Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики на примере Республике Беларусь. Задачи курсовой работы:
сущность, основные модели и методы стабилизационной политики;
обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике.
Введение
1 Сущность, основные модели и методы стабилизационной политики
1.1 Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях
1.2 Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства
1.3 Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика
1.4 Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
2. Обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике
2.1 Общие принципы организации стабилизационной политики (зарубежный опыт)
2.2 Трансформационный спад 1991 - 1995 гг., влияние российского дефолта 1999 - 2001 гг. на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики
2.3 Стабилизационная политика Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Есть все основания полагать, что движения деловой жизни общества протекает в форме циклов, сущность которых заключается в наличии повторяющейся последовательности изменений. Деловой цикл предполагает движение трёх величин: объёма занятости, объёма продукции и уровня цен. В процессе непрерывного экономического роста экономическая система проходит четыре фазы, которые называются фазами делового цикла. Это пик (процветание), сжатие (рецессия), дно (депрессия), и расширение (восстановление).
Проблемы макроэкономической стабилизации в Республике Беларусь обусловлены следующим. Во-первых, прежний, сверхцентрализованный механизм государственного управления, присущий командно–административной системе, исчезает вследствие развала самой системы. На его останках необходимо строить новую систему государственного управления. Во-вторых, в нашей стране существует многовековая традиция сильной государственной власти. В-третьих, для белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора, доставшийся в наследство от командно–административной системы. В-четвертых, рынок требует длительного времени для своего становления. Поэтому государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов. В-пятых, государство само выступает инициатором макроэкономических реформ, поэтому они не могут быть осуществлены без его активного участия. В-шестых, государство, несмотря на недостатки командно–административной системы, накопило огромный опыт макроэкономического регулирования. В-седьмых, только государство способно обеспечить привлечение иностранных инвестиций, обеспечение социальной защиты и др.
Актуальность темы: Анализ новых, уже достаточно четко проявившихся закономерностей, важен для определения эффективной стратегии дальнейшего развития Республики Беларусь и формирования адекватной ей государственной политики. Общество нуждается в самоопределении и самоидентификации, на основе чего только и возможно движение вперед.
Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики на примере Республике Беларусь.
Объектом исследования данной работы стала стабилизационная политика.
Предмет исследования – механизмы стабилизационной политики
Задачи курсовой работы:
В работе использован широкий круг источников: монографии и учебная литература, аналитические доклады международных организаций (в частности, Всемирного Банка), периодика.
Классический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики.
Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики государства, которая проводится для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, "жесткостью" заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения [1, c. 155].
В классической модели макроэкономическая политика государства всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия на основе рыночного механизма саморегулирования. Инструментами "саморегулирования" являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство в экономику, по мнению классиков, напротив, усиливает экономическую нестабильность и поэтому должно быть сведено к минимуму.
В кейнсианской модели основным уравнением макроэкономического тождества является известное уравнение совокупных расходов:
Y = C + i + G + Xn,
которое определяет величину номинального ВНП.
В классической модели основным уравнением равновесия экономики выступает уравнение обмена:
MV=PY,
где величина MV представляет собой совокупные расходы покупателей, а РY общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный ВНП.
Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.
В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.
В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.
В кейнсианской модели монетарная политика
рассматривается как вторичная
по отношению к фискальной, так
как у денежно-кредитной
В классической модели предполагается,
что изменение денежного
В концепциях неоклассического
направления, таких как теория рациональных
ожиданий (ТРО), цены и заработная плата
рассматриваются как абсолютно
гибкие. Поэтому рыночный механизм
может автоматически
Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. К их числу относятся:
Внутренний лаг –
промежуток времени между моментом
экономического шока и моментом принятия
ответных мер экономической политики.
Такие внутренние лаги более характерны
для фискальной политики: изменение
курса денежно–кредитной
Внешний лаг – промежуток времени между моментом принятия какой–либо меры экономической политики и моментом появления результатов от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно–кредитной политики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно–кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм.
Поскольку инвестиционные проекты планируются фирмами заблаговременно, то требуется время, как правило, от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг [5, c. 156].
Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки, изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие–либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества – требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.
В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1–2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.
Автоматические стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей и для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, денежно-кредитных и других механизмов макроэкономического регулирования.
Проведение стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики.
Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики осложняется также изменчивостью экономических ожиданий. Определяя поведение потребителей, инвесторов и других экономических агентов, ожидания играют в экономике важнейшую роль. Проблема состоит в том, что, с одной стороны, от ожиданий во многом зависят результаты макроэкономического регулирования, но, с другой стороны, сами ожидания определяются мерами экономической политики [11, c. 222].
Когда в политике правительства и Центрального (Национального) банка происходят изменения, то изменяются и ожидания экономических агентов, и их экономическое поведение. Для того, чтобы эффективно управлять экономикой, необходимо прогнозировать эти изменения, используя для расчетов достаточно сложные экономические модели. Уравнения моделей должны изменяться в экономической соответствии с изменениями в политике государства.
Однако обратное воздействие
политики на формирование ожиданий очень
сложно формализовать и "просчитать".
Поэтому любые
Это особенно существенно для расчетов уровней ожидаемой инфляции и разработок стратегии антиинфляционной политики. Адаптивный компонент ожидаемой инфляции может быть рассчитан как сумма всех темпов инфляции прошлых лет, причем коэффициент при каждом следующем слагаемом, характеризующем удаление в прошлое, оказывается меньше, чем у предыдущего:
Пе = 0,4П–1 + 0,2П–2 + 0,1П–3 + …. +σ
где Пе – ожидаемая инфляция;
0,4П–1 + 0,2П–2 + 0,1П–3 – адаптивный (инерционный) компонент;
σ – рациональный компонент;
П–1 – уровень инфляции прошлого года;
П–2 – уровень инфляции двухгодичной давности;
П–3 – уровень инфляции трехлетней давности и т.д.
Уравнение ожидаемой инфляции является составной частью общей модели равновесия "совокупный спрос – совокупное предложение":
Внешними переменными модели являются государственные расходы G, налоги Та, денежное предложение М, ценовой шок ε. В результате решения модели выводятся вероятностные значения уровней занятости, выпуска, безработицы, инфляции, которые могут послужить ориентирами для разработки альтернативных стратегий макроэкономической стабилизации.
Информация о работе Проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики