Проблемы информационного развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности информации, как фактора производства. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить роль и сущность информации в экономике;
- рассмотреть особенности, структуру и классификацию экономической информации;
- проанализировать рынок информации;
- выявить проблемы информационного развития в России.
Объект исследования данной курсовой работы – информация, как фактор производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Роль и сущность информации в экономике……………………....6
1.1 Сущность понятия «информация»……………………………………….….6
1.2 Влияние информации на экономические процессы………………….….....9
1.3 Особенности, структура и классификация экономической информации..15
1.4 Информационная революция……………………………………………...23
Глава 2. Рынок информации………………………………………………….26
2.1 Особенности рынка информации……………………………………..…….26
2.2 Информация, как товар………………………………………………..…….27
2.3 Структура информационного рынка……………………………………….28
Глава 3. Проблемы информационного развития в России…………….…33
3.1 Современное состояние и научно-методологические проблемы развития экономической информации в России ...............................................................33
Заключение………………………………………………………………….…..36
Список использованной литературы…………………………………….….38

Файлы: 1 файл

КУР Информация в экономике.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Для определения  места информационного ресурса  в системе экономических интересов, следует выяснить его связь с  основывающими эту систему категориями  – потребностями и экономическими отношениями. Учитывая вышеуказанные  особенности информационного ресурса логично предположить, что эта связь также будет иметь особые черты.

Так, например, если рассматривать взаимоотношения  между информационным ресурсом и  потребностями, представляющие собой  один из видов классического для  современной экономической теории противоречия «ресурсы – потребности», то в данном случае это противоречие приобретает ряд особенностей, связанных в первую очередь с особыми свойствами информационного ресурса.

С одной стороны, привлечение информационных ресурсов в той или иной степени требуется для удовлетворения любой экономической потребности.

С другой стороны  для постиндустриального общества характерно существенное изменение  структуры личных и общественных потребностей, в результате чего увеличивается  доля таких потребностей, для удовлетворения которых необходимо привлечение в воспроизводственный процесс большого количества информационных ресурсов качественно высокого уровня. Известно, что товары в экономике насыщены и перенасыщены информационной составляющей [Источник 5, с. 165].

Другим примером проявления особых свойств информационного  ресурса могут служить связанные  с ним отношения собственности, которым принадлежит особое место  в системе экономических отношений.

 Ключевым отличием информационного ресурса как объекта собственности является то, что в результате передачи его другому субъекту, первый может его сохранить, тогда, как материально-энергетические ресурсы полностью переходят от одного собственника к другому. Вытекающие из данных свойств следствия противоречивы.

С одной стороны  возможность копирования информационных ресурсов с минимальными затратами  позволяет многократно увеличивать  эффективность их использования. В  то же время это приводит к затруднению, а иногда к невозможности контроля за распространением таких ресурсов, вследствие чего их производители и владельцы могут нести значительные убытки.

Недополучение производителями информационных ресурсов доходов приводит к ослаблению заинтересованности в их дальнейшем воспроизводстве, что  противоречит реализации интересов не только производителей, но и общества в целом.

 Для разрешения  данного противоречия используется  множество разнообразных методов,  общая суть которых сводится  к частичной нейтрализации указанных  информационных свойств как правовыми  (авторские права, патенты, лицензии), так и техническими (привязка информации к труднокопируемому носителю) методами. Несмотря на это, постоянное увеличение влияния информации на экономические процессы, характерное для постиндустриального типа воспроизводства, все больше усиливает вышеуказанное противоречие [Источник 8, с. 49].

Из вышесказанного следует, что категория информационного  ресурса имеет непосредственную связь как с системой потребностей так и с системой экономических  отношений. Возрастание информационных эффектов в обществе приводит к соответствующему увеличению функций информационных ресурсов в этих системах.

Учитывая, что  потребности и экономические  отношения являются основой экономических  интересов, мы можем утверждать, что  успешность реализации экономических интересов участников экономических отношений находится в возрастающей зависимости от степени вовлеченности информационных ресурсов в процесс воспроизводства.

Процесс согласования интересов интегрирующихся хозяйственных  единиц неизбежно сопряжен с совершенствованием координации их деятельности, что связано, прежде всего, с созданием условий для принятия оптимальных решений и контроля за их осуществлением. Достижению этой цели служит ряд мероприятий, носящих в основном информационный характер.

В постиндустриальной экономике на рынке доминируют собственно информационные, интеллектуальные товары и услуги. По оценкам экспертов интеллектуальный рынок растёт в несколько раз быстрее, чем традиционные рынки. При этом фокус сместился с производства товаров на оказание услуг. Именно эта сфера приносит наибольшие прибыли.

Информатизация  выступает, таким образом, как важнейший  фактор экономического развития, поддерживающий жизнеспособность и маневренность  национальных экономик и обусловливающий  интернационализацию производительных сил. Отсюда следует, что цели и причины интеграции во многом носят информационный характер, а механизмом, посредством которого она проявляется, служат экономические интересы [Источник 2, с. 74].

На новом  этапе развития экономических отношений произошло расширение торговли. Возросла роль экспорта и импорта. Международный товарооборот увеличился в десятки раз. Результатом этого становится рост трансакционных издержек, что также является важной чертой постиндустриальной экономики. По своей сути эти издержки связаны не с производством как таковым, а с затратами, обусловленными потоком информации, изучением рынка, заключением контрактов, и контролем за их исполнением, защитой прав собственности.

Основную долю активов компаний составляют нематериальные активы, которые приносят большую часть прибыли. Трансакционные издержки составляют отдельный важный класс информационных издержек.

Грамотное и  квалифицированное увеличение этих издержек должно приводить к росту  эффективности и прибыльности хозяйственной единицы. Недостаточное внимание к информационным аспектам обеспечения воспроизводственного процесса и связанный с этим недостаточный уровень прямых информационных издержек обусловливают косвенные, сопряженные издержки, отражающие косвенные потери или упущенные выгоды от принятия решений при недостаточной, недостоверной или несвоевременно полученной информации.

 При таком  подходе увеличение эффективности  при росте определенного компонента  прямых информационных издержек  следует трактовать как опережающее уменьшение соответствующих сопряженных издержек. Только изучив характер каждой такой функции на основе статистических данных по каждой группе хозяйственных единиц, можно определить сопряженные информационные издержки [Источник 3, с. 87].

Таким образом, центральным положением такого подхода к проблемам использования информационного ресурса является тезис о том, что наиболее полно реализуются интересы тех экономических структур, которые сумели выработать и развить механизмы эффективных информационных взаимодействий.

 

 

 

1.3 Особенности,  структура и классификация экономической  информации

Одна из важнейших  разновидностей информации – экономическая  информация. Она непосредственно  связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени.

Информация  приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а так же как товар (информационные товары, услуги).

С наиболее общих  позиций информационный ресурс может  быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной  на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ей передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач.

Информационные  ресурсы характеризуются:

    • Тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, экономическая, правовая и т.д.);
    • Формой собственности ( государственная, муниципальная, частная);
    • Доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);
    • Формой представления ( текстовая, изобразительная, звуковая);
    • Носителем ( бумажный, электронный).

Использование информационных ресурсов сопровождало деятельность человека, в том числе  и экономическую, и раньше, однако, к настоящему времени их роль и  значение неизмеримо увеличились. Информационные ресурсы занимают все более значимое положение на ряду с другими ресурсами предприятия, отрасли и национальной экономики в целом. [Источник 19, с. 10 ]

Любая организация  существует в некоторой внешней  среде. Эта же организация порождает  свою внутреннюю среду. В соответствии с источником возникновения информации по отношению к организации имеется внутренняя и внешняя информация, составляющая в целом информационные ресурсы этой организации [Источник 4, с. 37].

Рассмотрим  более подробно, что может представлять собой внешняя информация по целевому назначению.

1. Рыночная информация.

Обширнейшая составляющая внешней  информации, объединяющая очень разнообразные  сведения, от очень «узкоспециализированных» (примером могут служить аналитические  сведения о структуре магазинов  в узком сегменте розничного рынка) до весьма общих, касающихся, например, мнений аналитиков о мировых рыночных тенденциях какого-либо товара. Рыночная информация влияет на маркетинговую деятельность фирм и разработку новых товаров и услуг. Следует отметить, что рыночная информация является товаром для огромного количества экономических субъектов – специализирующихся на рыночных исследованиях компаний, рекламных агентств, банков и т.д.

2. Информация о конкурентах. 

Представляет собой одну из составляющих рыночной информации, но настолько важную, что обычно рассматривается особо. Эта информация может касаться используемых конкурентами производственных технологий, маркетинговой политики, специалистов, поставщиков сырья и т.п.

3. Макроэкономическая и  геополитическая информация (эта  информация может требоваться фирмам для долгосрочного стратегического планирования).

4. Информация о поставщиках:  издержки, надежность, качество и  время доставки.

5. Внешняя финансовая  информация: валютные курсы, динамика  курсов акций, движение на рынке  капитала и т.д.

6. Информация из государственных органов и органов управления: законы, постановления, сообщения налоговых органов и пр. (такая информация необходима предприятиям для того, чтобы соблюдать правовые нормы, а также определять эффективные с точки зрения минимизации налоговых выплат способы ведения бизнеса) [Источник 2, с. 16].

Внутренняя деловая среда  формируется совокупностью структурных  подразделений предприятия с  работающими там людьми, а также  технологическими, социальными, экономическими и другими отношениями между ними. Они порождают плановую, контрольную, учетную, научно-техническую, аналитическую и другую информацию. В отличие от внешней информации информация внутренней среды, как правило, точная и достаточно полно отражает финансово-хозяйственное состояние предприятия. Обработка внутренней информации обычно осуществляется с помощью стандартных формализованных процедур. Эта информация передается и используется в рамках следующих систем:

- транзакционных, предназначенных для операционной  работы;

- внутрифирменного  электронного документооборота;

- электронных  хранилищ информации и документов;

- бумажного  документооборота и документов  на бумажных носителях.

По целевому назначению внутренняя информация может  быть разделена на следующие категории.

1. Информация о производстве и сбыте: издержки, производительность труда, качество продукции, отходы производства, поставки, методы и каналы сбыта и т.д.

2. Информация  о трудовых ресурсах: уровень  квалификации и обучение персонала,  расходы на кадровое обеспечение, моральное состояние сотрудников.

3. Внутренняя  финансовая информация: финансовые  показатели работы фирмы по  данным бухгалтерских балансов  и другой отчетности.

Бизнес-информация может быть получена через официальные (при помощи специализированных поставщиков информации) и неофициальные информационные каналы; характер способа получения бизнес-информации может быть как активным (в этом случае речь идет о поиске источников информации), так и пассивным (здесь подразумевается анализ информации из уже известных источников) [Источник 6, с. 87]. Для практических целей обычно используют различные комбинации источников и способов получения информации (см. табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 - Источники бизнес-информации в зависимости от канала и характера способа ее получения

 

Количество  внешних источников информации растет невероятными темпами. Развитие информационных технологий увеличивает как число, так и качество баз данных на CD-ROM и в режиме он-лайн. Всемирная компьютерная сеть – Интернет, - предлагает астрономическое количество информационных сайтов и средств обмена информацией по всему миру. В процессе информационного поиска все больше фирм ориентируются на использование средств поиска в режиме он-лайн, таких, как поисковые системы в Интернете [Источник 10, с. 55].

Структура экономической  информации. 

Структурно  информация состоит из простых и  сложных элементов. Сложные элементы создаются вследствие соединения разных простых элементов, последние не поддаются дальнейшему разделению. Простые элементы называются информационными единицами, сложные – составными единицами информации или информационными совокупностями.

Под информационной совокупностью понимают группу данных, которые характеризуют объект (процесс, операцию).

По структурному составу информационные элементы можно  разделить на реквизиты, показатели, документы, информационные массивы.

Информация о работе Проблемы информационного развития в России