Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является выявление путей совершенствования инвестиционного климата в России на основе анализа успешного опыта развитых и развивающихся стран.
Объектом исследования является передовой опыт совершенствования инвестиционного климата в Российской Федерации.
Предметом исследования являются категории, структура и критерии оценки инвестиционного климата.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международных инвестиционных процессов 5
1.1. Сущность и формы международного движения капитала 5
1.2. Сущность и классификация иностранных инвестиций 10
Глава 2. Инвестиционный климат российской экономики 19
2.1. Понятие инвестиционного климата и факторы, его определяющие 19
2.2. Инвестиционный климат в России 25
2.3. Основные инструменты воздействия на инвестиционный климат в мировой экономике 30
Глава 3. Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России 39
3.1. Основные проблемы формирования инвестиционного климата России 39
3.2. Пути совершенствования инвестиционного климата России с учетом мирового опыта 44
Заключение 52
Список использованных источников 57

Файлы: 1 файл

Inyestitsionny_klimat_Rossii_2 (1).docx

— 215.60 Кб (Скачать файл)

Во-первых, приток наиболее ценных с точки зрения развития и модернизации инвестиций – прямых иностранных инвестиций, поступающих в Россию, в последние годы демонстрирует отрицательную динамику (табл.2).  Как видно из табл. 2, приток ПИИ в 2012 г.  был на 9 млрд. долл. ниже, чем в предкризисном 2007 г. На ПИИ приходится только 37,5% накопленных иностранных инвестиций29.

Таблица 2

Поступление ПИИ в Россию, млн. долл.

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Прямые инвестиции,

из них:

13072

13678

27797

27027

15906

13810

18415

18666

взносы в капитал

10360

8769

14794

15883

7997

7700

9080

9248

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

2165

3987

11664

9781

6440

4610

7495

7671

прочие прямые инвестиции

547

922

1339

1363

1469

1500

1840

1747


 

Во-вторых, тревогу вызывает отраслевая структура накопленных иностранных инвестиций. Из накопленных на конец 2012 г. 362 млрд. иностранных инвестиций 31,6% было размещено в отраслях обрабатывающей промышленности, 18,4% - в оптовой и розничной торговле, 17,1% – в добывающих отраслях. Этот факт свидетельствует о том, что инвестиции направляются не в приоритетные отрасли, такие как нанотехнологии, информационные технологии, о которых говорят первые лица государства, а в добычу энергоресурсов и их первичную переработку30.

В-третьих, структура стран, из которых в Россию поступают иностранные инвестиции, говорит о том, что иностранные инвестиции в Россию – это частичный возврат вывезенного из России капитала через оффшорные схемы. В объеме накопленных на конец 2012 г. иностранных инвестиций 21,2% приходится на Кипр, 17% – на Нидерланды, 11,8% – на Люксембург.

Не стоит забывать о том, что, несмотря на большой объем привлекаемых инвестиций, Россия и сама является крупным международным инвестором. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2012г. составил 117,8 млрд. долл. В 2012г. из России за рубеж направлено 149,9 млрд. долл.

Статистика, приведенная выше, говорит о том, что в российском инвестиционном климате существуют серьезные проблемы, которые вызывают большой отток капитала, а также не стимулируют притока инвестиций в приоритетные отрасли. Более того, на законодательном уровне не определены приоритетные отрасли с точки зрения развития российской экономики. Такие отрасли должны быть прописаны в промышленной политике России, которой тоже пока не существует31.

Много международных организаций и частных компаний регулярно (раз в 2-3 года, раз в месяц) публикуют исследования, посвященные инвестиционному климату России и выявляют проблемы, с которыми сталкиваются инвесторы в России.

Торговое представительство США (USTR) в докладе NTE Russia оценивает инвестиционный климат в России как неблагоприятный и считает меры, предпринимаемые правительством недостаточными для его улучшения.

По мнению авторов доклада, иностранных предпринимателей отпугивают в первую очередь запутанное инвестиционное законодательство, высокий уровень коррупции, недоверие к российской судебной системе и слабая защита прав миноритариев. В связи с этим торговое представительство оценило привлекательность России для инвесторов из-за рубежа как низкую, а попытки властей повысить ее — неудачными.

В частности, недостаточными признаны меры, принимаемые российскими властями для борьбы с коррупцией. По мнению торгового представительства, учреждение при президенте совета по противодействию коррупции и принятие нескольких важных поправок в антикоррупционное законодательство не привели к заметному прогрессу в этой области32.

Кроме того, отмечается в докладе, принятый еще в 1999 г. закон, призванный повысить привлекательность России для инвесторов, на практике не дает им ощутимых выгод. Авторы документа считают, что российские власти используют некоторые положения законодательства для дискриминации отдельных зарубежных предпринимателей под предлогом заботы о безопасности страны. В документе также отмечается, что российское законодательство фактически не позволяет иностранцам создавать в стране телеканалы и заниматься охранным бизнесом.

Представительство также недовольно законом от 2008 г., согласно которому приобретение иностранцами контрольных пакетов акций предприятий, работающих в 42 стратегически важных секторах, должно быть одобрено регулирующими органами. Тем не менее, авторы документа отмечают, что с момента принятия закона регулятор одобрил 129 из 137 таких сделок. Помимо этого в докладе критикуется принятый в 2012 г. закон, обязывающий стратегически важные российские предприятия передавать зарубежным органам и ведомствам запрошенные ими документы только с согласия властей РФ33.

Согласно исследованию, проведенному совместно Консультативным советом по иностранным инвестициям (КСИИ) и компанией «Кетчум», Россия делает успехи в привлечении иностранных инвестиций. Исследование основывается на анкетировании существующих и потенциальных инвесторов в Россию (100 компаний из различных отраслей экономики). В исследовании говорится о том, что инвесторы считают Россию привлекательной страной с точки зрения вложения инвестиций и что по сравнению с 2007 г., когда проводилось аналогичное исследование, инвестиционный климат улучшился и поэтому компании заинтересованы в том, чтобы продолжать инвестировать в российскую экономику. Тремя основными факторами, привлекающими инвесторов в Россию, являются величина потребительского рынка (40%), прибыльность инвестиций (29%), природные ресурсы (10%). Численность среднего класса в России за последние пять лет выросла втрое: на него приходится 10 млн. семей. Численность населения в России намного меньше, чем в Китае, Бразилии или Индии, но покупательная способность значительно выше. Действующие инвесторы считают российский потребительский рынок основным фактором, побуждающим их к осуществлению инвестиций .

Основные препятствия на пути создания благоприятного инвестиционного климата в России инвесторы связывают с деятельностью государственных учреждений. К факторам, оказывающим наиболее негативное влияние на инвестиционный климат, большинство респондентов отнесли бюрократию и волокиту (75%), коррупцию (64%) и недостаточно развитую инфраструктуру (37%)34.

Способность экономики к инновациям всегда будет определяться имеющимися в ее распоряжении квалифицированными кадрами. По шкале Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA), на основе которой ОЭСР составляет рейтинг 15-летних учащихся в чтении, математике и естественных науках, Россия занимает 38-е место из 65 стран. Это выше, чем у многих стран с формирующейся рыночной экономикой, но значительно ниже, чем у ведущих стран. Страна со временем утрачивает сравнительные преимущества в сфере образования. Если бы России удалось поднять свою «школьную оценку» до таких лидеров переходных экономик, как Польша и Эстония, то в долгосрочной перспективе это дало бы прибавку к росту до 1% ВВП.

Падение уровня образования служит сдерживающим фактором для производительности труда. Согласно компании Strategy Partners, средняя производительность труда в России примерно составляет 17% от уровня производительности труда в США. В Strategy Partners считают, что если бы в России хотя бы 10% рабочих имели такую же производительность труда, как в США, ВВП России бы вырос на 1,5 раза35.

По мнению автора, еще одним негативным фактором при формировании инвестиционного климата выступает ухудшение макроэкономических показателей. Министерство экономического развития России понизило прогноз прироста ВВП в 2013 г. с 3,6% до 2,4%. МВФ тоже понизил прогноз с 3,7% до 3,4% . Рост ВВП в России по-прежнему остается зависимым от цен на нефть.

Основными проблемами формирования инвестиционного климата в России на федеральном уровне по результатам опросов инвесторов и экспертов являются запутанное законодательство (инвестиционные риски), коррупция (инвестиционные риски), слабая судебная защита инвесторов (инвестиционные риски), недостаточно развитая инфраструктура (снижение потенциала), постепенное ухудшение макроэкономических показателей (снижение потенциала), падение уровня образования (снижение потенциала).

 

 

3.2. Пути совершенствования инвестиционного климата России 
с учетом мирового опыта

 

В последние годы государство предпринимает множество попыток улучшения инвестиционного климата России. В 2011 г. в России было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое ставит задачей продвижение проектов и инициатив быстрорастущего малого и среднего бизнеса.

В феврале 2012 г. наблюдательный совет АСИ утвердил перечень проектов, входящих в национальную предпринимательскую инициативу по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации (НПИ). Основная задача НПИ – добиться снижения административных барьеров в экономике и вывести Россию в мировые лидеры по инвестиционной привлекательности, объединив усилия делового, экспертного сообществ и чиновников. АСИ координирует деятельность по созданию «дорожных карт», которые представляют собой структурированный план конкретных мероприятий по переходу от текущего состояния к целевому, определяющий контрольные точки и ключевые показатели и закрепляющий конкретных исполнителей .

Создание АСИ и разработка НПИ «Улучшение инвестиционного климата Российской Федерации» является важным шагом вперед в работе по улучшению инвестиционного климата в России. До 2011 г. в России не существовало специального государственного органа, который был бы ответственен за улучшение инвестиционного климата России и все меры, которые предпринимались, носили несистемный характер.

Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации включает в себя 22 предложенных предпринимателями проекта, направленных на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории Российской Федерации процедур по ведению бизнеса. Инициатива реализуется Агентством стратегических инициатив во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данного по итогам участия в съезде Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» от 21 декабря 2011 года36.

Направления, по которым работает АСИ, для улучшения инвестиционного климат, включают следующие проекты:

1.Поддержка доступа на  рынки зарубежных стран и поддержка  экспорта

2.Повышение доступности  энергетической инфраструктуры

3.Совершенствование таможенного  администрирования

4.Улучшение предпринимательского  климата в сфере строительства

5.Расширение доступа среднего  бизнеса к закупкам инфраструктурных  монополий и компаний с государственным  участием

6.Повышение качества государственных  услуг в сфере государственного  кадастрового учета недвижимого  имущества и государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним.

7.Повышение качества регуляторной  среды для бизнеса

8.Оптимизация процедур  регистрации предприятий

9.Развитие конкуренции  и совершенствование антимонопольной  политики

10.Создание национальной  системы компетенций и квалификаций

11.Формирование эффективной  системы коммуникации предпринимателей  и органов исполнительной власти, включая механизм оперативного  реагирования на обращения предпринимателей

12.Совершенствование налогового  администрирования

13.Совершенствование системы  защиты прав инвесторов

14.Повышение доступности  банковских кредитов

15.Внедрение Стандарта  деятельности органов исполнительной  власти субъекта РФ по обеспечению  благоприятного инвестиционного  климата в регионе37.

В рамках вышеприведенных направления АСИ совместно с экспертным и бизнес-сообществом создаются и реализуются «дорожные карты». Выбранные направления позволяют устранять основные проблемы инвестиционного климата России, которых говорилось ранее. Например, совершенствование таможенного законодательства (проект 3) и повышение качества государственных услуг (проект 6), оптимизация процедур регистрации предприятий (проект 8) позволят устранить проблему запутанного законодательства, который создает инвестиционные риски.

Проект «Оптимизация процедур регистрации предприятий» включает себя такие конкретные меры, как сокращение государственный пошлины за регистрацию ООО, ИП (сокращение расходов на регистрацию на 1000 руб.); введение типовых уставов для ООО (снижение количества документов, риска ошибок в документах); отмена обязанности иметь печать для ЮЛ (сокращение расходов на 900 руб.). Это лишь малая часть тех мер, которые должны быть реализованы к 2018 г.

В качестве контрольных показателей успешной реализации проекта выбран рейтинг Doing Business, подготавливаемый  Всемирным банком на ежегодной основе. Целевым ориентиром в соответствии с данным рейтингом выбрано включение  России в 20 лучших стран.

Реализация дорожной карты позволит существенно снизить количество этапов регистрации предприятий (с 9 до 3),  снизить время на прохождение всех этапов (с 30 до 3 дней), а также снизить затраты на регистрацию предприятий (с 6100 до 3 000 рублей) и отменить требования к минимальному уставному капиталу к 2018 году.

Информация о работе Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России