Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение сущности информации, как фактора производства. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить роль и сущность информации в экономике;
- рассмотреть особенности, структуру и классификацию экономической информации;
- проанализировать рынок информации;
- выявить проблемы информационного развития в России.
Объект исследования данной курсовой работы – информация, как фактор производства.
Введение……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Роль и сущность информации в экономике……………………....6
1.1 Сущность понятия «информация»……………………………………….….6
1.2 Влияние информации на экономические процессы………………….….....9
1.3 Особенности, структура и классификация экономической информации..15
1.4 Информационная революция……………………………………………...23
Глава 2. Рынок информации………………………………………………….26
2.1 Особенности рынка информации……………………………………..…….26
2.2 Информация, как товар………………………………………………..…….27
2.3 Структура информационного рынка……………………………………….28
Глава 3. Проблемы информационного развития в России…………….…33
3.1 Современное состояние и научно-методологические проблемы развития экономической информации в России ...............................................................33
Заключение………………………………………………………………….…..36
Список использованной литературы…………………………………….….38
В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения относительно инфраструктуры информационного рынка [Источник 2, с. 45]. Так, к примеру, существует подобное разделение инфраструктуры информационного рынка на пять секторов:
- научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
- объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
- услуги образования - все виды обучении;
- управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;
- бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.
В этой инфраструктуре, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:
- технический - вся аппаратно-техническая база информатики;
- программный - все программные продукты информатики;
- коммуникационный - все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче
информации, все виды телефонной и факсимильной связи.
Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:
высокомонополизированный профессиональный рынок, предоставляющий пользователю информацию по его сфере деятельности;
услуги для обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;
домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок [Источник 5, с. 36].
Наиболее правомерным мне представляется подход к инфраструктуре информационного рынка, который представлен на схеме 2.1:
Схема 2.1 Структура информационного рынка
Выделяется пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:
- биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;
- статистическая информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;
- коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.
2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:
- профессиональная информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;
- научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
- доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.
3-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:
- новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;
- потребительская информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;
- развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.
4-й сектор - услуги
образования, включает все
Информационная продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.
5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
- программные продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;
- технические средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;
- разработка и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
- консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;
- подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п. [Источник 17, с. 42-44].
Глава 3 Проблемы информационного развития в России
3.1 Современное
состояние и научно-
В отличие от американских специалистов, подход российских ученых к проблемам информации всегда отличался существенно большей комплексностью.
В нашей стране были сформированы новые представления об информатике как о фундаментальной науке, имеющей важное междисциплинарное, научно-методологическое и мировоззренческое значение.
Именно в России за последние 20 лет осуществлено развитие социальной информатики как нового перспективного направления в науке и образовании, которое становится научной базой для формирования информационного общества.
При этом именно нашими учеными разработана Концепция и методология изучения проблем социальной информатики в системе высшего образования [Источник 3, с. 59].
В последние
годы в Российской академии наук активно
разрабатываются также
Новый импульс получили в последнее время и междисциплинарные научные исследования проблем искусственного интеллекта.
Совсем недавно, для координации этих исследований при Отделении общественных наук РАН создан постоянно действующий Научный совет по методологии искусственного интеллекта.
У Совета несколько тематических секций, шесть региональных отделений.
Исключительно важно, что в работе Совета активно участвуют молодые ученые и студенты российских вузов. Уже состоялись две достаточно представительные научные студенческие конференции по данной проблеме, а в самом Совете по инициативе молодых ученых образована специальная молодежная секция [Источник 6, с. 112].
Что касается собственно вычислительных аспектов информатики, то им в России всегда уделялось серьезное внимание.
Достаточно
указать на то научное направление,
которое уже более 20 лет активно
развивается российскими
Все это свидетельствует
о том, что российская наука обладает
сегодня достаточно высоким научным
потенциалом в области
Вместе с
тем, к сожалению, следует
Таким образом, развитие информационного бизнеса в России тесно связано с экономической политикой правительства.
Если будут
реализованы планы по развитию
малого и среднего бизнеса,
промышленного и научного
В противном случае он будет, по-прежнему, настраиваться лишь на те ниши (например, сфера обеспечения безопасности бизнеса), которые способны оплачивать информационные услуги.
Заключение
На данный момент
помимо четырех основных факторов производства принят
По своей природе информация является общественным благом. Однако в определенный момент времени информация может быть и частным благом. Примером тому может послужить какая-либо внутренняя информация фирмы, касающаяся исключительно потенциала развития предприятия в данный момент времени. Вместе с тем, неуничтожимость в процессе использования, возможность наличия информации у множества людей одновременно благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя, а также сложность деления информационного блага на отдельные части позволяют определить информацию как общественное благо
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Поэтому все
более значимым становится информационный
рынок (рынок телекоммуникаций, компьютерный
рынок и рынок информационных
сетей, рынок информационно-
Информационные ресурсы - непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения. Основными поставщиками электронной информации на рынке выступают центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных и информационные брокеры.
Развитие современных информационных услуг в мире стало возможным только благодаря тому, что в большинстве стран существовали общедоступные и недорогие службы передачи данных.
Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства.
На мировом рынке средств информатизации, как и на любом другом, сложился устойчивый круг действующих субъектов – производителей, потребителей, экспертов и институциональных органов – и возник значительный объем бизнеса. В структуре рынка образовались явно выраженные сектора или сегменты в соответствии с представлениями о рыночном механизме, сложилась устойчивая и разнообразная номенклатура продуктов и услуг
Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ.
2. Абросимов
А.Г., Бородинова М.А, Учебно - методический
комплекс по курсу «Теория
экономических информационных
3. Арский Ю.М.,
Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров
Информационный рынок в России/
Информация о работе Проблемы информационного развития в России