Проблемы обеспечения экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить понятие «экономическая безопасность» и обозначить основные проблемы ее организации в России. В результате исследования решались следующие задачи:
•раскрыть сущность понятия «экономическая безопасность»;
•рассмотреть нормативно-правовую базу экономической безопасности;
•изучить основные органы управления экономической безопасности в России;
•рассмотреть механизмы обеспечения экономической безопасности в России;
•сделать выводы о значении обеспечения экономической безопасности.

Содержание работы

Введение 3
1.Теоретическая основа экономической безопасности страны 6
1.1.Сущность экономической безопасности 6
1.2.Основные показатели экономической безопасности России 7
1.3.Механизм обеспечения экономической безопасности России 10
2.Проблемы обеспечения экономической безопасности в России 18
2.1.Взаимодействие федерального центра и регионов в процессе обеспечения экономической безопасности18
2.2.Развитие наноиндустрии и экономическая безопасность 25
Заключение 29
Список используемых источников 31

Файлы: 1 файл

проблемы обеспечения экономической безопасности россии.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Национальная  экономическая безопасность — это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения — качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.

Национальная  экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:

  • независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно — необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;
  • стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;
  • устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека6.

Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации  является нормативно-правовым актом, закрепляющим основные положения национальной безопасности, в том числе и экономической. Она утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации представляет собой систему основных положений, направленных на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В этом нормативно-правовом акте определено, что под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации7.

Перед национальной экономической безопасностью ставятся следующие задачи:

  • прогнозирование появления внутренних и внешних угроз;
  • разработка и реализация необходимых мероприятий по снижению степени влияния внутренних и внешних угроз;
  • защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
  • разработка и реализация экономической политики, направленной на активизацию экономического роста;
  • создание условий научной и технологической независимости;
  • обеспечение безопасности человека и гражданина, его прав и свобод;
  • повышение эффективности государственного аппарата;
  • поддержание баланса межнациональных отношений;
  • создание условий соблюдения законодательства;
  • формирование взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • содержание военного потенциала страны;
  • улучшение экологической обстановки;
  • интеграция национальной экономики в мировое хозяйство;
  • формирование единого экономического пространства со странами СНГ;
  • защита на мировых рынках интересов отечественных производителей;
  • формирование режима финансово-кредитной независимости России;
  • усиление государственного регулирования иностранных компаний, ведущих хозяйственную деятельность на территории страны;
  • формирование эффективного правового поля деятельности хозяйствующих субъектов;
  • вывод национальной экономики из кризиса.

Основу национальной безопасности составляют национальные интересы — совокупность взаимосвязанных  и уравновешенных между собой  интересов государства, общества и  индивидуума.

Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Законе РФ «О безопасности»8. В Законе указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в РФ осуществляет Президент.

Но поскольку это  направление деятельности представляет большую сложность и требует  профессиональных знаний и умений в различных областях, Закон предусмотрел создание специального органа — Совета безопасности Российской Федерации, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет безопасности — это конституционный  орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В Законе «О безопасности» сформулированы следующие основные задачи Совета безопасности:

1.  определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;

2.  разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;

3.  подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;

4.  разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и др.

Главное управление экономической безопасности и противодействия  коррупции МВД России (ГУЭБиПК  МВД России) — самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

До 2011 года — Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России). В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК).

В круг основных задач Главного управления входят:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

Вывод по первой главе.

Для обеспечения экономической  безопасности России, для решения  поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны в условиях глобализации – это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз.  Он включает в себя следующие элементы:

-  объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

-  выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам;

-  деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Механизм обеспечения  экономической безопасности в условиях глобализации реализуется посредством  государственной стратегии, которая  должна быть идеологией развития и учитывать стратегические приоритеты, национальные интересы. Поэтому главная цель экономической стратегии состоит в формировании структуры экономики и образовании промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для внедрения капитала в новое русло развития экономики.

Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Государственная стратегия в  области обеспечения экономической  безопасности разрабатывается и  реализуется в рамках проводимой экономической политики, основными приоритетами которой являются достижение устойчивости экономического положения личности, социально-экономической стабильности общества, государства, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законности и законопослушания всех, включая органы государственной власти.

В этих целях должна быть создана отлаженная и надежная система  государственного воздействия на экономику, позволяющая осуществлять с наименьшими  потерями регулирование важнейших  экономических преобразований, а также способная взять на себя функции управления и поддержания экономики страны на безопасном уровне. Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы обеспечения экономической безопасности в России

2.1.Взаимодействие федерального центра и регионов в процессе обеспечения экономической безопасности

 

Вопросы обеспечения  экономической безопасности любой  страны остаются одними из важнейших в определении ее статуса в мировых экономических отношениях как независимого государства. Само понятие независимость в современном мире все более тяготеет к нравственному осознанию экономических гарантий существования общества в рамках определенного государственного пространства. Как бы ни были сильны процессы глобализации, можно констатировать лишь факт сохранения качественно важных для любой страны экономических отношений, характеризующих особенности формирования ее государственности в условиях многополярности мира.

Россия - это федерация, воплотившая  уникальное соотношение исторически межнационального уклада и огромного ресурсного потенциала своего развития. Ни внешние угрозы, ни внутренние конфликты за всю ее историю не смогли изменить главного - целостности ее евро-азиатского пространства и веры народа, на нем проживающего, те особые ценности, которые иногда необъяснимы с точки зрения рационального мышления, конкретизирующего наиболее типичные модели экономического восприятия действительности.

Достаточно часто вопросы  обеспечения экономической безопасности сводятся к определению некоторых пороговых значений и общей системы воздействия на экономику в рамках системы государственного регулирования этих показателей. Подобный подход практичен с точки зрения решения конкретных задач экономического развития. Однако важно определить и другие факторы, которые при определенных условиях могут снизить гарантии обеспечения экономической безопасности государства. При этом важно, что несоответствие вертикали управления и реально сложившейся горизонтали регулирования регионального экономического развития усугубляет ситуацию и привносит хаотичность в развитие отношений между федеральным центром и регионами. Проблемы развития современной экономики во многом связанны с формированием качественно нового уровня системы государственного регулирования экономики.

Рыночные преобразования, активный уход государства от влияния на базовые отрасли экономики, парад региональных суверенитетов, обострение межнациональных отношений - все это отразилось на формировании той особой экономической модели, которая определила уровень развития экономики на стыке веков. Ни одна из современных западных экономических теорий не может в полной мере определить качественные характеристики этой модели и тем более указать на возможности решения определенных проблем развития. А в ряде случаев (коррупция, криминализация экономики, политика «снятия сливок» и т. д.) создается впечатление, что данная модель воплотила многие недостатки ранее существовавших моделей.

Информация о работе Проблемы обеспечения экономической безопасности