Проблемы информационного развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности информации, как фактора производства. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить роль и сущность информации в экономике;
- рассмотреть особенности, структуру и классификацию экономической информации;
- проанализировать рынок информации;
- выявить проблемы информационного развития в России.
Объект исследования данной курсовой работы – информация, как фактор производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Роль и сущность информации в экономике……………………....6
1.1 Сущность понятия «информация»……………………………………….….6
1.2 Влияние информации на экономические процессы………………….….....9
1.3 Особенности, структура и классификация экономической информации..15
1.4 Информационная революция……………………………………………...23
Глава 2. Рынок информации………………………………………………….26
2.1 Особенности рынка информации……………………………………..…….26
2.2 Информация, как товар………………………………………………..…….27
2.3 Структура информационного рынка……………………………………….28
Глава 3. Проблемы информационного развития в России…………….…33
3.1 Современное состояние и научно-методологические проблемы развития экономической информации в России ...............................................................33
Заключение………………………………………………………………….…..36
Список использованной литературы…………………………………….….38

Файлы: 1 файл

КУР Информация в экономике.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Элементарными неделимыми единицами экономической информации являются реквизиты, которые выражают определенные свойства объекта. 

Реквизит –  это логически неделимый элемент  показателя, который отражает определенные особенности объекта или процесса.

Реквизиты отражают отдельные  свойства объекта. Символьная информация может быть представлена в виде названий объекта или кодовых обозначений.

Реквизит нельзя разделить на более мелкие единицы  без разрушения его содержания. Каждый показатель состоит из реквизитов, последние делятся на реквизиты-определения  и реквизиты-основы. 

Реквизиты-определения характеризуют качественные свойства объекта, который описывается (время и место явления, ФИО исполнителя, наименование работы и т.д.), смысловые значения показателей определяют его название. 

Реквизиты-основы дают количественную характеристику явлений, выраженных в определенных единицах измерения (сумма взносов в гривнах, ставка налога в процентах и т.п.).

Реквизиты-определения  подлежат логической обработке, а реквизиты-основы арифметической. Соединение  в одной определений и основ, которые к ней относятся, создают показатель.

Отдельно взятые реквизиты-основы и реквизиты-показатели экономического содержания не имеют, поэтому  применяются только в соединении одного с другим.

Совокупность  логично связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономическое содержание, создают показатель.

Показатель  является контролирующим параметром экономического объекта и состоит из совокупности реквизитов.

Таким образом, показатель является минимальным по составу информационной совокупностью, достаточной для создания самостоятельного документа. Показатели – основные единицы информации большинства документов.

На основании  показателей заполняются документы. Документы, которые используются в  процессе управления, планирования и учета, могут включать один или несколько показателей с обязательным обозначением особы, отвечающую за информацию, которая в ней размещается.

Группа однородных документов, объединенных по определенному  признаку, создаёт информационный массив.

К массиву, например, относятся данные отчетов за определенный промежуток времени (товарные отчеты и т.д.). Массив (файл) является основной структурной информацией при автоматизированной обработке данных. Информационный массив, как упорядоченная по определенному признаку совокупность всех видов информации, используется для разработки управленческих решений [Источник 5, с. 78]. 

Классификация экономической информации:

1. По значению  в процессе управления:

- управляющая  (состоит из доводимой до сведения  исполнителей информации в форме прямых приказов, плановых заданий либо в форме экономических и моральных стимулов);

- осведомляющая  (воплощена в отчетных показателях,  выполняет в экономической системе  функцию обратной связи: сведения  о результатах выполнения решения  и состояния управленческого объекта).

2. По содержанию:

- по фазам  и процессам производства: информация  о рынке, информация о производстве;

- по отображенным  структурным единицам: по отраслям, по экономическим районам, по  отдельным предприятиям.

3. По возможности использования ценности информация для принятия решения:

- полезная;

- ложная;

- избыточная.

4. По степени  обработки и месту в информационном  процессе:

- первичная; 

- производная. 

5. По постоянности: 

- постоянная;

- условно-постоянная;

- переменная.

Классификацию экономической информации можно  обобщить в виде схемы 1.2:

 

 

 

Классификация экономической информации


 

 

 

 

 

 

 

По значению в процессе управления

 

По содержанию

 

По воможности использования ценности информации для принятия решения

 

По степени  обработки и месту в информационном процессе

 

По постоянности



 

 

 

Управляю-щая

 

По фазам  и процессам производств

 

Полезная

 

первичная

 

Постоянная



 

 

 

Осведом-ляющая

 

По отображе

нным струк

турным ед.

 

Ложная

 

Производная

 

Условно-

постоянная



 

 

 

избыточная

 

переменная


 

Схема 1.2 Классификация экономической информации

 

 

Недостатки  экономической информации:

- не все сведения несут информационную нагрузку;

- многократное дублирование данных;

- аналогичные данные не сопоставимы;

- терминология экономической информации не унифицирована [Источник 6, с. 116].

Таким образом, экономическая сущность информации состоит в том, что она одновременно является и предметом, и средством, и результатом труда. Так же сущность экономической информации включает в себя процесс информирования, а ее ценность и полезность характеризуется стоимостью, трудоемкостью, истинностью. Наряду с этим, экономическая информация имеет свои недостатки, такие как: многократное дублирование данных, не все сведения несут информационную нагрузку.

 

1.4 Информационная  революция

В истории развития цивилизации произошло несколько  информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки  информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция  связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому  качественному и количественному  скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е  гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной  технологии и появлением персонального  компьютера. На микропроцессорах и  интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

миниатюризация  всех узлов, устройств, приборов, машин; создание программно - управляемых устройств и процессов.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических  средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Важнейшими  составляющими информационной индустрии  становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области  компьютерной техники и средств связи. (Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.)

Усложнение  индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к  развитию общества, построенном на использовании различной информации и получившего название информационного общества [Источник 20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Рынок  информации

 

2.1 Особенности  рынка информации

 

Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами.

 В отличие  от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов. Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных.

 Они интегрируют  в себе поставщиков и потребителей  информационных услуг, связи и  отношения между ними, порядок  и условия продажи и покупки информационных услуг.

Поставщиками  информационных продуктов и услуг могут быть:

- центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;

- центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

- службы телекоммуникации и передачи данных;

- специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

- коммерческие фирмы;

- информационные брокеры.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи [Источник 2, с. 15].

 

2.2 Информация, как товар

 

Информационная  сфера охватывает широкий круг товаров  и услуг. Рынок информации включает такие сектора, как коммуникации, образование, научно-технические исследования, печать, кино, реклама, управленческая деятельность и т.д.

Общепринятой  классификации информационных товаров  и услуг на сегодняшний день не существует.

 Остановимся  на некоторых из применяемых  подходов к выделению определенных категорий информационного продукта на основании тех или иных признаков.

Прежде всего, следует различать информацию как таковую и носители информации. По сферам использования информация может подразделятся на научно-техническую, управленческую и социальную.

При прагматическом подходе, который оценивает блага  от использования информации, информационные продукты делятся на познавательные и развлекательные [Источник 3, с. 64].

Отметим, что  в международной практике, еще  начиная с работ Ф.Махлупа, к  информационным товарам, как правило, относят собственно продукты информационной деятельности и вспомогательные продукты, т.е. обеспечивающие производство, хранение, обработку и распространение информации.

Так, Ф.Махлуп выделил 30 отраслей, связанных с производством  знания и разделил их на пять групп: образование, научные исследования и разработки, средства массовой информации и связь, информационные машины и оборудование, информационные услуги.

Существует  и такая точка зрения, что к  информационной сфере нецелесообразно  относить производство технических средств для обучения и преобразования информации, ее носителей, каналов связи и т.д.

Так, В.Тамбовцев  видит пять крупных блоков внутри информационного рынка: научно-техническая  продукция, объекты художественной культуры, управленческие данные и сообщения, бытовая информация, услуги и образование [Источник 18, с. 64].

Итак, целесообразность того или иного подхода к выделению видов информационного продукта определяется непосредственными целями исследования, разработанными методами статистического учета, возможностью сопоставлений как на уровне предприятий и отдельных секторов экономики, так и на международном уровне.

 

2.3 Структура  информационного рынка

 

Инфраструктура  информационного общества – совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.

Информация о работе Проблемы информационного развития в России