Проблемы и перспективы развития внешней торговли России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность вопроса, связанного с проблемами и перспективами развития внешней торговли России, проанализировав состояние внешней торговли России на современном этапе.
В соответствии с целью задачами работы являются:
- раскрыть понятие международной торговли;
- описать современную внешнеторговую политику России;
- охарактеризовать место России в международной торговли;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Внешнеторговая деятельность России
1.1. Основы международной торговли
1.2. Место и роль России в международной торговли
Глава 2. Проблемы и перспективы развития внешней торговли России
2.1. Проблемы развития внешней торговли России
2.2. Перспективы развития внешней торговли России
Глава 3. Внешняя торговля России после вступления в ВТО
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

dasha3распечатать.docx

— 93.72 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.  Внешняя  торговля России после вступления в  ВТО

 

После 17 лет неудачных попыток вступить в ВТО, у России появилась возможность  официально стать ее членом – 15 декабря 2011 года. Полноправным участником и членом Всемирной торговой организации Россия стала, после того как произвела ратификацию всей документации, примерно в середине июня.

Эксперты  считают, что в процессе вступления России в ВТО есть как плюсы, так и минусы. Сегодня против компаний и товаров, производимых в России, применяются меры, которые не дают возможности работать на рынке, чем недавно открыто возмутился премьер В. В. Путин, ранее заявлявший, что в ВТО нужно было вступать вместе с Казахстаном и Белоруссией, считавшимися в то время нашими друзьями по Таможенному союзу. Есть надежда, что став членом ВТО наша страна не будет испытывать трудностей по внедрению российских капиталов в европейский бизнес.

Но  есть и серьезные опасения по поводу того, что целый ряд отраслей нашей  экономики, не выдержит конкуренции. Отечественные автопроизводители опасаются, открытия рынка для ввоза подержанных зарубежных автомобилей, а это неизбежно случится после вступления России в ВТО. На сегодня таможенная пошлина, взимаемая за ввоз подержанных автомобилей – составляет около 44 000 евро, после вступления ее стоимость упадет в 4, 4 раза. Таким образом членство России во Всемирной торговой организации, ставит под угрозу новые планы и проекты по развитию отечественного коммерческого транспорта.

Эксперты  авиастроительной отрасли, наоборот, уверены  что в связи с тем, что ВТО  защищая высокотехнологичные предприятия, дает им возможность плавно перейти на новый уровень, таким образом конкуренция для российских авиазаводов должна нарастать постепенно.

Ученые произвели подсчеты, по результатам которых можно предположить, что сразу после вступления в ВТО, российская агропромышленность начнет терять по несколько миллиардов долларов в год.   

Вступление  в ВТО предполагает снижение пошлин, это значит, что целлюлозно-бумажные комбинаты, мебельные фабрики, не появятся в России, а значит не появятся и новые рабочие места, зато они появятся в Финляндии или Польше. К сожалению малый и средний бизнес у нас в стране настолько слаб, что не сможет бороться с «акулами капитализма».

Выиграть  от этой ситуации могут отечественные  химики и металлурги, у которых  появиться шанс создать достойную  конкуренцию американцам и европейцам, которые ввели жесткие ограничения  на ввоз нашей продукции.

В полной мере почувствовать преимущества вступления России в ВТО смогут обычные потребители, получив доступ к более дешевым товарам и услугам, которые станут таковыми благодаря возросшей конкуренции. В целом российскому бизнесу придется пересмотреть свои далеко идущие стратегические планы.

Эксперты  утверждают, что снятие административных барьеров, мешающих попасть на наш рынок иностранным компаниям, займет около трех лет. От существующей сегодня системы поддержки отраслей, Россия не сможет отказаться, даже после 2014 года, поэтому у российских компаний все еще есть шанс подготовиться к положительным и отрицательным последствиям вступления России во Всемирную торговую организацию.

Преимущества, предлагаемые юридической системой международной  торговли и выгоду, которую из нее  можно извлечь, следует рассматривать  с двух различных точек зрения:

  • с точки зрения предприятий как экспортеров товаров и услуг;
  • с точки зрения предприятий как импортеров сырья, других товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт.

Преимущества  для экспортеров товаров и  услуг. Гарантия доступа

В торговле товарами почти  все импортные таможенные тарифы развитых стран и значительная доля тарифов развивающихся стран  и стран с переходной экономикой связаны во избежание дальнейших повышений. Такое "замораживание" гарантирует, что облегченный доступ на рынок, достигнутый в результате снижения тарифов, не будет нарушен  внезапным их ростом или введением  других ограничений странами-импортерами. В торговле услугами обязательства  не ограничивать доступ иностранных  услуг и их поставщиков на рынок "связываются" тем, что они не должны выходить за пределы условий  и ограничений, которые зафиксированы  в национальном перечне обязательств.

Система ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны применять  на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях (в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров  на предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или выданным импортным лицензиям и т.п.). Наличие таких единых правил помогает экспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых к экспортерам на разных рынках.

Такой гарантированный доступ к рынкам, который обеспечивается связыванием обязательств, дает возможность  экспортным отраслям формировать инвестиционные и производственные планы в условиях большей определенности.

Права предприятий-экспортеров

Примером прав, предоставляемых  Соглашениями в пользу экспортирующих предприятий, является право предъявлять  в ходе расследований в странах-импортерах свои доказательства по поводу введения антидемпинговых или компенсационных  пошлин. Когда власти импортирующих  стран игнорируют их права, предприятия-экспортеры не могут обратиться к ним за разъяснениями  напрямую. Они должны поставить этот вопрос перед своим правительством и предоставить ему возможность  на двусторонней основе решать его  с правительством страны-импортера  и, если необходимо, обратиться к процедуре  разрешения споров, установленной ВТО.

Преимущества  для импортеров сырья, других товаров  и услуг

Предприятия и организации  импортируют сырье, товары и услуги не только для производства товаров  на экспорт. Основное правило, требующее  выдавать разрешение на ввоз импортируемых  товаров без дальнейших ограничений  после уплаты таможенных пошлин, и  гарантии того, что применяемые на границе меры внутреннего регулирования  соответствуют единым правилам соглашений, облегчают процесс импорта. Они  предоставляют экспортным отраслям индустрии определенную гарантию продажи  своих товаров без задержки и  по приемлемым ценам. Для импортеров же связывание таможенных тарифов, предусмотренных  соглашениями, является индикатором  того, что их затраты на импорт не будут подвержены инфляции из-за введения более высоких таможенных пошлин.

В дополнение к указанным  выгодам юридическая система  ВТО закрепила определенные права  за предпринимателями. Эти права  могут быть разделены на две категории. К первой категории относятся  те права, которые отечественные  производители и импортеры приобретают  в отношении своих правительств. Ко второй категории относятся права  предприятий-экспортеров по защите своих интересов в случаях, когда  власти стран-импортеров намечают акции, направленные на сокращение объема их экспорта. 

 

По  данным Комитета РСПП по торговой политике и ВТО

 

Аргументы за и  против вступления России в ВТО

 

Современная ситуация

Ситуация после  присоединения

Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки  сбыта постоянно ухудшаются. В  настоящее время против России применяется  более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых  оценивается в 3-4 млрд. ам. долл. Доступ на рынки становится проблемой экономической безопасности страны.

Дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа  на рынки – снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг. Россия получит доступ к квази-судебной системе разрешения споров ВТО, и к возможности принудительного исполнения решений.

Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны.

Россия сможет принять  участие в выработке новых  правил международной торговли, с  учетом ее текущих и стратегических интересов.

Расширение ЕС за счет государств ЦВЕ и Прибалтики, по оценкам, существенно  ухудшит условия доступа на рынки  этих стран. Россия не имеет правовых возможностей для защиты своих интересов  и получения компенсаций.

ВТО предоставляет возможность  получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного  союза ЕС.

Законодательство России противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым изменениям. Это существенно препятствует нормальному  развитию экономической деятельности, привлечению капиталовложений.

Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций.

Субъекты Федерации часто  применяют меры, препятствующие нормальным экономическим обменам.

В соответствии с нормами  ВТО, участник должен привести все свое законодательство, в том числе  на региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими обязательствами  России.

Лоббирование интересов  отдельным компаний и групп может  стать серьезной проблемой для  правительства и законодателей. 

Участие в ВТО существенно  сократит возможности лоббирования – Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе  обязательством недискриминации.

Таможенная политика России, как и политика регулирования  доступа на рынок, запутана и противоречива.

Участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа  на рынок строгим правилам.


Некоторые дискуссионные  моменты

Против присоединения

Контраргументы

Россия лишится возможности  защиты товаропроизводителей – тариф  будет связан, субсидии ограничены.

Уровень связывания тарифов  – вопрос переговоров. Скорее всего, удастся добиться среднего уровня «связывания» в 12%. Россия сможет активно  применять инструменты селективной защиты секторов от наносящей ущерб конкуренции, которые до сих пор практически не используются. Наконец, в критических случаях Россия сможет выйти из «связывания» тарифа. Что касается субсидий, то запреты касаются, главным образом только экспортных субсидий в промышленности (в России практически не предоставляются).

Россия будет вынуждена  открыть ключевые рынки услуг, в  том числе финансовых, что нанесет  ущерб ее национальным интересам.

Это также вопрос переговоров. Ни один партнер пока не требует  полной либерализации доступа на эти рынки. В настоящее время  доступ для иностранных поставщиков  ограничен только в 6  секторах услуг. В критических случаях Россия сможет выйти их обязательств по доступу на конкретный рынок услуг.

Россия потеряет возможность  принимать те законы, которые она  хочет, и проводить суверенную экономическую  политику.

Россия давно не суверенна  в принятии решений. Ее суверенитет  ограничивается более 4000 международных  договоров, в которых она участвует. Ряд этих договоров (Договор к  Энергетической хартии, Соглашение о  партнерстве и сотрудничестве с  ЕС) содержит, в том числе через  прямую ссылку на конкретные статьи соглашений ВТО, обязательства, идентичные или  сопоставимые с обязательствами  участников ВТО. Кроме того, решение  ряда важных макроэкономических задач  нереально без использования  уже накопленного опыта других стран.

Участие в ВТО приведет к росту расходов федерального бюджета.

Эти расходы не превышают 1-2 миллионов долларов США в год (членский взнос, расходы на содержание аппарата).

Участие в ВТО потребует  серьезных изменений в работе Правительства.

Это не совсем так – речь идет о решении достаточно непростой  задачи подготовки квалифицированных  госслужащих.


 

 

Сегодня ясно, что стратегический плюс для России при вступлении в  ВТО – возможность участия  в процессе разработки правил и норм международной торговли. Сейчас Российская Федерация лишена такой возможности. Если в рамках ВТО будут обсуждаться  какие-либо важные для российской экономики  вопросы, то, не являясь членом организации, Россия не сможет никак повлиять на принятие нужного решения.

Безусловным преимуществом  присоединения к ВТО для нашей  страны станет, во-первых, более легкий доступ российских производителей на зарубежные рынки за счет получения  режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Впрочем, вряд ли это существенно  увеличит экспорт страны, поскольку с большинством стран Россия имеет двусторонние торговые договоры, в которых оговорено взаимное предоставление РНБ. Во-вторых, возможно ослабление дискриминационных санкций, что особенно значимо для российской металлургии и химической промышленности, экспорт продукции которых ограничен квотами, повышенными ввозными пошлинами, антидемпинговыми процедурами.

К числу других положительных  последствий вступления России в  ВТО можно отнести:

  • возможность использования международного механизма разрешения споров;
  • увеличение притока в страну иностранных инвестиций в связи с либерализацией рынка услуг.

В России в настоящий момент единой системы поддержки и стимулирования экспорта не существует. Существуют отдельные  направления, находящиеся в различной  степени работоспособности. В частности  Минпромторг, ведет работу по субсидированию части процентных ставок, Минэкономразвития готовит свои разработки по институциональному развитию и регулированию поддержки экспорта, Минфин и Росэксимбанк обеспечивают функционирование механизма государственных гарантий. Проблема в том, что эффективность всей этой деятельности в целом невелика. Например, из зарезервированных в бюджете 2 миллиардов долларов по госгарантиям для поддержки экспорта реально используется от силы 10 процентов. Однако использование экспортных субсидий в рамках ВТО не разрешается. При экспорте товаров, производство которых было в той или иной форме просубсидировано, возможно применение санкций.

Между тем большинство  отечественных товаропроизводителей осторожно относятся к присоединению  к ВТО, подчеркивая, что Россия не может сделать это на любых  условиях. Необходимо прежде всего обеспечить защиту национальных производителей, особенно с учетом главной проблемы – изношенности оборудования на предприятиях, что не позволяет наладить производство конкурентоспособной продукции в короткие сроки.

При вступлении в ВТО также  необходимо снизить ставки ввозных  таможенных пошлин товарной номенклатуры, что сделает отечественный рынок  ещё более подверженным влиянию  импортных товаров.

Для стран Запада выгодно  вступление России в ВТО, т.к. это  откроет им новый и платёжеспособный рынок сбыта, а следовательно они смогут больше расширить производство и создать новые рабочие места. Пока Россия не завершила заключительный этап вступления в ВТО, она имеет возможность развивать собственное полуживое производство при помощи запретительных пошлин на многие виды продукции. В результате вступления в ВТО наш рынок станет более открыт для всего мира. По мнению многих аналитиков, к нам хлынут дешёвые импортные товары, которые добьют отечественное производство и еле живое сельское хозяйство. А западные страны, наоборот, смогут поправить свой ужасный торговый баланс, который в отличие от нашей страны отрицательный.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли России