливно-энергетические, простые  химические и нефтехимические товары, черные и цветные металлы, оружие.

Перспективы развития внешней торговли России в значительной степени зависят от реализации конкурентных преимуществ ее промышленного комплекса. К ним помимо сырьевых ресурсов относятся: достаточно высокий уровень квалифицированной  рабочей силы при ее сравнительной  дешевизне, а также значительные объемы накопленных основных производственных фондов и фондов универсального обрабатывающего  оборудования, что позволяет снизить  капиталоемкость технологической  модернизации производства; наличие  уникальных передовых разработок и  технологий в ряде секторов экономики, преимущественно связанных с  ВПК.

Однако использование  этих преимуществ сдерживается рядом причин. Это неразвитость финансовой и организационной инфраструктур внешнеторгового сотрудничества; отсутствие развитой системы государственной поддержки экспорта; трудности адаптации к условиям массового производства на основе конкурентных технологий, сосредоточенных в оборонном комплексе и предназначенных для малосерийного или единичного производства; низкая эффективность производства и чрезвычайно высокая доля материальных затрат даже в передовых секторах промышленности.

Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику  страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия  в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных  отечественных поставщиков сопровождалось усилением позиций зарубежной продукции  на внутреннем рынке, в том числе  по многим чувствительным для страны позициям.

Кроме того, отмечается высокая зависимость благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических  показателей от цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания делают стабильность экономики крайне неустойчивой.

Удельный вес топливно-энергетических товаров в январе 2007 года составил 72,4% всего российского экспорта за пределы СНГ против 73,3% годом раньше. Доля в экспорте металлов и металлоизделий выросла с 11,5 до 13,6%, продукции химической промышленности — с 5,4 до 5,6%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий — с 2,8 до 3,1%, доля машин и оборудования снизилась с 3,7 до 1,6%. В основе российского экспорта по-прежнему доминирует продукция с низкой добавленной стоимостью, преимущественно необработанное сырье (сырая нефть, газ, металлические руды и металлы, прошедшие лишь первичную обработку, необработанный лес). Это общая проблема российской экономики, которая усугубляет ее сырьевую зависимость.

Многие эксперты предрекают, что в ближайшие годы в случае падения цен на нефть  положительное внешнеторговое сальдо опустится до нуля. Такой же прогноз  заложен Минэкономразвития и  в среднесрочный прогноз социально–экономического развития до 2010 года. И если до последнего времени многие эксперты воспринимали такой прогноз скептически, то в  последние месяцы число скептиков  резко сократилось. Как будет  развиваться ситуация — покажет  уже ближайшее время.

Кроме того, интерес  к роли науки и инновационного процесса довольно низок в России. Если в Японии и США расходы  на НИОКР достигают 3% ВНП, в странах  ЕС – около 2, то в России – меньше 1%. Доля России на мировых рынках высокотехнологичной  продукции составляет только 0,3% - это  в 130 раз меньше, чем в США.

Россия отстает  от ведущих стран запада по уровню внедрения информационных технологий. В наиболее развитых странах Запада доля информационно-коммуникационных технологий в ВНП составляет 2,5-4,5%, а в России этот показатель не превышает 1%.

 
          2.2. Перспективы  развития внешней торговли России

 
         Ключевые задачи российской экономики на 2011 г. заключались в окончательном преодолении последствий экономического спада 2009 г., выходе на докризисные показатели ВВП и создании предпосылок для дальнейшего устойчивого роста. Решать эти задачи пришлось в условиях формирования новых вызовов как внешнего, так и внутреннего характера. После относительной стабилизации в 2010 г., возродившей надежды на скорое восстановление устойчивых темпов роста, мировая экономика столкнулась с резким ухудшением ситуации в ведущих развитых странах. В США обострение долговых проблем и предвыборное противостояние президента-демократа с республиканским большинством в Конгрессе привело к понижению рейтинговым агентством Standard and Poor‘s суверенного кредитного рейтинга страны, спровоцировавшего обвал мировых фондовых площадок в августе 2011 г. В ЕС нарастание риска дефолта Греции и Италии поставили под угрозу восстановление европейских экономик, а в среднесрочной перспективе - целостность зоны евро. Дестабилизация внешнего фона совпала по времени с началом предвыборного цикла в России, наложившего заметный отпечаток на политику правительства. Наиболее ярко это проявилось в бюджетной сфере, где стремительно увеличивался объем финансирования социальных обязательств и имиджевых проектов федерального правительства. В целом можно констатировать, что в течение 2011 г. российской экономике удавалось достаточно успешно противостоять перечисленным вызовам, однако откладывание значительного числа острых проблем на поствыборный период с неизбежностью означает высокую степень неопределенности перспектив развития в 2012 г.

Как и годом ранее, экономический рост в 2011 г. отличался значительной неравномерностью. В первом полугодии 2011 г. экономика России росла с темпом 3,7%, т.е. заметно медленнее, чем в течение аналогичного периода 2010 г. Ускорение экономического роста в III квартале до 5,1% позволило говорить о перспективах выхода по итогам года на темпы роста в диапазоне 4,0%-4,2%. При этом достижение уровня ВВП 2008 г., предшествовавшего резкому (на 7,8%) спаду в 2009 г., было бы возможно только в случае повышения темпов роста до 4,5%. Таким образом, завершение процесса восстановления докризисных показателей российского ВВП откладывается еще на один год.

После резкого  «посткризисного отскока», наблюдавшегося в 2010 г., в 2011 г. существенно снизились темпы роста в промышленности и на транспорте. В 2011 г. объем промышленного производства увеличился на 5,2% (по сравнению с 8,9% за аналогичный период 2010 г.), грузооборот транспорта - на 3,8% (по сравнению с 8,5% годом ранее). С учетом высокой зависимости российской экономики от экспорта ископаемого сырья, обеспокоенность вызывает снижение темпов роста в добывающем секторе промышленности с 3,6% в 2010 г. до 2,4% в 2011 г. В то же время по ряду ключевых компонентов ВВП темпы роста увеличились. Объем услуг связи вырос на 2,1% (по сравнению с 1,5% за 2010 г.), объем платных услуг населению - на 3,3% (годом ранее - на 1,0%). Абсолютным рекордсменом роста стало сельское хозяйство, продукция которого увеличилась на 15,9% (в 2010 г. из-за неурожая за тот же период наблюдался спад на 13%). Темпы роста оборота розничной торговли за год почти не изменились (6,2% против 6,0%).

К числу позитивных тенденций следует отнести активизацию  инвестиционных процессов. За 2011 г. объем  инвестиций в основной капитал увеличился на 4,9% по сравнению с 2,9% годом ранее. За тот же период приток прямых иностранных инвестиций в частном небанковском секторе составил 28,3 млрд. долл., что на 4,6 млрд. долл. выше соответствующего показателя в 2010 г. Немаловажно, что приток прямых иностранных инвестиций наблюдался на фоне общего оттока частного капитала, объем которого по итогам 2011 г. составит не менее 70 млрд. долл. Это может свидетельствовать о постепенном росте инвестиционной привлекательности реального сектора российской экономики, несмотря на ее по-прежнему высокую уязвимость для внешних шоков.

На этом фоне динамика показателей, имеющих непосредственное отношение к благосостоянию граждан  страны, оказалась неоднозначной. С  одной стороны, уровень официально зарегистрированной безработицы в 2011 г. сократился до 1,3 млн. чел. (почти  на четверть по сравнению с показателем  предыдущего года), а общий уровень  безработицы - до 4,6 млн. (на 11,7%). С другой стороны, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2010 г. сократились  на 0,2%, в то время как за аналогичный  период 2010 г. они увеличились на 5,0%. Темпы роста реальной заработной платы оказались позитивными (2,7%), но и они существенно отставали  от прошлогодних показателей (4,8%). Во многом это было обусловлено резким (более  чем в 1,4 раза) ускорением роста потребительских  цен. Сокращение реальных доходов населения в предвыборный год - крайне нежелательный факт для любого правительства, и нет ничего удивительного, что в России 2011 г. был принят целый ряд решений, направленных на увеличение социальных расходов. Значительный рост расходных обязательств бюджета создает реальную угрозу макроэкономической дестабилизации, предотвращение которой станет одним из основных приоритетов нового правительства после президентских выборов 2012 г.

Показатели дефицита, заложенные в бюджет на 2012-2014 гг., являются достаточно скромными и в случае позитивной внешнеэкономической конъюнктуры  могут быть сведены к нулевому уровню. Именно так произошло в 2011 г.: при запланированном размере  дефицита в размере 3,6% ВВП к концу  года удалось выйти на профицит в размере 0,5% ВВП. Несмотря на это, стремительное нарастание расходных обязательств бюджета в предвыборный период вызывает серьезное беспокойство.

Во-первых, повышение  бюджетных расходов способно серьезно обострить проблему инфляции. Несмотря на прогнозы правительства о том, что темп роста потребительских  цен в 2011 г. уложится в пределы 6,5%-7%, только за январь-октябрь 2011 г. они повысились на 8,9% по отношению к аналогичному периоду 2010 года. Темпы роста цен  производителей превысили этот показатель более чем вдвое, достигнув 18,9%, что  на 4,3 процентных пункта больше показателя за соответствующий период 2010 года. Столь высокие показатели инфляции несовместимы с задачей улучшения  делового климата, обусловливая чрезмерно  высокий уровень процентных ставок и подрыв стимулов к осуществлению  долгосрочных инвестиционных проектов. С учетом этого, безусловным приоритетом  является снижение темпов роста потребительских  цен до уровня ниже 5% в год в  течение 2012-2014 гг.

Во-вторых, в  условиях нестабильности внешнеэкономической  конъюнктуры значительная часть  расходных обязательств может оказаться  не обеспеченной финансовыми ресурсами. Наибольшую угрозу представляют риски, связанные с реализацией возникающих  ad hoc новых расходных инициатив, а также раздувание смет по ранее утвержденным проектам. В первом случае речь идет не только о социальных инициативах, предусматривающих, в частности, повышение пенсий и зарплат бюджетников, но и о масштабных проектах за пределами социальной сферы - таких, как заявленный летом 2011 г. проект расширения Москвы. Сколько-нибудь обоснованные расчеты ожидаемых бюджетных расходов, связанных с реализацией данного проекта, к настоящему времени отсутствуют, однако даже самые скромные оценки (14-15 трлн. руб.) выходят далеко за рамки представления о рациональной бюджетной политике в посткризисный период.    В сумме с проектом перевооружения армии (20 млрд. руб.) эти затраты эквивалентны почти 80% от объема ВВП России в 2010 г. и в 3,5 раза превышают совокупные расходы федерального бюджета в 2010 г. Необеспеченность планов по наращиванию расходов (в т.ч. на оборону) стала одним из поводов для последовавшей к конце сентября 2011 г. отставки министра финансов России А.Кудрина, фигура которого традиционно рассматривалась международными финансовыми кругами как символ взвешенной бюджетной политики страны.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли России