Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 03:01, курсовая работа
Земля (почва) — важнейшее основное средство производства в сельском хозяйстве, отличающееся незаменимостью, ограниченностью ресурсов, неперемещаемостью. Она обладает свойством плодородия, т.е. способностью обеспечивать урожай растений. Только здесь и только растениями создается новое оригинальное вещество, прежде всего продовольствие — основа существования человеческого общества. Эффективность использования земельных ресурсов — важнейший показатель развития общества. К тому же земля относится к невосполнимым видам ресурсов: утрата его плодородия, выбытие из сельскохозяйственного оборота должны рассматриваться как национальное бедствие.
Сельскохозяйственные предприятия республики специализируются в молочно-мясном направлении, на производстве льна-долгунца, картофеля, сахарной свеклы. Около 70% площадей используется для производства кормов. Поэтому структура сельхозугодий должна отвечать целям, особенно с учетом природно-экономических условий отдельных зон. (4)
Первоочередная задача государства состоит в совершенствовании земельного законодательства, направленного на повышение рационального использование земли, упорядочении системы регулирования размеров частного землевладения, оформления сделок купли-продажи земли, уплате налога на такие сделки, введении других ограничений, не подрывающих права собственников и владельцев земли. В этих целях государство осуществляет:
- строгий контроль за рациональным использованием земель;
- охрану земель;
- установление ставок земельного налога и их пересмотр по мере изменения экономической ситуации в стране;
- определение нормативной цены земли в зависимости от ее качества и местоположения;
- контроль за величиной арендной платы за государственные земли;
- определение залоговой стоимости земельных участков;
- ведение земельного кадастра и мониторинга земель. (7)
1.2.Земельные фонды и их структура.
Земельный фонд Республики Беларусь
представляет собой все земельные ресурсы страны.
Особенности и назначение единого земельного
фонда как объекта собственности и хозяйствования
определили необходимость его учета по
целевому назначению, хозяйственному
использованию, качественному состоянию
и административно-
В соответствии с целевым назначением единый земельный фонд подразделяется на шесть основных категорий:
1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земли лесного фонда; 5) земли водного фонда; 6) земли государственного запаса.
Кроме того, по каждому землепользователю проводится учет земель по характеру их хозяйственного использования: пашня, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища, леса, земли под водой и пр.
За последние 20 лет в земельном фонде Республики Беларусь произошли значительные структурные изменения. Уменьшение площади земель сельскохозяйственных предприятий и
Уменьшаются и площади сельскохозяйственных земель. За период 1975—1996 гг. площадь сельскохозяйственных земель сельскохозяйственных предприятий и граждан сократилась на 488,2 тыс. га (5,0 %), то есть ежегодно из сельскохозяйственного оборота выбывало в среднем по 23,2 тыс. га земель. Площадь пахотных земель за этот период увеличилась на 496,3 тыс. га (8,7 %). (5)
Земельный фонд республики учитывается
и по администра-тивно-
Соотношение отдельных видов земельных угодий образует со-ответственно структуру общей земельной площади или структуру. В составе общего земельного фонда наибольший удельный вес занимают землепользования сельскохозяйственных (более 58%) и лесохозяйственных предприятий и госзапас (более 36%). Основными пользователями земель сельскохозяйственного назначения являются сельскохозяйственные предприятия республики. На их долю приходится более 95% общей площади сельскохозяйственных угодий, 86 — пашни, 86 — сенокосов и 85% пастбищ.
Состав общей земельной площади и распределение сельскохозяйственных угодий по видам и землепользователям определяется ежегодно на 1 ноября на основе данных специальной государственной статистической отчетности. Земельное законодательство обязывает всех землепользователей проводить эффективные меры по повышению плодородия почвы, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой эрозии, заболачивания, загрязнения земель, порядок их отнесения к категориям и порядок, переходя их с одной категории в другую, указаны полномочия местного Совета в регулировании земельных отношений, регламентируется порядок владения и пользования землей. (13)
В результате проведения земельной реформы значительно расширились площади земель, находящихся во владении и пользовании граждан. Во владении крестьянских (фермерских) хозяйств находится около 62,0 тыс. га земель, а в собственности — во владении и пользовании граждан — 1477,5 тыс. га, предоставленных для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного строительства, огородничества, сенокошения и выпаса скота. За время проведения реформы площадь земель, предоставленных гражданам для этих целей, возросла более чем на 500 тыс. га.
В целом территория Республики Беларусь характеризуется большой распаханностью. В то же время высокая интенсивность использования земель сочетается со сложными природными условиями и культурно-технической неустроенностью земель. Из 9306 тыс. га сельскохозяйственных земель республики Беларусь 8556 интенсивно используется, 551 тыс. га подвержены эрозии, 103 тыс. га заболочены, около 90 тыс. га заросли кустарником и мелколесьем, 550 тыс. га засорены камнями, 1328,5 тыс. га загрязнены радионуклидами цезия-137 (с плотностью загрязнения более 1 Ки/км2). (5)
Данные о наличии земель Республики Беларусь и их распределение по категориям и основным землепользователям на 01.01.2004 г. приведены в табл. 1.
Таблица 1.
Состав и структура сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей на 1 января 2004 года.
Наименование категорий земель, землевладельцев и землепользователей |
Общая земельная площадь, тыс. га |
Структура, % |
Всего сельскохозяйственных земель |
9106,7 |
100 |
1. Земли в пользовании с.-х. организаций, граждан и КФХ - всего |
8864,9 |
97,3 |
в том числе: |
||
Земли сельскохозяйственных организаций |
7368,0 |
80,9 |
Земли в пользовании граждан |
1341,0 |
14,7 |
из них: ЛПХ |
937,3 |
10,3 |
для садоводства, дачного строительства и огородничества |
70,7 |
0,8 |
земли КФХ |
155,9 |
1,7 |
2. Земли государственных |
58,2 |
0,7 |
3. Земли запаса и общего |
147,2 |
1,6 |
4. Земли прочих |
36,4 |
0,4 |
В составе общего земельного фонда наибольший
удельный
вес занимают землепользования сельскохозяйственных пред-
приятий (около 80,9%). (12).
Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям на 01.01.2004г. рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2.
Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям на 01.01.2004г., тыс.га.
Наименование категорий земель, землевладельцев и землепользователей |
Сельхозугодья |
из них | ||
пашня |
лугов. земли |
мнг. насаж-я | ||
Всего земель |
8885,0 |
5510,6 |
3203,9 |
118,3 |
Земли сельскохозяйственных организаций |
7368,0 |
4421,2 |
2850,0 |
45,5 |
Земли в пользовании граждан |
1361,1 |
980,6 |
308,7 |
71,7 |
Земли КФХ |
155,9 |
108,8 |
45,2 |
1,1 |
(12,с.59-60).
1.3. Земельная реформа, система земельных отношений, земельная собственность.
Составной частью проводимой в стране аграрной реформы является земельная реформа, задачей которой является не простое перераспределение земель между землевладельцами и землепользователями, а прежде всего формирование в аграрном секторе многоукладной экономики рыночного типа и достижение на этой основе стабильного наращивания производства сельскохозяйственной продукции. Земельная реформа представляет собой главный инструмент государственной политики, нацеленной на решение двух проблем: устранение экономической неэффективности, связанной с неравномерным распределением земель в сельской местности и соответственно неравномерным распределением доходов в аграрном секторе, второе — снятие социального напряжения в обществе.
Собственность — это максимально возможная степень прав лица (физического или юридического) на землю. В принципе любые операции с землей (хозяйственная эксплуатация, сдача в аренду, отчуждение и др.) могут осуществляться только с согласия собственника, который имеет право пользования, владения и распоряжения землей.
Классическое определение собственности включает три правомочия собственника: владение (т.е. юридическая возможность держать объект в своей власти), пользование (т.е. закреп может лишь ее собственник. Частная собственность на землю может принадлежать семье, но также и кооперативу, корпорации.
Сельскохозяйственные предприятия различаются также и тем, на какой земле ведется производство — на собственной или на арендованной. На ранних стадиях развития современного капиталистического общества частная собственность на землю была установлена в наиболее абсолютной форме, не предполагающей государственного вмешательства в права землевладельцев. Позднее она становилась объектом все более и более весомого государственного регулирования, права землевладельцев все более и более ограничивались в пользу интересов всего общества.
Между частной собственностью и арендой существуют промежуточные правовые формы землепользования. Одной из таких форм является траст, или доверительное управление. Такое владение утверждается, как правило, частным собственником земли, который возлагает на доверительного владельца исполнение своих правомочий по отношению к третьим лицам. В частности, это может быть ответственность перед лицом, которому должны поступать доходы от земли.
Другой (переходной между собственностью и арендой) формой землепользования можно назвать пожизненное владение. Пожизненный владелец получает землю от собственника и фактически пользуется всеми правами собственника. Тем не менее, он несет ответственность перед собственником за повреждение земли, может передавать участок другим лицам только на срок своей жизни и не имеет прав передавать его по наследству.
Третью форму государственной собственности на землю составляют земли, освоение которых произведено за государственный счет, и их поддержание требует высоких затрат. Наиболее интересным примером такого владения землей являются голландские польдеры. Эти земли находятся ниже уровня моря, их осушение и освоение связано с высокими издержками. Готовые для использования участки государство передает в аренду частным фермам, а земли под инфраструктурой — соответствующим государственным предприятиям.
В соответствии с Законом Республики Беларусь "О праве собственности на землю" (1993г.) у нас получили признание две формы собственности на землю: государственная и частная.
В современных условиях концепция правового регулирования земельной собственности значительно изменилась. Главное в этом изменении — усиление государственного вмешательства в права частных собственников. Направление и степень этого регулирования зависят от конкретных национальных условий, но можно выделить несколько типов ограничений правомочий земельных собственников.
1. Ограничение на получение земли и на земельные сделки. В ряде стран законодательно установлены административные ограничения на приобретение сельскохозяйственной земли или всей фермы.