Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является выявление путей совершенствования инвестиционного климата в России на основе анализа успешного опыта развитых и развивающихся стран.
Объектом исследования является передовой опыт совершенствования инвестиционного климата в Российской Федерации.
Предметом исследования являются категории, структура и критерии оценки инвестиционного климата.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международных инвестиционных процессов 5
1.1. Сущность и формы международного движения капитала 5
1.2. Сущность и классификация иностранных инвестиций 10
Глава 2. Инвестиционный климат российской экономики 19
2.1. Понятие инвестиционного климата и факторы, его определяющие 19
2.2. Инвестиционный климат в России 25
2.3. Основные инструменты воздействия на инвестиционный климат в мировой экономике 30
Глава 3. Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России 39
3.1. Основные проблемы формирования инвестиционного климата России 39
3.2. Пути совершенствования инвестиционного климата России с учетом мирового опыта 44
Заключение 52
Список использованных источников 57

Файлы: 1 файл

Inyestitsionny_klimat_Rossii_2 (1).docx

— 215.60 Кб (Скачать файл)

Инфраструктура — один из важных факторов, оказывающих влияние на иностранного инвестора при принятии им решений об инвестировании. Инфраструктура включает такие вопросы, как снабжение электроэнергией и газом, водой и т.д. В понятие транспорта включается и возможность обеспечения топливом и запасными частями, персоналом. Аэропорты и порты должны функционировать так, чтобы обеспечивать (при необходимости) производство иностранного инвестора сырьем, запчастями и возможностью регулярного экспорта продукции. Состояние железных и автодорог, речных путей сообщения также принимается во внимание. Учитывается и то, как рабочие могут добираться до места работы; связь предусматривает обычно наличие телефона и факса и то, как быстро можно связаться с властями, поставщиками, покупателями между городами и т.д.

Сам иностранный инвестор может способствовать развитию инфраструктуры путем строительства внутренних дорог, подъездных путей, дополнительных подстанций на дизельном топливе, приобретать средства автомобильного сообщения и т.д. Однако основные коммуникации, по его мнению, должны быть готовы или быть созданы правительством или муниципалитетами. Отсутствие этого, учитывая огромные затраты на создание инфраструктуры, может послужить серьезным препятствием. В некоторых странах для привлечения иностранных инвесторов создаются industrial estates (промышленные зоны), предоставляющие иностранному инвестору транспорт, связь и т.п., а нередко и построенные помещения на льготных условиях с последующей возможностью выкупа. Это значительная мера по привлечению иностранных инвесторов, которые смогут при таких условиях быстро освоить объект. Нередко industrial estates являются зонами, свободными от налогообложения.

Важны для иностранного инвестора и вопрос о наличии местной рабочей силы и условия найма.

Создание новых рабочих мест иностранным инвестором является вкладом в развитие национальной экономики, и тем большим, чем большая безработица существует в конкретной стране. Однако иностранный инвестор изучает рынок рабочей силы, насколько квалифицированны рабочие и насколько они способны осваивать профессию, чтобы соответствовать требованиям производства. Для него важно, чтобы не было забастовок, что может нарушить производственный процесс. Возможность компетентного управления на местном уровне высоко ценится иностранным инвестором. Жилье, школы, личный транспорт, здравоохранение, возможность перевода на родину части зарплаты иностранным персоналом играют важную роль15.

Налоги и таможенные сборы. Говоря о налогообложении, различают:

а) налогообложение и привилегии, предоставляемые инвестору государством — реципиентом капитала;

б) налогообложение и привилегии, которые иностранный инвестор может получить в собственной стране как экспортер капитала;

в) импортные и экспортные сборы и налоги.

Кроме того, инвестор выясняет:

– каково конкретное влияние импортных и экспортных сборов на себестоимость производства и конкурентоспособность;

– есть ли возможность получить снижение или освобождение от импортных сборов на оборудование и сырье;

– возможна ли оплата сборов в рассрочку;

– есть ли в стране свободные экспортные зоны;

– существуют ли протекционистские меры против импорта конкурирующих товаров.

Если производство определенных товаров по себестоимости выше импортных, то для развития в стране производства таких товаров иностранный инвестор должен согласовать с государством условия финансирования и выяснить те протекционистские меры, которые ему будут предоставлены. Обычно такими мерами являются тарифный барьер, либо полное запрещение импорта этих товаров на определенное время, либо обязательство местных властей и других государственных образований закупать местную продукцию, даже если цена на нее дороже импортных товаров. Инвестор может просить правительство взять на себя обязательство не предоставлять лицензии другим инвесторам на производство таких товаров, особенно при малом размере внутреннего рынка.

Добавим к сказанному выше: ряд стран предоставляет дополнительные льготы для поощрения иностранного инвестора, например, предоставление аренды земли на льготных условиях, льготное снабжение водой и электроэнергией вплоть до субсидий в этих сферах.

Для поощрения экспорта используется поощрительный валютный курс, экспортные премии и другое, без чего не может успешно конкурировать вновь создаваемое предприятие.

Возможность для иностранного инвестора воспользоваться местными финансовыми ресурсами является очень привлекательным стимулом. Очень важно для инвестора нормальное функционирование банковской системы в стране, куда он намерен поместить свои капиталы.

Возможность получить в стране-реципиенте долгосрочный заем будет рассмотрена иностранным инвестором до принятия им решения об инвестировании. В капиталистических государствах получить такие займы не сложно. В развивающихся странах нормальные условия получения долгосрочных займов обеспечивает само государство. Низкий банковский процент при этом является важным стимулом для иностранного инвестора, это обеспечивает конкурентоспособность16.

К правовым условиям функционирования иностранного капитала относятся следующие основные проблемы:

1) защита и гарантии  от национализации и (или) экспроприации;

2) национальное законодательство, стимулирующее иностранные инвестиции;

3) наличие международных  договоров о защите инвестиций;

4) участие государства-реципиента  в Вашингтонской конвенции;

5) законодательство о  возможности для иностранного  инвестора приобретения акций  и особенно контрольного пакета;

6) недискриминация.

Большое внимание иностранный инвестор уделяет тому, имеется ли с конкретной страной соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций и насколько эта страна исполняет свои договорные обязательства.

Самым главным для иностранного инвестора является наличие правовой стабильности. Он должен четко знать «правила игры» и быть уверен, что они сохранятся неизменными.

Важную роль играет то отношение, которое иностранный инвестор встречает в стране-реципиенте.

Первостепенное значение для инвестора имеет функционирование соответствующего административного аппарата, процедура допущения капитала, процедуры получения разрешений, лицензий и т.д., их оформление, все сопутствующие формальности и их сроки.

Некоторые страны (Таиланд, Филиппины, Малайзия) создали boards of investment — инвестиционные агентства с отделениями во многих промышленно развитых странах с квалифицированными кадрами. Эти отделения предоставляют потенциальным инвесторам основную информацию о стране, касающуюся инвестирования, о процедурах и требованиях, способствуют установлению связи с администрацией и т.д. Эти отделения оказывают большую помощь потенциальным инвесторам на месте, а головное учреждение в стране-реципиенте занимается ими вплотную по их прибытии туда. От них инвестор получает большую правовую помощь.

Такое инвестиционное агентство может выдавать необходимые лицензии либо способствовать их получению. Таким образом, для инвестора облегчается вся процедура — от принятия решения до создания предприятия. Без этого запутанность и сложность процедуры, незнание, какой орган и в какой степени уполномочен принимать соответствующие решения и предоставлять необходимые разрешения и лицензии, значительно затрудняли бы этот процесс.

Во многих странах существует так называемый one stop office (орган, который решает все вопросы)17.

 

 

2.2. Инвестиционный климат в России

 

В период существования СССР стабильность политической ситуации в стране была наиболее привлекательной чертой для иностранного инвестора. Однако и тогда наблюдались дисбаланс и нестабильность в экономике. С утратой политической стабильности и распадом СССР создалась еще более сложная ситуация. Бывший советник президента США по национальной безопасности, небезызвестный Збигнев Бжезинский, писал следующее. Политическая ситуация в России в полном беспорядке. Принятие экономических решений происходит в состоянии хаоса. Практически отсутствует эффективный контроль как за отдельными районами, так и за проведением промышленной и экономической политики в целом. Поэтому даже при самых лучших намерениях со стороны верховного руководства в Москве ситуация, в которой оказывается западный бизнесмен, во-первых, очень сложная и, во-вторых, очень рискованная. Очень трудно разрушить существующие структуры в промышленности и сельском хозяйстве и заменить их конкурентоспособными структурами свободного рыночного хозяйства, которые бы привлекали и обеспечивали безопасность иностранных инвестиций.

Очень затрудняет и практически делает невозможным инвестирование тот факт, что в России неизвестно, с какой властной структурой иметь дело, тем более при федеративном устройстве — то ли с министром Российской Федерации, то ли с Якутией и Татарстаном, областью, районом и т.д. Поэтому, по мнению З. Бжезинского, при таких условиях могут быть лишь ограниченные инвестиции, во-первых, краткосрочные и, во-вторых, направленные в отдельные тщательно выбранные сферы приложения, где можно ожидать большей политической стабильности. По его мнению, наиболее радужны в тот период были инвестиции в нефтяные разработки в Казахстане.

К сожалению, эти резкие заявления бывшего секретаря по национальной безопасности США не беспочвенны, а сделанный им прогноз оправдался18.

По привлечению иностранных инвестиций Россию опережают не только Казахстан, но и многие страны Восточной Европы, в частности, Венгрия, Польша, Чехия. По показателям инвестиционной привлекательности Россия в 2001 г. заняла 32-е место, а вышеупомянутые страны находятся во втором десятке этого списка. Восточноевропейские страны в целом завершили в указанный период трансформационный этап формирования рыночных институтов, к чему Россия лишь приступила.

Такая ситуация многими исследователями связывается с непредсказуемостью государственной политики в отношении иностранных инвестиций. Неясно, какие цели привлечения капитала преследует государство, в какие сферы в первую очередь необходимы вложения, почему с рядом крупных проектов произошли неприятные истории, наконец, почему так запутан и усложнен административный режим и т.д.

Россия располагает факторами, которые привлекательны для иностранных инвесторов:

– огромный потребительский рынок, причем по многим товарам и услугам население лишь минимально ими обеспечено. Опрос 50 европейских компаний, осуществляющих деятельность на российском рынке, показал, что главным фактором при принятии решений о бизнесе в России явился именно потенциал российского рынка;

– наличие сравнительно дешевой и относительно квалифицированной рабочей силы;

– высокий научный потенциал и уровень образованности населения;

– высокая обеспеченность природными ресурсами и доступ к ним19.

Наряду с этим существуют и серьезные негативные факторы для иностранных инвесторов. К ним относятся:

– недостаточная координация региональных рынков;

– плохо развитая транспортная связь;

– наличие естественных монополий в энергетике, транспорте, связи, где цены и тарифы не отвечают требованиям эффективности экономики;

– наличие административных барьеров для инвесторов;

– отсутствие концепции экономического развития в условиях открытой рыночной экономики, что является наиболее важным фактором;

– осуществление инвестиционной деятельности вне связи с другими экономическими процессами.

Иностранные инвесторы отмечают ряд правовых факторов, которые мешают их работе на российском рынке. Основные трудности они связывают, прежде всего:

– с неадекватностью и нестабильностью налогового законодательства;

– незащищенностью прав собственности;

– неясностью хозяйственного законодательства, его нестабильностью.

Не меньшие трудности у них вызывают:

слабость контрактных отношений;

– несоблюдение обязательств со стороны государства и предпринимательских структур.

Успешной работе иностранных инвесторов мешает отсутствие надежной информации об инвестиционных потребностях российских предприятий, куда могли бы быть направлены инвестиции, что во многом объясняется слабостью развития консультативных, информационных услуг.

Отсутствие четкой, обоснованной государственной концепции о привлечении иностранных инвестиций привело к тому, что основные инвестиции сосредоточены в добывающих отраслях. В то же время отрасли, определяющие общий технологический уровень российской промышленности и имеющие ключевое значение для развития национальной экономики, остаются сравнительно непривлекательными для иностранных инвесторов. Поэтому влияние иностранного предпринимательского капитала на развитие большинства отраслей российской экономики остается минимальным. Это же объясняет и неравномерность распределения иностранных инвестиций по регионам. В основном они сосредоточены в ключевых нефтедобывающих регионах: Сахалинской и Тюменской областях, включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа20.

В 2000 г. отраслевая структура иностранных инвестиций улучшилась, возросли почти в два раза инвестиции в отрасли машиностроения и металлообработки, но доля их составила лишь 5% от всех поступлений. В последующие годы эта доля не изменилась.

Такое распределение иностранных инвестиций лишь усугубляет сырьевую зависимость нашей экономики, не способствует ее реструктуризации. Для изменения ситуации нужно кардинальное изменение российской инвестиционной политики.

Вместо этого исследователи отмечают, что политика по привлечению и использованию иностранных инвестиций, особенно прямых иностранных инвестиций, характеризуется отсутствием комплексного подхода, непоследовательностью, несоответствием провозглашаемых намерений реальным мероприятиям. Иными словами, в России, по сути, отсутствует продуманная четкая инвестиционная политика, нацеленная на развитие российской экономики, на ее реструктуризацию, модернизацию, сокращение ее сырьевой направленности, на развитие новых технологий, конкурентоспособности, на выделение и поощрение приоритетных направлений и т.д.

Информация о работе Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России