Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с проблемами и перспективами развития внешней торговли России, проанализировав состояние внешней торговли России на современном этапе.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- раскрыть понятие международной торговли;
- описать современную внешнеторговую политику России;
- охарактеризовать место России в международной торговли;
Введение
Глава 1. Внешнеторговая деятельность России
1.1. Основы международной торговли
1.2. Место и роль России в международной торговли
Глава 2. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России
2.1. Проблемы развития внешней торговли России
2.2. Перспективы развития внешней торговли России
Глава 3. Внешняя торговля России после вступления в ВТО
Заключение
Список литературы
Таблица 2. Экспорт нефти из РФ
Год |
Количество, млн. тонн |
Стоимость, млрд. долл. США |
Средняя экспортная
цена, долларов |
2006 г. |
248,4 |
102,2 |
56,32 |
2007 г. |
258,6 |
121,5 |
64,28 |
2008 г. |
243,1 |
161,1 |
90,68 |
2009 г. |
247,5 |
100,5 |
55,61 |
2010 г. |
250,7 |
135,8 |
74,11 |
2011 г. |
244,6 |
181,8 |
101,7 |
Сальдо торгового баланса России неизменно остаётся положительным и в 2008 году впервые в истории превысило 170 млрд. долл. В2009 г. произошёл спад всех показателей в связи с глобальным экономическим кризисом. Оборот внешней торговли значительно снизился с 763,3 млрд. долл. в 2008 до 495,1 млрд. долл. в 2009г., соответственно и сальдо – до 111,5 млрд. долл. Оборот внешней торговли рос как за счёт экспорта, так и импорта и в 2011 году достиг максимального уровня и составлял 845,8 млрд. долл.. Увеличение оборота в 2011 году было обусловлено увеличением стоимостного объема экспорта, который был вызван как ростом средних цен экспортируемых Россией товаров, так и увеличением физических объемов их поставок.
Важным показателем в оценке внешней торговли страны является её географическая структура, которая представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми по территориальному либо по организационному признаку. При рассмотрении географической структуры внешней торговли России необходимо выделить два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и дальнее зарубежье.
В целом динамика и географическая структура внешней торговли России за период 2006 – 2011 гг. выглядит следующим образом (табл. 3)
Таблица 3. Географическая структура внешней торговли России, млрд. долл. (по методологии платежного баланса)
Страны СНГ | ||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Оборот торговли |
67,8 |
85,6 |
110,0 |
72,2 |
97,8 |
132,3 |
Экспорт |
43,3 |
53,8 |
71,1 |
48,1 |
62,6 |
83,8 |
Импорт |
24,5 |
31,8 |
38,9 |
24,1 |
35,2 |
48,5 |
Страны дальнего зарубежья | ||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Оборот торговли |
400,7 |
492,2 |
653,3 |
422,9 |
551,0 |
713,5 |
Экспорт |
260,6 |
300,6 |
400,4 |
255,2 |
337,5 |
438,2 |
Импорт |
140,1 |
191,6 |
252,9 |
167,7 |
213,5 |
Во внешней торговле России абсолютно преобладают страны дальнего зарубежья, на которые приходится 85% оборота торговли РФ. Страны СНГ занимают устойчивое 2 место среди внешнеторговых партнёров России. Их удельный вес в обороте торговли в 2011г. составлял 15%.
В отношении
торговли, как со странами СНГ, так
и со странами дальнего зарубежья
с 2006-2007гг. наблюдается постепенный
рост оборота торговли, в2008 г. – резкий
скачок, в большинстве за счёт экспорта.
Однако в2009 г. товарооборот падает, что
связано с нестабильностью
Со всеми основными торговыми партнерами России оборот торговли увеличивается.
