Проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основании литературных источников изучить проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики на примере Республике Беларусь. Задачи курсовой работы:
сущность, основные модели и методы стабилизационной политики;
обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике.

Содержание работы

Введение
1 Сущность, основные модели и методы стабилизационной политики
1.1 Фискальная и монетарная политика в классической и кейнсианской моделях
1.2 Проблемы осуществления стабилизационной политики: активная и пассивная политика государства
1.3 Политика твердого курса и произвольная макроэкономическая политика
1.4 Противоречивость целей макроэкономического регулирования и проблема координации курсов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
2. Обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике
2.1 Общие принципы организации стабилизационной политики (зарубежный опыт)
2.2 Трансформационный спад 1991 - 1995 гг., влияние российского дефолта 1999 - 2001 гг. на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики
2.3 Стабилизационная политика Республики Беларусь на современном этапе
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики.doc

— 328.50 Кб (Скачать файл)

"Выпрямление" кривой LM, как правило, предполагает скоординированные  действия Центрального банка  и правительства, так как кривая LM становится вертикальной при  очень высоких ставках процента, которые сопровождаются минимизацией спекулятивного спроса на деньги и сохранением, по существу, только трансакционного спроса на деньги. Такое значительное повышение процентных ставок может быть достигнуто при долговом финансировании бюджетного дефицита в сочетании с ограничительной денежно–кредитной политикой Центрального банка (см. рис. 1.5).

Описанный курс государственной  политики оказывается наиболее эффективным  в ситуациях, когда снижение уровня инфляции становится первоочередной целью макроэкономического регулирования.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт многих стран свидетельствует, что заслуживает доверия политика Центрального банка, которая обеспечивает низкий стабильный темп роста денежной массы. Однако такая политика несовместима с фискальной политикой правительства, ориентированной на значительный дефицит госбюджета. Эта несовместимость объясняется ограниченными возможностями долгового финансирования бюджетного дефицита и неизбежным усилением инфляционного давления даже в случае стабилизации темпа роста денежной массы. В условиях быстрого роста государственного долга экономические агенты не поверят обещанию Центрального банка придерживаться низкого темпа роста денежной массы, а недоверие неизбежно дестабилизирует общую макроэкономическую ситуацию. Поэтому систематический контроль правительства за динамикой бюджетного дефицита является необходимым условием успешного проведения Центральным банком антиинфляционной денежной политики.

В переходных экономиках выбор оптимального сочетания курсов бюджетно-налоговой и денежно–кредитной политики затрудняется рядом специфических обстоятельств.

Во–первых, нередко отсутствует  необходимый опыт макроэкономического  регулирования вообще, и опыт координации  действий правительства и Центрального банка – в частности.

Во–вторых, объективно сложная проблема укрепления доверия к экономической  политике правительства и Центральный  банк еще более усложняется в  ситуации экономической нестабильности и недоверия к отдельным официальным  лицам.

В–третьих, нередко отсутствуют  необходимые социальные условия для обеспечения успешного антиинфляционного сдерживания ценой увеличения безработицы. Например, отсутствие в Беларуси развитой инфраструктуры рынка труда, которая позволила бы "вытесненным" из производства работникам быстро получить новые профессии и новые рабочие места, делает социально рискованным проведение жесткой антиинфляционной политики по методике "шоковой терапии".

Сочетание указанных обстоятельств  приводит к преобладанию произвольной макроэкономической политики правительства и Центрального банка, которая не способствует укреплению доверия и препятствует рационализации экономических ожиданий. Однако, некоторые меры экономической политики, – например, установление валютного коридора – позволяют думать о том, что правительство и Центральный банк начинают "прививать" экономическим агентам формы рационального поведения. В пользу вывода о возможном движении в сторону рационализации ожиданий свидетельствует и обилие макроэкономической информации в периодической печати, а также появление в структуре частных фирм специальных аналитических подразделений, призванных давать обоснованные, "рациональные" прогнозы будущего состояния экономики, исходя из которых негосударственный сектор будет принимать экономические решения.

2. Обобщение зарубежного и отечественного опыта стабилизационных мер в экономике

  • 2.1 Общие принципы организации стабилизационной политики (зарубежный опыт)

Кризис характеризуется  резким сокращением деловой активности – возникает избыток товаров  по сравнению со спросом на них  со стороны потребителей, что ведет  к снижению цен. Поскольку созданные  товары не находят сбыта, товаропроизводители  сворачивают производство, резко возрастает количество безработных, доходы населения уменьшаются, что вызывает дальнейшее сокращение спроса.

В результате множество  предпринимателей оказываются неплатежеспособными  и терпят крах. Кризис усиливается  потерей доверия субъектов рыночного хозяйства друг к другу, потрясениями кредитной системы [12, c. 80].

в соответствии с кейнсианской концепцией государство может целенаправленно  воздействовать на экономическую конъюнктуру  страны. Стоит ли ему использовать эту возможность?

До 1970-х гг. большинство экономистов отвечало на этот вопрос положительно. Под влиянием учения Дж.М. Кейнса стабилизационная политика была причислена к основным задачам правительств.

В 1946 г. Конгресс США принял Закон о занятости, по которому «в сферу постоянно возобновляемых политических задач и ответственности федерального правительства входит обеспечение максимальной занятости, производства и покупательной способности».

Эти задачи были подтверждены и расширены в Законе о полной занятости и сбалансированном росте, принятом в 1978 г. (Закон Хэмфри-Хоукинса). В ФРГ 8 июня 1967 г. был принят Закон о содействии стабильности и роста экономики, в соответствии с которым правительство ежегодно ставит конкретные цели относительно уровня цен, занятости, внешнеэкономического равновесия и темпа роста и обязуется содействовать их достижению.

В какой мере это удавалось, можно судить по рис. 2.1 (см. приложение), на котором отражены данные за 30 лет.

В России в 2000 г. правительство  приняло программу «Основные  направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу (2000-2010 гг.)», которая в отличие от пятилетних планов социалистической экономики, директивно доводившихся до каждого предприятия, должна быть осуществлена посредством мероприятий стабилизационной политики.

Однако в ходе проведения стабилизационной политики правительства  встречаются с рядом препятствий, снижающих ее эффективность[19].

  • 2.2 Трансформационный спад 1991 - 1995 гг., влияние российского дефолта 1999 - 2001 гг. на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики

 

В конце 80-х гг. Беларусь была одной из самых развитых республик СССР. В 1990 г.- самом благоприятным из всех 90-х гг.- валовой внутренний продукт составил свыше 4 тыс. дол. на душу населения. Безусловно, этот показатель был в несколько раз ниже, чем, например, в США, но одним из самых высоких в СССР.

Именно поэтому, а также  в связи с относительной стабильностью социально-экономического положения, сравнительно небольшими размерами и некоторыми другими причинами кризисные явления в экономике Беларуси проявились позже, чем в других республиках СССР. Только в 1991 г. впервые произошло абсолютное падение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В итоге валовой внутренний продукт в 1991 г. составил 98,8 % к уровню 1990 г., а национальный доход - 97 %.

В 1991 - 1995 гг. для народного  хозяйства республики стало характерным резкое обострение экономического кризиса. Его основными проявлениями стали:

    • снижение всех главных макроэкономических показателей;
    • падение общественного производства;
    • увеличение дефицита государственных финансов;
    • рост инфляции;
    • падение стоимости белорусского рубля, который был введен в денежное обращение в июне 1992 г.;
    • рост внешней задолженности.

Все это поставило  народное хозяйство Республики Беларусь на грань обвала. Об этом свидетельствуют официальные данные Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, приведенные в табл. 2.2

 

Таблица 2.2 - Динамика макроэкономических показателей за 1991—1995 гг., % к предшествующему году

Макроэкономические показатели

1991

1992

1993

1994

1995

1995 к 1990

Валовой внутренний продукт

98,8

90,4

92,4

87,4

89,6

64,6

Продукция промышленности

99,0

90,6

90,0

82,9

88,3

59,1

Продукция сельского  хозяйства

95,1

91,5

103,7

85,6

95,3

73,6

Товары народного потребления

100,5

95,0

94,0

87,0

76,0

59,6

Капиталовложения

71,0

85,0

89,0

68,0

95,0

35.2

Розничный товарооборот

91,9

78,0

86,0

90,5

77,2

43,0


 

Такое значительное сокращение масштабов производства обусловлено прежде всего падением в 1991-1995 гг. на 40,9 % выпуска продукции промышленности - ведущей отрасли народного хозяйства республики. Более того, с учетом нереализованных товарных запасов и неоплаченной продукции выпуск промышленной продукции сократился почти вдвое. При этом ее спад имел не структурный, а всеобщий характер. Это касалось всех разовых отраслей промышленности, которые имеют первоочередное значение для развития всей экономики Беларуси [11, с. 164].

Основными причинами  падения объема производства в промышленности стали прежде всего нежелание  политического руководства республики проводить радикальное реформирование форм и методов хозяйствования, медленное осуществление рыночных преобразований, сохранение в основном административно-командной системы управления с монополией государственной собственности, директивными методами руководства, централизованными планированием и распределением продукции. Негативное влияние оказывали также обострение проблемы сбыта продукции, резкое удорожание материальных ресурсов, неплатежи и, как следствие, тяжелое финансовое положение большинства промышленных предприятий республики.

Обострение проблемы сбыта продукции отечественных  промышленных предприятий связано  с ее низкой конкурентоспособностью вследствие сокращения инвестиций в  науку, новые технологии, утраты традиционных рынков сбыта в странах-членах СНГ, неэффективного поиска новых рынков сбыта в Европе, Азии, Африке и на Ближнем Востоке.

В тяжелом положении  оказалось и сельское хозяйство  Беларуси. За 1991 - 1995 гг. объемы его производства снизились на 26,4 % . Главной причиной напряженного положения в аграрном секторе стал недостаточно собственных источников финансирования. В свою очередь дефицит финансов стал следствием низкого уровня закупочных цен, которые не обеспечивали рентабельность сельскохозяйственного производства. В результате не паритет, или ножницы цен, на сельскохозяйственную и промышленную продукцию постоянно увеличивается. Только за 1991 - 1994 гг. цены на продукцию, потребляемую сельским хозяйством, выросла по сравнению с 1990 г.: на электроэнергию — в 281 тыс. раз, на дизельное топливо - в 237, на бензин - в 100, в комбайны — в 149, на тракторы МТЗ — в 67 - 80, и минеральные удобрения — в 30-80 тыс. раз, а закупочные цены за это же время выросли: на зерно - только в 6 тыс. раз, на сахарную свеклу - в 5,7, на крупны рогатый скот — в 5,4, на свиней — в 11,4, на птицу — 16,5, на яйцо - в 20,4 тыс. раз.

Чтобы приобрести в 1994 г. 1 т дизельного топлива колхозам и совхозам республики необходимо было про дать 469 кг крупного рогатого скота  или 4105 кг молока. В 1991 г. на эти цели требовалось соответственно и 100 кг, что в 39 и 41 раз меньше.

Значительное падение  выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства произошло в связи с резким сокращением капиталовложений. За 1991- 1995 гг. капиталовложения в народное хозяйство Беларуси по сравнению с 1990 г. снизились на 64,8 % .

Такое падение инвестиционной активности произошло из-за сужения  финансовых возможностей предприятий, сокращения государственных капиталовложений. Однако необходимо подчеркнуть, что сокращение государственного финансирования производства является нормальным явлением в условиях рыночной экономики.

Необходимо также отметить, что падение производства промышленной и сельскохозяйственной продукции  в определенной мере было обусловлено  переходными процессами к принципиально новой системе хозяйствования, структурной перестройкой народного хозяйства, установлением новых хозяйственных связей. Одной из причин такого падения стало и то, что прежнее правительство республики не имело продуманной программы конкретных мер по реформированию народного хозяйства, задерживало решение многих рыночных вопросов, проводило непоследовательную политику социальной защиты населения, что предопределило социальный взрыв в будущем.

Информация о работе Проблемы эффективности и выбора моделей стабилизационной политики