Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать выявление основ развития продовольственной безопасности как предмета изучения, определение основных направление развития системы продовольственной безопасности РФ и проанализировать перспективы вступления РФ в ВТО.
ВВЕДЕНИЕ 3
Проблема обеспечения продовольственной безопасности в России
1. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства в РФ 6
1.1 Понятие продовольственной безопасности. 6
1.2 Продовольственная безопасность РФ как обязательное условие
обеспечения ее независимости. 8
2.Современное состояние продовольственной безопасности 9
2.1 Анализ продовольственной безопасности 9
2.2 Проблемные аспекты продовольственной безопасности 16
3. Решение продовольственной проблемы в РФ 24
3.1 Ограничение импорта 24
3.2 Установление взаимовыгодного сотрудничества между
государством и бизнесом 27
3.3 Проблемы интеграции российской экономики в ВТО 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение
Государственная поддержка сельского хозяйства в нашей стране осуществляется на основании Федерального закона от 14 июля 1997 года N 100-ФЗ "О государственном регулировании агропромышленного производства" 28. Статья 17 указанного Закона предусматривает государственное регулирование экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Это противоречит основным нормам и принципам ВТО.
Правительство Российской Федерации в интересах продовольственной безопасности Российской Федерации может принимать меры защитного, протекционистского характера в случаях, когда насыщение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия может обеспечиваться за счет отечественного производства или импорт приводит к ухудшению состояния его отраслей, снижению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Защитные меры принимаются в форме количественных ограничений или введения таможенных пошлин до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы его причинения.
Политика России по интеграции отечественных производителей сельскохозяйственной продукции в мировую экономику предусматривает проведение государственных программ развития агропромышленного производства, а также возможность дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям, что закреплено в ст. ст. 4, 13 указанного нормативно-правового акта.
Таким образом, можно говорить о наличии противоречия между принципами ВТО и действующим законодательством по поддержке отечественных производителей.
На сегодняшний день продовольственная зависимость России от импортных поставок составляет от 40 до 50% по различным оценкам. Критическим уровнем в мировой практике считается 30%. В случае вступления в ВТО эта зависимость может возрасти еще больше, что является усилением угрозы продовольственной безопасности России.
Правила ВТО направлены на то, чтобы государствам-участникам гарантировались равные условия для конкуренции, поэтому создаются различные механизмы ценообразования. Между тем действующее российское законодательство о сельском хозяйстве построено на старой системе социалистического планирования и не полностью адаптировано к современным рыночным отношениям, тем более к требованиям ВТО. Именно поэтому, следует изучать требования ВТО, а не отрицать преимущества от вступления в нее России. В настоящее время Российская Федерация значительно отстает от государств - участников ВТО, в которых достаточно хорошо субсидируется сельскохозяйственное производство, и необходимо не только увеличивать бюджетное финансирование российского сельского хозяйства, но и обеспечить целевое использование субсидий, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, тем самым обеспечивая конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на мировом рынке.29 По мнению профессора кафедры гражданско-правовых наук Российской академии адвокатуры, кандидата юридических наук В.М. Дикуссара, вступление России в ВТО возможно лишь после реформирования сельского хозяйства и аграрного законодательства. При этом одним из основных направлений такого реформирования В.М. Дикуссар считает разработку и принятие Аграрного кодекса, который, в отличие от обсуждаемого ФЗ "О развитии сельского хозяйства", должен урегулировать не только вопросы производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, но и вопросы ее хранения и транспортировки, а также отношения в социальной сфере.
Такое положение дел требует более глубокой проработки механизма вступления России в ВТО.
В то же время вступление России в ВТО на приемлемых условиях даст бесспорные преимущества. В первую очередь это приведет к увеличению совокупной величины государственной поддержки агропромышленного производства, что окажет позитивное влияние на инвестиционную активность в АПК.
Существенным стимулом модернизации сельскохозяйственного производства является и то, что членство России в ВТО будет способствовать проведению инновационной политики. При этом важно отметить необходимость достойного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Таким образом, вступление в ВТО предполагает структурную перестройку бюджетных расходов на сельское хозяйство посредством косвенных мер воздействия, что позволит качественно улучшить условия сельскохозяйственного производства.
Учитывая крайне неудовлетворительное
состояние материально-
Кроме того, преимуществом является и то, что членство России в ВТО даст прямой доступ российских предприятий АПК к различным комплектующим деталям, изделиям того или иного зарубежного оборудования, используемого в нашей стране, а также передовым технологиям агропромышленного производства.
Развитие научно-технического процесса в АПК России может осуществляться в интеграции с мировым сообществом, в конкуренции с аналогичными субъектами аграрного производства. Поэтому не нужно концентрировать внимание только на возможных негативных последствиях. Необходимо искать те возможные и максимальные выгоды, которые появятся в результате вступления России в ВТО30.
Заключение
В данной курсовой работе объектом пристального изучения стала проблема обеспечения России продовольствием. Агропромышленный комплекс России, который развивается медленнее всей российской экономики, сможет достигнуть уровня 1986 г., к 2020-2025 гг. Но как бы там ни было, продовольственная проблема в нашей стране должна найти свое положительное решение. Решение продовольственной проблемы в нашей стране возможно только при условии обеспечения ее продовольственной безопасности. Таким образом процесс решения продовольственной проблемы рано или поздно заканчивается, а процесс обеспечения продовольственной безопасности конца иметь не должен.
Опыт последних лет доказывает, что стихийный рынок не может обеспечить производство необходимого количества продовольствия. Поэтому необходима государственная поддержка основных отраслей сельского хозяйства. Необходимо вести контроль производства зерновых культур, молока, мяса, на региональном уровне также учитывать производство картофеля, овощей и яиц.
Сохраняется высокая и необоснованная импортная зависимость страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, что существенно снижает экономическую безопасность и значительно ущемляет ее национальные интересы. Прирост импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия существенно опережает по темпам прирост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов. Доля импорта продовольственных товаров превышает пороговую величину продовольственной безопасности на 10-15%, при которой он служит не дополнением внутреннего агропромышленного производства, а, существенно подавляя его, становится альтернативой развитию отечественного производства, приводит к сужению возможностей его развития и потенциально – к спаду производства.
Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор. Необходима поддержка государством экспорта отечественной продукции, а так же предоставление внутреннего рынка для собственного производителя. Необходима регламентация зарубежных инвестиций в агропродовольственный сектор. Так как ситуация с материально-технической базой сельского хозяйства является кризисной. Ее предполагается решить за счет развития сети машинно-технологических станций на основе современных технико-технологических систем для производственного обслуживания сельскохозяйственных производителей, а также за счет совершенствования производственно-технической базы через развитие лизинга сельскохозяйственной техники.
Для достижения целей экономического роста АПК нашей страны необходимо создавать условия для активизации инновационно-инвестиционной деятельности. Цель инновационно-инвестиционной политики в АПК - создание условий для эффективных вложений и внедрения инноваций в экономику отрасли.
Мировой опыт свидетельствует, что в кризисных ситуациях роль государства возрастает. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить активизацию инвестиционной деятельности, оказать влияние на экономику страны, в том числе на ее продовольственное обеспечение за счет самообеспечения продуктами питания или их импорта в страну.
В связи с интенсификацией
сельскохозяйственного
Существенным стимулом модернизации сельскохозяйственного производства является и то, что членство России в ВТО будет способствовать проведению инновационной политики.
Обеспечение России продовольствием – это вопрос актуальный и архиважный, и наше внимание должно быть обращено на скорейшее принятие радикальных мер по исправлению положения в аграрном секторе экономики.
В заключение отметим, что решение продовольственной проблемы в России возможно на собственной воспроизводственной основе, что обусловлено значительными природными ресурсами, достаточными для производства в необходимом количестве всех основных видов продовольственной продукции, а также огромным накопленным за многие годы потенциалом отечественного продовольственного комплекса. Необходимым и достаточным условием продовольственной обеспеченности является экономический рост, приводящий к росту объемов производства продуктов питания, реальных доходов людей, и активная политика помощи малоимущим слоям населения со стороны государства.
Библиографический список
1.Г.А.Плотникова Лизинг как финансовый элемент механизма государственно-частного партнерства в животноводстве / Г.А.Плотникова, А.И.Гончаров//Экономический анализ: теория и практика.- 2009.- N 19
2.Правительство РФ, распоряжение от 17 марта 2010 г. N 376-р
3.Указ президента РФ
«Об утверждении Доктрины
4. Н.Г.Барышников Анализ
и оценка воспроизводства
5.Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет.- 2010.- N 3
6.Л.И.Проняева Управленческий учет и инновационно-инвестиционная политика в АПК / Л.И.Проняева // Экономический анализ: теория и практика.- 2008.- N 19
7.Оболенцев И.А. Продовольственная безопасность России: еще один взгляд на прблему/ Оболенцев И.А., Корнилов М.Я., Синюков М.И., - М.:, Изд-во РАГС, 2006.-218 с.
8.Бурдуков П.Т. Россия в системе глобальной продовольственной безопасности/ Бурдуков П.Т., Саетгалиев P.З., Москва 1999.- 121 с.
9. Г.Р.Таишева Об уровне потребления населением основных продуктов питания / Г.Р.Таишева // Экономический анализ: теория и практика.- 2009.- N 20
10.Правительство
РФ, распоряжение от 25 октября 2010
г. N 1873-р «Основы
11.Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.
12.Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Основные показатели сельского хозяйства в 2009 году. Москва 2010
Приложение 1
Схема 1. Виды национальной безопасности.
Приложение 2
Схема 2. Основные виды экономической безопасности.
Производство тракторов и сельскохозяйственной техники | ||||
| ||||
2007 |
2008 |
2009 |
||
Тракторы: |
||||
тыс. шт. |
14,0 |
17,1 |
7,7 |
|
суммарная мощность |
||||
двигателей, млн.л.с. |
1,7 |
2,2 |
1,1 |
|
Тракторные плуги |
2,1 |
2,8 |
1,3 |
|
Тракторные культиваторы |
8,2 |
9,5 |
3,3 |
|
Тракторные сеялки |
7,3 |
8,9 |
3,5 |
|
Тракторные косилки |
3,4 |
3,3 |
2,7 |
|
Машины для внесения в почву |
||||
минеральных удобрений и |
||||
извести, шт. |
508 |
443 |
394 |
|
Комбайны, шт.: |
||||
зерноуборочные |
7270 |
8060 |
6806 |
|
льноуборочные |
- |
10 |
- |
|
кормоуборочные |
834 |
806 |
532 |
|
Погрузчики универсальные сель- |
||||
скохозяйственного назначения |
4,8 |
4,9 |
3,0 |
|
Дробилки для кормов |
72,7 |
56,5 |
55,2 |
|
Доильные установки, шт. |
2365 |
4259 |
2437 |
|
Минитракторы, шт. |
795 |
359 |
256 |
|
Мотоблоки и мотокультиваторы |
||||
со сменными орудиями |
149 |
161 |
134 |
Информация о работе Проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации