Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 23:24, курсовая работа
Описание работы
Целью настоящего исследования является выявление путей совершенствования инвестиционного климата в России на основе анализа успешного опыта развитых и развивающихся стран. Объектом исследования является передовой опыт совершенствования инвестиционного климата в Российской Федерации. Предметом исследования являются категории, структура и критерии оценки инвестиционного климата.
Содержание работы
Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты международных инвестиционных процессов 5 1.1. Сущность и формы международного движения капитала 5 1.2. Сущность и классификация иностранных инвестиций 10 Глава 2. Инвестиционный климат российской экономики 19 2.1. Понятие инвестиционного климата и факторы, его определяющие 19 2.2. Инвестиционный климат в России 25 2.3. Основные инструменты воздействия на инвестиционный климат в мировой экономике 30 Глава 3. Проблемы и возможности улучшения инвестиционного климата России 39 3.1. Основные проблемы формирования инвестиционного климата России 39 3.2. Пути совершенствования инвестиционного климата России с учетом мирового опыта 44 Заключение 52 Список использованных источников 57
Проекты, которые реализуются
в рамках НПИ позволяют участвовать в
их обсуждении экспертам и бизнес-сообществу.
Любой желающий может контролировать
ход создания «дорожных карт» и их реализации,
а также вносить свои предложения на краудсорсинговой
онлайн-платформе инвестклимат.рф38.
Таким образом, создание Агентства
стратегических инициатив явилось важным
шагом вперед в улучшении инвестиционного
климата России. АСИ сотрудничает с ведущими
экспертами по улучшению инвестиционного
климата и пытается перенимать опыт лучших
зарубежных стран. На Форум «100 шагов к
благоприятному инвестиционному климату»,
который был организован АСИ и МЭР при
участии Всемирного Банка, были приглашены
такие специалисты как К.Лата (глава департамента
по регистрации компаний Агентства по
бухгалтерскому учету и корпоративному
регулированию Сингапура), Т.Мосс (глава
Агентства по регистрации компаний Великобритании),
Н.Ханженкова (управляющий директор по
России ЕБРР).
Форумы АСИ являются местом,
где лучшие российские регионы могут делиться
своим опытом улучшения инвестиционного
климата. Лучшими российскими регионами
по привлечению иностранных инвесторов
являются Татарстан, Калужская область,
Липецкая область, Тульская область.
В Республике Татарстан 21 декабря
2005 г. была создана особая экономическая
зона промышленно- производственного
типа «Алабуга». На 1 января 2012 г. привлечены
25 компаний - резидентов с суммарными инвестициями
со стороны инвесторов свыше 1 млрд. долл.
США на конец августа 2012 года. К основным
факторам быстрого прироста инвестиций
в ОЭЗ «Алабуга» относятся:
– исключительные налоговые
и таможенные преференции для инвесторов;
– профессиональная работа
с инвесторами;
– комплексный подход .
Власти Татарстана профессионально
работают с инвесторами. Республика Татарстан
является безусловным примером успешной
реализации современной, профессиональной
и комплексной маркетинговой стратегии
по привлечению инвесторов, включающей
не только информационную поддержку, но
и создание и продвижение в разных средствах
информации всеобъемлющей бизнес-инфраструктуры
(электронные госуслуги, электронный документооборот,
социальная инфраструктура - медицинские,
развлекательные учреждения в непосредственной
близости от производственных площадок).
Успешность грамотно построенной маркетинговой
стратегии отражается в лидирующих местах
в рейтингах «Forbes» и «Ernst&Young»39.
Например, в Татарстане разработана
инвестиционная карта региона на русском
и английском языках , существует Агентство
инвестиционного развития , которая развивает
индустриальные парки и работает напрямую
с инвесторами. Власти Татарстана работают
и над имиджевой составляющей инвестиционного
климата, используя современные технологии.
Все действия органов исполнительной
власти, направленные на улучшение инвестиционного
климата, публикуются в твиттере, фейсбуке,
в youtube. Специально для иностранных инвесторов
Агентство инвестиционного развития РТ
и крупнейшая в мире консалтинговая компания
PwC опубликовали «Путеводитель для инвесторов:
Республика Татарстан» на английском
языке. Таким образом, Татарстан пытается
использовать все каналы для привлечения
инвесторов.
Несмотря на работу, которые
проводит АСИ и власти ведущих регионов
России, автор считает их недостаточными.
Нынешнее российское правительство опирается
в работе по изменению инвестиционного
климата на правильный базисный постулат,
согласно которому предпринимательская
активность – это главный драйвер в создании
инновационной экономики, однако бюрократический
аппарат и добывающие компании не заинтересованы
в модернизации. В условиях коррупции,
бюрократических препонов и административных
барьеров необходимо для начала создать
заинтересованность административного
аппарата в инвестициях40.
На сегодняшний день не поднимался
и не обсуждался вопрос об ответственности
региональных властей за привлечение
инвестиций, хотя в ряде стран продвижение
чиновника по карьерной лестнице тесно
привязано к привлечению инвестиций и
инвестиционному климату в подотчетной
ему территории. Правительству надлежит
разработать целевые ориентиры по инвестициям
в каждом регионе и систему мотивации
для чиновников. Именно установление зависимости
между карьерным ростом чиновника и привлеченными
им инвестициями сыграло серьезную позитивную
роль в таких странах, как КНР и Сингапур.
Практика бизнеса накопила большое количество
материальных и нематериальных стимулов
для мотивации: вознаграждения, поощрения
и благодарности, опционы и акции, комиссионные.
Проблемам мотивации чиновников посвящены
работы А.П.Ляшецкого, который предложил
идею единой тарифной сетки (ЕТС) для служащих
бюджетных и производственных сфер. Бурков
А.А. немного изменил эту ЕТС и предлагает
следующую схему мотивации чиновников
в сфере привлечения инвестиций. Эта система
приближена к практике мотивации в крупных
западных компаниях и инвестиционных
банках. Она выглядит следующим образом:
– Выполнение годового плана
по привлечению инвесторов в подотчетный
регион – не более 15% годового оклада чиновника
– «Pay for Performance» («плата за исполнение»).
Значительное перевыполнение должно премироваться
дополнительно в соответствии с градацией
перевыполнения.
– Сопровождение и поддержка
реализации инвестпроекта в течение срока
реализации. На этот период необходимо
распределить бонус ответственному чиновнику
по мере ввода производственных мощностей,
которые начнут генерировать денежные
потоки, приносить общественные блага
населению.
– Стимулирование при длительном
сроке окупаемости. Если же окупаемость
ожидается в более длительный период (специфика
ряда высокотехнологичных проектов –
альтернативной энергетики, нано- и биотехнологий
и т.д.), можно предложить акции или опционы
госкомпаний – ценные бумаги «голубых
фишек» из специализированного пула для
данных целей (например, «Газпрома», РЖД
и т.д.) или же акции реализующей инвестпроект
компании. При такой схеме формально чиновник
никаких выплат получать не будет, однако
у него будет стимул доводить каждый инвестиционный
проект до успешного результата41.
Таким образом, инвестиционные
госчиновники должны стать своего рода
заинтересованными менеджерами по проектному
финансированию с государственной стороны,
а не формальными участниками или коррупционерами.
Для решения проблемы защиты
прав инвесторов, о которой говорилось
в предыдущем пункте данной главы, необходимо
дать иностранным инвесторам возможность
рассмотрения уголовных дел в международных
судах.
В сфере налогового стимулирования
– образовательный налоговый кредит в
приоритетных отраслях промышленности
дал бы возможность повысить уровень профессионализма
персонала и решить проблему падения уровня
образованности рабочей силы в России.
К сожалению, в России до сих пор отсутствует
промышленная политика, в которой были
бы прописаны приоритетные отрасли промышленности
и стимулы для инвесторов в этих отраслях.
Проект промышленной политики существует,
но до сих пор не был принят Федеральным
собранием.
Для решения основных проблем
инвестиционного климата России и привлечения
большего объема ПИИ нами были предложены
следующие направления совершенствования
инвестиционного климата России:
1. Реализация проектов НПИ «Улучшение
инвестиционного климата Российской Федерации»
для снижения административных барьеров
и стимулирования предпринимательской
активности. Это позволит России подняться
в рейтинге Doing Business.
2. Стимулирование обмена опытом
и конкуренцию между российскими регионами
в области привлечения инвестиционного
климата.
3. Разработка системы мотивации
для чиновников, ответственных за привлечение
инвестиций в подотчетные им территории.
В работе был приведен пример такой системы,
предложенный Бурковым А.А.
4. Разработка процедур обращения
инвесторов в международные суды по уголовным
делам для решения проблемы защиты прав
инвесторов.
5. Разработка промышленной политики,
в которой будут определены приоритетные
отрасли промышленности, и разработка
процедуры получения образовательного
налогового кредита в приоритетных отраслях
промышленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главными причинами, вызывающими
и стимулирующими международную миграцию
капиталов, являются:
– неравномерность развития
национальных экономик: капитал уходит
из стагнирующих экономик и притягивается
в стабильные экономики с высокими темпами
роста и более высокой нормой прибыли;
– неуравновешенность текущих
платежных балансов вызывает движение
капитала из стран с активным сальдо, в
страны с дефицитным сальдо по текущим
расчетам;
– миграция капиталов между
странами стимулируется либерализацией
национальных рынков капитала, т. е. снятием
ограничений на приток, функционирование
и вывоз иностранных инвестиций;
– развитие и расширение международного
кредита, валютных и фондовых рынков способствует
масштабному увеличению международного
перемещения капиталов;
– международная миграция капиталов
тесно связана с активизацией деятельности
транснациональных корпораций и банков,
с включением в финансовую деятельность
небанковских и нефинансовых организаций,
с увеличением числа и ресурсов институциональных
и индивидуальных инвесторов;
– экономическая политика стран,
привлекающих иностранный капитал, создавая
ему благоприятные условия для осуществления
внутренних инвестиций, для обслуживания
внешних и внутренних долгов государств.
В самом общем плане понятие
«инвестиция» означает долгосрочное вложение
капитала, денежных средств в какие-либо
предприятия, организации, долгосрочные
проекты и т.д. с целью извлечения прибыли.
Иностранные инвестиции могут
осуществляться в различных формах. При
анализе этих форм могут быть использованы
общие подходы к классификации инвестиций,
предполагающие их выделение по объектам,
целям, срокам вложений, формам собственности
на инвестиционные ресурсы, рискам и другим
признакам
1. По объектам вложения
денежных средств инвестиции подразделяются
на финансовые и реальные.
2. По периоду инвестирования
выделяют: краткосрочные, среднесрочные
и долгосрочные инвестиции.
3. В зависимости от регионального
признака различают национальные и зарубежные
инвестиции.
4. В зависимости от
степени риска выделяют консервативные
и агрессивные инвестиции.
5. По целям вложения
иностранные инвестиции делятся на
прямые, портфельные и прочие инвестиций.
6. По формам собственности
на инвестиционные ресурсы иностранные
инвестиции могут быть государственными,
частными и смешанными.
7. В зависимости от
характера использования иностранные
инвестиции подразделяют на предпринимательские
и ссудные.
8. Различают также текущие
потоки инвестиций и накопленные инвестиции.
Прежде, чем выбрать ту или иную
форму вложения капитала, иностранные
инвесторы должны быть уверены в том, что
страна реципиент имеет благоприятный
инвестиционный климат, который определяется
уровнем политической и экономической
стабильности, инвестиционной политикой,
устойчивостью денежной единицы и прочими
факторами.
Инвестиционный климат — это
совокупность политических, экономических,
правовых, административных и других условий
деятельности иностранного инвестора,
существующих в конкретной стране, включая
меры, предпринимаемые в ней в целях привлечения
иностранного капитала. Конкретные условия
инвестирования являются определяющим
фактором при принятии иностранным инвестором
решения об инвестировании в той или иной
стране. Благоприятный инвестиционный
климат предполагает разумные условия
для предпринимательства.
Иностранный инвестор, выбирая
страну, куда он имеет возможность поместить
капитал, предпочтет ту, в которой существуют
наиболее благоприятные условия для бизнеса.
Он обращает первоочередное внимание,
насколько эти условия стабильны и как
долго они сохранятся в будущем. Если долгосрочные
перспективы для иностранного инвестора
благоприятны, он может не обратить внимания
на временные препятствия. Если нет стабильности,
и она не просматривается в будущем, то
никакие меры по привлечению иностранного
капитала не помогут.
Помимо политической стабильности,
большое влияние на принятие решений иностранного
инвестора оказывают общее состояние
экономики и государственная политика
экономического развития. Показательным
фактором в этом плане является постоянный
рост валового национального продукта,
постоянный рост (пусть и небольшой) производства,
что считается хорошей перспективой для
развития рынка.
Иностранный инвестор учитывает
и уровень жизни населения, степень роста
заработной платы (последнее обстоятельство
может отрицательно сказаться на себестоимости
продукции). Уровень цен на местные материалы
и сырье также принимается им во внимание.
Большую озабоченность иностранного инвестора
вызывает инфляция и инфляционные ожидания.
Низкая инфляция является большим привлекающим
для него моментом, хотя в Бразилии, например,
иностранные инвесторы приспособились
к высокой инфляции. Многое зависит от
доверия инвестора к проводимой государством
экономической политике, от способности
государства содействовать экономическому
развитию, опираясь на здравомыслие и
избегая дорогостоящих экспериментов.
Россия располагает факторами,
которые привлекательны для иностранных
инвесторов:
– огромный потребительский
рынок, причем по многим товарам и услугам
население лишь минимально ими обеспечено.
Опрос 50 европейских компаний, осуществляющих
деятельность на российском рынке, показал,
что главным фактором при принятии решений
о бизнесе в России явился именно потенциал
российского рынка;
– наличие сравнительно дешевой
и относительно квалифицированной рабочей
силы;
– высокий научный потенциал
и уровень образованности населения;
– высокая обеспеченность природными
ресурсами и доступ к ним.
Наряду с этим существуют и
серьезные негативные факторы для иностранных
инвесторов. К ним относятся:
– недостаточная координация
региональных рынков;
– плохо развитая транспортная
связь;
– наличие естественных монополий
в энергетике, транспорте, связи, где цены
и тарифы не отвечают требованиям эффективности
экономики;
– наличие административных барьеров
для инвесторов;
– отсутствие концепции экономического
развития в условиях открытой рыночной
экономики, что является наиболее важным
фактором;