В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Евросоюз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю ЕС в 2011 году приходилось 48% российского товарооборота (в 2009 году – 49%)., на страны АТЭС – 23,9% (в 2010г.- 23,3%). Среди стран дальнего зарубежья в 2011 году были: Китай, оборот торговли с которым составил $83,5 млрд. , Германия – $71,8 млрд., Нидерланды – $68,5 млрд. Италия – $45,9 млрд. , Турция – $31,8 млрд., США – $31,2 млрд., Япония – $29,7 млрд., Франция – $28,1 млрд., Польша – $28,0 млрд., Республика Корея – $24,9 млрд. На страны СНГ в 2011 году приходилось 15 % российского оборота внешней торговли (в2010 г. – 14,6%), из него на страны ЕврАзЭс – 7,9% (в 2009г.- 8,7%),на таможенный союз (Беларусь и Казахстан) – 7,1 %, Причём среди стран ЕврАзЭс основная доля (6,2% ) оборота принадлежит Украине (табл. 4).
Таблица 4. Основные торговые партнёры в 2010-2011 гг. (по данным таможенной статистики)
2010 год |
2011 год | |||
Оборот, млрд. долл. США |
Доля |
Оборот, млрд. долл. США |
Доля | |
Весь Мир |
625,4 |
100 |
821,3 |
100 |
ЕС : |
306,1 |
49,0 |
393,9 |
48,0 |
Германия |
51,8 |
8,3 |
71,8 |
8,7 |
Нидерланды |
58,4 |
9,3 |
68,5 |
8,3 |
Италия |
37,3 |
6,0 |
45,9 |
5,6 |
Франция |
22,5 |
3,6 |
28,1 |
3,4 |
Польша |
20,7 |
3,3 |
28,0 |
3,4 |
АТЭС: |
145,4 |
23,3 |
196,5 |
23,9 |
Китай |
59,3 |
9,5 |
83,5 |
10,2 |
США |
23,5 |
3,8 |
31,2 |
3,8 |
Япония |
23,1 |
3,7 |
29,7 |
3,6 |
Респ. Корея. |
17,7 |
2,8 |
24,9 |
3,0 |
СНГ: |
91,2 |
14,6 |
122,5 |
15,0 |
ЕврАзЭс: |
48,8 |
7,8 |
64,6 |
7,9 |
Украина |
37,2 |
5,9 |
50,6 |
6,2 |
Таможенный союз |
43,1 |
6,9 |
58,3 |
7,1 |
Турция |
25,2 |
4,0 |
31,8 |
3,9 |
Прочие |
57,3 |
1,4 |
76,5 |
Одной из важнейших характеристик внешней торговли является её товарная структура, т.е. соотношение между удельным весом экспорта и импорта различных товарных групп.
Свою международную специализацию, имеющую топливно-сырьевую направленность, Россия унаследовала от СССР. Она определяется тем, что из отраслей российской экономики наиболее конкурентоспособны на мировом рынке сырьевые и традиционные отрасли, такие, как топливно-энергетический комплекс, чёрная и цветная металлургия (полуфабрикаты и прокат из углеродистой стали, необработанный алюминий, никель, рафинированная медь), драгоценные камни (преимущественно необработанные алмазы), производство минеральных удобрений, лесная промышленность, а также военно-промышленный комплекс (табл. 5).
Таблица 5. Товарная структура экспорта РФ (в фактически действовавших ценах)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||||||
Млрд |
% |
Млрд |
% |
Млрд |
Млрд |
Млрд |
||||
долл. |
долл. |
долл. |
% |
долл. |
% |
долл. |
% | |||
США |
США |
США |
США |
США |
||||||
Всего |
351,9 |
100 |
467,5 |
100 |
301,7 |
100 |
396,6 |
100 |
478,1 |
100 |
Продовольственные товары и с/х сырье |
9,0 |
2,6 |
9,2 |
2,0 |
9,9 |
3,3 |
9,4 |
2,1 |
11,3 |
2,4 |
Минеральные |
228,4 |
64,9 |
326,3 |
69,8 |
203,3 |
67,4 |
272,8 |
69,9 |
346,0 |
72,4 |
Продукция химической промышленности |
20,8 |
5,9 |
30,2 |
6,4 |
18,7 |
6,2 |
25,2 |
6,1 |
29,2 |
6,1 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,4 |
0,1 |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
12,2 |
3,5 |
11,6 |
2,5 |
8,4 |
2,8 |
9,8 |
2,5 |
10,4 |
2,2 |
Текстиль, |
0,9 |
0,3 |
0,8 |
0,2 |
0,7 |
0,2 |
0,8 |
0,1 |
0,4 |
0,1 |
Металлы, драгоценные камни и изделия из них |
55,9 |
15,9 |
61,7 |
13,2 |
38,6 |
12,8 |
51,3 |
12,8 |
54,5 |
11,4 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
19,6 |
5,6 |
22,7 |
4,9 |
17,9 |
5,9 |
22,6 |
5,2 |
21,0 |
4,4 |
Прочие товары |
4,4 |
1,2 |
4,4 |
0,9 |
3,7 |
1,3 |
4,4 |
1,0 |
5 |
Главной статьёй
экспорта являются товары группы «Минеральные
продукты», которые включают главным
образом топливно-
Второе место в экспорте России занимает группа «Металлы, драгоценные камни и изделия из них». Хотя за период с 2007 по 2011г. удельный вес товаров этой группы сократился с 15,9 до 11,4 % российского экспорта, данный показатель продолжает оставаться значительным. Экспортные поставки металлов, в первую очередь различных сортов и марок проката чёрных металлов, серьёзно поддерживают чёрную металлургию России и способствуют её развитию.
В настоящее время РФ – один из главных экспортёров алюминия, никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы. Что касается драгоценных камней, то несмотря на то, что Россия занимает одно из лидирующих мест в мировой добыче алмазов, во внешней торговле РФ алмазы играют незначительную роль. На них приходится всего 0,26 % ее внешнеторгового оборота.
Третье место в российском экспорте занимает группа химических товаров. В вывозе химических товаров преобладают калийные, азотные и фосфорные удобрения. Удельный вес с 2007 по 2011г. незначительно увеличился с 5,9 до 6,1%. Стоимостной объём экспорта химических товаров почти достиг докризисного уровня.
Удельный вес экспорта машин, оборудования
и транспортных средств, к сожалению,
сокращается и в 2011г. был равен
4,4%. Именно здесь самое слабое место
в экспорте российских товаров, отражающее
как неконкурентоспособность
Доля лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий в экспорте в целом сокращается и в настоящее время равна 2,2 %.
Благодаря напряженному труду работников
отрасли и своевременной
Для характеристики внешней торговли России не менее важное значение имеет анализ товарной структуры импорта (табл. 6).
Таблица 6. Товарная структура импорта РФ (в фактически действовавших ценах)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||||||
Млрд. |
% |
Млрд. |
% |
Млрд. |
% |
Млрд. |
% |
Млрд. |
% | |
долл. |
долл. |
долл. |
долл. |
долл. | ||||||
США |
США |
США |
США |
США | ||||||
Всего |
199,7 |
100 |
267,1 |
100 |
167,5 |
100 |
229 |
100 |
284,7 |
100 |
Продовольственные товары и с/х сырье |
27,6 |
13,8 |
35,2 |
13,2 |
30 |
18 |
36,5 |
15,9 |
39,2 |
13,8 |
Минеральные продукты |
4,7 |
2,3 |
8,2 |
3,1 |
4 |
2,4 |
5,9 |
2,6 |
6 |
2,1 |
Продукция химической промышленности |
27,5 |
13,8 |
35,2 |
13,2 |
27,9 |
16,7 |
37,2 |
16,2 |
44 |
15,5 |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них |
0,7 |
0,4 |
1 |
0,4 |
0,8 |
0,5 |
1,2 |
0,5 |
1,5 |
0,5 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
5,3 |
2,7 |
6,5 |
2,4 |
5,1 |
3 |
5,9 |
2,6 |
6,4 |
2,2 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь |
8,6 |
4,3 |
11,7 |
4,4 |
9,5 |
5,7 |
14,2 |
6,2 |
15,6 |
5,5 |
Металлы, драгоценные камни и изделия из них |
16,4 |
8,2 |
19,3 |
7,2 |
11,3 |
6,8 |
17,6 |
7,7 |
20,5 |
7,2 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
101,7 |
50,9 |
140,7 |
52,7 |
72,6 |
43,4 |
101,8 |
44,5 |
141,3 |
49,6 |
Прочие товары |
7,1 |
3,6 |
9,1 |
3,4 |
5,9 |
3,5 |
8,7 |
3,8 |
10,2 |
Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли России