Проблемы информационного развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности информации, как фактора производства. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить роль и сущность информации в экономике;
- рассмотреть особенности, структуру и классификацию экономической информации;
- проанализировать рынок информации;
- выявить проблемы информационного развития в России.
Объект исследования данной курсовой работы – информация, как фактор производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Роль и сущность информации в экономике……………………....6
1.1 Сущность понятия «информация»……………………………………….….6
1.2 Влияние информации на экономические процессы………………….….....9
1.3 Особенности, структура и классификация экономической информации..15
1.4 Информационная революция……………………………………………...23
Глава 2. Рынок информации………………………………………………….26
2.1 Особенности рынка информации……………………………………..…….26
2.2 Информация, как товар………………………………………………..…….27
2.3 Структура информационного рынка……………………………………….28
Глава 3. Проблемы информационного развития в России…………….…33
3.1 Современное состояние и научно-методологические проблемы развития экономической информации в России ...............................................................33
Заключение………………………………………………………………….…..36
Список использованной литературы…………………………………….….38

Файлы: 1 файл

КУР Информация в экономике.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…4

Глава 1. Роль и  сущность информации в экономике……………………....6

1.1 Сущность понятия «информация»……………………………………….….6

1.2 Влияние информации на экономические процессы………………….….....9

1.3 Особенности, структура  и классификация экономической информации..15

1.4 Информационная революция……………………………………………...23

Глава 2. Рынок  информации………………………………………………….26

2.1 Особенности рынка информации……………………………………..…….26

2.2 Информация, как товар………………………………………………..…….27

2.3 Структура информационного рынка……………………………………….28

Глава 3. Проблемы информационного развития в России…………….…33

3.1 Современное  состояние и научно-методологические  проблемы развития  экономической  информации в России ...............................................................33

Заключение………………………………………………………………….…..36

Список  использованной литературы…………………………………….….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

К концу двадцатого столетия достаточно ясно определились некоторые черты, которые стали доминирующими признаками экономики XXI века. Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального дизайна в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.

Одним из ключевых экономических  ресурсов на современном этапе развития общества является информация. Информация, как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем.

Вместе с  тем даже полная  информация  не  является  гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой  ресурс, как знания. В этом и заключается актуальность выбранной темы.

Целью данной работы является изучение сущности информации, как фактора производства. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- изучить роль и сущность информации в экономике;

- рассмотреть особенности, структуру и классификацию экономической информации;

- проанализировать рынок информации;

- выявить проблемы информационного развития в России.

Объект исследования данной курсовой работы – информация, как фактор производства.

В качестве предмета исследования выступает система  взаимоотношений, возникающих по поводу производства, распределения, обмена и  потребления информации.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В изучение данного вопроса существенный вклад внесли следующие ученые: Багриновский К.А., Костюк В.Н., Майоров С.И., Ситник Н.П. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль и  сущность информации в экономике

 

1.1 Сущность  понятия «информация»

        Современное общество называют информационным. При этом имеют в виду, что значительная часть общества занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации, а так же высшей ее формы – знаний. Особенность этого общества заключается в непрерывном обмене информацией.

        Широкое развитие компьютерной  техники и телекоммуникаций позволило  собирать, хранить, обрабатывать  и передавать информацию в  таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная и непроизводственная деятельность человека, его повседневная сфера общения поистине безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей, выработанных мировой цивилизацией. [Источник 19, с. 8 ]

        Термин "информация" происходит от латинского infоrmatio, что означает изложение, разъяснение. В обыденной жизни под этим словом понимают сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим образом. В научных и официальных источниках этот термин трактуется по-разному.

Информация (information - англ.) - совокупность фактов, явлений, событий, представляющих интерес, подлежащих регистрации и обработке. Это понятие объединяет двух партнеров: источник и приемник (потребитель) информации. В роли каждого из них может выступать объект науки и техники, общества и природы, животные и люди. Именно при их взаимодействии рождается информация. В теории информации под этим термином понимается такое сообщение, которое содержит факты, неизвестные ранее потребителю и дополняющие его представление об изучаемом или анализируемом объекте (процессе, явлении). Другими словами, информация - сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными (для потребителя) сведениями. По Шеннону (Клод Шеннон - американский инженер и математик, родоначальник теории информации.), информация - это снятая неопределенность. [Источник 7, с.4]

        Говоря "информация", мы имеем  в виду и сообщения по радио  и телевидению, и содержание  газет, книг, баз данных, библиотек,  и знания, почерпнутые из общения  с людьми и полученные в  научных журналах. Информацию хранят в книгах, библиотеках, в базах данных, на бумаге и машинных носителях. Информацию передают устно и письменно, с помощью электрических сигналов и радиоволн; получают с помощью органов чувств, электрических датчиков фото- и видеокамер.

        Отдельные данные и сообщения обрабатывают, преобразовывают, систематизируют, сортируют и получают новую информацию или новые знания.

        В широком смысле информация — это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и помогающие решить поставленную перед человеком задачу.

        В философском смысле информация  есть отражение реального мира; это сведения, которые один реальный  объект содержит о другом реальном  объекте. Таким образом, понятие  информации связывается с определенным объектом, свойства которого она отражает. [Источник 11, с.13]

        В научных и официальных источниках  этот термин трактуется по-разному.  Так, например, Статья 2 Федерального  закона от 27 июля 2006 г.   N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" дает следующие определения терминов, связанных с информацией:

− информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

− информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций,

общественных  объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

− документированная  информация (документ) - зафиксированная  на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

− информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

− информационная система - организационно упорядоченная  совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том  числе с использованием средств  вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы;

− информационные ресурсы - отдельные документы и  отдельные массивы документов, документы  и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). [Источник 1]

Активными участниками  информационного обмена необязательно  должны быть люди: обмен информацией  происходит также в животном и  растительном мире, но когда речь идет о человеке как об участнике информационного  процесса, то имеется в виду смысловая или семантическая информация [Источник 3, с.12].

Когда говорят  об информации, то упоминают ряд  ее свойств, от которых непосредственно  зависит эффективность принимаемых  решений.

Информация  достоверна, если она не искажает истинного  положения дел. Информация адекватна, если с помощью полученной информации об объекте, процессе или явлении создается их образ определенного уровня соответствия. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений.

Информация  выражена кратко и четко, если она  не содержит в себе ненужных сведений. Информация ясна и понятна, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Информация своевременна (оперативность информации), если она не потеряла актуальность и несет в себе сведения, необходимые в данный момент для понимания и принятия решений.

Кроме этих свойств  информации можно оценить ее ценность - меру расширения совокупности сведений, которыми располагает потребитель  информации при ее получении и  интерпретации, степень снижения состояния  неопределенности. [Источник 6, с. 93].

Понятие, обозначаемое термином «информация», является очень  емким. Оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках: физике, биологии, информатике, психологии, социологии и др.

 

1.2 Влияние информации на экономические процессы

 

Целесообразность  постановки вопроса, связывающего информационные ресурсы с системой экономических  интересов объясняется, с одной  стороны, беспрецедентным по темпам развития в последние десятилетия, прежде всего в странах-лидерах мирового хозяйства, современных информационных технологий, включающих новые средства связи и обработки информации и коммуникации.

С другой стороны  – информация имеет непосредственное отношение к процессам ценообразования  на товары и услуги, к детерминантам спроса и предложения на потребительском рынке, к рынкам факторов производства и, в конечном счете, к содержанию экономических интересов участников воспроизводственного процесса.

Следовательно, исследование информационного ресурса  как экономической категории позволит полнее и глубже понять характер экономических процессов, определяющих современный тип мирохозяйственного устройства.

В связи с  этим, появляется научная необходимость  более полного определения роли информационного ресурса в экономической системе и характера взаимоотношений между информационными и традиционными (т.е. имеющими материально-энергетическую основу) ресурсами [Источник 3, с. 88].

Информационный ресурс следует рассматривать как особый тип экономического ресурса важными отличительными характеристиками которого являются: необходимость отбора и особая роль инструментов и методов поиска; свойство сохраняться при использовании в воспроизводственном процессе и не убывать у прежнего владельца при передаче другому; условная неуничтожимость и пр. Ни один из материально-энергетических ресурсов не отличается подобным сочетанием соответствующих свойств и характеристик.

Исследуемая категория  определяется как совокупность экономических  отношений по поводу формирования и  использования неотчуждаемого запаса в виде совокупности данных природного, правового, научного, социально-экономического и иного свойства, применяемых в воспроизводственном процессе для повышения его эффективности посредством снижения неопределенности и сопряженных с неопределенностью рисков во взаимодействии экономических субъектов с целью извлечения дополнительной выгоды [Источник 8, с. 44].

Информационные  ресурсы имеют количественные и  качественные характеристики. Здесь, в  отличии от прочих ресурсов, определяющей является качественная сторона, которая определяет успешность и результативность деятельности.

Издержки на приобретение информационного ресурса  отражают его количественную сторону.

Выступая в  роли производительной силы, информационный ресурс становится важной составляющей современного хозяйства, а отрасли, связанные с его производством становятся «снабжающими хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом производства» [Источник 3, с. 95].

В экономической  системе информационный ресурс предстаёт  как совокупность отношений, которые проявляются, прежде всего, как интересы их субъектов. То есть экономические интересы представляют собой социально обусловленную и исторически определенную объективную необходимость удовлетворения сложившихся и развивающихся потребностей.

При этом социальной основой интересов являются экономические  отношения, особая важность среди которых  принадлежит отношениям собственности; а их материальной основой – потребности. Обладая качественно определённой целостностью, потребности и экономические отношения в рамках каждого общества образуют довольно сложные взаимосвязанные системы, в которых существуют различные уровни, приоритеты, связи, зависимости и т.д.

Эти обстоятельства предопределяют тот факт, что и  сами экономические интересы образуют систему, характеризующуюся разнообразием типов, форм и разновидностей, структура и содержание которой обуславливается системой экономических отношений и, прежде всего, многообразием отношений собственности, и разнообразием, существующим в системе потребностей [Источник 13, с. 64].

Информация о работе Проблемы информационного развития в России