Проблемы информационного развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности информации, как фактора производства. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучить роль и сущность информации в экономике;
- рассмотреть особенности, структуру и классификацию экономической информации;
- проанализировать рынок информации;
- выявить проблемы информационного развития в России.
Объект исследования данной курсовой работы – информация, как фактор производства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…4
Глава 1. Роль и сущность информации в экономике……………………....6
1.1 Сущность понятия «информация»……………………………………….….6
1.2 Влияние информации на экономические процессы………………….….....9
1.3 Особенности, структура и классификация экономической информации..15
1.4 Информационная революция……………………………………………...23
Глава 2. Рынок информации………………………………………………….26
2.1 Особенности рынка информации……………………………………..…….26
2.2 Информация, как товар………………………………………………..…….27
2.3 Структура информационного рынка……………………………………….28
Глава 3. Проблемы информационного развития в России…………….…33
3.1 Современное состояние и научно-методологические проблемы развития экономической информации в России ...............................................................33
Заключение………………………………………………………………….…..36
Список использованной литературы…………………………………….….38

Файлы: 1 файл

КУР Информация в экономике.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения относительно инфраструктуры информационного рынка [Источник 2, с. 45]. Так, к примеру, существует подобное разделение инфраструктуры информационного рынка на пять секторов:

- научно-техническая продукция в виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;

- объекты художественной культуры в виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;

- услуги образования  - все виды обучении;

- управленческие данные и сообщения: политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию решений;

- бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.

В этой инфраструктуре, отсутствуют три основных аспекта, характерных для информационного общества:

- технический  - вся аппаратно-техническая база информатики;

- программный - все программные продукты информатики;

- коммуникационный - все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче

информации, все  виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:

высокомонополизированный  профессиональный рынок, предоставляющий  пользователю информацию по его сфере деятельности;

услуги для  обеспечения управленческих решений, которые позволяют использовать в фирме информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем;

домашний рынок, предоставляющий услуги бытового характера, например для электронных платежных операций и покупок [Источник 5, с. 36].

Наиболее правомерным  мне представляется подход к инфраструктуре информационного рынка, который представлен на схеме 2.1:

 

 

 

Схема 2.1 Структура информационного рынка

 

Выделяется  пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1-й сектор - деловая информация, состоит из следующих частей:

- биржевая и финансовая информация - котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки;

- статистическая  информация - ряды динамики, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются государственные службы, компании, консалтинговые фирмы;

- коммерческая информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, связях, сделках, руководителях, деловых новостях в области экономики и бизнеса. Поставщиками являются специальные информационные службы.

2-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

- профессиональная  информация - специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

- научно-техническая  информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

- доступ к  первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абонементу в различных формах.

3-й сектор - потребительская  информация, состоит из следующих  частей:

- новости и  литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

- потребительская  информация - расписания транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

- развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.

4-й сектор - услуги  образования, включает все формы  и ступени образо-вания: дошкольное, школьное, специальное, среднепрофессиональное, высшее, повышение квалификации  и переподготовку.

Информационная  продукция может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практику мы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и пр.

5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:

- программные  продукты - программные комплексы с разной ориентацией - от профессионала до неопытного пользователя компьютера: системное программное обеспечение, программы общей ориентации, прикладное программное обеспечение по реализации функций в конкретной области принадлежности, по решению задач типовыми математическими методами и др.;

- технические  средства - компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, сопутствующие материалы и комплектующие;

- разработка и сопровождение информационных систем и технологий - обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;

- консультирование по различным аспектам информационной индустрии - какую приобретать информационную технику, какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, нужна ли информационная система и какая, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность и т.д.;

- подготовка источников информации - создание баз данных по заданной теме, области, явлению и т.п. [Источник 17, с. 42-44].

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы информационного развития в России

 

3.1 Современное  состояние и научно-методологические  проблемы развития  экономической  информации в России

 

В отличие от американских специалистов, подход российских ученых к проблемам информации всегда отличался существенно большей комплексностью.

В нашей стране были сформированы новые представления об информатике как о фундаментальной науке, имеющей важное междисциплинарное, научно-методологическое и мировоззренческое значение.

Именно в  России за последние 20 лет осуществлено развитие социальной информатики как нового перспективного направления в науке и образовании, которое становится научной базой для формирования информационного общества.

При этом именно нашими учеными разработана Концепция  и методология изучения проблем социальной информатики в системе высшего образования [Источник 3, с. 59].

В последние  годы в Российской академии наук активно  разрабатываются также философские  и семиотические основы информатики, предлагаются принципиально новые  подходы к структуризации ее предметной области, которые учитывают современные тенденции развития науки и образования и могут стать научной базой для активизации междисциплинарных научных исследований в области фундаментальных проблем информатики.

Новый импульс  получили в последнее время и междисциплинарные научные исследования проблем искусственного интеллекта.

Совсем недавно, для координации этих исследований при Отделении общественных наук РАН создан постоянно действующий Научный совет по методологии искусственного интеллекта.

 У Совета  несколько тематических секций, шесть региональных отделений. 

Исключительно важно, что в работе Совета активно  участвуют молодые ученые и студенты российских вузов. Уже состоялись две  достаточно представительные научные  студенческие конференции по данной проблеме, а в самом Совете по инициативе молодых ученых образована специальная молодежная секция [Источник 6, с. 112].

Что касается собственно вычислительных аспектов информатики, то им в России всегда уделялось  серьезное внимание.

Достаточно  указать на то научное направление, которое уже более 20 лет активно  развивается российскими учеными  и получило название вычислительного  эксперимента. Инициатором и признанным лидером этого направления является академик А.Самарский, научная школа которого хорошо известна не только в России, но и за рубежом.

Все это свидетельствует  о том, что российская наука обладает сегодня достаточно высоким научным  потенциалом в области фундаментальной  информатики и, по глубокому убеждению  автора, существенно опережает в этой части Соединенные Штаты.

 Вместе с  тем, к сожалению, следует констатировать: за последнее десятилетие мы  постепенно утрачиваем свои преимущества  перед США и странами Западной  Европы в области использования  когнитивного потенциала информатики в науке, образовании и сфере высоких технологий, что чрезвычайно опасно для будущего нашей страны с точки зрения обеспечения ее национальной безопасности и конкурентоспособности на мировом рынке высоких технологий [Источник 3, с. 61].

Таким образом, развитие информационного бизнеса в России тесно связано с экономической политикой правительства.

 Если будут  реализованы планы по развитию  малого и среднего бизнеса,  промышленного и научного потенциала  страны, информационный рынок сможет  получить новый импульс для саморазвития.

В противном  случае он будет, по-прежнему, настраиваться  лишь на те ниши (например, сфера обеспечения  безопасности бизнеса), которые способны оплачивать информационные услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На данный момент помимо четырех основных факторов  производства  принято выделять еще один – информацию.

По своей  природе  информация  является общественным благом. Однако в определенный момент времени информация может быть и частным благом. Примером тому может послужить какая-либо внутренняя информация фирмы, касающаяся исключительно потенциала развития предприятия в данный момент времени. Вместе с тем, неуничтожимость в процессе использования, возможность наличия информации у множества людей одновременно благодаря тому, что в процессе передачи информации она приобретается получателем, но не исчезает у отправителя, а также сложность деления информационного блага на отдельные части позволяют определить информацию как общественное благо

Деятельность  отдельных людей, групп, коллективов  и организаций сейчас все в  большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Поэтому все  более значимым становится информационный рынок (рынок телекоммуникаций, компьютерный рынок и рынок информационных сетей, рынок информационно-коммуникативных технологий, рынок программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг в финансовой сфере, "черный" рынок незаконных информационных услуг).

Информационные ресурсы - непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части населения. Основными поставщиками электронной информации на рынке выступают центры-генераторы баз данных, центры-распределители информации на основе баз данных и информационные брокеры.

Развитие современных  информационных услуг в мире стало возможным только благодаря тому, что в большинстве стран существовали общедоступные и недорогие службы передачи данных.

Информация сегодня  рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т. д.) при анализе информационного производства.

На мировом рынке  средств информатизации, как и на любом другом, сложился устойчивый круг действующих субъектов – производителей, потребителей, экспертов и институциональных органов – и возник значительный объем бизнеса. В структуре рынка образовались явно выраженные сектора или сегменты в соответствии с представлениями о рыночном механизме, сложилась устойчивая и разнообразная номенклатура продуктов и услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

1. Федеральный  закон «Об информации, информатизации  и защите информации» от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ.

2. Абросимов  А.Г., Бородинова М.А, Учебно - методический  комплекс по курсу «Теория  экономических информационных систем»./Изд-во  Самарск. Гос. Экон. Акад., -2010. -140с.

3. Арский Ю.М., Р.С. Гиляревский, В.С. Егоров  Информационный рынок в России/.–М.: ВИНИТИ, -2009. -293с.

Информация о работе Проблемы информационного развития в России