Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является выявление путей совершенствования инвестиционного климата в России на основе анализа успешного опыта развитых и развивающихся стран.
Объектом исследования является передовой опыт совершенствования инвестиционного климата в Российской Федерации.
Предметом исследования являются категории, структура и критерии оценки инвестиционного климата.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты международных инвестиционных процессов 5
1.1. Сущность и формы международного движения капитала 5
1.2. Сущность и классификация иностранных инвестиций 10
Глава 2. Инвестиционный климат российской экономики 19
2.1. Понятие инвестиционного климата и факторы, его определяющие 19
2.2. Инвестиционный климат в России 25
2.3. Основные инструменты воздействия на инвестиционный климат в мировой экономике 30
Глава 3. Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России 39
3.1. Основные проблемы формирования инвестиционного климата России 39
3.2. Пути совершенствования инвестиционного климата России с учетом мирового опыта 44
Заключение 52
Список использованных источников 57

Файлы: 1 файл

Inyestitsionny_klimat_Rossii_2 (1).docx

— 215.60 Кб (Скачать файл)

Результатом такого положения явилось недостаточное поступление в страну иностранных инвестиций и их плохая «качественная» характеристика, их структура, а именно:

1) концентрация иностранных  инвестиций в сырьевых отраслях;

2) крайне неравномерное  географическое распределение инвестиций, что во многом обусловлено первым фактором21.

 

 

2.3. Основные инструменты воздействия 
на инвестиционный климат в мировой экономике

 

Инструментам воздействия на инвестиционный климат и на отдельные его компоненты посвящены исследования многих  отечественных и зарубежных ученых.

М. Мур и Х. Шмитц из Института исследований развития (IDS, University of Sussex) выделяют два подхода к совершенствованию инвестиционного климата (табл. 1).

М. Мур и Х. Шмитц считают неортодоксальные меры более предпочтительными для улучшения инвестиционного климата. Они приводят пример Китая и Вьетнама, которые привлекали и привлекают значительный объем ПИИ, несмотря на отсутствие многих институтов рыночной экономики. М.Мур и Х.Шмитц пишут, что на первом этапе именно нетрадиционные подходы, основанные на тесном взаимодействии бизнеса и государства, привлекают  инвестиции в страну. Для удержания инвестиций уже требуется постепенно совершенствовать институты рыночной экономики и защиты прав инвесторов22.

Таблица 1

Два подхода к совершенствованию инвестиционного климата

 

Традиционный (ортодоксальный) подход

Экспериментальный подход

Источник идей для инвестиционной политики

Опыт лучших стран в мировой экономике

Перенимание опыта лучших регионов внутри страны

Режим проведения реформ

Формальный, прозрачный

Через неформальные каналы между бизнесом и государством

Перспективы

Сформировать институты как в зарубежных странах

Допускаются временные отклонения в структуре институтов

Скорость реформ

Быстрая

Более постепенная

Масштаб реформ

Широкий

Выборочный

Политические драйверы реформ

Государство, технократы, международные институты

Бизнес и государство

Политическая стратегия при проведении реформ

Преодолеть сопротивление противников реформ

Найти поддержку представителей бизнеса


 

Дубовик Н.А. разделяет инструменты улучшения инвестиционного климата на 2 категории, в зависимости от объекта воздействия (см. рис. 2)

Рассмотрим эти инструменты более подробно.

Инструменты снижения инвестиционных рисков:

1.Снижение политических  рисков  посредством предоставления  гарантий прав собственности  инвестору

Авторы доклада Doing Business in 2005   считают, что слабые гарантии прав собственников недвижимого имущества лишают производителей возможности присоединения к формальной экономике, способствуя развитию теневого сектора.

Эффективность этой меры доказывает и положительный опыт Китая. Здесь реформы начались с создания простейшей системы прав собственности. Представленные права создали для фермеров и мелких предприятий стимулы к инвестированию .

 

Рис. 2. Инструменты формирования инвестиционного климата территории

 

2.Страхование рисков

Практика страхования мирового хозяйства выработала две возможные формы организаций-страховщиков. Первая форма – национальные страховые агентства, в основном создаваемые за счет государственных средств и предоставляющие гарантии национальным инвесторам, осуществляющим инвестиции в стране с неблагоприятным режимом, на случай влияния политических рисков. Примерами такой формы организации являются Корпорация частных зарубежных инвестиций США (ОПИК) , страхование экспорта Министерства внешней торговли и промышленности Японии.

Вторая форма страхования осуществляется через международную организацию – Многостороннее агентство гарантий инвестиций при Всемирном банке (МАГИ). Членами МАГИ являются 179 стран. Задачей МАГИ является поощрение иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления частным инвесторам дополнительных гарантий и оказания услуг по улучшению инвестиционного климата в стране, принимающей иностранный капитал. Гарантии МАГИ обладают высоким мультипликативным эффектом: на каждый застрахованный доллар обычно инвестируется еще 4 долл23.

3.Управление административными  барьерами и регулирование предпринимательской  деятельности по принципу SMART.

В Австралии на регистрации предприятия уходит 2 дня (2 процедуры), а в Бразилии 119 дней (13 процедур).  Разница в административных барьерах вызывает разницу и в инвестиционном климате. Авторы доклада Doing Business 2013 предлагают регулировать предпринимательскую деятельность по принципу SMART (рис.3).

Рис. 3. Принципы SMART для регулирования предпринимательской деятельности

 

Принципы, приведенные на рисунке выше, должны быть положены в основу инвестиционной политики всех стран мира. Выгоды от реформирования законодательной базы и устранения различных барьеров могут стать значительными. Вхождение страны в сорок лидирующих стран, законодательство которых содержит наименьшее количество барьеров для ведения предпринимательской деятельности, ведет к увеличению годового экономического роста страны на 2,2%24.

Инструменты формирования и развития инвестиционного потенциала территории за рубежом:

1.Побудительные инструменты

Очевидный успех либеральных экономик (Ирландия, Великобритания, США) подтолкнул правительства консервативно настроенных стран осознать важность иностранных инвесторов как новых работодателей и субъектов налогообложения, разработав на этой основе комплекс побудительных инструментов. Различают три основных вида побудительных механизмов: фискальные, финансовые и нефинансовые механизмы .

Основные налоговые льготы, стимулирующие привлечение инвестиций в развитых странах, характеризуются следующим образом:

– налоговый кредит – часть стоимости нового оборудования вычитается из налога на прибыль при его приобретении с последующей полной компенсацией вычета в течение срока службы этого оборудования;

– налоговые скидки – вычет из налога на прибыль с последующим уменьшением суммы амортизации, относимой на издержки в течение срока службы активов, находящихся на контроле в налоговых органах;

– налоговые субсидии – прямые вычеты из налоговых выплат или налоговой базы при дальнейшем обычном списании стоимости оборудования.

Формы налоговых льгот применяются развитыми странами в соответствии с конкретными экономическими условиями в этих странах. Инвестиционный налоговый кредит применялся в США в 1960-70-е гг. (7-10% стоимости нового оборудования); налоговые субсидии в Великобритании, по которым разрешалось уменьшать прибыль путем вычета 20% стоимости нового оборудования из величины валового дохода. К основным льготам такого рода следует отнести освобождение от налогов (федеральных или местных) на срок до 10 лет для фирм, зарегистрированных и действующих в депрессивных или районах со сложными природно-климатическими условиями, что характерно для севера Канады .  Налоговые льготы активно применяются сегодня странами БРИКС для стимулирования научно-исследовательской деятельности и инноваций. Например, в Бразилии при покупке нового оборудования для R&D акцизы снижены на 50%. До 200% расходов на R&D списывается из налогооблагаемой прибыли предприятий. В Индии в СЭЗах применяются 100%-ные налоговые каникулы в течение первых 5 лет работы предприятий, и 50%-ные льготы на следующие 5 лет работы, которые могут быть продлены25.

Как показывает практика, инструменты налогового стимулирования работают в разных странах не с одинаковой эффективностью. Например, снижение эффективной налоговой ставки с 40% до 20% приводит к дополнительному притоку прямых иностранных инвестиций в размере 1% ВВП в странах, которые в рейтингах по инвестиционному климату расположены на дне таблицы. То же самое снижение ведет к дополнительному притоку ПИИ в размере 8% от ВВП в странах с благоприятным инвестиционным климатом.

Под финансовыми инструментами принято понимать прямые дотации, гранты и прочую помощь со стороны государственных органов, направленных на привлечение важных проектов и управления инвестиционными потоками; снижение транзакционных в виде освобождения от импортных пошлин; частичная или полная компенсация затрат на проведение НИОКР или создания экономической инфраструктуры, частичное возмещение инвестиций в землю, здания, градостроительство.

Дотации являются дорогим удовольствием для правительств, поскольку они сокращают объем бюджета. Поэтому власти ищут и находят более дешевый способ стимулирования – нефинансовые стимуляторы.

К нефинансовым стимуляторам можно отнести проведение открытых тендеров, сопровождение инвестиционных проектов через региональное агентство развития, помощь со стороны региональных властей в выборе удобных мест для осуществления инвестиционных проектов (инженерные сети, транспортные коммуникации и т.д.). Например, Агенство инвестиционного развития Республики Татарстан, действует по принципу «одного окна», полностью сопровождает инвесторов в ходе реализации их проектов.

Система стимулов, создаваемая побудительными инструментами, действует, как правило, в двух направлениях: стимулируется желательные инвестиции, и ставятся ограничения на остальных.

2.Формирование особых  экономических зон.

Особые экономические зоны – зоны с особым юридическим статусом, на территории которых предлагаются благоприятные условия (финансовые, налоговые стимулы и др.) для иностранных инвестиций.

ОЭЗ действуют и во многих других странах, в том числе соседних с Россией. Так, в Беларуси в каждой из административных областей создано по одной свободной экономической зоне: «Брест», «Витебск», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон», «Минск» (частично расположена в г. Минске, который не входит в состав Минской области), «Могилёв».

В США существует более 50 ОЭЗ, через которые проходит 3 % национального импорта и 2,5 % экспорта, в Южной Корее — 170 .

Наиболее эффективными  особые экономические зоны оказались в Китае. Например, свободно-экономическая зона Шеньчжень создавалась на территории, где не было развитой инфраструктуры. Она позволила превратить город с населением в 25 тыс. в город с более чем 1,3 млн. жителей с международными аэро- и морскими портами, достичь темпов экономического роста в 30% за 10 лет работы СЭЗ26.

3.Инструменты финансового  инжиниринга.

Финансовый инжиниринг представляет собой деятельность по созданию новых финансовых инструментов, перераспределяющих денежные ресурсы и несущих определенный уровень рисков, ликвидности и прибыльности в соответствии с потребностями кредиторов (инвесторов) и заемщиков и изменениями в макро- и микроэкономической ситуации. К инструментам финансового инжиниринга относится эмиссия акций и облигаций, новые банковские технологии финансирования прямых инвестиций, лизинговое финансирование, привлечение венчурного капитала.

4.Промоутерские инструменты

Промоутерские инструменты используют в целях создания положительного имиджа страны.

Мексика, например, осуществляя промоутерскую деятельность, регулярно проводит конференции, семинары в кооперации с промышленными ассоциациями и непосредственно контактирует с компаниями Северной Америки и Западной Европы.

Причем каждая страна выбирает наиболее удобный и эффективный способ продвижения своего имиджа. Например, по опросам UNCTAD, в Малайзии к организации инвестиционных выставок и ярмарок прибегают редко, поскольку они позволяют сотрудничать только со звеном управленцев различных предприятий (менеджеры, торговые представители) а не с высшим эшелоном власти27.

В России промоутерскую деятельность ведут региональные органы власти и создаваемые при них агентства привлечения инвестиций. Наиболее активно благоприятный инвестиционный имидж создает правительство Республики Татарстан при помощи Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан. Агентство инвестиционного развития РТ совместно с CNBC в 2012 г. провело Международный инвестиционный форум «Invest in Tatarstan”, в котором участвовали представители ведущих корпораций мира. Рекламные ролики, посвященные инвестициям в Татарстан, размещаются на ведущих зарубежных бизнес-каналах . Благодаря действиям агентства повысилась узнаваемость Татарстана. Агентство также сотрудничает с консалтинговыми фирмами, например с PwC, E&Y.

Агентство инвестиционного развития Республики Татарстан входит во Всемирную ассоциацию агентств по поощрению инвестиций (WAIPA). На начало 2013 г. членами ассоциации являются 244 агентства и 162 стран мира28.

Проанализировав деятельность зарубежных стран в области формирования благоприятного инвестиционного климата, можно смело утверждать, что в распоряжении властей имеется целый перечень инструментов улучшения инвестиционного климата: государственные гарантии; страхование инвестиций, реализация консультативной и административной поддержки инвестиций; побудительные инструменты; создание ОЭЗ; инструменты финансового инжиниринга; создание информационной системы для инвестора через промоутерские компании.

 

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ 
ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РОССИИ

 

 

3.1. Основные проблемы формирования 
инвестиционного климата России

 

По состоянию на конец 2012 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 362,4 млрд. долл. США, что на 4,4% больше по сравнению с 2011 г. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 60,1% (на конец 2011г. – 57,1%), доля прямых инвестиций составила 37,5% (40,1%), портфельных – 2,4% (2,8%). Увеличение объема притока инвестиций можно считать положительным сигналом, однако, если углубиться в структуру поступающих в Россию иностранных инвестиций, можно увидеть неприятные тенденции.

Информация о работе Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России