Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать выявление основ развития продовольственной безопасности как предмета изучения, определение основных направление развития системы продовольственной безопасности РФ и проанализировать перспективы вступления РФ в ВТО.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема обеспечения продовольственной безопасности в России
1. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в РФ 6
1.1 Понятие продовольственной безопасности. 6
1.2 Продовольственная безопасность РФ как обязательное условие
обеспечения ее независимости. 8
2.Современное состояние продовольственной безопасности 9
2.1 Анализ продовольственной безопасности 9
2.2 Проблемные аспекты продовольственной безопасности 16
3. Решение продовольственной проблемы в РФ 24
3.1 Ограничение импорта 24
3.2 Установление взаимовыгодного сотрудничества между
государством и бизнесом 27
3.3 Проблемы интеграции российской экономики в ВТО 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение

Файлы: 1 файл

А КУРСОВАЯ ПРОБЛЕМЫ ПРОД 02.05.2011.doc

— 299.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                   3

Проблема обеспечения  продовольственной безопасности в  России

1. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в РФ                 6                                                                                                           

1.1 Понятие продовольственной безопасности.                                         6

1.2 Продовольственная  безопасность РФ как обязательное  условие

      обеспечения ее  независимости.                                                             8

2.Современное состояние продовольственной безопасности                     9                            

2.1 Анализ продовольственной безопасности                                              9

2.2 Проблемные аспекты продовольственной безопасности                       16                            3. Решение продовольственной проблемы в РФ                                           24

3.1 Ограничение импорта                                                                                24

3.2 Установление взаимовыгодного  сотрудничества между

      государством  и бизнесом                                                                           27

3.3 Проблемы интеграции  российской экономики в ВТО                           33                                       

Заключение                                                                                                       40

Библиографический список                                                                             42

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Продовольственная безопасность государства - важнейшая часть экономической и национальной безопасности страны, подразумевающая такое состояние экономики и АПК страны, которое при сохранении и улучшении среды обитания без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних и внутренних условий, при бесперебойном поступлении продуктов питания в места их потребления обеспечивает население страны по доступным ценам экологически чистыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства в объеме не ниже 80%, энергетическая полезность которых не ниже 75% от научно обоснованных норм. Само понятие продовольственной безопасности определено Доктриной как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

      Продовольственная проблема  является актуальной для России, поскольку у значительной части российских граждан рацион питания скуден, занижены нормы потребления многих видов продуктов. По калорийности суточного рациона одного среднестатистического человека Россия уступает не только развитым, но и некоторым развивающимся странам.

       Мировой финансовый кризис серьезно затронул все сферы российской экономики. Конечно, и такую важную, как сельское хозяйство.  Финансовый кризис и продовольственная безопасность - взаимосвязанные понятия.

Эффективное управление экономикой и социальной сферой, тщательно выверенное формирование направлений и ясное ведение перспектив развития это ключ к решению любых задач, которые встают перед страной.

Более 12 лет назад был  разработан проект Федерального закона "О продовольственной безопасности Российской Федерации", который рассматривался в Государственной Думе РФ, но осуществлявший полномочия Президента РФ Б.Н. Ельцин отказался подписать его. Россия в то время, по его мнению, не могла обеспечить необходимую для исполнения требований проекта данного Закона поддержку сельскохозяйственной отрасли. Поэтому нельзя не приветствовать принятие Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" 1 (далее - Доктрина). Уже сам факт его принятия не только показывает, насколько важна и актуальна продовольственная сфера для Российской Федерации, но и указывает на приоритет национальных интересов в области оборота продовольствия. Более того, Доктрину можно охарактеризовать как стратегический нормативный правовой акт национального масштаба.

В ней прямо предписывается, что продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.2

Исходя из вышеизложенного, тема курсовой работы «Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в РФ » является актуальной на сегодняшний день и представляет интерес к рассмотрению.

Цель данной курсовой работы – проанализировать выявление основ развития продовольственной безопасности как предмета изучения, определение основных направление развития системы продовольственной безопасности РФ и проанализировать перспективы вступления РФ в ВТО.

   1.Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в РФ  

     1.1 Понятие  продовольственной безопасности.     

Продовольственная безопасность- состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни, а так же гарантии качества и безопасности пищевых продуктов, снижение до минимально возможного уровня импортной зависимости рынка.

Правовой основой продовольственной  безопасности является конституция государства, настоящий Закон, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры государства, а также принятые на их основе другие нормативные правовые акты по реализации прав граждан государства на полноценное питание и свободу от голода.

В приложение 1 (схема1)3 видно, что национальная безопасность это сложная многоуровневая система. Национальная безопасность делится на военную, социально-политическую, экологическую и другие виды безопасности. Рассмотрев данную схему, мы можем сделать вывод: национальная безопасность - это состояние жизнедеятельности нации, при котором достигнута защищенность национальных интересов от угроз. Экономическая безопасность - неразрывной составной частью национальной безопасности. Национальная экономическая безопасность характеризует защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от угроз. Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития.

В свою очередь, любые  изъяны в ней способны причинить  ущерб не только экономическим интересам, но внутренней и внешней безопасности и привести к снижению авторитета государства, защищенности его населения.

На схеме 24 (приложение 2) представлен состав основных видов экономической безопасности. Особый интерес для рассмотрения будет представлять одна из ее составляющих - это продовольственная безопасность.

Термин "продовольственная безопасность" был введен в научный оборот только в первой половине 70-х годов XX в. (после глубокого зернового кризиса 1971 - 1972 гг.), будучи заимствованным из рекомендаций Международной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). В современный период принят важнейший международный документ - Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности, в п. 1 которой указано, что главы государств и представительств, представители Европейского сообщества согласились "принять все необходимые меры, требуемые на национальном, региональном и глобальном уровнях и от всех государств и правительств..."5.

 Важнейшим достижением Доктрины является то, что в ней впервые закреплены все основные термины, используемые применительно к исследуемой теме. Под продовольственной независимостью Российской Федерации понимается устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов, а под продовольственной безопасностью Российской Федерации подразумевается такое состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

    Для оценки  состояния продовольственной безопасности  в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна - не менее 95 процентов; сахара - не менее 80 процентов; растительного масла - не менее 80 процентов; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 процентов; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 процентов; рыбной продукции - не менее 80 процентов; картофеля - не менее 95 процентов; соли пищевой - не менее 85 процентов.

 

   1.2 Продовольственная безопасность РФ как обязательное условие обеспечения ее независимости

 В Доктрине от  30 января 2010 г.№ 120 указано, что для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги. Первый генетически модифицированный продукт был получен еще в прошлом веке, в 1983 г. в немецком городе Кельне. Но самых больших успехов научные и практические исследования в области генной инженерии достигли в США. В 1994 г. американские исследователи предоставили на продовольственный рынок партию помидоров, которые не боялись холода, долгое время хранились и сохраняли товарный вид. Для этого в ДНК помидора ученые ввели ген камбалы, в картофель был введен ген бактерии, яд которой смертельно опасен для колорадского жука, и т.д.

В современный период в Российской Федерации разрешено  для использования 14 видов пищевой продукции растительного происхождения и 5 видов генетически модифицированных микроорганизмов. Среди них шесть сортов кукурузы, три - картофеля, три сорта вездесущей сои, по одному сорту риса и свеклы. Соответственно каждый гражданин Российской Федерации имеет право на осознанный выбор качественных продуктов питания. В обязательном порядке производитель обязан маркировать те продукты питания, компоненты которых получены с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента, о чем прямо указывается в п. 2 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей". Вместе с тем в отличие от большинства зарубежных стран, где в любом продовольственном магазине или супермаркете товар, содержащий генетически модифицированные организмы, указывается потребителю в виде яркой и наглядной информационной надписи об этом, в России эти нормы грубо нарушаются. Современные реалии таковы, что наше государство импортирует ежегодно значительное количество сои и продуктов ее переработки из США, Аргентины, Бразилии. А это те страны, в которых преимущественно выращивается генно-модифицированная соя. Таким образом сложилась интересная ситуация: отечественным аграрным товаропроизводителям действующее законодательство запрещает выращивать (производить) генно-модифицированную продукцию, а вот использование ими зарубежного генно-модифицированного сельскохозяйственного сырья, а также произведенного из него продовольствия разрешено. Также целесообразно ввести стимулирование аграрных товаропроизводителей в производстве экологически чистой высококачественной сельскохозяйственной продукции с установлением повышенных цен на нее, например при осуществлении ее закупок для государственных и муниципальных нужд. Экологически чистую высококачественную сельскохозяйственную продукцию целесообразно использовать в качестве лечебной и диетической для диетического и детского питания, санаторно-курортного обслуживания. Указанная продукция в обязательном порядке должна иметь место и в розничной торговле с обязательной маркировкой об этом. Давно назрела объективная необходимость в разработке и принятии специального Федерального закона "О государственном стимулировании выращивания (производства) экологически чистой высококачественной сельскохозяйственной продукции аграрными товаропроизводителями Российской Федерации". Это направление должно стать одним из приоритетных в структуре государственной аграрной политики, поскольку "в России сосредоточено 9% мировой продовольственной пашни, 52% черноземов, 20% запасов пресной воды, 9% производства минеральных удобрений".6

Таким образом, следует  учитывать, что без обеспечения  населения Российской Федерации качественным и доступным продовольствием не может быть не только здоровой нации, но и реальной продовольственной независимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Современное состояние продовольственной безопасности России

2.1 Анализ продовольственной безопасности

 

В обобщенном виде оценка состояния продовольственной безопасности населения определяется:

физической  доступностью продовольствия - наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;

экономической доступностью продовольствия - уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;

безопасностью продовольствия для потребителей - предотвращение производства, реализации и потребления некачественных пищевых продуктов, способных нанести вред здоровью населения.

     В настоящее время наличие основных ресурсов сельскохозяйственной продукции и сырья, насыщенность продовольственного рынка России таковы, что в основном физическая доступность продовольствия обеспечена, по крайней мере, на минимальном уровне потребления. К сожалению, в России обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым в настоящее время Минздравсоцразвития рациональным нормам их потребления составляет7: по мясу и молочным продуктам – около 80%; по рыбе и рыбопродуктам – 55%; по овощам и фруктам – 75-77%. Однако, эти новые рекомендуемые нормы определенно занижены по сравнению с действующими до сих пор, что приводит к излишне оптимистической оценке уровня продовольственного обеспечения. Если же провести перерасчет по действующим нормам, то по мясу обеспечение составит меньше 70%, а по молоку не многим более 60%. Однако даже этот уровень потребления достигается не только за счет собственного производства, но и в значительной мере за счет импорта, затраты на обеспечение которого уже превысили 35 млрд. долл. США. Отечественные производители пока не могут обеспечить продовольственной независимости страны. Если взять долю отечественной продукции в общем объеме потребления, то, по нашим расчетам, она составляет8: по мясу – 60%; по молочным продуктам – менее 80%; по сахару – 58%; по овощам – 84%; по фруктам – 40%.

     Такой  низкий уровень продовольственной  независимости прямо сказывается на ценовой неустойчивости на агропродовольственном рынке. Необходимо отметить, что при общем удовлетворительном уровне насыщенности продовольственного рынка системно возникают ситуации с краткосрочным дефицитом тех или иных видов продовольствия в отдельных регионах, а потребители не защищены от резких колебаний цен на продовольствие.

Информация о работе Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации