Проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики на примере Республике Беларусь. Задачи курсовой работы:
сущность, основные модели и методы стабилизационной политики;
обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике.

Содержание работы

Введение
1 Сущность, основные модели и методы стабилизационной политики
1.1 Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях
1.2 Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства
1.3 Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика
1.4 Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
2. Обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике
2.1 Общие принципы организации стабилизационной политики (зарубежный опыт)
2.2 Трансформационный спад 1991 - 1995 гг., влияние российского дефолта 1999 - 2001 гг. на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики
2.3 Стабилизационная политика Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

Опыт различных стран  также показывает, что рост производительности чрезвычайно выиграет от появления  сильного и активного частного сектора, и что эти выгоды будут усиливаться  благодаря вовлеченности иностранных  инвесторов. В этом отношении далеко идущая и прозрачная программа приватизации, открытая для иностранных инвесторов, помогла бы принести весьма необходимый капитал, технологии и навыки управления. Это, в сочетании с высококачественной и более мотивированной рабочей силой, сулит значительное повышение общей факторной производительности. Кроме того, иностранные инвестиции могут способствовать диверсификации производственной базы и внешнего рынка Беларуси, а также распространению современных методов ведения бизнеса на остальную экономику. Опыт других стран также подчеркивает значение создания системы социальной защиты и средств переподготовки (иногда с использованием поступлений от приватизации) для облегчения социальных последствий временного роста безработицы и подготовки рабочей силы для новых рабочих мест.

Таким образом, подведем итоги. В последнее десятилетие  Беларуси удавалось поддерживать высокие  темпы роста, полагаясь на свои внутренние силы, но также и пользуясь преимуществами благоприятной внешней среды. Результаты роста в последние годы систематически превышали прогнозы внешних сторон, включая прогнозы персонала МВФ. Однако высокие темпы роста в 2005–2008 годы поддерживались в основном за счет внутреннего спроса, что было возможно, когда внешнее финансирование было относительно изобильным, а расширяющийся дефицит по счету текущих операций мог финансироваться за счет внешних сбережений. Другими словами, анализ, лежащий в основе предыдущих прогнозов МВФ, остается актуальным, но в этих прогнозах недооценивалось воздействие высокого внутреннего спроса на рост в благоприятной внешней среде.

Текущий экономический  кризис выявил уязвимость экономики  по отношению к внешним шокам  и вызвал необходимость в своевременной  переоценке модели роста до кризиса. Имеется все больше данных о том, что ряд факторов, способствующих выдающимся результатам роста, носят временный характер, и простая оценка, основанная на методе производственной функции, указывает на то, что потенциальный рост после кризиса, по всей вероятности, будет существенно ниже, чем в докризисный период.

Беларусь может повысить общую факторную производительность, предприняв структурные реформы, направленные на улучшение распределения ресурсов и расширение частного сектора. Опыт других стран убедительно свидетельствует  о том, что благодаря проведению этих реформ Беларусь сможет восстановить и поддерживать высокие темпы.

 

Заключение

На основании изученного материала необходимо сделать следующие  выводы:

  1. Стабилизационная политика представляет собой комплекс мероприятий правительства по восстановлению равновесия в экономике с помощью фискальных и монетарных рычагов.
  2. Безработица и инфляция — формы проявления макроэкономического неравновесия, поэтому различные направления экономической теории предлагают свои варианты политики стабилизации цен и повышения уровня занятости.
  3. В открытой экономике обменный курс очень заметно и непосредственно влияет на цены. Регулирование обменного курса может стать составной частью антиинфляционной программы. Некоторые страны пытались использовать регулирование обменного курса в качестве основного инструмента борьбы с инфляцией.
  4. Структура экономики в республике долгие годы складывалась в рамках внутрисоюзного разделения труда и имеет ярко выраженный характер высокого удельного потребления энергоресурсов, металла, комплектующих и других завозимых товаров. На долю бывших союзных республик приходится около 90% вывозимой из Беларуси продукции и 77% ввозимой. Беларусь получает из бывших союзных республик примерно 95% необходимых ей чёрных металлов, 97% — цветных металлов, 81% — продукции химических отраслей, 91% — строительных материалов. Из республики в бывший Союз направляется около 89% — продукции машиностроения и металлообработки, 97% — продукции лёгкой промышленности и т.д.
  5. Важной составной частью внешнеторговой политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; создание наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций.
  6. Грядущий рубеж тысячелетий характерен для мирового сообщества глубокими системными изменениями в социально-экономических отношениях. Прежде всего это глобальные тенденции, проявляющиеся в промышленно развитых странах и связанные с формированием новой, постиндустриальной их стадии. Её основные черты- социализация и гуманизация экономики, возрастающее значение экологических проблем, неуклонное повышение роли социокультурной сферы.
  7. В конце 80-х гг. Беларусь была одной из самых развитых республик СССР. В 1990 г.- самом благоприятным из всех 90-х гг.- валовой внутренний продукт составил свыше 4 тыс. дол. на душу населения. Безусловно, этот показатель был в несколько раз ниже, чем, например, в США, но одним из самых высоких в СССР.
  8. В 1990 г. в республике проживало 10,2 млн. человек, из которых более 70 % — в городах. Пашни на душу населения приходилось по 62 сотки - в 3 раза больше, чем в странах ЕС. Беларусь имела высокообразованное население, квалифицированную и относительно дисциплинированную рабочую силу. Географическое положение обусловило ее близость не только к традиционным рынкам бывшего СССР, но и европейскому.
  9. Текущий экономический кризис выявил уязвимость экономики по отношению к внешним шокам и вызвал необходимость в своевременной переоценке модели роста до кризиса. Имеется все больше данных о том, что ряд факторов, способствующих выдающимся результатам роста, носят временный характер, и простая оценка, основанная на методе производственной функции, указывает на то, что потенциальный рост после кризиса, по всей вероятности, будет существенно ниже, чем в докризисный период.
  10. Беларусь может повысить общую факторную производительность, предприняв структурные реформы, направленные на улучшение распределения ресурсов и расширение частного сектора. Опыт других стран убедительно свидетельствует о том, что благодаря проведению этих реформ Беларусь сможет восстановить и поддерживать высокие темпы.

 

Список использованных источников

  1. Вечкаллов Г. Макроэкономика, / Г. Вечкаллов, Г. Вечкалова. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 544с.
  2. Гэлбрэйт Т.Дж. Новое индустриальное общество: пер. с англ. /Т. Дж.Гэлбрэй<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=

Информация о работе Проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики