Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 03:01, курсовая работа
Земля (почва) — важнейшее основное средство производства в сельском хозяйстве, отличающееся незаменимостью, ограниченностью ресурсов, неперемещаемостью. Она обладает свойством плодородия, т.е. способностью обеспечивать урожай растений. Только здесь и только растениями создается новое оригинальное вещество, прежде всего продовольствие — основа существования человеческого общества. Эффективность использования земельных ресурсов — важнейший показатель развития общества. К тому же земля относится к невосполнимым видам ресурсов: утрата его плодородия, выбытие из сельскохозяйственного оборота должны рассматриваться как национальное бедствие.
2. Экспроприация земель. В определенных случаях для обеспечения общественных нужд земли должны быть изъяты у их собственников, обычно на условиях компенсации.
3. Регулирование использования сельскохозяйственных земель. Иногда государственное регулирование использования сельскохозяйственных земель распространяется не только на контроль размера ферм или земельных сделок, но и идет далее: предъявляет требование обязательного возделывания земли или лицензирования фермеров.
4. Природоохранные ограничения. В ряде стран природоохранное законодательство накладывает существенные ограничения на использование сельскохозяйственных земель. Это регулирование может распространяться на охрану сельского ландшафта, лесов, на ограничение загрязнений почвы, воды, на сохранение растительного и животного мира.
5. Регулирование аренды. Аренда земли является одним из важнейших правомочий собственника по распоряжению своей собственностью. В большинстве развитых стран аренда сельскохозяйственных земель играет важную роль в структуре землепользования. В последние годы в земельном праве правомочия все более и более распределяются в пользу арендатора.
Аренда сельскохозяйственной земли существует в денежной или натуральной форме. При денежной форме арендного договора арендатор платит лендлорду фиксированную ставку арендной платы, рассчитанной на весь участок или погектарно. Такая плата не зависит от полученного урожая, от эффективности работы арендатора. Арендная плата может выплачиваться до начала уборки урожая, после нее или частями в течение года. Иногда денежная форма аренды модифицируется: плата индексируется в зависимости от урожая или уровня изменения цен на сельскохозяйственную продукцию. В этом случае часть фермерского риска перемещается от арендатора к лендлорду, понуждая последнего тем самым к более активному участию в управлении производством на сданной в аренду земле.
Денежная форма аренды связана с довольно высоким риском для арендатора в условиях высокой изменчивости урожайности и цен на сельскохозяйственную продукцию. При падении цен или валового сбора при фиксированной ставке арендной платы фермер может столкнуться с серьезными финансовыми трудностями. Это обстоятельство обусловливает распространение натуральных форм аренды земли. Натуральные формы аренды предполагают издольщину, т.е. такую форму арендной платы, при которой арендатор уплачивает лендлорду часть полученного продукта. При аренде земли для растениеводческой продукции арендатор обычно уплачивает фиксированный процент от полученного урожая. При этом абсолютная сумма арендной платы меняется в зависимости от реального валового сбора. В этом случае лендлорд делит с арендатором риск, связанный с изменчивостью погоды или рынков. Это также понуждает землевладельца более активно принимать участие в управлении делами фермы. Однако распределение рисков между двумя сторонами арендного договора приводит к тому, что арендная плата при издольщине обычно выше, чем при денежной аренде, как естественная плата за более низкий риск.
В соответствии с принятым в 1992 г. Законом Республики Беларусь "О платежах за землю" в нашей стране введено платное землепользование, целью которого является обеспечение экономическими методами рационального использования земли и формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране. Размер платы за землю зависит от качества и местоположения участка. Плата за землю взимается ежегодно в виде земельного налога и арендной платы. (5)
Земельная реформа проводится областными, районными, городскими, поселковыми и сельскими Советами депутатов, Комитетом по земельным ресурсам при Минприроды Республики Беларусь совместно с Минсельхозпродом, Минлесхозом и другими министерствами и ведомствами. В развитие положений кодекса Правительство республики приняло ряд нормативных актов, направленных на проведение земельной реформы. Среди них поста новления:
об основных положениях землеустройства;
о порядке систематического выявления неиспользуемых и нерационально используемых земель;
о формах Государственного акта на право пожизненного наследуемого владения землей, на право постоянного владения (пользования) землей, договора аренды земли;
о ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
|на их ликвидацию, и на создание необходимых условии реализации их потенциальных возможностей и проведению работ по разгосударствлению и приватизации сельскохозяйственных предприятий. При выполнении этой работы будут соблюдаться следующие принципы:
В процессе разгосударствления и приватизации предусматривается обеспечить:
наделение непосредственных производителей сельскохозяйственной и другой продукции аграрного сектора экономики правами собственника (владельца) имущества, преодоление отчуждения работающих от средств производства к па этой основе создание условий для более полного раскрытия трудового и предпринимательского интереса каждого работника;
ограничение функций государственного управления производственно-хозяйственной деятельностью, предполагающих реализацию права землевладельца и землепользователя самостоятельно распоряжаться произведенной продукцией и полученными доходами;
последовательное развитие конкуренции и преодоление монополизма для насыщения рынка продовольственными товарами, формирование сбалансированного спроса и предложения, экономически и социально оправданного уровня цен на продукции} агропромышленного производства. (13)
1.4 Кодекс о земле Республики Беларусь. Мониторинг земель.
Принятый 11 декабря 1990 г. и действующий с 1 января 1991 г. Кодекс о земле с изменениями и дополнениями пересмотрен и одобрен Палатой представителей Национального Собрания Республики Беларусь 25 ноября 1998 г. и введен в действие с января 1999 г. Данный документ регулирует земельные отношения и направлен на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования. Он состоит из 15 разделов, 36 глав и 164 статей.
В первом разделе изложены основные положения земельного законодательства Республики Беларусь, земля характеризуется как объект права собственности, дан состав земель, порядок их отнесения к категориям и порядок перевода их с одной категории в другую. Указаны полномочия местных Советов в регулировании земельных отношений, регламентируется порядок владения и пользования землей, передачи их в собственность и аренду. Кроме того, в этом разделе регулируется порядок прекращения и перехода права на землю, наследования земельных участков, а также порядок установления сервитутов. Земельный сервитут — это право ограниченного пользования соседним участком.
В разделе 2 Кодекса о земле изложены права и обязанности землевладельцев и землепользователей, а в разделе 3 — вопросы землевладения и землепользования граждан в Республике Беларусь.
В разделах 4—8 дается определение и устанавливается порядок предоставления и использования земель сельскохозяйственного назначения, характеризуются земли с точки зрения их целевого назначения: земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, земли природоохранного оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.
Разделы 9 и 10 регулируют соответственно использование земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и возмещение убытков и потерь, связанных с изъятием земельных участков.
Раздел 11 устанавливает цели, задачи, содержание и порядок охраны земель, экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель, а также определяет органы, осуществляющие контроль за использованием земель.
Раздел 12 посвящен содержанию, назначению и порядку ведения мониторинга земель, государственного земельного кадастра и землеустройства.
13 разделом регулируются проблемы разрешения земельных споров и ответственность за нарушение земельного законодательства.
Порядок землеустройства излагается в разделе 14.
В заключительном 15 разделе устанавливается механизм введения в действие настоящего кодекса.
Мониторинг земель ведется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле и представляет собой систему наблюдений за использованием почв и состоянием земельного фонда, в том числе и земель, расположенных в зонах радиоактивного и других видов загрязнений, для своевременного выявления изменения почв, определения состояния земель, а так же для выработки мер по предупреждению и устранению последствии негативных воздействий.
Основные виды антропогенного воздействия (агрохимическое, гидромелиоративное, техногенное и др.) носят региональный характер, что предполагает организацию наблюдений за их проявлением на всей территории республики. Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет построение системы мониторинга земель, которая включает следующие разделы:
1. Мониторинг земельного фонда.
2. Агропочвенный мониторинг.
3. Мониторинг техногенного загряз
Они различаются спецификой параметров и методов наблюдения, а также способом обобщения (оценки данных).
Главная задача мониторинга земель состоит в получении объективной и полной информации об изменении их состояния в региональном и локальном масштабах как единственной основы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных воздействий. Основной территориальной единицей мониторинга является тип (класс) земель. В рамках территориальной единицы и всей системы мониторинга земель осуществляется обобщение первичной информации, оценка состояния земель, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране.
Мониторинг земель также дает возможность обеспечить законодательную и исполнительную власти, их органы на местах, заинтересованные предприятия, учреждения и граждан сведениями о состоянии земель для организации рационального их использования, регулирования земельных отношений, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности и осуществления других мероприятий, связанных с землепользованием.
Мониторинг земель ведется по единой для республики методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Республики Беларусь. Он обеспечивает: проведение аэрофотогеодезических, топографических, почвенных, геоботанических, агрохимических съемок с использованием комплекса наземных, стационарных и дистанционных наблюдений за процессами эрозии; потери гумуса, засоления, загрязнения биологически опасными, в том числе радиоактивными, веществами; переуплотнения почв и за другими негативными изменениями качественного состояния земельных участков, а так же за динамикой степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комплексу показателей, характеризующих их плодородие.
Работы по мониторингу земель осуществляют Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.(5)
1.5 Основные направления
повышения экономической
Под экономической эффективностью использования земли следует понимать уровень ведения на ней хозяйства. Она характеризуется выходом продукции с единицы площади и ее себестоимостью. Перед всеми землепользователями стоит задача обеспечить выход максимума продукции с каждого гектара земли при минимуме затрат на ее производство.
Однако равный уровень ведения хозяйства, может быть, достигнут на землях разного качества. Поэтому в целях объективной оценки экономической эффективности использования земли в сельском хозяйстве по отдельным зонам, районам и предприятиям необходимо учитывать данные ее экономической оценки.
Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве определяется системой показателей. В числе их можно использовать урожайность основных сельскохозяйственных культур и себестоимость единицы продукции. Однако с помощью только указанных показателей нельзя сделать обобщающую оценку экономической эффективности использования земли. Для этого применяют стоимостные показатели: валовая продукция, земледелия, валовой доход, чистый доход, или прибыль на 1 га сельскохозяйственных угодий, а также выход валовой продукции на единицу производственных затрат (трудовых и материальных). И даже на основании приведенных данных было бы неточно делать окончательное заключение о сравнительной экономической эффективности использования земли.(1)
Однако для объективной сравнительной оценки уровня использования земельных угодий необходимо учитывать один из главных факторов, влияющих на результаты ведения земледелия, — качество земли.