Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики на примере Республике Беларусь. Задачи курсовой работы:
сущность, основные модели и методы стабилизационной политики;
обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике.
Введение
1 Сущность, основные модели и методы стабилизационной политики
1.1 Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях
1.2 Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства
1.3 Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика
1.4 Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
2. Обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике
2.1 Общие принципы организации стабилизационной политики (зарубежный опыт)
2.2 Трансформационный спад 1991 - 1995 гг., влияние российского дефолта 1999 - 2001 гг. на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики
2.3 Стабилизационная политика Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
При длительной инфляции экономические агенты перестают заблуждаться относительно последствий фискальной и монетарной экспансии, они больше интересуются экономической информацией, быстро распознают цели и прогнозируют результаты действий политиков, что позволяет избежать "ошибок" при выработке своих решений. Это означает, что инерционная составляющая ожидаемой инфляции постепенно уменьшается и со временем вовсе исчезает. Одновременно возрастает рациональный компонент ожидаемой инфляции, связанный с изменениями в макроэкономической политике. Именно этот компонент наиболее трудно количественно оценить, а это означает, что результаты решения модели AD–AS не смогут оказаться абсолютно достоверными, что осложняет выбор мер экономической стабилизации [12, c. 22].
Выбор между активной и пассивной
экономической политикой
Однако различные оценки исторических фактов нередко противоречат друг другу. История всегда допускает не одно, а множество толкований, так как выявить истинную причину макроэкономических колебаний нелегко. Поэтому обращение к истории не может окончательно разрешить вопрос о выборе модели стабилизационной политики.
Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между "политикой твердого курса" и "свободой действий". Последовательная макроэкономическая политика ("политика твердого курса" или "игра по правилам") предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и Центрального (Национального) банка. "Твердый курс" означает, что меры правительства и Центрального (Национального) банка по изменению государственных расходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и Центрального банка оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных "правил игры" [5, c. 123].
Примером пассивной
Примером активной политики в рамках названного курса Центрального банка может быть следующее равенство:
где – темп роста денежной массы;
– фактический уровень
В обоих случаях твердым курсом Центрального банка является, в терминах модели IS–LM, сдвиг кривой LM вправо, так как Центральный банк стремится стабилизировать с помощью расширения денежного предложения находящуюся в спаде экономику. Но величина этого сдвига кривой LM вправо при пассивной политике всегда одинакова, а при активной – увеличение зависимости от глубины спада.
Непоследовательная
Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что "игра по правилам" имеет неоспоримые преимущества перед произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.
1) Последовательная
2) Политика твердого
курса снижает влияние
Твердые курсы политики правительства и Центрального банка позволяют относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.
3) "Игра по правилам"
способствует укреплению
В каждом из этих случаев экономические агенты знают, что правительство может нарушить свои обещания. Поэтому они страхуются от "обмана" – не инвестируют и не делают изобретений. В результате такой непоследовательной политики правительства экономика в целом существенно проигрывает, так как стимулы к экономическому росту оказываются заблокированными пессимистическими ожиданиями.
Политика твердого курса, которая не сопровождается никакими обещаниями, вызывает у экономических агентов больше доверия, делает ожидания более рациональными и создает в целом более благоприятную обстановку с точки зрения долгосрочных целей экономического роста.
Возможные "твердые курсы" бюджетно-налоговой политики правительства могут включать:
Курс правительства на ежегодно балансируемый государственный бюджет:
Поскольку курс на ежегодно сбалансированный бюджет связан со значительными издержками, постольку бюджеты большинства стран балансируются в более долгосрочной перспективе. При этом в качестве целевых ориентиров фискальной политики, ограничивающих свободу действий правительства и направляющих ее на поддержание определенных количественных соотношений, могут выступать:
Указанные целевые ориентиры сдерживают "аппетиты" ведомств расходующих государственный бюджет, которые вынуждены соотносить свои требования новых бюджетных ресурсов с этими ограничениями. Без подобных ограничений динамика фактического дефицита государственного бюджета может оказаться трудноуправляемой.
Возможные "твёрдые курсы" денежно–кредитной политики Центрального банка включает:
При стабилизации темпа
изменения денежной массы ЦБ устанавливает
на каждый год определенный уровень
ее прироста и с помощью операций
на открытом рынке, дисконтной политики
или изменения нормы резервиров
При стабилизации процентной
ставки Центральный банк изменяет денежное
предложение с помощью
Стабилизация ставки процента графически может изображаться в виде горизонтальной кривой LM, "зафиксированной" на уровне целевого ориентира R0 (см. рис. 1.2).
Если правительство и Центральный банк успешно координируют свои действия, то стабилизация ставки процента может быть достигнута при традиционных наклонах кривых IS и LM и их скоординированных сдвигах (см. рис. 1.3).
Антиинфляционный потенциал курса на стабилизацию темпов изменения денежной массы более высокий, чем курса на стабилизацию рыночной ставки процента, однако в первом случае не удается избежать эффекта вытеснения.
Курс на стабилизацию номинального ВНП обладает наибольшим антиинфляционным потенциалом, хотя практическая реализация такой политики осложняется тем, что ВНП изменяется со значительным временным лагом к любым мерам. Этот курс предполагает "фиксацию" вертикальной кривой LM на уровне избранного ориентира Y0 (см. рис. 1.4).
Если фактический номинальный ВНП оказывается выше заданного, то Центральный банк с помощью мер денежно-кредитной политики снижает денежное предложение, что сопровождается снижением занятости и объема выпуска продукции. Если фактический ВНП ниже заданного уровня, то Центральный банк проводит денежно–кредитную экспансию. Колебания уровня занятости при такой политике могут оказаться значительными, хотя в более долгом периоде стабилизация выпуска предполагает и стабилизацию уровня безработицы [3, c. 26].
Информация о работе Проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики