Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики на примере Республике Беларусь. Задачи курсовой работы:
сущность, основные модели и методы стабилизационной политики;
обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике.
Введение
1 Сущность, основные модели и методы стабилизационной политики
1.1 Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях
1.2 Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства
1.3 Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика
1.4 Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
2. Обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике
2.1 Общие принципы организации стабилизационной политики (зарубежный опыт)
2.2 Трансформационный спад 1991 - 1995 гг., влияние российского дефолта 1999 - 2001 гг. на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики
2.3 Стабилизационная политика Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
В 1991—1995 гг. в связи с обвальным ростом цен на продукты питания, товары первой необходимости и услуги резко упали доходы населения Беларуси. Только за 1992— 1994 гг. с учетом деноминации в августе 1994 г. хлеб ржаной подорожал примерно в 3 тыс. раз, масло сливочное — в 5, хлеб пшеничный — в 6, мясопродукты — в 10, сахар — в 5, масло растительное — больше чем в 10, проезд в городском транспорте — в 10 тыс. раз. Номинальные денежные доходы населения не «успевали» за расходами. Только 1993 г. номинальные денежные доходы населения республики по сравнению с 1992 г. возросли в 13 раз, а расходы — в 20. Несмотря на повышение номинальной заработной платы, ее реальный уровень неуклонно падал. В том же 1993 г. она снизилась более чем на 36 %, а в целом за 1991—1995 гг. в связи с инфляцией - примерно в 5 раз.
В 1995 г. за чертой минимального потребительского бюджета оказалось более 60 % населения республики. Еще в 1994 г., впервые за время перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям, средняя зарплата в народном хозяйстве стала ниже минимального потребительского бюджета. Она перестала обеспечивать содержание работника и членов его семьи, не способствовала воспроизводству необходимых жизненных сил (табл. 24 приложения).
В 1991—1995 гг. продолжала нарастать внутренняя и внешняя задолженность нашего государства. Если официальная внутренняя задолженность являлась относительно небольшой и составляла всего около 600 млрд. руб., то кредитная задолженность правительства республики только за один 1994 г. возросла почти в 5 раз и составила 1,8 трлн. руб.
Принципиальной проблемой,
которая стала угрожать экономической
безопасности Беларуси, явилась беспрестанно
нарастающая внешняя
За 1991—1995 гг. значительно
возросла денежная разбалансированность,
что свидетельствовало о
Глубокий экономический упадок, в котором находилось народное хозяйство Беларуси, поставил ее на грань обвала и как никогда ранее потребовал разработки и реализации программы неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса. Одержав победу на президентских выборах в июле 1994 г., Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко внес на рассмотрение Верховного Совета Программу неотложных мер по выходу экономики республики из кризиса, которая и была одобрена 30 сентября 1994 г.
Программа содержала комплекс взаимосвязанных неотложных мер, направленных прежде всего на приостановление спада производства, торможение инфляции, сохранение уровня жизни и социальной защищенности, недопущение массовой безработицы и резкого имущественного расслоения. Эта была попытка сочетания монетарных рычагов воздействия в регулировании финансово-кредитной сферы с административными методами управления централизованной государственной экономикой. Программой предусматривались неотложные меры по выходу экономики из кризиса, в том числе общеэкономического характера. Среди них, в частности, были:
Осуществление этих и других мер давало, по мнению правительства республики, возможность остановить негативное развитие событий, отойти от экономической пропасти, гиперинфляции, спада производства, массовой безработицы, обнищания населения. Однако осуществление Программы неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса проходило непоследовательно, недостаточно продуманно и эффективно.
Проблема стабилизации занятости и снижения инфляции сохраняет актуальность для Беларуси и сегодня. В последние годы в деле решения этой проблемы достигнуты значительные результаты.
Рисунок 2.1 - Взаимосвязь индекса потребительских цен и уровня безработицы в Республике Беларусь
Конечно, кривая Филипса не может концептуально описывать положение с инфляцией и безработицей в Беларуси (рис. 2.1), во-первых, потому что экономика не функционирует в условиях полной загрузки мощностей, полной занятости. Во-вторых, потому что кривая как зависимость справедлива для низких темпов инфляции, но не для гиперинфляции, наблюдавшейся в республике на протяжении нескольких лет до середины 90-х гг. Индекс роста потребительских цен снизился с 351 % в 1999 г. до 14,5 % в 2004 г. и 1,08 % в 2005 г. Уровень безработицы, по официальным данным, в 2004 г. составил 1,9 %, в 2005 г. - 1,8, тогда как в 1995 г. - 2,9 %.
В последнее десятилетие Беларусь достигла впечатляющих темпов экономического роста, составлявших в среднем 7,5 процента в год. По сравнению с другими странами СНГ показатели роста в Беларуси были также менее изменчивыми. Выгоды, полученные от экономического роста в последнее время, по-видимому, достаточно широко распределялись среди населения, так как уровень бедности снизился с 47 процентов в 1999 году до 6 процентов в 2008 году, а неравенство оставалось умеренным. Кроме того, страна занимала самое высокое место среди стран СНГ по индексам человеческого развития ПРООН 2008 года.
Вместе с тем внешние наблюдатели, включая персонал МВФ, неоднократно предсказывали, что без изменений в проводимой политике и широкомасштабных структурных реформ экономическая модель Беларуси в конечном счете является неустойчивой. Учитывая медленный прогресс в переходе к рыночной экономике, как показывают показатели перехода к рынку МБРР, модель роста Беларуси иногда называется загадкой.
Быстрый рост Беларуси может быть объяснен факторами роста в стандартной производственной функции:
Для получения оценки потенциального роста после кризиса в Беларуси принимается ряд допущений, в основном соответствующих последним тенденциям. В частности:
Если не устранить ограничения в области спроса и предложения, потенциальный рост в Беларуси может стать постоянно более низким, чем непосредственно перед текущим кризисом. Метод производственной функции показывает, что для восстановления высоких темпов экономического роста потребовался бы значительный прирост производительности, учитывая ограниченные возможности для существенного увеличения капитальных и трудовых вводимых ресурсов. Опыт других стран доказывает, что лучшее распределение ресурсов, более динамичный частный сектор и более широкое использование иностранного капитала могут способствовать повышению роста производительности.
Учитывая выраженное властями предпочтение постепенному подходу к реформам, полезные уроки можно извлечь из опыты экономических реформ Китая. Исследование показателей роста в Китае показывает, что, хотя китайская экономика характеризовалась низким ростом производительности в эпоху централизованного планирования, производительность стала значительным источником роста после проведения экономической реформы в 1978 году13. Вклад роста производительности в рост объема производства в период реформ 1979-1994 годов составлял 42 процента, аналогично вкладу капитала [19].
В работе Ни and Khan (1996) выделено несколько факторов, относящихся к росту производительности Китая в период реформ:
Применительно к Беларуси тот факт, что экономический переход в этой стране все еще находится на ранней стадии, служит хорошим предвестником потенциального роста, который может быть реализован путем проведения рыночных реформ. Беларусь также имеет то преимущество, что она может переосмыслить свою модель роста на основе опыта и уроков других стран, которые прошли этот процесс. В частности, Беларусь имеет значительные возможности для поддержания и повышения роста производительности за счет улучшения распределения ресурсов и создания возможности для того, чтобы частный сектор мог играть более значимую роль в производстве и создании рабочих мест.
Для улучшения распределения ресурсов государственное вмешательство должно будет уступить место рыночным силам в большинстве областей:
Контроль за ценами следует сократить до минимума, с тем чтобы ценовой механизм мог помогать корректировать излишки и дефициты в экономике.
Необходимо развивать рынок труда и ослабить контроль над заработной платой, с тем чтобы наиболее динамичный фактор производства мог перетекать в те области, где он является наиболее эффективным. Для достижения этого следует отменить целевые показатели численности занятых для отдельных предприятий, и руководители предприятий должны иметь возможность устанавливать заработную плату по своему усмотрению таким образом, который обеспечивает стимулы к повышению производительности труда.
Количественные целевые показатели наиболее эффективны в том случае, когда структура экономики относительно проста и обеспечивается предложение ресурсов и рынки для сбыта продукции. По мере того как экономика Беларуси становится более сложной, будет все труднее управлять ею посредством централизованного планирования. В новых условиях, когда беспрепятственный доступ к рынку уже не гарантируется, установление целевых показателей на макроэкономическом уровне и на уровне предприятий будет затруднять ответную реакцию предприятий на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка и снижать стимулы к повышению прибыльности, что будет приводить к накоплению товарно-материальных запасов и непроизводительной растрате ресурсов [19].
Следует позволить банковской системе принимать решения, исходя из прибыльности и рисков, сопряженных с проектами. Ориентированное на рынок распределение кредита будет способствовать повышению производительности, тогда как государственная интервенция в форме целевого или субсидированного кредитования будет создавать искажения, вытесняя кредитование частного сектора, повышая уязвимость банковской системы и потенциально налагая тяжелое бремя на государственный бюджет.
Информация о работе Проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики